Детский труд запрещен

Содержание

Эксплуатация детского труда: статья УК РФ, ответственность

Детский труд запрещен
Детский труд запрещен

Эксплуатация детского труда не допускается нормами действующего российского законодательства. Однако это вовсе не означает, что несовершеннолетним гражданам категорически запрещается трудиться.

Так, подростки вправе работать по найму, но их взаимоотношения с работодателями четко регламентируются конкретными положениями Трудового кодекса РФ (ТК). Сотрудникам, пока ещё не достигшим восемнадцатилетнего возраста, наниматели должны обеспечивать особые условия работы.

Соблюдение всех установленных требований жестко контролируется государством.

Статья 150. Эксплуатация детей

1. Эксплуатация детей, не достигших возраста, с которого законодательством разрешается трудоустройство, путем использования их труда с целью получения
прибыли наказывается арестом на срок до шести месяцев или

ограничением свободы на срок до трех лет, с лишением

права занимать определенные должности или заниматься

определенной деятельностью на срок до трех лет.

здоровью, физическому развитию или образовательному уровню ребенка, или соединенные с использованием

детского труда во вредном производстве, наказываются лишением свободы на срок от двух до

[attention type=red]
пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на
[/attention]

срок до трех лет.

1. Объектом данного преступления является здоровье, физическое развитие, образовательный уровень ребенка и др.

Своеобразным предметом преступления и одновременно потерпевшим выступает ребенок.

2. Объективная сторона данного преступления выражается в эксплуатации детей, которые не достигли возраста, с которого законодательством разрешается трудоустройство.

Эксплуатация детей заключается в использовании детского труда на любого вида работах с целью получения

3. Субъективная сторона данного преступления выражается в форме прямого умысла. Лицо осознает, что эксплуатирует ребенка с целью получения прибыли и желает

4. Субъектом преступления может быть вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

5. Квалифицирующими признаками данного преступления по ч.2 являются:

— эксплуатация нескольких детей;

— причинение существенного вреда здоровью, физическому развитию или образовательному уровню ребенка;

— эксплуатация детей с использованием детского

труда во вредном производстве.

Эксплуатация нескольких детей заключается в противозаконном использовании труда двух и более детей.

Под существенным вредом здоровью, физическому развитию или образовательному уровню ребенка следует понимать получение ребенком различной степени тяжести

[attention type=green]
телесных повреждений, различных хронических заболеваний, ненормальное физическое развитие ребенка и отклонение в образовательном уровне ребенка, наступивших в результате противоправной эксплуатации детского труда7
[/attention]

Под использованием детского труда во вредном производстве следует понимать труд ребенка на производствах, которые отнесены законодателем к вредным.

Продолжительность рабочего времени

По ст. 92 ТК для сотрудников младше 18 лет рабочее время сокращено. До 16 лет оно не должно быть не больше 24 часов в неделю, с 16 до 18 лет – максимум 35 часов. Если подросток еще учится, то эта норма уменьшается в 2 раза.

На основании ч. 1 ст. 94 время ежедневной работы не может превышать:

  • 4 часа для 14-летних;
  • 5 часов для 15-летних;
  • 7 часов для 16-летних.

С 18 лет можно трудиться полную смену.

Особенности злодеяния

Теоретически дети в России защищены от насилия, эксплуатации и других незаконных действий. Практически всегда кара за преступление более сурова, если жертвой стал несовершеннолетний.

https://www.youtube.com/watch?v=kZd32HY8BWY

Однако информация по эксплуатации детей буквально рассеяна по самым разным кодексам. И далеко не всегда нарушителей ждёт хоть сколько-нибудь весомое наказание.

Международные конвенции

Существует важный международный документ, который ратифицировали полторы сотни стран. Это Конвенция 1989 года, посвящённая правам детей (принята Генеральной Ассамблеей ООН), в том числе и право ребенка на защиту от эксплуатации.

Сразу в нескольких статьях (например, 19, 32) говорится о запрещении детской эксплуатации. Государства-участники обязаны принять меры, чтобы защитить детей, организовать надлежащий надзор, а также обеспечивать реабилитацию жертв эксплуатации.

Российская Федерация

В законах России можно назвать несколько ключевых норм:

  1. 37-я статья Конституции говорит о свободе труда, недопустимости принуждения в этой сфере. Труд должен проходить в должных условиях, включая достойную оплату.
  2. Федеральный закон №124-ФЗ (принят в 1998 году) гарантирует детям-работникам льготы, отпуска и сокращённое рабочее время. Об этом говорится в 11-й статье.
  3. Закон №273-ФЗ, в котором говорится об образовании в РФ, говорит о недопустимости привлечения ребёнка к труду вне программы учебного заведения (п. 4 34-й статьи).
  4. Во многих статьях ТК РФ говорится об особенностях принятия на работу несовершеннолетних, оплате их труда и прочих нюансах.

Также в последнее время идет речь о внесении поправок в статьи УК РФ с цеью урегулирования проблемы эксплуатации детского труда. Теоретически всё очень даже хорошо. На практике ситуация совершенно иная.

Состав преступления

В Уголовном кодексе нет определённой статьи, которая посвящалась бы отдельно эксплуатации детей. Соответственно невозможно говорить и о составе преступления.

В некоторых случаях возможна квалификация по статье 127.1, если эксплуатация сопровождается похищением человека. В примечании к этой статье говорится о рабском труде либо услугах, подневольности, различных сексуальных принуждениях (об этом подробнее далее).

Виды и формы эксплуатации детского труда в России

Самая распространённая ситуация – это поручение какой-либо работы детям младше шестнадцати лет. Дети разносят рекламную продукцию по квартирным почтовым ящикам, раздают листовки на улицах.

Чаще всего это продолжается долгие часы, сопровождается многокилометровым хождением пешком, и оплачивается порой мизерными денежными суммами. Но не исключается и обман, когда детям под различными предлогами просто отказывают в оплате.

Что ещё делают дети? Помогают родителям торговать, убирать территории и помещения.

Методика расследования

МОТ отмечает: проблема детского труда в России часто игнорируется, оценивается неверно и потому не решается. Часто в этом виноваты родителей детей.

Когда в семье подрастает дочка или сын, её (его) часто поощряют к устройству на работу/подработку. Если дело находится, чадо становится буквально героем.

Однако многие родители не принимают никаких мер, если их детей обманывают недобросовестные работодатели. Одни отговариваются распространёнными словами вроде «жизнь у нас такая», другие буквально вынуждены выживать. Кто-то просто не желает «связываться», не умеет правильно оформить жалобу. Есть и те, кто глубоко равнодушен к своим детям.

О преступлениях заходит речь только в самых серьёзных случаях. Например, когда сами родители продают своих детей «на органы» или в подпольные публичные дома/порнографические киностудии.

Особенности труда ребенка дошкольного возраста

2.1. ОТЛИЧИЕ ТРУДА ДЕТЕЙ ОТ ТРУДА ВЗРОСЛЫХ ЛЮДЕЙ

Труд ребенка отличается от труда взрослых. На эти отличияв свое время указывала еще Н. К. Крупская.

Наиболее существенное отличие заключается в том, что ребенок не создает в своем труде общественно значимых материальных ценностей.

Это не означает, что у труда ребенка нет результата или то, что он делает, никому не нужно. Речь идет именно об обществен­ной значимости результатов детского труда.

[attention type=yellow]
В давние времена, ког­да детство было короче и ребенок раньше включался в деятельность взрослых, его труд также имел общественную значимость.
[/attention]

Однако современный ребенок, особенно ребенок дошкольного возраста, не может включаться в современное производство и, следователь­но, не может создавать материальные ценности.

Труд детей носит воспитывающий характер

— так на него се­годня смотрят взрослые: с помощью труда формируется волевая сфера ребенка, уверенность в себе, самостоятельность, эмансипа­ция от взрослого и др.

Труд удовлетворяет потребность ребенка в самоутверждении, в познании своих возможностей, сближает его со взрослыми — так воспринимает эту деятельность сам ребенок (конечно, не облекая это восприятие в научные термины). Отли­чительной особенностью труда детей является его
близость к игре.


Выполняя трудовую задачу, дети часто переключаются на игру — играют водой во время умывания, обыгрывают трудовые действия и т. д. В младшем дошкольном возрасте отчетливо выражено стрем­ление превратить трудовой процесс в игру, но даже и старшие до­школьники, пока не овладели трудовыми действиями или инстру­ментами, тоже прежде играют ими, обыгрывают их.

И всегда с удо­вольствием принимают игровую ситуацию при организации труда. Дети с удовольствием трудятся, когда знают, что результат их труда, их поделки, пригодятся им в последующей игре.

При этом воспитателю следует помнить, что игра и труд —это разные деятельно­сти ребенка и каждая деятельность решает свои задачи: в игре дети в воображаемом плане отражают окружающий их мир, в игре все может быть «понарошку». Труд — реальная деятельность, в ней ре­бенок приобретает умения и навыки, которые пригодятся ему в его настоящей жизни. Но близость к игре создает ту эмоциональную атмосферу, которая становится для ребенка стимулом к овладению трудовыми умениями.

В процессе труда дети приобретают трудовые навыки и умения.

Но это не
профессиональные
навыки (как, к примеру, у токаря или слесаря), а навыки, помогающие ему приобретать независимость от взрослого, самостоятельность.

Труд дошкольников не имеет и не должен иметь постоянного ма­ териального вознаграждения.

Современные родители, считая, что каждый труд должен быть оплачен, предлагают ребенку за то, что он уберет свои игрушки на место, конфеты, мороженое или другое иное вознаграждение.

Почему этого делать нельзя? Потому, что, во-первых, ребенок пока еще учится трудиться и его труд оценивается взрослым с позиции усилий, которые ребенок прилагает, желания трудиться, желания трудиться не только для себя, но и для того, что­бы доставить радость другим.

[attention type=red]
Для ребенка в этот период самое важ­ное и ценное — это положительная оценка взрослого, словесное выражение одобрения действий ребенка, его умений. Похвала сти­мулирует к приложению усилий, к совершенствованию умений.
[/attention]

И, во-вторых, в жизни человека часто возникают ситуации, когда один человек оказывает другому бескорыстную помощь (особенно по отношению к близким людям) и, оказывая бескорыстную по­мощь, человек проявляет сугубо человеческие гуманные чувства: активно сопереживает, стремится доставить радость своими дей­ствиями.

Так, к примеру, относятся родители к своим детям. Поче­му же дети не должны так же поступать по отношению к родителям, друзьям и к самому себе.

За что платят родители детям, когда они, дети, получили хорошую отметку в школе? За то, что ребенок чему-то научился? И это он сделалдля родителей, не для себя? Труд — это не только средство получения денег, не только средство обогащения. Это прежде всего удовлетворение потребностей (витальных, соци­альных) и способ существования среди других людей.

И наконец, в-третьих, ребенка в труде увлекает сам процесс труда, он получает удовольствие от достижений, от приобретения новых умений, у него повышается самооценка, рождается уверенность в своих си­лах. Это глубинное воздействие на формирующуюся личность не I может и не должно измеряться материальным вознаграждением, более значимым вознаграждением является моральный результат. Если же с самых ранних лет приучить ребенка к системе «я плачу — ты делаешь», то очень скоро у ребенка складывается алгори. Следовательно, если у тебя нечем за­платить, то я делать не буду. К чему могут привести такие отноше­ния между людьми ?

Особенностью детского труда является и то, что его можно на­звать трудовой деятельностью

лишь условно, несмотря на нали­чие в нем всех структурных
компонентов деятельности, они пока еще находятся

в стадии развития, предпосылок трудовой деятель­ности

и обязательно предполагают участие и

помощь взрослого.

Названные различия труда ребенка и взрослого необходимо помнить и понимать для того, чтобы, не лишая ребенка возможно­сти трудиться, грамотно осуществлять трудовое воспитание.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Подготовьтесь к диспуту на тему: Нужно ли материальное вознаграждение ребенку за его труд? Группа студентов делится на подгруппы, стоящие на разных позициях. Каждая из подгрупп

Источник: https://UgKK.ru/uk/ekspluataciya-detskogo-truda-statya.html

Детский труд в образовательном учреждении – в каких случаях это правомерно

Детский труд запрещен

– Меня интересует, вправе ли привлекать учащегося к труду? Мне не нравится, что детей регулярно оставляют после уроков или даже снимают с них, и вместо получения положенных знаний они моют полы и подметают территорию школы.

– В советское время привлечение школьников к труду являлось повсеместной практикой и выступало одной из форм патриотического воспитания. Отдельные современные российские школы, несмотря на изменения в законодательстве, продолжают принуждать учеников к труду и грозят им санкциям за отказ. Зачастую при использовании детского труда они нарушают законодательные нормы.

Почему детский труд запрещён, а детский спорт нет?. Статья. Все Тренинги .ру

Детский труд запрещен

Почему детский труд запрещён, а детский спорт нет?. Статья. Все Тренинги .ру

Детский труд запрещен

Почему детский труд запрещён, а детский спорт нет?. Статья. Все Тренинги .ру

Детский труд запрещен

Статья 63 Трудового Кодекса РФ регламентирует возраст, с которого разрешено заключение трудового договора 16 лет. С оговорками — с 15 лет. С ещё большими оговорками — с 14 лет.

Ещё более ранний возраст допускается только в кино, театре и цирке с разрешения родителей. Одним из аргументов такого ограничения является опасность производства.

Действительно, производственные процессы представляют собой определённую опасность.

Согласны. На производстве есть тяжёлые, горячие, острые, быстро движущиеся предметы, которые по определению представляют опасность. Но давайте зададимся вопросом: “Насколько труд опасен?” — и попробуем сравнить с активностью, которая детям разрешена — спортом. Понятно, что статистики по детскому травматизму на производстве нет и быть не может.

Поэтому для оценки мы обратимся к травматизму взрослому. Скорее всего, значения окажутся сопоставимыми. Чтобы не вдаваться в большие глубины, возьмём только один раздел — смертельные случаи. Мы намеренно не берём в расчёт такие “взрослые” виды спорта, как парашют (погибает 1 на 1000), автогонки (погибает 1 на 100)[1].

Берём только те виды спорта, заниматься которыми разрешено детям.

Данные из расчёта, на сколько работников (спортсменов) приходится смертельный случай, мы свели в таблицу:

Экономика, по данным на 2015 год — 1 на 41 500. Альпинизм — 1 на 1 750. Бокс — 1 на 2 200. Велосипед — 1 на 141 000. Регби — 1 на 50 000.

Что мы видим из таблицы: производство на порядок менее опасно, чем бокс или альпинизм, практически эквивалентно регби и всего в 3,5 раза опаснее велосипеда.

В чём причина?

Эксплуатация детского труда в России: статья УК РФ, право на защиту, расследование

Детский труд запрещен

Эксплуатация детского труда в России: статья УК РФ, право на защиту, расследование

Детский труд запрещен

Эксплуатация детского труда в России: статья УК РФ, право на защиту, расследование

Детский труд запрещен

Во всём мире, если брать за основу данные МОТ, трудится приблизительно 200 – 250 миллионов детей. Многие из них работают в тяжелейших, вредных условиях, по принуждению либо просто потому, что иначе невозможно.

Что касается России, точные данные на этот счёт отсутствуют, хотя приблизительная цифра – 6 миллионов. Такое деяние подпадает под категорию преступлений против личной свободы (равно как лишение воли, торговля людьми и др.

)

Особенности злодеяния

Незаконное использование детского труда: особенности и пробелы законодательства

Детский труд запрещен

Незаконное использование детского труда: особенности и пробелы законодательства

Детский труд запрещен

Незаконное использование детского труда: особенности и пробелы законодательства

Детский труд запрещен

Уже не один десяток лет все правозащитные организации «бьют в набаты» в попытке достучаться до мирового сообщества и донести до всех, что недопустимо привлекать несовершеннолетних детей к непосильному для них труду, который порой перерастает в обыкновенное рабство.

К сожалению, если в социально развитых странах подобный вопрос ещё как-то стараются отслеживать и пытаются своевременно наказывать виновных, то в странах так называемого «третьего мира» рабский детский труд — это движущая сила всего подпольного и незаконного рынка.

Без какого-либо лицемерия стоит отметить, что, конечно же, жизненные ситуации бывают разные и иногда, чтобы выжить, несовершеннолетнему приходится забыть о детстве и начать зарабатывать на пропитание, на крышу над головой и банальные детские радости.

Порой ребёнку приходилось становиться у токарного станка в силу катастрофически сложившейся ситуации, как например, в годы Великой Отечественной войны, когда дети наравне с взрослыми отрабатывали по полной смене на оружейных заводах, так как понимали, что это необходимо для общего блага.

Наказание за незаконное использование детского труда.

Безусловно, это были тяжелейшие годы, которые принесли много жизненного опыта для будущих поколений.

Но, несмотря на весь переданный опыт, далеко не все примеры оказали должного влияния на законодательную систему Российской Федерации, и там, где нужно защитить права подрастающего поколения, имеются огромные правовые пробелы, которые толкают взрослых людей на нарушение закона.

Как уже можно догадаться из названия настоящей статьи, речь пойдёт о существующей мере ответственности для тех, кто незаконно использует детский труд, а также о том, почему такое количество нарушителей остаются безнаказанными и свободно пользуются несовершенством уголовного и административного законодательства.

Основные понятия и статистика

Эксплуатация детского труда: статья УК РФ, ответственность

Детский труд запрещен
Детский труд запрещен

Эксплуатация детского труда не допускается нормами действующего российского законодательства. Однако это вовсе не означает, что несовершеннолетним гражданам категорически запрещается трудиться.

Так, подростки вправе работать по найму, но их взаимоотношения с работодателями четко регламентируются конкретными положениями Трудового кодекса РФ (ТК). Сотрудникам, пока ещё не достигшим восемнадцатилетнего возраста, наниматели должны обеспечивать особые условия работы.

Соблюдение всех установленных требований жестко контролируется государством.

Статья 150. Эксплуатация детей

1. Эксплуатация детей, не достигших возраста, с которого законодательством разрешается трудоустройство, путем использования их труда с целью получения
прибыли наказывается арестом на срок до шести месяцев или

ограничением свободы на срок до трех лет, с лишением

права занимать определенные должности или заниматься

определенной деятельностью на срок до трех лет.

здоровью, физическому развитию или образовательному уровню ребенка, или соединенные с использованием

детского труда во вредном производстве, наказываются лишением свободы на срок от двух до

[attention type=red]
пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на
[/attention]

срок до трех лет.

1. Объектом данного преступления является здоровье, физическое развитие, образовательный уровень ребенка и др.

Своеобразным предметом преступления и одновременно потерпевшим выступает ребенок.

2. Объективная сторона данного преступления выражается в эксплуатации детей, которые не достигли возраста, с которого законодательством разрешается трудоустройство.

Эксплуатация детей заключается в использовании детского труда на любого вида работах с целью получения

3. Субъективная сторона данного преступления выражается в форме прямого умысла. Лицо осознает, что эксплуатирует ребенка с целью получения прибыли и желает

4. Субъектом преступления может быть вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

5. Квалифицирующими признаками данного преступления по ч.2 являются:

— эксплуатация нескольких детей;

— причинение существенного вреда здоровью, физическому развитию или образовательному уровню ребенка;

— эксплуатация детей с использованием детского

труда во вредном производстве.

Эксплуатация нескольких детей заключается в противозаконном использовании труда двух и более детей.

Под существенным вредом здоровью, физическому развитию или образовательному уровню ребенка следует понимать получение ребенком различной степени тяжести

[attention type=green]
телесных повреждений, различных хронических заболеваний, ненормальное физическое развитие ребенка и отклонение в образовательном уровне ребенка, наступивших в результате противоправной эксплуатации детского труда7
[/attention]

Под использованием детского труда во вредном производстве следует понимать труд ребенка на производствах, которые отнесены законодателем к вредным.

Продолжительность рабочего времени

По ст. 92 ТК для сотрудников младше 18 лет рабочее время сокращено. До 16 лет оно не должно быть не больше 24 часов в неделю, с 16 до 18 лет – максимум 35 часов. Если подросток еще учится, то эта норма уменьшается в 2 раза.

На основании ч. 1 ст. 94 время ежедневной работы не может превышать:

  • 4 часа для 14-летних;
  • 5 часов для 15-летних;
  • 7 часов для 16-летних.

С 18 лет можно трудиться полную смену.

Особенности злодеяния

Теоретически дети в России защищены от насилия, эксплуатации и других незаконных действий. Практически всегда кара за преступление более сурова, если жертвой стал несовершеннолетний.

https://www.youtube.com/watch?v=kZd32HY8BWY

Однако информация по эксплуатации детей буквально рассеяна по самым разным кодексам. И далеко не всегда нарушителей ждёт хоть сколько-нибудь весомое наказание.

Нормы законодательства

Международные конвенции

Существует важный международный документ, который ратифицировали полторы сотни стран. Это Конвенция 1989 года, посвящённая правам детей (принята Генеральной Ассамблеей ООН), в том числе и право ребенка на защиту от эксплуатации.

Сразу в нескольких статьях (например, 19, 32) говорится о запрещении детской эксплуатации. Государства-участники обязаны принять меры, чтобы защитить детей, организовать надлежащий надзор, а также обеспечивать реабилитацию жертв эксплуатации.

Российская Федерация

В законах России можно назвать несколько ключевых норм:

  1. 37-я статья Конституции говорит о свободе труда, недопустимости принуждения в этой сфере. Труд должен проходить в должных условиях, включая достойную оплату.
  2. Федеральный закон №124-ФЗ (принят в 1998 году) гарантирует детям-работникам льготы, отпуска и сокращённое рабочее время. Об этом говорится в 11-й статье.
  3. Закон №273-ФЗ, в котором говорится об образовании в РФ, говорит о недопустимости привлечения ребёнка к труду вне программы учебного заведения (п. 4 34-й статьи).
  4. Во многих статьях ТК РФ говорится об особенностях принятия на работу несовершеннолетних, оплате их труда и прочих нюансах.

Также в последнее время идет речь о внесении поправок в статьи УК РФ с цеью урегулирования проблемы эксплуатации детского труда. Теоретически всё очень даже хорошо. На практике ситуация совершенно иная.

Состав преступления

В Уголовном кодексе нет определённой статьи, которая посвящалась бы отдельно эксплуатации детей. Соответственно невозможно говорить и о составе преступления.

В некоторых случаях возможна квалификация по статье 127.1, если эксплуатация сопровождается похищением человека. В примечании к этой статье говорится о рабском труде либо услугах, подневольности, различных сексуальных принуждениях (об этом подробнее далее).

Виды и формы эксплуатации детского труда в России

Самая распространённая ситуация – это поручение какой-либо работы детям младше шестнадцати лет. Дети разносят рекламную продукцию по квартирным почтовым ящикам, раздают листовки на улицах.

Чаще всего это продолжается долгие часы, сопровождается многокилометровым хождением пешком, и оплачивается порой мизерными денежными суммами. Но не исключается и обман, когда детям под различными предлогами просто отказывают в оплате.

Что ещё делают дети? Помогают родителям торговать, убирать территории и помещения.

Методика расследования

МОТ отмечает: проблема детского труда в России часто игнорируется, оценивается неверно и потому не решается. Часто в этом виноваты родителей детей.

Когда в семье подрастает дочка или сын, её (его) часто поощряют к устройству на работу/подработку. Если дело находится, чадо становится буквально героем.

Однако многие родители не принимают никаких мер, если их детей обманывают недобросовестные работодатели. Одни отговариваются распространёнными словами вроде «жизнь у нас такая», другие буквально вынуждены выживать. Кто-то просто не желает «связываться», не умеет правильно оформить жалобу. Есть и те, кто глубоко равнодушен к своим детям.

О преступлениях заходит речь только в самых серьёзных случаях. Например, когда сами родители продают своих детей «на органы» или в подпольные публичные дома/порнографические киностудии.

Особенности труда ребенка дошкольного возраста

2.1. ОТЛИЧИЕ ТРУДА ДЕТЕЙ ОТ ТРУДА ВЗРОСЛЫХ ЛЮДЕЙ

Труд ребенка отличается от труда взрослых. На эти отличияв свое время указывала еще Н. К. Крупская.

Наиболее существенное отличие заключается в том, что ребенок не создает в своем труде общественно значимых материальных ценностей.

Это не означает, что у труда ребенка нет результата или то, что он делает, никому не нужно. Речь идет именно об обществен­ной значимости результатов детского труда.

[attention type=yellow]
В давние времена, ког­да детство было короче и ребенок раньше включался в деятельность взрослых, его труд также имел общественную значимость.
[/attention]

Однако современный ребенок, особенно ребенок дошкольного возраста, не может включаться в современное производство и, следователь­но, не может создавать материальные ценности.

Труд детей носит воспитывающий характер

— так на него се­годня смотрят взрослые: с помощью труда формируется волевая сфера ребенка, уверенность в себе, самостоятельность, эмансипа­ция от взрослого и др.

Труд удовлетворяет потребность ребенка в самоутверждении, в познании своих возможностей, сближает его со взрослыми — так воспринимает эту деятельность сам ребенок (конечно, не облекая это восприятие в научные термины). Отли­чительной особенностью труда детей является его
близость к игре.


Выполняя трудовую задачу, дети часто переключаются на игру — играют водой во время умывания, обыгрывают трудовые действия и т. д. В младшем дошкольном возрасте отчетливо выражено стрем­ление превратить трудовой процесс в игру, но даже и старшие до­школьники, пока не овладели трудовыми действиями или инстру­ментами, тоже прежде играют ими, обыгрывают их.

И всегда с удо­вольствием принимают игровую ситуацию при организации труда. Дети с удовольствием трудятся, когда знают, что результат их труда, их поделки, пригодятся им в последующей игре.

При этом воспитателю следует помнить, что игра и труд —это разные деятельно­сти ребенка и каждая деятельность решает свои задачи: в игре дети в воображаемом плане отражают окружающий их мир, в игре все может быть «понарошку». Труд — реальная деятельность, в ней ре­бенок приобретает умения и навыки, которые пригодятся ему в его настоящей жизни. Но близость к игре создает ту эмоциональную атмосферу, которая становится для ребенка стимулом к овладению трудовыми умениями.

В процессе труда дети приобретают трудовые навыки и умения.

Но это не
профессиональные
навыки (как, к примеру, у токаря или слесаря), а навыки, помогающие ему приобретать независимость от взрослого, самостоятельность.

Труд дошкольников не имеет и не должен иметь постоянного ма­ териального вознаграждения.

Современные родители, считая, что каждый труд должен быть оплачен, предлагают ребенку за то, что он уберет свои игрушки на место, конфеты, мороженое или другое иное вознаграждение.

Почему этого делать нельзя? Потому, что, во-первых, ребенок пока еще учится трудиться и его труд оценивается взрослым с позиции усилий, которые ребенок прилагает, желания трудиться, желания трудиться не только для себя, но и для того, что­бы доставить радость другим.

[attention type=red]
Для ребенка в этот период самое важ­ное и ценное — это положительная оценка взрослого, словесное выражение одобрения действий ребенка, его умений. Похвала сти­мулирует к приложению усилий, к совершенствованию умений.
[/attention]

И, во-вторых, в жизни человека часто возникают ситуации, когда один человек оказывает другому бескорыстную помощь (особенно по отношению к близким людям) и, оказывая бескорыстную по­мощь, человек проявляет сугубо человеческие гуманные чувства: активно сопереживает, стремится доставить радость своими дей­ствиями.

Так, к примеру, относятся родители к своим детям. Поче­му же дети не должны так же поступать по отношению к родителям, друзьям и к самому себе.

За что платят родители детям, когда они, дети, получили хорошую отметку в школе? За то, что ребенок чему-то научился? И это он сделалдля родителей, не для себя? Труд — это не только средство получения денег, не только средство обогащения. Это прежде всего удовлетворение потребностей (витальных, соци­альных) и способ существования среди других людей.

И наконец, в-третьих, ребенка в труде увлекает сам процесс труда, он получает удовольствие от достижений, от приобретения новых умений, у него повышается самооценка, рождается уверенность в своих си­лах. Это глубинное воздействие на формирующуюся личность не I может и не должно измеряться материальным вознаграждением, более значимым вознаграждением является моральный результат. Если же с самых ранних лет приучить ребенка к системе «я плачу — ты делаешь», то очень скоро у ребенка складывается алгори. Следовательно, если у тебя нечем за­платить, то я делать не буду. К чему могут привести такие отноше­ния между людьми ?

Особенностью детского труда является и то, что его можно на­звать трудовой деятельностью

лишь условно, несмотря на нали­чие в нем всех структурных
компонентов деятельности, они пока еще находятся

в стадии развития, предпосылок трудовой деятель­ности

и обязательно предполагают участие и

помощь взрослого.

Названные различия труда ребенка и взрослого необходимо помнить и понимать для того, чтобы, не лишая ребенка возможно­сти трудиться, грамотно осуществлять трудовое воспитание.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Подготовьтесь к диспуту на тему: Нужно ли материальное вознаграждение ребенку за его труд? Группа студентов делится на подгруппы, стоящие на разных позициях. Каждая из подгрупп

Источник: https://UgKK.ru/uk/ekspluataciya-detskogo-truda-statya.html

Детский труд в образовательном учреждении – в каких случаях это правомерно

Детский труд запрещен

– Меня интересует, вправе ли привлекать учащегося к труду? Мне не нравится, что детей регулярно оставляют после уроков или даже снимают с них, и вместо получения положенных знаний они моют полы и подметают территорию школы.

– В советское время привлечение школьников к труду являлось повсеместной практикой и выступало одной из форм патриотического воспитания. Отдельные современные российские школы, несмотря на изменения в законодательстве, продолжают принуждать учеников к труду и грозят им санкциям за отказ. Зачастую при использовании детского труда они нарушают законодательные нормы.

Источник: https://zakonguru.com/semejnoje/rebenka/privlechenie-k-trudu.html

Почему детский труд запрещён, а детский спорт нет?. Статья. Все Тренинги .ру

Детский труд запрещен

Почему детский труд запрещён, а детский спорт нет?. Статья. Все Тренинги .ру

Детский труд запрещен

Статья 63 Трудового Кодекса РФ регламентирует возраст, с которого разрешено заключение трудового договора 16 лет. С оговорками — с 15 лет. С ещё большими оговорками — с 14 лет.

Ещё более ранний возраст допускается только в кино, театре и цирке с разрешения родителей. Одним из аргументов такого ограничения является опасность производства.

Действительно, производственные процессы представляют собой определённую опасность.

Согласны. На производстве есть тяжёлые, горячие, острые, быстро движущиеся предметы, которые по определению представляют опасность. Но давайте зададимся вопросом: “Насколько труд опасен?” — и попробуем сравнить с активностью, которая детям разрешена — спортом. Понятно, что статистики по детскому травматизму на производстве нет и быть не может.

Поэтому для оценки мы обратимся к травматизму взрослому. Скорее всего, значения окажутся сопоставимыми. Чтобы не вдаваться в большие глубины, возьмём только один раздел — смертельные случаи. Мы намеренно не берём в расчёт такие “взрослые” виды спорта, как парашют (погибает 1 на 1000), автогонки (погибает 1 на 100)[1].

Берём только те виды спорта, заниматься которыми разрешено детям.

Данные из расчёта, на сколько работников (спортсменов) приходится смертельный случай, мы свели в таблицу:

Экономика, по данным на 2015 год — 1 на 41 500. Альпинизм — 1 на 1 750. Бокс — 1 на 2 200. Велосипед — 1 на 141 000. Регби — 1 на 50 000.

Что мы видим из таблицы: производство на порядок менее опасно, чем бокс или альпинизм, практически эквивалентно регби и всего в 3,5 раза опаснее велосипеда.

В чём причина?

В чём причина?

В жёсткой регламентированности производства. Каждый, кто бывал на любом производстве, видел предупреждающие таблички, ограждающие экраны, барьеры, видел разметку движения внутрицехового транспорта. Читал пухлые инструкции: какую деталь можно перемещать вручную, а какую на специальной тележке; где надеть защитные очки, а где резиновые боты.

Как правило, входы в цех, приходящиеся на пути его движения снабжены барьером, так, что человек волей-неволей, в каком бы он не был состоянии: больной, сонный, не сможет выйти сразу на проезжую часть, а только обойдя барьер и обязательно обратив внимание на движущийся транспорт. На производстве обязательно есть Служба охраны труда, обязательный инструктаж под роспись.

Регулярные обучения, регулярный контроль с взысканиями. Все оборудование проходит штатные проверки, в которые обязательно входит и безопасность. Откройте любое руководство пользователя: раздел “Безопасность” есть по определению. На производстве с безопасностью работают.

Не хочу ничего сказать плохого, но я нигде не видел документа, регламентирующего силу удара в голову или в корпус или скорость столкновения одного регбиста с другим.

Однако мы говорим об официальной статистике, где человек действительно занимался спортом и это задокументировано. Но давайте выйдем во двор, посмотрим на спорт неофициальный. Вот подростки пытаются что-то сделать на дворовом турнике.

Кто проверял состояние турника? Когда я учился в школе в 10 классе, мои бывшие одноклассники учились в автотранспортном техникуме. Так вот в этом техникуме один из учащихся делал “солнце” на турнике. Но сварной шов лопнул (скорее всего, он и был некачественным, но кто проверил и расписался за его качество?).

Перелом предплечья, ключицы, нескольких рёбер и сотрясение мозга. Опасность налицо, но нет ни запрета на такую активность подростков, ни контроля за спортивными снарядами.

Идём дальше. Вот группа ребят на специальных велосипедах преодолевает штабель бетонных блоков. Я знаю, что есть такой спорт. Но я нигде не слышал о штабеле бетонных блоков, как спортивном снаряде.

У бетонных блоков есть петли, за которые их поднимает кран, за которые может зацепиться нога или колесо. Есть щели между блоками, где колесо может застрять.

Наконец сам штабель примерно 2 метра высотой, а никаких матов вокруг не наблюдается.

А вот девочка примерно 5 лет едет на велосипеде по дороге. Велосипед — довольно популярный спортивный снаряд с весьма раннего возраста.

Понятно, что на всех въездах в квартал висят знаки “Жилая зона” и скорость движения автомобилей жёстко ограничивается.

Но кто этот запрет соблюдает, когда “время жмёт” и надо объехать пробку? Моя мама рассказывала жуткий случай, как на глазах её бывшего начальника, уже пенсионера, такой вот лихач насмерть задавил внука. Дедушка повредился в уме.

Возникает вопрос: “Что опаснее, цех предприятия или спортзал или двор? И почему детский спорт не ограничивается, а труд — ограничивается?”

Предлагаю рассматривать данный материал как аргумент к тому, чтобы риск на производстве не рассматривались как аргумент для запрета детского, подросткового и юношеского труда.

[1] Как ни парадоксально, на земле травматизм выше в 10 раз, чем в небе. Даже дельтапланеристы гибнут 1 на 560 спортсменов.

Источник: https://VseTreningi.ru/articles/pochemu_detskiy_trud_zapreschen_a_detskiy_sport_net/

Эксплуатация детского труда в России: статья УК РФ, право на защиту, расследование

Детский труд запрещен

Эксплуатация детского труда в России: статья УК РФ, право на защиту, расследование

Детский труд запрещен

Во всём мире, если брать за основу данные МОТ, трудится приблизительно 200 – 250 миллионов детей. Многие из них работают в тяжелейших, вредных условиях, по принуждению либо просто потому, что иначе невозможно.

Что касается России, точные данные на этот счёт отсутствуют, хотя приблизительная цифра – 6 миллионов. Такое деяние подпадает под категорию преступлений против личной свободы (равно как лишение воли, торговля людьми и др.

)

Особенности злодеяния

Особенности злодеяния

Теоретически дети в России защищены от насилия, эксплуатации и других незаконных действий. Практически всегда кара за преступление более сурова, если жертвой стал несовершеннолетний.

https://www.youtube.com/watch?v=kZd32HY8BWY

Однако информация по эксплуатации детей буквально рассеяна по самым разным кодексам. И далеко не всегда нарушителей ждёт хоть сколько-нибудь весомое наказание.

Нормы законодательства

Нормы законодательства

Международные конвенции

Международные конвенции

Существует важный международный документ, который ратифицировали полторы сотни стран. Это Конвенция 1989 года, посвящённая правам детей (принята Генеральной Ассамблеей ООН), в том числе и право ребенка на защиту от эксплуатации.

Сразу в нескольких статьях (например, 19, 32) говорится о запрещении детской эксплуатации. Государства-участники обязаны принять меры, чтобы защитить детей, организовать надлежащий надзор, а также обеспечивать реабилитацию жертв эксплуатации.

Российская Федерация

Российская Федерация

В законах России можно назвать несколько ключевых норм:

  1. 37-я статья Конституции говорит о свободе труда, недопустимости принуждения в этой сфере. Труд должен проходить в должных условиях, включая достойную оплату.
  2. Федеральный закон №124-ФЗ (принят в 1998 году) гарантирует детям-работникам льготы, отпуска и сокращённое рабочее время. Об этом говорится в 11-й статье.
  3. Закон №273-ФЗ, в котором говорится об образовании в РФ, говорит о недопустимости привлечения ребёнка к труду вне программы учебного заведения (п. 4 34-й статьи).
  4. Во многих статьях ТК РФ говорится об особенностях принятия на работу несовершеннолетних, оплате их труда и прочих нюансах.

Также в последнее время идет речь о внесении поправок в статьи УК РФ с цеью урегулирования проблемы эксплуатации детского труда.
Теоретически всё очень даже хорошо. На практике ситуация совершенно иная.

Состав преступления

Состав преступления

В Уголовном кодексе нет определённой статьи, которая посвящалась бы отдельно эксплуатации детей. Соответственно невозможно говорить и о составе преступления.

В некоторых случаях возможна квалификация по статье 127.1, если эксплуатация сопровождается похищением человека. В примечании к этой статье говорится о рабском труде либо услугах, подневольности, различных сексуальных принуждениях (об этом подробнее далее).

Виды и формы эксплуатации детского труда в России

Виды и формы эксплуатации детского труда в России

Самая распространённая ситуация – это поручение какой-либо работы детям младше шестнадцати лет. Дети разносят рекламную продукцию по квартирным почтовым ящикам, раздают листовки на улицах.

Чаще всего это продолжается долгие часы, сопровождается многокилометровым хождением пешком, и оплачивается порой мизерными денежными суммами. Но не исключается и обман, когда детям под различными предлогами просто отказывают в оплате.

Что ещё делают дети? Помогают родителям торговать, убирать территории и помещения.

Можно говорить и о неком виде эксплуатации детского труда в школе, когда малышей заставляют убирать ее территорию и переносить вещи из одного кабинета в другой.

Далее мы расскажем о том, как происходит расследование преступлений, связанных с детским трудом или эксплуатацией ребенка.

О ночных видах эксплуатации труда ребенка смотрите в следующем видео:

Методика расследования

Методика расследования

МОТ отмечает: проблема детского труда в России часто игнорируется, оценивается неверно и потому не решается. Часто в этом виноваты родителей детей.

Когда в семье подрастает дочка или сын, её (его) часто поощряют к устройству на работу/подработку. Если дело находится, чадо становится буквально героем.

Однако многие родители не принимают никаких мер, если их детей обманывают недобросовестные работодатели. Одни отговариваются распространёнными словами вроде «жизнь у нас такая», другие буквально вынуждены выживать. Кто-то просто не желает «связываться», не умеет правильно оформить жалобу. Есть и те, кто глубоко равнодушен к своим детям.

О преступлениях заходит речь только в самых серьёзных случаях. Например, когда сами родители продают своих детей «на органы» или в подпольные публичные дома/порнографические киностудии.

Уголовная ответственность

Уголовная ответственность

Никакой специфической уголовной или другой ответственности за эксплуатацию ребёнка в чистом виде не установлено. Положение дел на рынке труда в России складывается так, что многие люди бесправны и почти не имеют возможности себя защищать.

Сформулировать ситуацию проще всего так: «Не нравится? Уходи и не работай, найдём других, более сговорчивых и не таких требовательных». Это относится и ко взрослым, и к детям.

Действия сексуального характера

Действия сексуального характера

В 34-й статье международной «детской» Конвенции говорится о том, что ребёнок должен быть защищён от совращения или эксплуатации сексуального характера. Это означает запрет на проституцию, порносъёмку, склонение/принуждение в сексуальном плане.

  • В случае сексуальной эксплуатации детей и подростков нормы статей УК РФ несколько жёстче. Показательна в этом плане уже упомянутая статья 127.1 (рассматривается отдельно).
  • Если ребёнка принуждают к проституции, это уже 240-я статья УК. Тюремный срок при этом может исчисляться тремя – восемью годами. Плюс ограничение свободы (один – два года) и возможный запрет на занятие определённых должностей/некоторые виды деятельности (в пределах пятнадцати лет).
  • Наконец, в 242.1 УК РФ говорится об изготовлении порнографических материалов с привлечением несовершеннолетних. Особо квалифицированным такое преступление признают, если пострадают дети младше четырнадцати лет.

В зависимости от тяжести злодеяния наказание может вылиться в тюремное заключение (максимум – 10 лет), ограничение свободы в пределах двух лет и запрещение занимать некоторые должности либо выполнять определённую деятельность на срок до пятнадцати лет.

Очевидно, что сфере детской эксплуатации законодательство России ещё требует разработки новых норм и корректировки существующих. Только в этом случае каждый ребёнок будет по-настоящему, в должной мере защищён.

Весьма познавательный и полный материал по вопросу преступления сексуальной эксплуатации детей рассмотрен в следующем видеосюжете:

Источник: http://ugolovka.com/prestupleniya/protiv-voli-i-chesti/lishenie-svobody/ekspluatatsiya-detskogo-truda.html

Незаконное использование детского труда: особенности и пробелы законодательства

Детский труд запрещен

Незаконное использование детского труда: особенности и пробелы законодательства

Детский труд запрещен

Уже не один десяток лет все правозащитные организации «бьют в набаты» в попытке достучаться до мирового сообщества и донести до всех, что недопустимо привлекать несовершеннолетних детей к непосильному для них труду, который порой перерастает в обыкновенное рабство.

К сожалению, если в социально развитых странах подобный вопрос ещё как-то стараются отслеживать и пытаются своевременно наказывать виновных, то в странах так называемого «третьего мира» рабский детский труд — это движущая сила всего подпольного и незаконного рынка.

Без какого-либо лицемерия стоит отметить, что, конечно же, жизненные ситуации бывают разные и иногда, чтобы выжить, несовершеннолетнему приходится забыть о детстве и начать зарабатывать на пропитание, на крышу над головой и банальные детские радости.

Порой ребёнку приходилось становиться у токарного станка в силу катастрофически сложившейся ситуации, как например, в годы Великой Отечественной войны, когда дети наравне с взрослыми отрабатывали по полной смене на оружейных заводах, так как понимали, что это необходимо для общего блага.

Наказание за незаконное использование детского труда.

Безусловно, это были тяжелейшие годы, которые принесли много жизненного опыта для будущих поколений.

Но, несмотря на весь переданный опыт, далеко не все примеры оказали должного влияния на законодательную систему Российской Федерации, и там, где нужно защитить права подрастающего поколения, имеются огромные правовые пробелы, которые толкают взрослых людей на нарушение закона.

Как уже можно догадаться из названия настоящей статьи, речь пойдёт о существующей мере ответственности для тех, кто незаконно использует детский труд, а также о том, почему такое количество нарушителей остаются безнаказанными и свободно пользуются несовершенством уголовного и административного законодательства.

Основные понятия и статистика

Основные понятия и статистика

По последним статистическим данным от Международной организации труда (она же «International Labour Organisation») по всему миру незаконно используется труд более 250.000.000 детей, большая часть которых приходится на Африканский континент.

Что касается статистики в Российской Федерации, то и в нашей стране огромное количество детей (порядка 7.000.000) принуждаются, порой насильно, к трудовому эксплуатированию.

Это ужасающие показатели, так как следует понимать, что большая часть вынуждена работать или абсолютно бесплатно, или на объектах с высокой степенью опасности. Например, в 2015 году в Нигерии на нелегальных шахтах по добыче золота от отправления свинцом погибло 28 детей.

А сколько ещё не афишируемых жертв по всему миру. Несмотря на то, что мировое сообщество в подавляющем большинстве согласно с недопустимостью рассматриваемых деяний, статистические показатели остаются на крайне высоком уровне.

Российское и международное законодательство

Российское и международное законодательство

Только в 1989 году Генеральной Ассамблеей ООН была принята «Конвенция о правах ребёнка», в которой две нормы имеют непосредственное отношение к теме настоящей статьи:

Статья 19

Государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации.

Статья 32

Ребенок имеет право на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья либо служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и развитию.

В число стран, ратифицировавших данную конвенцию, входит и Российская Федерация, что обязывает её, как непосредственного участника соглашения, осуществить комплекс мер по обеспечению соблюдения упомянутых выше прав детей и при необходимости обеспечить реабилитационные процедуры, а также создать соответствующий надзорный орган.

По сути, наша страна выполнила поставленные перед ней условия, так как в России имеются и органы опеки и попечительства, комиссии и уполномоченные, а также определённые учреждения, где заботятся о детях, попавших в сложную жизненную ситуацию. Но, к сожалению, данная система работает крайне нестабильно.

В большинстве случаев корректность исполнения своих обязательств среди надзорного органа (прокуратуры) и органов опеки и попечительства зависит от территориальной удалённости населённого пункта от районных центров и более-менее больших городов.

Это беда всей рассматриваемой системы, и строить какие-либо иллюзии по данному поводу было бы преступлением.

 Ещё большую озабоченность вызывает то, что, несмотря на ежегодные обещания руководящей структуры нашей страны дополнить положения Уголовного Кодекса выделенными нормами, которые бы устанавливали ответственность за незаконное использование детского труда, дальше слов дело не продвинулось.

Да, действительно, во всём Уголовном Кодексе Российской Федерации, включающем в себя почти 400 различных статей, так и не нашлось места для положений, применение которых позволило бы вынести справедливый приговор виновным в нарушении приведённых выше международных норм.

Действительность

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.