Детского труда

Топ-10 стран, где эксплуатируют детский труд

Детского труда

Детство – самый счастливый период в жизни каждого человека, то беззаботное время, когда из обязанностей лишь учеба и хорошее поведение. Но, увы, многие дети живут совершенно в других условиях и с самых ранних лет вынуждены работать.

Детский труд уродует любое цивилизованное общество, поэтому многие государства еще в прошлом веке ввели законы, ограничивающие труд несовершеннолетних. К сожалению, из-за крайней нищеты во многих развивающихся странах эксплуатация детей не выглядит чем-то из ряда вон выходящим.

На сегодняшний день по всему миру работают 168 миллионов детей до 18 лет.

Национальный туристический союз подготовил для вас рассказ о странах, где в качестве дешевой рабочей силы до сих пор широко эксплуатируются дети.

10. Нигерия

В Восточной Африке Нигерия занимает первое место по количеству работающих несовершеннолетних.

В сельских районах страны дети в основном занимаются выращиванием табака, маниоки и какао, а в городских – работают чистильщиками обуви, уличными торговцами, парикмахерами, портными и т. д.

В настоящее время отделение ЮНИСЕФ в Нигерии разрабатывает способы решения этой проблемы, однако в последние годы не было достигнуто положительных изменений.

9. Йемен

В Йемене вынужден работать почти каждый десятый ребенок, и эта ситуация продолжает ухудшаться. Между тем правительству страны детский труд не представляется значимым вопросом.

Большая часть детей-рабочих сосредоточена в сельской местности, где широко используется их неквалифицированный и дешевый труд.

Ситуация стала особенно обостряться после гражданской войны, когда множество детей остались сиротами без средств к существованию, чем стали активно пользоваться недобросовестные работодатели.

8. Бурунди

Бурунди – маленькая африканская страна, не имеющая выхода к морю. Она стабильно входит в пятерку самых бедных стран мира.

В Бурунди масса внутренних проблем, среди которых выделяются коррупция, политическая нестабильность и эпидемии. На фоне всего этого детский труд может показаться не такой уж и серьезной проблемой.

Между тем тысячи детей ежегодно теряют здоровье и жизни на опасных работах.

Почти каждый пятый ребенок вынужден трудиться, чтобы помочь родным. Девочки работают в обеспеченных семьях в качестве домашней прислуги, мальчики заняты в сельском хозяйстве.

7. Зимбабве

Подход многих родителей к воспитанию в Зимбабве не всем понравится: они отправляют своих детей попрошайничать на улицах, чтобы с самых ранних лет они приносили что-то в семейный бюджет.

Подрастая, дети ищут более серьезные источники заработка, многие становятся сельскохозяйственными рабочими и занимаются уборкой табака.

Дети подвергаются воздействию никотина и токсичных пестицидов, у многих наблюдаются признаки отравления в результате постоянного контакта с табачными листьями.

Горнодобывающая промышленность – еще один сектор, где часто работают дети. Несмотря на существование специальных программ, призванных бороться за искоренение детского труда, в реальности они не приносят реальной пользы.

6. Афганистан

Около 30% афганских детей от 5 до 14 лет вынуждены работать, чтобы не дать своим семьям умереть от голода. И печально то, что большинство из них – едва ли не единственные кормильцы в доме.

Афганистан – страна с разрушенной экономикой, нестабильной политикой и непрекращающимися боевыми бедствиями, которые усугубляют повальную нищету населения и являются основными причинами распространения детского труда.

Дети работают на кирпичных заводах, в металлургической промышленности в качестве жестянщиков и сварщиков, в шахтах, в сельском хозяйстве, уличными продавцами, чистильщики обуви или попросту попрошайничают.

5. Судан

Как и Афганистан, эта страна до сих пор страдает от разрухи, вызванной войной и политической нестабильностью.

Согласно последним исследованиям, почти треть детей, в возрасте от 10 до 14 лет, вынуждены идти работать.

Естественно, речь не идет о достойной заработной оплате или хотя бы относительной безопасности условий труда, поэтому ежегодно сотни детей калечатся и гибнут на производстве.

Хотя образование в Судане бесплатное, по факту ,для многих детей оно остается недоступным. Особенно это касается девочек из сельских районов, которые не могут ходить в школу, так как им приходится помогать родителям и выполнять массу домашних обязанностей.

4. Демократическая Республика Конго

В 2018 году мировые СМИ обратили внимание общественности на нечеловеческие условия труда, в которых были вынуждены работать дети в ДРК. Это государство является крупнейшим поставщиком кобальта, необходимого для изготовления смартфонов. Но для того, чтобы дети в западных странах могли играть с новыми гаджетами, тысячи детей африканского континента ежедневно рискуют жизнью в шахтах.

По данным ООН, только на кобальтовых рудниках ДРК работают около 40 000 детей. В невыносимую жару, окутанные облаками красной пыли, в полумраке, ребята работают на глубине от 200 до 300 метров, рискуя задохнуться или погибнуть под завалами. За смену, которая может длиться более 20 часов, они зарабатывают менее 2 долларов, а многие не получают и половины этой суммы.

Кроме того, сообщается, что повстанческие и военные группировки похищают детей, заставляя брать руки оружие и участвовать в междоусобных конфликтах. Правительство предпринимает конструктивные шаги к устранению этих проблем, но пока не приходится говорить об улучшении ситуации.

3. Мьянма

По некоторым данным, в Мьянме больше всего в мире несовершеннолетних поставлено под ружье, так как политическая ситуация постоянно обостряется из-за частых этно-религиозных конфликтов. Также дети становятся жертвами работорговли как внутри страны, так и за ее пределами.

Распространение эксплуатации детского труда провоцируется повальной бедностью населения и потребностью в неквалифицированном труде. Почти половина из 1,2 миллионов работающих детей в Мьянме заняты на опасных производствах, при этом по трудовому законодательству, работающими считаются лишь те, кто трудится на заводах.

2. Сомали

Долгие годы в Сомали царят разруха и беззаконие, правительство не контролирует политическую ситуацию, парализованы все социальные институты. В условиях фактической анархии и бесконечной войны, мало кому есть дело до проблемы детского труда.

В Сомали нет никакого ограничительного законодательства по вопросам трудоустройства несовершеннолетних, поэтому здесь распространены наиболее уродливые формы детской эксплуатации.

Ребят младшего школьного возраста можно встретить на самых тяжелых и вредных производствах, и, что самое страшное – в составе многочисленных банд и группировок с автоматом наперевес.

1. Эритрея

В Эритрее детский труд не просто не запрещен, он – обязателен! Школьники должны работать в течение как минимум двух месяцев в году во время обучения.

Нищета и нестабильное положение в стране являются основными причинами распространения детского труда, который здесь даже не считается социальной проблемой.

Помимо прочего, в Эритрее год от года растет число детей, живущих на улицах, и которые становятся легкой добычей для торговцев людьми и сутенеров. На самом деле, в Эритрее должным образом не соблюдаются не только права детей, но и в целом права человека.

Интересное

Интересное

Интересное

Источник: https://RusUnion.com/top-10-stran-gde-ekspluatiruyut-detskiy-trud/

От чего нужно защищать детей?

Детского труда

День защиты детей ежегодно отмечается 1 июня начиная с 1950-ого года. Его основная цель — привлечь внимание к проблемам детства, которое далеко не у всех в мире бывает безоблачным и счастливым. Весьма жестокое выражение «проще, чем отнять конфету у ребёнка» хорошо описывает ситуацию с правами несовершеннолетних.

Лишить ребёнка чего-то или, напротив, навязать ему обязанности не по возрасту — легко, ведь дети не могут отстаивать свои интересы перед взрослыми. И дело не только в недостатке жизненного опыта и физической слабости, но и в том, что критическому мышлению и навыкам противостояния насилию дети могут научиться только у взрослых.

Конечно, если взрослые ставят цель защитить их, а не использовать в своих интересах.

Эксплуатацией называют присвоение результатов труда другого человека. То есть, ситуацию, когда в обмен на свою работу человек не получает ничего или получает куда меньше, чем заслуживает.

Такое поведение незаконно и несправедливо по отношению к людям любого возраста, однако в случае с детьми приобретает особую значимость.

Наиболее социально незащищённые члены общества не могут за себя постоять, не знают, куда обратиться за помощью, и легко становятся жертвами манипуляций и запугивания.

 Работа не по возрасту, особенно во вредных условиях, ставит под угрозу здоровье детей, лишает их возможности гармонично развиваться и получать образование.

Документы, закрепляющие недопустимость эксплуатации

Трудиться — это вам не кнопочки нажимать

В 1989 году Генеральной Ассамблеей ООН была принята международная Конвенция по правам детей, которая предусматривает, в частности, защиту ребёнка от эксплуатации.

Кроме того, в документе сказано, что каждый ребёнок должен быть защищён от выполнения работы, которая «может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию».

Государства, участвующие в Конвенции, в том числе и Россия, принимают меры, направленные на соблюдение этих положений. Такими мерами могут установление минимального возраста при приёме на работу и регулирование условий труда и длительности рабочего дня для несовершеннолетних.

Главный российский документ о правах ребёнка — Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации». Там, в частности, упоминается, что ребёнок должен быть защищен «от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации».

Детский труд в истории

Само собой, угнетение детей и навязывание им «недетских» занятий изобрели не сегодня. Напротив, за последние 50 лет ситуация в этой сфере значительно улучшилась.

Частичным извинением нашим предкам, которые позволяли детям работать в шахтах или командовать армиями, может послужить совершенно иное отношение к институту детства.

 Чтобы понять это, достаточно взглянуть на классические парадные портреты, где у малышей не только одежда как у взрослых, но и взрослые лица.

Ребёнок был «маленьким взрослым», а осознанность и разумность считались лучшими детскими достоинствами.

Дети из бедных семей начинали работать рано: им приходилось помогать родителям в ремесленных мастерских, убирать богатые дома, продавать товары с лотков, чистить ботинки. В этой статье мы уже рассказывали, с какими трудностями сталкивались небогатые юные жители крупных городов.

Сиротам и вовсе не на кого было положиться. Типичная «карьера» уличного мальчика описана в «Оливере Твисте» — щипание пакли в приюте, работа в конторе гробовщика, воровство с шайкой карманников.

 Диккенс даровал своему герою чудесное спасение, как это часто бывало с героями романов о «детях сложной судьбы».

Однако реальным Оливерам Твистам, Козеттам и Леди Джейн (героиня детской книги «Леди Джейн или голубая цапля» Сесилии Джемисон) везло, как правило, куда меньше.

Юные американские шахтёры, конец XIX века.

Не сильно легче было и детям из деревень, которые помогали родителям на подённых работах (сбор урожая, строительство, заготовка леса), занимались домашним трудом, нянчили младших сестёр и братьев.

О тяжёлых условиях труда детей писал историк Генри Джиббингс, автор книги «Промышленная история Англии». Вклад в изучение истории детства внёс в 60-е годы XX века историк Филипп Арьес.

По его представлению, то, каким было отношение к детству при «старом порядке» и то, как оно изменилось впоследствии, — важный ключ для понимания исторических процессов и развития гуманизма.

А специалист по психоистории Ллойд деМос сделал большой вклад в представление о том, как воспитание влияет на формирование личности, и описал несколько моделей отношения к детям, каждая из которых соответствует своей исторической парадигме.

Трудовая эксплуатация

По данным Международной организации труда, в развивающихся странах на сегодняшний день работают 250 миллионов детей от 5 до 14 лет. По большей части это жители Азии, далее, по убыванию, Африки и Латинской Америки. Дети до сих пор вносят существенный вклад в экономику этих стран.

С одной стороны, нарушаются международные соглашения о приемлемых для несовершеннолетних нормах труда. С другой стороны, выполнение запрета на труд будет означать ухудшение условий жизни и голод для многих из этих детей. В связи с этим ситуация остаётся сложной, а изменения идут медленно.

Как американские учителя боролись за свои и чужие права

В Индии количество работающих детей существенно снизилось в промежуток с 1993 по 2005 год, однако множество несовершеннолетних и малолетних работают до сих пор. Преимущественно речь идёт о сельских районах. Кроме того, дети по сей день заняты в промышленности.

Законодательство, существующее с 1986 года, позволяло детям работать на неопасном производстве. В 2013 году в Индии был принят закон, запрещающий детям до 14 лет работать, будь то опасная или неопасная промышленность.

Тем не менее, суд постановил, что дети могут работать вместе со своей семьёй или в семейном деле, чтобы изучать основы профессии и мастерства.

На практике это означает, что множество детей всё еще трудятся в качестве домашней и гостиничной прислуги, работают официантами и поварами, мастерят различные вещи и занимаются их продажей.

Согласно докладу ЮНИСЕФ от 1990 года, качество школ в сельских районах Индии оставляет желать лучшего.

 50% государственных финансируемых начальных школ не имеют своего здания, 40% не имеют доски, и лишь в немногих есть книги и учебные пособия. У детей часто не хватает времени на учёбу, а школьному образованию нечем их привлечь.

Между тем, детский труд — одна из причин бедности. Ведь, не получив образование, труднее найти работу с достойной зарплатой.

На примере Индии можно судить об основных социальных обстоятельствах, из-за которых существует детский труд: недостатки экономики, дешевизна и востребованность рабочего труда, низкое качество школьного образования, авторитет традиционного уклада.

На территории бывшего Советского Союза особенную обеспокоенность у мировых экспертов вызывает Узбекистан, где дети традиционно заняты в сборе урожая хлопка, который отвлекает их от учёбы осенью и весной.

Впрочем, в начале 2017 года Международная организация труда сообщила о реформах, проведённых правительством государства, и заявила, что практика организованного детского труда в Узбекистане запрещена.

Сексуальная эксплуатация

К сексуальной эксплуатации относится принуждение к занятиям проституцией и к съёмкам в порнографии.

О декриминализации проституции идут дискуссии, однако в случае с детьми разночтений быть не должно — любая форма их вовлечения в секс-работу неприемлема.

Тем не менее, по данным ООН, ежегодно более миллиона детей задействовано в проституции. Также на сайте ООН рассказывается о современных формах рабства, в том числе сексуального.

Там можно прочитать историю девочки по имени Анита Хадка: в 12 лет она попала в бомбейский бордель, став жертвой торговцев людьми. Таких детей в мире множество.

Кроме того, в ряде стран существует практика ранних браков, когда девочки ещё социально, эмоционально и физически не готовы к вступлению в брак — решения за них принимают их семьи. В принудительные браки, продажу и наследование жён вовлечены и взрослые девушки, и девочки.

 «Причиной детских браков является неравное гендерное положение и соотношение сил, которые могут привести к пожизненному подчинению девочек и женщин», — отмечает заместитель Верховного комиссара ООН по правам человека Флавия Пансиери.

Пакистанские женщины на демонстрации против гендерного неравенства.

Медийная эксплуатация

Чему нас учит фильм «Писатели свободы»

Иногда эксплуатацию легко изобличить — например, если ребёнок занимается тяжёлым и опасным физическим трудом за еду.

В других случаях всё не так очевидно — например, когда родители принуждают ребёнка к слишком жёстким спортивным тренировкам, водят по кастингам или часами снимают для .

Иногда такими родителями руководят их собственные амбиции, а также желание заработать с помощью ребёнка, пусть даже в ущерб его настоящим интересам. При этом для остальных взрослых ребёнок становится предметом развлечения.

На детских конкурсах красоты, особенно популярных в Америке, девочек красят, как взрослых, и отправляют дефилировать в тематических костюмах, купальниках и вечерних платьях.

Конкурсам красоты для малышей было посвящено шоу Toddlers & Tiaras, отменённое совсем недавно. Подобные зрелища не только грешат против хорошего вкуса, но и могут серьёзно повредить ребёнку. Часами неподвижно сидеть в кресле, пока тебе делают причёску, носить неудобную одежду и много раз повторять одни и те же действия — трудные задачи для маленького человека.

Усталость, утомление, возможные раздражения от косметики, нарушение режима питания — факторы физического вреда. Кроме того, существует вред моральный. Неуместная сексуализация детских образов, повышенное внимание к внешности девочек, объективация — плодородная почва для нарушений гармоничного развития личности и создания у ребёнка нездоровых представлений о себе.

В конце XV века случилась известная многим трагедия с «золотым мальчиком».

Сыну пекаря предстояло участвовать в шествии при дворе миланского герцога и олицетворять пришествие Золотого века — с этой целью его тело полностью покрыли золотой краской.

В результате ребёнок скончался, поскольку нормальная терморегуляция была нарушена в течение долгого времени. Нечто близкое по духу происходит и сегодня с детьми, которых принуждают приносить здоровье в жертву популярности.

Интерес детей к взрослым занятиям — естественное явление.

Однако подражательные практики хороши, когда идут на пользу самим детям, развивают любознательность, имеют игровой характер и не вредят здоровью, моральному состоянию и жизни.

 Ситуации, когда дети служат корыстным интересам взрослых, должны пресекаться. Привлечь внимание общественных организаций к проблеме может каждый, кто имеет дело с детьми и замечает, когда происходит что-то неладное.

На сайте ООН можно познакомиться с книгой «Наше право на защиту от насилия» — она ориентирована на тех, кто работает с подростками.

Там приведены примеры опросников, которые позволяют выявить случаи насилия и разобраться, не нарушаются ли права несовершеннолетних; предлагаются идеи для ролевых игр, помогающих детям отказаться от работы, которую им не следует выполнять, и планы бесед, посвящённых выявлению насилия в отношении детей.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://newtonew.com/parenting/exploitation

Детский труд в царской России

Детского труда

В России закон 1 июня 1882 г. устанавливал запрет на работу детей до 12 лет, для детей 12-15 лет ограничивал время работы 8 часами в день (притом не более 4 часов без перерыва) и запрещал ночную (от 9 часов вечера до 5 часов утра) и воскресную работу, а также запрещал применение детского труда во вредных производствах.

Владельцы предприятий должны были «предоставлять возможность» детям, не имевшим свидетельства об окончании по меньшей мере одноклассного народного училища или приравниваемого к нему учебного заведения, посещать школы не менее 3 часов в день или 18 часов неделю.

Введение закона тут же вызвало противодействие со стороны промышленников.

Ложкарное производство

Кустарные промыслы России 1910-е гг.

Производство деревянных трубок

Кустарные промыслы России 1910-е гг.

Окрашивание деревянной посуды

Кустарные промыслы России 1910-е гг.

Рабочие и работницы Товарищества ситцевой мануфактуры Альберта Гюбнера

Развеска чая в московской развесной товарищества “Караван”

Развеска чая в московской развесной товарищества “Губкин и Кузнецов”

В 1885 г. был принят закон «О воспрещении ночной работы несовершеннолетним и женщинам на фабриках, заводах и мануфактурах». По нему воспрещалась ночная работа подростков до 17 лет и женщин на хлопчатобумажных, полотняных и шерстяных фабриках. Вступил в силу с 1 октября 1885 г.

Однако, его распространили только на вредные работы в фарфоровом и спичечном производствах.

В 1897 г. закон был распространён также на все текстильное производство.

Цех Никольской мануфактуры

Местечко Никольское Владимирской губернии

Нач. ХХ в.

Рогожное производство

Кустарные промыслы России

1910-е гг.

Законы 1882 и 1885 гг. имели значение временных правил с последующей доработкой.

Но в 1890 г. Законопроект, внесённый в 1890 г. уже ослаблял значение первоначальных законов.

Малолетних рабочих отныне могли, «когда по роду производств это окажется необходимым», привлекать к работе 9 часов в две смены по 4,5 часа. В стеклянном производстве разрешалось даже ставить малолетних на 6 часов ночной работы.

Законодательно определенное ночное время в определенных случаях было сокращено до промежутка с 10 часов вечера до 4 часов утра.

Этот закон («Об изменении постановлений о работе малолетних, подростков и лиц женского пола на фабриках, заводах и мануфактурах и о распространении правил о работе и обучении малолетних на ремесленные заведения») был принят Государственным советом и высочайше утверждён 24 апреля 1890 г.

Накатчики Товарищества ситцевой мануфактуры Альберта Гюбнера 1884 г.

В действительности же детей продолжали эксплуатировать, и, если в крупных городах производилось инспектирование, то в глубинке детский труд и детское бесправие существовало вплоть до 1917 года, пока не был принят первый кодекс о труде, гарантировавший 8-часовой рабочий день и запрещение использовать детей на работах до 16-ти лет.

В России даже во второй половине ХХ столетия от сельских жителей Карелии можно было услышать рассказы о том, как местные купцы помимо дров, сена, дичи поставляли в Петербург и живой товар. Они собирали малолетних детей у бедняков, обремененных большими семьями, и отвозили их в столицу, где детский труд был широко востребован.

Торговля детьми, скупка и доставка в Петербург дешевой рабочей силы становилась специализацией отдельных крестьян-промышленников, которых в быту именовали «извозчиками» или «рядчиками».

Мальчиков обычно просили разместить в магазины, а девочек — в модные мастерские. Родители снабжали ребенка одеждой и провизией на дорогу, паспорта же вручали промышленнику. С момента увоза судьба детей всецело зависела от случая и, прежде всего, от возницы–промышленника. «Извозчику» не платили за перевоз, он получал деньги с того человека, которому отдавал в обучение ребенка.

За каждого ребенка, сданного в учение на 4—5 лет, «извозчик» получал от 5 до 10 рублей. При увеличении срока обучения цена возрастала.

Она в 3—4 раза превышала сумму, отданную скупщиком родителям, и в значительной степени зависела от внешних данных, состояния здоровья и расторопности малолетнего работника.

Лавочник или хозяин мастерской оформлял ребенку вид на жительство, обеспечивал его одеждой и питанием, получая взамен право всевластно им распоряжаться.

Охрана детского труда законодательно распространялась лишь на крупное производство, где надзор за исполнением законов осуществляла фабричная инспекция. Ремесленные и торговые заведения оказывались вне этой сферы. Законодательно возраст вступления в ученичество не оговаривался.

На практике обычно не соблюдалось и установленные «Уставом о промышленности» ограничения продолжительности рабочего дня учеников — с 6 утра до 6 вечера, и тем более, назидание мастерам: «…Учеников своих учить усердно, обходиться с ними человеколюбивым и кротким образом, без вины их не наказывать и занимать должное время наукою, не принуждая их к домашнему служению и работам». Условия жизни, в которых оказывались подростки, толкали их на преступления. Треть всех правонарушений, совершаемых малолетними в начале ХХ века (а это были в основном кражи, вызванные недоеданием), приходилась на учеников ремесленных мастерских.

В 1894 году [в Томске] была запущена фабрика братьев Кухтериных – известных и удачливых томских купцов

Рабочий класс немедленно встал в очередь на новую фабрику – даже пристроить сюда ребятишек на набивку коробков родители считали великим счастьем, хотя … детский труд здесь был официально запрещен

На фабрике Кухтериных работало около 400 рабочих: мужчины, женщины и дети. Многие дети начинали работать в 7-8 лет.

Дети набивали коробки спичками. Набивать надо было так, чтобы ни одна спичка не упала. За каждую упавшую спичку платили штраф, за плохое отношение к машинам, станкам, инструментам платили штраф от 15 коп. до 1 руб. В то время коробка спичек стоила 9 копеек, столько же сколько стоило одно яйцо. Работали по 12-14 часов с перерывом на обед и чай / полдник/.

Норма для детей 400 коробков.

Из архивных источников известно, что весной с началом таяния снега у симских рабочих забирали детей в возрасте от 12 до 16 лет и отправляли на Бакальские рудники. Там их селили в казармах и заставляли дробить руду. Каждому ребенку давали урок – за день надробить и свезти на склад 50 пудов и получали они всего по 3 коп. в день.

Но что представляли из себя шахты Питкяранты в шестидесятые-семидесятые годы XIX века? Вот как пишет об этом первый гидрограф Ладоги, полковник корпуса флотских штурманов А.П.Андреев в своем труде “Ладожское озеро”:

“Во всем руднике не только что песни, но и голоса не слышно: стук молотка какой-то глухой, все мертвенно-могильно! …

Ночник маслянный и висит на палке, воткнутой в щель стены; подле него висит маленькая берестяная котомка с каким-то съедобным запасом. Под ногами валяются доски, поленья, куски руды – обстановка незавидная!..

подле этой шахты есть здание, где множество мальчиков разбивают на мелкие куски вынутую из шахты руду и ее сортируют …”

http://pitkaranta.onego.ru/index.php?mod=plant

Подросток – уральский горнорабочий Пермская губ., 1900 из альбома Валерия Москалькова

Бутылочный завод на одну стекловаренную печь был построен в 1898 году в 4-х километрах от поселка Султановский на берегу реки Кумы…К 1906 году на заводе работало уже 250 человек…

Вот что рассказал первый стеклодув завода Василий Арестович Мартыненко: « фигура на заводе – это стеклодув.

Обмакнет он тяжеленную полуметровую металлическую трубку в ванне, намотает на нее ком расплавленного стекла и бежит к станку, выдует бутылку и передаст ее отбивщику, а сам бежит в своих башмаках с деревянными подошвами, за новой порцией стекла. Жара невыносимая, но никаких вентиляторов, никаких механизмов очистки воздуха тогда не было.

В таких же условиях находились и подсобные рабочие: повертывальщики, отбивальщики, смазыватели форм и относчики. Их работа еще более однообразная и нудная».

Работали по 12 часов в смену. Бригада, состоящая из 8 человек, за смену могла в таких условиях выработать в среднем 1200 бутылок и получала за каждую сотню принятой приемщиком посуды по 60 копеек. Деньги распределялись среди бригады. Стеклодув получал за смену 2 руб. 60 коп., а подсобные значительно меньше: повертальщик – 24 коп., относчик – 18 коп.

На подсобных работах использовались дети, начиная с 8 – 9 лет. Поэтому хозяин с удовольствием брал на работу многодетные семьи, чтобы использовать дешевый детский труд.

http://www.smga.ru/minvody_dorevolucionnoe_vremya.htm

Перепись Иркутска 1864 г.

зафиксировала применение и детского труда — 23% детей до 14 лет имели какое-либо занятие: 0,1% были заняты в государственной службе (были писцами); 1,5% в торговле (торговали, либо состояли купеческими приказчиками, конторщиками); 3,3% занимались различными ремеслами (больше всего было портных, сапожников, столяров, плотников, папиросников, скорняков, маляров, но были и мясники, каменщики, печники, прядильщики и др.); домашней прислугой, поденщиками и чернорабочими числилось 8,3% подростков до 14 лет; и больше всего — 9,8% были заняты домашним хозяйством, огородничеством и т.п. Дети, рано начинавшие свою трудовую деятельность, в большинстве своем были несчастны. Многие хозяева лавок, мастерских в крупных и губернских городах, не хотели прекращать работу даже на праздники, не желая, видимо, терять прибыль, а ведь у них большинство подмастерьев составляли малолетние, которые таким образом лишались не только отдыха, но и возможности учиться или по собственному желанию распоряжаться своим досугом в выходные и праздничные дни.

Строители ж/д мостов на транссибирской магистрали под Красноярском. Красноярск, 1906.

из альбома Александра ОшуркоГлуховского прядильщика или ткача среди толпы можно было узнать по зеленому, землистому лицу.

Станки и машины в цехах были расставлены так тесно, что пробираться между ними можно было только боком, с опасностью для жизни. Экономя на всем, стремясь из всего выжать побольше прибыли, Морозов каждый клочок площади использовал с выгодой для себя.

Движущиеся части машин — шестерни, ременные передачи, трансмиссии — не были ограждены точно так же из экономии, и на фабриках, из-за этого, каждый день происходили несчастные случаи.

То рабочий во время чистки попадет рукой в машину, то он зацепится рваной рубахой за шестерню, то его затянет ремнем под вал трансмиссии. Больше всего страдали дети.

Несчастные случаи с ними приключались наиболее часто; дети были менее осторожны, более подвижны, сильнее уставали на работе, нежели взрослые. Из статистических данных явствует, что в 1882 году 67 процентов всех несчастных случаев на Богородско-глуховской мануфактуре происходили с детьми.

Маленьких, худых ребятишек, из которых многим еще не миновало и восьми лет, заставляли таскать тяжелые тюки с хлопком, корзины с пряжей, коробки со шпулями.

Жалкие, оборванные, едва держащиеся от усталости на ногах, они обтирали ветошью машины, подметали полы, топили печи. Они были разносчиками, рассыльными, ткацкими учениками.

Они при полном рабочем дне с трудом зарабатывали на хлеб. Расчет производился с ними по очень простому

принципу: сколько каждый из них принесет корзинок или тюков, — а перепадало на каждого не более десятка, — столько и получит копеек.

Источник: https://pikabu.ru/story/detskiy_trud_v_tsarskoy_rossii_6288231

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.