Действия сотрудников полиции

Содержание

Права и обязанности полиции

Действия сотрудников полиции

Порядок действий сотрудников полиции в конкретных ситуациях, а также их обязанности и права отражены в ФЗ №3 «О полиции» от 2011 года. Каждый гражданин должен знать перечень основных прав и обязанностей сотрудников правопорядка, чтобы понимать, как они должны действовать по отношению к нему в тех или иных ситуациях.

Обязанности сотрудника полиции

В системе МВД полицейские призваны следить за правопорядком и действовать для пресечения попыток совершения преступлений. Их главная задача – защита прав граждан. Конкретные обязанности, в которых она выражается, перечислены в статье 12 ФЗ «О полиции». Основные из них:

  • Приём и регистрация заявлений граждан о происшествиях и преступлениях.
  • Проверка заявлений и информирование граждан о её результатах.
  • Оперативное прибытие по вызову о совершении преступления для его пресечения и защиты граждан.
  • Оказание первой помощи пострадавшим.
  • Обеспечение порядка.

Перечень обязанностей, указанных в законе, намного шире, но именно с этими из них на практике чаще всего встречаются граждане, обратившиеся к полицейским за помощью.

Обязанности полицейского при обращении к нему гражданина

При любом обращении граждан к сотруднику полиции он должен представиться, назвав свои ФИО, звание и должность.

Полицейский обязан оказать всесторонне содействие для решения проблемы гражданина. Для этого он должен выслушать его заявление и принять необходимые меры, если это позволяют сделать полномочия сотрудника полиции. В ином случае полицейский обязан объяснить, куда стоит обратиться гражданину с его проблемой.

Ещё одной обязанностью при обращении граждан является предоставление ему документов, связанных с его правами и свободами.

Права сотрудников полиции

Статья 13 ФЗ №3 определяет права полицейский, которые им даны для выполнения своих обязанностей. К таковым относится:

  • Удостоверять личность, проверяя документы человека.
  • Патрулировать общественные места.
  • Доставлять в медицинские учреждения пьяных.
  • Доставлять беспризорников в отделения полиции и специальные центры для их содержания.
  • Посещать учреждения, предъявив удостоверение личности, а также знакомится с документами, включая личные документы граждан.

Особое право касается использования оружия. Статья 23 ФЗ «О полиции» разрешает применять огнестрельное оружие для защиты граждан и самозащиты, а также при задержании преступника, оказавшего сопротивление и несущего угрозу для окружающих.

Применить оружие можно только после предварительного предупреждения о его применении.

Нельзя использовать оружие против детей, инвалидов и женщин. Также запрещено применять оружие, если это создаёт какой-либо риск или угрозу для других людей. Важно, чтобы перед применением оружия полицейский исчерпал способы решения проблемы без применения силы.

Вправе ли полицейский проверять документы на улице?

В России проверка документов на улицах является обыденностью. Тем не менее, мало кому эта процедура кажется приятной. Сотрудники полиции, действительно, уполномочены на проведение такой проверки, но лишь в определённых случаях:

  • При подозрении гражданина в совершении преступления.
  • Предположении о том, что гражданина разыскивают.
  • По факту совершения административного правонарушения.
  • При наличии оснований для задержания (согласно статьям 27.3 КоАП РФ и 91 УПК РФ).

Полицейские могут проверить документы, если личность человека покажется им подозрительной и при проведении проверки местности.

На практике полицейский может проверить документы у человека, который просто идёт по улице. Закон не требует для этого наличия доказательств его причастности к какому-либо правонарушению. Достаточно, что этот человек покажется полицейскому похожим на кого-то, кто объявлен в розыск.

Может ли полицейский забрать паспорт?

Изъять паспорт могут только сотрудники ОВД и Следственного комитета и лишь при условии подозрения данного человека в совершении преступления. В иных случаях отдавать паспорт полицейским граждане не обязаны, лишь показать для проверки.

Вправе ли полицейский обыскать на улице?

Во время публично-массовых мероприятий полицейские, действительно вправе проводить обыск граждан, чтобы найти у них оружие или запрещённые вещества.

В случае уличного обыска, нужно:

  • Потребовать от полицейского следовать 5 статье ФЗ №3. В ней сказано, что сотрудник правопорядка должен представиться, сообщить причину и цель обращения и разъяснить гражданину его права и обязанности.
  • Потребовать привлечения понятых и видеосъёмки обыска. При этом досмотр должен проводить сотрудник того же пола.

Источник: https://ruadvocate.ru/ukrf/prava-i-obyazannosti-policii/

Действия сотрудников полиции должны быть обоснованными и понятными для граждан. 9

Действия сотрудников полиции

КРАТКАЯ ПАМЯТКА

Для сотрудников

По основным положениям

Закона РФ «О полиции»

ДЕРАЦИИ

ПРИ ОБРАЩЕНИИ ГРАЖДАНИНА

К ПОЛИЦЕЙСКОМУ ПОЛИЦЕЙСКИЙ

ОБЯЗАН (статья 5, часть 5):

– назвать свои должность, звание, фамилию;

внимательно выслушать обратившегося;

– принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит

решение поставленного вопроса.

ПРИ ОБРАЩЕНИИ ПОЛИЦЕЙСКОГО

К ГРАЖДАНИНУ ПОЛИЦЕЙСКИЙ ОБЯЗАН (статья 5, часть 4):

– назвать свои должность, звание, фамилию;

предъявить по требованию гражданина

служебное удостоверение;

– после чего сообщить причину и цель обращения.

Действия сотрудников полиции должны быть обоснованными и понятными для граждан. 9

1.Полиция защищаетправа, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения,

имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (статья 7, часть 1).

2. Сотрудник полиции должен проявлять уважение к национальным обычаями традициям граждан, учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, религиозных организаций, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию (статья 7, часть 3).

3. В случае обращения в полицию полиция обязанаобеспечить каждому гражданину возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не установлено федеральным законом (статья 5, часть 7).

4. Полученные в результате деятельности полиции сведения о частной жизнигражданина не могут предоставляться кому бы то ни было без добровольного согласия гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (статья 5, часть 6).

5.

Сведения, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию гражданина, преданные гласности сотрудником полиции, в случае признания их не соответствующими действительности судом, следователем, органом дознания или самой полицией должны быть опровергнутыв той же форме, в какой они были преданы гласности, в возможно короткий срок, но не превышающий одного месяца со дня признания таких сведений не соответствующими действительности (статья 9, часть 4).

6. В случае нарушениясотрудником полиции прав и свободграждан или прав организаций полиция обязана в пределах своих полномочий принять меры по восстановлению нарушенных прав и свобод.

Полиция приносит извинения гражданину, права и свободы которого были нарушены сотрудником полиции, по месту нахождения (жительства), работы или учебы гражданина в соответствии с его пожеланиями (статья 9, часть 3).

7. Полиция в своей деятельности должна учитывать общественное мнение, которое является одним из основных критериев официальной оценки ее работы (статья 9, часть 6).

ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ И БОРЬБЫ С ПРАВОНАРУШЕНИЯМИ ПОЛИЦИЯ ИМЕЕТ ПРАВО (статья 13):

– требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий, а также действий, препятствующих осуществлению законной деятельности представителей органов власти;

проверять документы, удостоверяющие личность граждан, в случаях, если:

• имеются основания подозревать их в совершении преступления;

• имеются основания полагать, что они находятся в розыске;

• имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении;

• имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом.

– проверять у граждан, должностных лиц и общественных объединений и организаций разрешения (лицензии) и иные документы на совершение определенных действий или на осуществление определенного вида деятельности, контроль (надзор) за которыми возложен на полицию;

вызывать в полицию граждани должностных лиц по расследуемым уголовным делам и находящимся в производстве делам об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях;

подвергать приводу в полициюграждан и должностных лиц, уклоняющихся без уважительных причин от явки по вызову;

– в связи с расследуемыми уголовными делами и делами об административных правонарушениях запрашиватьи получатьна безвозмездной основе по мотивированному запросу уполномоченного сотрудника полиции сведения, справки, документы и другую необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан, от органов власти, организаций, должностных лиц и граждан;

– при выявлении и пресечении налоговых преступлений запрашивать и получать от кредитных организаций справки по операциям и счетамюридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

– участвовать в налоговых проверкахпо запросам налоговых органов Российской Федерации, получать в целях предупреждения, выявления и раскрытия преступлений сведения, составляющие налоговую тайну;

запрашиватьи получатьот медицинских организацийсведения о гражданах, поступивших с ранениями и телесными повреждениями насильственного характера либо полученными в результате дорожно-транспортных происшествий;

– в связи с проверкой зарегистрированных заявлений и сообщений о совершении преступлений и административных правонарушений, а также в связи с их расследованием беспрепятственно посещать, по предъявлении служебного удостоверения, государственные и муниципальные органы, организации, знакомиться с необходимыми документами и материалами, в том числе с персональными данными граждан, имеющими отношение к расследованию уголовных или административных дел;

патрулировать населенные пункты и общественные места, оборудовать при необходимости контрольные и контрольно-пропускные пункты, выставлять посты и использовать другие формы охраны общественного порядка;

требовать от граждан покинуть местосовершения преступления или происшествия для проведения следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий;

не допускать гражданна отдельные участки и объекты, либо обязывать оставаться на местах, либо покинуть их – в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан;

обращаться к группам граждан, нахождение которых в общественных местах не связано с проводимыми на законных основаниях публичными и массовыми мероприятиями, с требованием разойтись или перейти в другое место, если они создают угрозу жизни и здоровью как для себя, так и для других граждан, объектам собственности, нарушают работу организаций и движение транспорта;

принудительно препровождать гражданв служебное помещение территориального и муниципального органа или подразделение полиции с целью:

• решения вопроса о задержании гражданина (при невозможности решить этот вопрос на месте);

• установления личности гражданина, если имеются основания полагать, что он находится в розыске, уклоняется от исполнения уголовного наказания либо является пропавшим без вести;

• защиты гражданина от непосредственной угрозы его жизни и здоровью.

доставлять граждан, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьяненияи утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации;

осуществлять личный досмотрграждан, находящихся при них вещей и транспортных средств при наличии данных о том, что они имеют при себе оружие, боеприпасы, патроны к оружию, взрывчатые вещества и взрывные устройства, наркотические или психотропные средства либо ядовитые или радиоактивные вещества, изымать указанные предметы, средства и вещества (при отсутствии законных оснований для их ношения или хранения);

останавливать транспортные средствав целях обеспечения безопасности дорожного движения, проверять документы на транспортные средства и перевозимые грузы, осуществлять с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, осмотр транспортных средстви грузовс составлением соответствующего акта;

– проводить при осуществлении контроля за обеспечением авиационной безопасности гражданской авиации проверки соблюдения правил предполетного досмотра, пропускного и внутриобъектового режимов;

привлекать гражданс их согласия к внештатному сотрудничеству, устанавливать негласное сотрудничество с гражданами на безвозмездной или возмездной основе;

объявлять о вознагражденииза помощь в раскрытии преступлений и выплачивать его гражданам; поощрять граждан, оказавших помощь полиции в выполнении иных обязанностей;

– в служебных целях беспрепятственно пользоваться средствами связигосучреждений, а в безотлагательных случаях – средствами связи негосударственных организаций и граждан;

– использовать в безотлагательных случаях транспортные средствагосучреждений, организаций, а в исключительных случаях (для пресечения преступлений, срочной медицинской помощи и других) – транспортные средства, принадлежащие гражданам, отстраняя при необходимости водителейот управления этими транс- портными средствами, с возмещением понесенных ими расходов либо материального ущерба.

Источник: https://studopedia.ru/13_166520_deystviya-sotrudnikov-politsii-dolzhni-bit-obosnovannimi-i-ponyatnimi-dlya-grazhdan-.html

Права и обязанности сотрудников полиции

Действия сотрудников полиции

Законодательством РФ регулируются права и обязанности полиции.

В ФЗ-№ 3 «О полиции» от 07.02.2011 г. обозначено более 40 обязанностей сотрудников полиции, которые касаются не только уполномоченных лиц, но и каждого гражданина. Ведь любой из нас может столкнуться с правонарушением.

Что обязаны делать полицейские, каковы их права и обязанности в 2020 году?

Обязанности сотрудника полиции в случае обращения к нему гражданина

Сотрудник полиции обязан в этом случае:

  • Назвать свои фамилию, должность, звание.
  • Внимательно выслушать гражданина, принять соответствующие меры в рамках своих полномочий или объяснить, к кому можно обратиться с данным вопросом.
  • Обеспечить гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, затрагивающими его права и свободы.

Права сотрудника полиции

Для выполнения своих обязанностей полицейскому предоставлены следующие права (ст. 13 ФЗ-№3):

  • проверять удостоверяющие личность документы;
  • патрулировать общественные места;
  • доставлять в медучреждения лица, находящиеся в состоянии алкогольного опьянения;
  • доставлять безнадзорных несовершеннолетних в специализированные центры, районные отделения полиции и пр.;
  • посещать любые учреждения, организации и предприятии (по предъявлении служебного удостоверения), знакомиться с необходимыми документами (в том числе содержащими персональные данные граждан) и материалами.

Сотрудник полиции имеет право применять огнестрельное оружие в случаях, указанных в ст. 23 ФЗ «О полиции».

Служащие правоохранительных органов в основном применяют оружие для защиты себя и граждан от умышленных действий сторонних лиц. Чаще всего оружие применяется в ходе задержания преступников, совершивших злодеяние.

Перед применением оружия полицейский обязан предупредить нарушителя/подозреваемого о том, что произойдёт в случае неподчинения.

Не допускается применение оружия в отношении детей, беременных, инвалидов, за исключением случаев, когда это опасно для людей. Нельзя применять оружие, если это может повлечь опасные последствия для окружающих.

Применение физической силы полицейским будет считаться правомерным, если является реакцией на сопротивление правонарушителя; при этом отсутствует хотя бы малейшая возможность несилового воздействия.

Имеет ли право сотрудник полиции проверять документы на улице?

Проверка документов полицией – ситуация достаточно привычная в наши дни. И всё же эту процедуру нельзя назвать приятной.

Полицейский вправе проверять документы, если:

  • гражданин подозревается в совершении преступления;
  • предполагается, что гражданин находятся в розыске;
  • имеются основания к возбуждению дела об административном правонарушении;
  • имеются основания для задержания в порядке, предусмотренном статьей 27.3 КоАП РФ или ст. 91 УПК РФ.

Просмотр документов полицейским возможен с целью проверки подозрительной личности по «ориентировке», отработки местности и пр.

Сотрудник полиции вправе проверить у гражданина документы, даже если тот спокойно идёт по своим делам.

Ст. 13 не оговаривает, что сотрудник полиции должен располагать сведениями, достаточными для установления причастности проверяемого лица к совершению правонарушения. Для проверки достаточно минимального внешнего сходства с находящимся в розыске лицом.

Так что законопослушным гражданам можно порекомендовать относиться к таким ситуациям с пониманием, ведь в конечном счёте — это забота об их же безопасности.

Может ли сотрудник правоохранительных органов забрать паспорт?

Да, может, но только сотрудник органов ОВД или Следственного комитета и при условии, что лицо подозревается в совершении преступления. В остальных случаях гражданин вправе не давать в руки полицейского свой паспорт.

Имеет ли право полиция обыскивать на улице?

Защитники правопорядка вправе проводить досмотр граждан на публично-массовых мероприятиях. Цель обыска в данном случае – наличие у граждан оружия или запрещённых веществ.

Как действовать при обыске на улице:

  1. Во-первых, заявите о своих правах. Согласно ст. 5 ФЗ-№3, полицейский обязан представиться, сообщить цель и причину своего обращения, разъяснить ваши права и обязанности.
  2. Во-вторых, требуйте понятых. При обыске должны присутствовать свидетели. Желательно вести видеосъёмку. Необходимое для этого условие: обыск/досмотр проводит лицо аналогичного пола.
  3. В-третьих, прочитайте протокол, письменно обозначьте, с чем не согласны, добавьте при необходимости свои комментарии, обязательно перечеркните все свободные поля и только после всего этого распишитесь. Если не согласны, не расписывайтесь.

Имеет ли право полиция задерживать на улице без причины?

Все основания для задержания граждан полицией перечислены в ст. 14 вышеуказанного закона. Задержать могут при подозрении в совершении деяния, за которое предусмотрено лишение свободы.

При этом должно иметься одно из таких оснований:

  • лицо застигнуто при совершении преступного деяния или сразу же после его совершения;
  • очевидцы или потерпевшие указали на данное лицо как на преступника;
  • на человеке или его одежде, в его жилище обнаружены следы преступления.

Другие основания для задержания:

  • лицо пыталось скрыться;
  • не имеет постоянного места жительства;
  • личность гражданина не установлена;
  • сходство внешности с ориентировкой. Или, например, нахождение данного лица в помещении, где согласно оперативным данным скрывается преступник.

Безосновательно задерживать гражданина сотрудник полиции не имеет права.

Имеет ли право полиция допрашивать несовершеннолетнего без родителей?

Полицейский вправе допросить несовершеннолетнего (без психических отклонений), которому не исполнилось ещё 16 лет, без участия родителей, если на допросе присутствует педагог или психолог.

Несовершеннолетний, которому уже исполнилось 16, может быть подвергнут допросу без участия педагогов, психологов и родителей.

Имеет ли право полиция останавливать машину?

Остановка автомобиля возможна, если:

  • водитель нарушил правила дорожного движения;
  • полицейский заметил явную неисправность авто;
  • инспектор владеет сведениями, что водитель причастен к ДТП или к преступлению;
  • авто находится в розыске;
  • сотруднику ГИБДД необходим свидетель для оформления протокола при ПДД;
  • перевозимый груз создаёт аварийную ситуацию на дороге.

Имеет ли право сотрудник полиции проверять документы на машину?

По закону любой сотрудник полиции при необходимости обладает полномочиями для остановки автотранспорта и проверки документов. Некоторые полагают, что данные действия может производить только инспектор ГИБДД, но это ошибочное мнение.

Имеет ли право полиция заходить в квартиру?

В соответствии со ст. 25 Конституции РФ жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в дом гражданина против его воли, за исключением случаев, установленных законом, или на основании решения суда.

Без разрешения хозяев в квартиру может войти уполномоченный участковый, но опять же – если на то имеются основания. К примеру, было совершено или необходимо пресечь преступление, или если в данном доме находятся люди, которым требуется неотложная помощь.

В ст. 15 ФЗ «О полиции» прописано, что проникновение полицейских в жилые или иные частные помещения, а также на земельные участки, допускается:

  • для спасения или обеспечения безопасности граждан;
  • для задержания подозреваемых в совершении преступления лиц;
  • для пресечения преступления;
  • для выяснения обстоятельств несчастного случая.

В этих случаях полиция вправе произвести взлом запирающих устройств, препятствующих проникновению. При этом сотрудник полиции, осуществляющий проникновение в жилое помещение, обязан предварительно уведомить граждан об основаниях своих действий, за исключением случаев, если промедление создаёт угрозу жизни всем окружающим или может повлечь за собой иные тяжкие последствия.

В то же время любой гражданин задаётся вопросом: «Имею ли я право не открывать дверь полиции?». Прежде чем открыть двери полицейскому, вы можете:

  • Попросить представиться и показать служебное удостоверение через глазок или накинутую цепочку.
  • Переписать данные и сообщить близким по телефону ФИО и звание рвущегося к вам сотрудника. Закон даёт гражданам такое право, чтобы позаботиться о своей безопасности.
  • Потребовать назвать причину визита.

Если полицейский отказывается сообщить данные о себе, вы вправе не открывать ему дверь. В этом случае позвоните по номеру 112, участковому или в дежурную часть отделения полиции.

При отказе полицейского озвучить причину визита у вас имеется полное право не открывать ему дверь. Сообщите полицейскому о неправомерности его действий и превышении полномочий, предложите оставить вам повестку.

Имеет ли право сотрудник полиции снимать на телефон?

Инспектор полиции имеет право вести съёмку, причём не только на служебный видеорегистратор, но и на свой телефон, а также на любое другое устройство.

Такие съёмки могут выступать в суде доказательствами например, неадекватного поведения или отказа от медицинского освидетельствования и других неправомерных ситуаций.

В то же время граждане часто задаются вопросом: «Имею ли я право снимать на видео сотрудника полиции?» В этом случае позиция МВД РФ однозначна: гражданам разрешено производить съёмку, если это не мешает полицейскому выполнять свои служебные функции (ст. 24 Конституции РФ).

Однако имеются и некоторые ограничения. Сотрудник полиции может попросить гражданина прекратить съёмку в ходе осуществления охранных либо оперативно-розыскных мероприятий, а также в целях защиты охраняемой законом тайны, прав граждан и организаций. Также съёмка может быть запрещена в регионе, где введён режим контртеррористической операции.

Имеет ли право полицейский проверять телефон?

По общему правилу проверять содержимое мобильного телефона и других технических устройств гражданина полицейский может только при проведении спецопераций с целью поиска предметов, использованных при совершении преступлений или административных правонарушений.

Однако такой досмотр должен фиксироваться протоколом. Во всех остальных случаях у сотрудника полиции нет полномочий просматривать данные мобильного телефона или компьютера.

Знание прав и обязанностей полицейских позволит гражданам вести себя правильно при столкновении с правонарушениями, защищать сои права и наказывать тех сотрудников, которые превышают свои полномочия или выполняют свои обязанности недобросовестно.

Источник: http://ugolovnyi-expert.com/prava-i-obyazannosti-policii/

Действия сотрудников полиции на месте происшествия

Действия сотрудников полиции

Местом происшествия является определенная территория или помещение, в пределах которых совершено противоправное деяние или обнаружены его последствия.

Патрульные и постовые наряды полиции обычно первыми получают сигнал о готовящемся совершаемом или совершенном преступлении и первыми прибывают на место происшествия. От того, как будет действовать работник полиции первым, прибывшим на место происшествия, какие меры он примет и как умело выполнит свои обязанности зависит быстрота раскрытия преступления и задержания преступников.

Важно чтобы сотрудники полиции не допускали на месте происшествия ошибок и оплошностей, которые ставят под сомнение результаты всего следствия.

Очень важно принять необходимые меры к тому, ни одно из доказательств не было уничтожено или потеряно, ибо восстановить их невозможно.

При обращении граждан с заявлениями и сообщениями о преступлении сотрудник полиции обязан установить и записать:

1. Ф.И.О. заявителя и его адрес.

2. Время поступления сообщения.

3. Точное место совершения преступления.

4. Время совершения преступления.

5. Кем и против кого совершено.

6. Когда обнаружено преступление (часы, минуты).

7. В каком состоянии находится потерпевший, оказана ли ему помощь.

8. Кто первый обнаружил и при каких обстоятельствах.

9. Были ли очевидцы, что известно о них.

10. В каком направлении скрылись преступники.

После этого немедленно доложить дежурному по ОВД и прибыть на место происшествия.

По прибытию на место происшествия сотрудник полиции обязан:

1. Выяснить на месте происшествия обстановку и характер правонарушения.

2. Принять меры к прекращению противоправных действий.

3. Оказать помощь пострадавшим.

4. Организовать охрану места происшествия с целью сохранения обстановки, следов и других вещественных доказательств.

5. Принять меры к задержанию преступников и подозреваемых.

6. Установить свидетелей и очевидцев.

7. Находиться на месте происшествия до прибытия СОГ или до получения указаний дежурного.

8. Доложить старшему СОГ о работе, проделанной на месте происшествия и далее действовать по указанию дежурного.

Последовательность некоторых действий может быть изменена в зависимости от характера преступления, численности наряда и т.д. Но первое – выяснение обстановки остается неизменным и всегда первоначальным.

Сущность охраны места происшествия заключается в следующем:

1. Правильно определить границы места происшествия.

2. Удалить всех граждан и потерпевших.

3. Не нарушать обстановку места происшествия.

4. Не трогать следы преступления, не производить уборку, не затаптывать следы.

5. Сохранить следы, которые могут быть уничтожены или повреждены.

Всякий неосторожный шаг на месте происшествия опасен потому, что несведущему человеку может показаться несущественным и незначительным на деле может оказаться ключом к тайне преступления. Поэтому – не трогать следы преступления. Эти следы могут быть видимыми и маловидными только нужно уметь их видеть. Они могут быть и невидимыми, тогда их нужно суметь обнаружить.

Но они есть всегда. Целая отрасль криминалистической техники – трасология занимается изучением различного вида следов: поверхностных и объемных, статических и динамических, локальных периферических (то есть по механизму их образования).

И конечно изучению подвергаются в первую очередь следы человека – рук, ног, следы зубов человека, следы орудия взлома и инструментов, следы транспорта и животных.

Работники полиции, зная значение и важность осмотра места происшествия, важность полученной и своевременно реализованной информации от граждан сможет грамотно и быстро реализовать ее самостоятельно или доложить в соответствующие инстанции, что в свою очередь окажет положительное действие в борьбе с преступностью.

Заключительный этап

На заключительном этапе предусматриваются мероприятия по отводу сил и средств, привлекаемых к охране правопорядка, отмене вводимых на период массового мероприятия ограничений.

Личный состав, окончивший службу, сосредотачивается в намеченных пунктах, руководители штаба подводят итоги работы, анализируют действия подразделений и нарядов, оценивают их работу.

Готовится итоговая справка по окончании мероприятия с указанием его наименования, места и времени проведения, количества участников и зрителей, задействованного личного состава, ответственного и осуществлявших контроль от ОВД.

В суточный срок предоставляется информация, в которой должны отражаться: общие сведения о проходившем массовом мероприятии; месте, времени и способе совершения правонарушений (если они были зарегистрированы); сведения о личности правонарушителей и очевидцев, в том числе сотрудников правоохранительных органов; сведения о характере и размере вреда, причиненного правонарушителям, о принятых ОВД мерах.

Источник: https://cyberpedia.su/1x6ba9.html

Действия сотрудников полиции при выявлении административных правонарушений

Действия сотрудников полиции

Административные правонарушения посягают на широкий круг разнообразных общественных отношений – государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, здоровье населения, торговлю, финансы, транспорт, дорожное хозяйство и связь, установленный порядок управления и т. д.

Федеральным законом РФ «О полиции» (статья 12), законодательными и иными нормативными актами на органы внутренних дел (полицию) возложены следующие задачи по исполнению административного законодательства:

– принимать и регистрировать (в том числе в электронной форме) заявления и сообщения об административных правонарушениях; выдавать заявителям на основании личных обращений уведомления о приеме и регистрации их письменных заявлений об административных правонарушениях; осуществлять в соответствии с подведомственностью проверку заявлений и сообщений об административных правонарушениях и принимать по таким заявлениям и сообщениям меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации, информировать заявителей о ходе рассмотрения таких заявлений и сообщений в сроки, установленные законодательством Российской Федерации, но не реже одного раза в месяц; передавать (направлять) заявления и сообщения об административных правонарушениях в государственные и муниципальные органы, организации или должностному лицу, к компетенции которых относится решение соответствующих вопросов, с уведомлением об этом в течение 24 часов заявителя; информировать соответствующие государственные и муниципальные органы, организации и должностных лиц этих органов и организаций о ставших известными полиции фактах, требующих их оперативного реагирования;

– прибывать незамедлительно на место совершения административного правонарушения, пресекать противоправные деяния, документировать обстоятельства совершения административного правонарушения, обстоятельства происшествия, обеспечивать сохранность следов административного правонарушения;

– оказывать первую помощь лицам, пострадавшим от административных правонарушений;

– выявлять причины административных правонарушений и условия, способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению;

– проводить в соответствии с законодательством Российской Федерации экспертизы по делам об административных правонарушениях;

– оказывать содействие органам здравоохранения в доставлении в медицинские организации по решению суда лиц, уклоняющихся от явки по вызову в эти организации; участвовать совместно с органами здравоохранения в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в наблюдении за лицами, больными алкоголизмом или наркоманией и представляющими опасность для окружающих, в целях предупреждения совершения административных правонарушений;

Для выполнения данных задач полиция наделена правами (статья 13):

– требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий, а равно действий, препятствующих законной деятельности государственных и муниципальных органов, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, депутатов представительных органов муниципальных образований, членов избирательных комиссий, комиссий референдума, а также деятельности общественных объединений;

– проверять документы, удостоверяющие личность граждан если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом; проверять у граждан, должностных лиц, общественных объединений и организаций разрешения (лицензии) и иные документы на совершение определенных действий или на осуществление определенного вида деятельности, контроль (надзор) за которыми возложен на полицию в соответствии с законодательством Российской Федерации;

– вызывать в полицию граждан и должностных лиц по находящимся в производстве делам об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений об административных правонарушениях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции; получать по таким делам, материалам, заявлениям и сообщениям необходимые объяснения, справки, документы (их копии); подвергать приводу в полицию в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом, граждан и должностных лиц, уклоняющихся без уважительных причин от явки по вызову;

– в связи находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений об административных правонарушениях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок получения информации;

– беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения посещать в связи находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений об административных правонарушениях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, государственные и муниципальные органы, общественные объединения и организации, знакомиться с необходимыми документами и материалами, в том числе с персональными данными граждан, имеющими отношение к производству по делам об административных правонарушениях, проверке заявлений и сообщений об административных правонарушениях;

– требовать от граждан (групп граждан) покинуть место совершения административного правонарушения для документирования обстоятельств административного правонарушения, для сохранения следов административного правонарушения;

– составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применять иные меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях;

– вносить в соответствии с федеральным законом руководителям и должностным лицам организаций обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, способствующих административных правонарушений;

– направлять и (или) доставлять на медицинское освидетельствование в соответствующие медицинские организации граждан для определения наличия в организме алкоголя или наркотических средств, если результат освидетельствования необходим для подтверждения либо опровержения факта совершения административного правонарушения, для объективного рассмотрения дела об административном правонарушении;

– осуществлять в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей;

– производить регистрацию, фотографирование, аудио-, кино- и видеосъемку, дактилоскопирование лиц подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста;

– использовать в случаях, не терпящих отлагательства, транспортные средства, принадлежащие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям (за исключением транспортных средств, принадлежащих дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, представительствам международных организаций), а в исключительных случаях – транспортные средства, принадлежащие гражданам для проезда к месту совершения административного правонарушения, отстраняя при необходимости водителей от управления этими транспортными средствами, с возмещением в установленном федеральным законом порядке по требованию владельцев транспортных средств понесенных

– и т. д.

При выявлении признаков административного правонарушения сотрудники полиции руководствуются законодательством Российской Федерации, а также законодательными и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, приказами МВД России. Они обязаны:

1. Немедленно потребовать прекращения противоправного поведения.

2. Проверить документы, удостоверяющие личность лица, подозреваемого в совершении правонарушения.

3. Зафиксировать выявленные в них сведения.

4. Установить и записать данные о свидетелях (если таковые имеются), объяснить свидетелям их права и обязанности в соответствии с действующим законодательством.

5. Определить обстоятельства, подлежащие выяснению по делу:

5.1. Наличие события административного правонарушения.

5.2. Лицо, совершившее противоправные действия.

5.3. Иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

6. Составить протокол об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Последовательность действий сотрудников полиции определяется исходя из характера совершенного правонарушения, состава наряда и других обстоятельств.

Источник: https://magref.ru/deystviya-sotrudnikov-politsii-pri-vyiyavlenii-administrativnyih-pravonarusheniy/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.