Должностное положение

Должностное положение лица

Должностное положение

Юриспруденция
Раздел: Экономика, Право

Должностное положение лица определяют не только его юридические возможности, связанные с кругом прав и обязанностей субъекта по занимаемой должности, но и фактические возможности, вытекающие из авторитета занимаемой субъектом должности в государственном органе, органе местного самоуправления, государственном или муниципальном учреждении, Вооруженных Силах, иных войсках и воинских формированиях, а также из служебных связей должностного лица. Пользуясь ими, должностное лицо может за вознаграждение оказать влияние, так или иначе способствовать совершению (несовершению) выгодного для взяткодателя действия другим должностным лицом, возможно, ничего не знающим об этом вознаграждении. Эта ситуация имеется в виду во втором из названных вариантов объективной стороны получения взятки. Пленум Верховного Суда СССР в п. 3 постановления от 30 марта 1990 г. № 3 “О судебной практике по делам о взяточничестве” указывал, что субъектом получения взятки “следует признавать и тех должностных лиц, которые хотя и не обладали полномочиями для выполнения в интересах взяткодателя соответствующих действий, но в силу своего должностного положения могли за взятку принять меры к совершению этих действий другими должностными лицами”*. Такими лицами могут быть также консультанты, референты, секретари, помощники ответственных должностных лиц, начальники канцелярий, инспекторы и т. п. должностные лица, которые сами не принимают окончательных решений по вопросам, интересующим взяткодателей, но от совершаемых ими действий по службе, подготовленных документов и иной информации в значительной степени зависит суть решения, принимаемого другим должностным лицом.

* БВС СССР. 1990. ,№ 3.

Использование субъектом в данном случае одних родственных связей, дружественных или родственных отношений для достижения результата, желательного для лица, передавшего ему вознаграждение, не рассматривается как использование должностного положения, что исключает состав получения взятки.

Уголовный кодекс признал взяточничеством и незаконное получение должностным лицом материальных ценностей и выгод имущественного характера за общее покровительство или попустительство лицу, передающему эти ценности или оказывающему имущественную услугу, или представляемым им лицам.

В таком случае какие-либо конкретные действия (бездействие) должностного лица, принимающего вознаграждение, специально не оговариваются, но участники преступления осознают, что в конечном счете ценности (услуги) вручаются должностному лицу с целью удовлетворения интересов взяткодателя или представляемых им лиц, поскольку данное общее покровительство или попустительство в итоге выражается (может выразиться) в тех или иных действиях (бездействии) должностного лица. Подобного рода взяточничество характерно при получении систематических вознаграждений (подношений) от подчиненных или подконтрольных должностному лицу работников, поскольку должностное лицо постоянно решает вопросы, затрагивающие их интересы, и последние заинтересованы в благоприятном к ним отношении взяткополучателя. Получение взятки при не оговоренном последующем поведении должностного лица за покровительство или попустительство характерно для коррумпированного аппарата государственных и муниципальных органов, разных властных структур, в частности, в случаях, когда представители организованной преступности как бы берут на содержание должностных лиц, обоснованно рассчитывая, что при необходимости те будут действовать в интересах взяткодателей.

Незаконные действия (бездействие) должностного лица, о которых говорится в ч. 2 ст. 290 УК, — это поведение, выходящее за рамки служебных полномочий субъекта, либо действия (бездействие), входящие в его полномочия, но при данных обстоятельствах оснований для их совершения не имелось.

Иначе говоря, незаконное действие (бездействие) должностного лица — это поведение, связанное с нарушением обязанностей по службе.

В дореволюционном российском уголовном праве получение служащим вознаграждения за деяние, связанное с нарушением обязанностей по службе, называлось лихоимством, в отличие от мздоимства, когда вознаграждение (мзда) получалось за действие (бездействие), выполненное без нарушения служебных обязанностей.

Получение взятки считается оконченным преступлением с момента принятия должностным лицом хотя бы части взятки, если она передавалась по частям, независимо от того, выполнило ли оно обусловленное действие или нет, собиралось выполнять это действие или нет.

Важно лишь, чтобы имущественные ценности или выгоды принимались субъектом именно как должностным лицом, способным лично или путем влияния с использованием своего должностного положения на других должностных лиц обеспечить удовлетворение интересов взяткодателя или представляемых последним лиц.

Действие (бездействие), совершенное должностным лицом, получившим за это вознаграждение находится за пределами состава получения взятки и поэтому нуждается в самостоятельной правовой оценке.

Иногда должностное лицо, используя свое служебное положение, совершает за взятку деяние, которое само по себе является преступлением.

Например, должностное лицо за взятку выдает поддельный документ, незаконно освобождает от уголовной ответственности, выносит заведомо неправосудный приговор или решение, фальсифицирует доказательства, пособничает хищению, контрабанде, нарушает правила отпуска наркотических средств и т. д. В этом случае ответственность наступает не только за получение взятки за незаконные действия (бездействие), но по совокупности и за сами эти незаконные, преступные действия (бездействие).

Пленум Верховного Суда СССР в постановлении от 30 марта 1990 г.

№ 3 “О судебной практике по делам о взяточничестве” применительно к ранее действовавшему законодательству разъяснил, что ответственность за взяточничество наступает независимо от того, когда вручена взятка — до или после совершения должностным лицом действия или бездействия, и безотносительно к тому, была ли взятка заранее обусловлена, выполнены ли какие-либо действия в интересах взяткодателя*. Новая редакция уголовно-правовой нормы об ответственности за получение взятки позволяет признать это указание действующим**.

* БВС СССР. 1990. № 3.

** В связи с этим нельзя согласиться с мнением Б. В.

Здравомыслова, что, если должностное лицо совершило какие-то действия по службе в пределах своей компетенции, которые не были обусловлены вознаграждением, а затем такое вознаграждение получило, его действия не выходят за рамки дисциплинарного проступка (см,: .Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть. Учебник для юридических вузов / Отв. ред. Б. В. Здравомыслов. М., 1996. С. 418).

Таким образом, взятка может иметь характер подкупа, когда сам факт передачи вознаграждения или договоренность о нем обусловливает соответствующее поведение (действие или бездействие) должностного лица, но может являться и незаконной материальной благодарностью — вознаграждением за уже содеянное, хотя никакой предварительной договоренности об этом вознаграждении не было и получатель его совершал должностное действие (бездействие), не рассчитывая на последующее вознаграждение. Конечно, взятка-подкуп является более опасным преступлением против интересов службы, но и при взятке-благодарности совершается посягательство на интересы нормальной деятельности публичного аппарата управления, подрывается его авторитет. Признание преступлением незаконного получения должностным лицом материальных ценностей и услуг в качестве благодарности за уже совершенное им правомерное действие по службе соответствует традициям российского уголовного законодательства, которое предусматривало уголовную ответственность за мздоимство и в том случае, когда никакой договоренности о вознаграждении не было*.

* Уложение о наказаниях уголовных и исправительных (1845 г.. 1866 г. и 1885 г.

) устанавливало: “Если чиновник или иное лицо, состоящее на службе государственной или общественной, по делу или действию, касающемуся до обязанностей его по службе, примет, хотя и без всякого в чем-либо нарушения сих обязанностей, подарок, состоящий в деньгах, вещах или в чем бы то ином, или же получив оный и без изъявления предварительного того согласия (выделено мной. — Авт.), не возвратит его немедленно и во всяком случае не позднее чем через три дня, то за сие в случае, если подарок принят или получен уже после исполнения того, за что оный был предназначен, принявший его подвергается: денежному взысканию не свыше двойной цены подарка; когда же оный принят или получен прежде, то, сверх того же денежного взыскания, и отрешение от должности”.

Вместе с тем Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть вторая), принятый Государственной Думой 22 декабря 1995 г.

, разрешил дарение государственным служащим и служащим органов муниципальных образований в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей “обычных подарков, стоимость которых не превышает пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда” (ст. 575 ГК). Принятие такого подарка не влечет ни уголовной, ни дисциплинарной ответственности и не заслуживает даже морального осуждения.

В связи с этим возникает вопрос о разграничении “обычного подарка” и взятки. Мнение, что пять минимальных размеров оплаты труда — это та. граница, которая во всех случаях разделяет подарок от взятки*, не может быть принято.

“Обычный подарок”, не влекущий никакой ответственности как для должностного лица, его принявшего, так и для вручившего подарок лица, отличается от взятки не только относительно небольшим размером.

Независимо от размера незаконное вознаграждение должностного лица за выполнение им действия (бездействия) с использованием служебного положения, на наш взгляд, должно расцениваться как взятка в следующих случаях: 1) если имело место вымогательство этого вознаграждения; 2) если вознаграждение (или соглашение о нем) имело характер подкупа, обусловливало соответствующее, в том числе и правомерное, служебное поведение должностного лица; 3) если вознаграждение передавалось должностному лицу за незаконные действия (бездействие). И только в том случае, когда имущественное вознаграждение без какой-либо предварительной договоренности об этом было передано должностному лицу за его правомерное действие (бездействие) по службе, решающим для разграничения подарка и взятки будет размер этого вознаграждения.

Источник: http://www.bibliotekar.ru/ugolovnoe-pravo-3-2/29.htm

Использование служебного положения: законодательные акты, ответственность и советы юристов

Должностное положение

Использование служебного положения в совокупности со злоупотреблением полномочиями находятся под контролем Уголовного кодекса РФ. Ученые правоведения относится к подобным юридическим выражениям неоднозначно. Нет единой трактовки явления со стороны судебных практиков. Краток УК РФ.

Ведь в статье 201 нет определения и понятия использования служебного положения, текст посвящен злоупотреблениям, где подчеркнуто, что должностные лица не должны действовать, нарушая интересы предприятия, в котором пришлось работать, а также причинять вред другим гражданам.

Осужденных по данной статье наказывают крупными штрафами и даже лишают свободы.

Тесная связь

Как бы ни рассматривали вопросы, связанные с деятельностью высоких чинов, которые совершают разной степени должностные нарушения, направленные на ущемление чьих-то гражданских прав и свобод, в судебной практике разновидности преступных деяний высокопоставленных лиц часто пересекаются. Правоведение разделило неправомерные действия на виды, когда должностные лица:

  • злоупотребляют своей должностью;
  • превышают полномочия, исполняя обязанности;
  • деяние квалифицируют, как использование служебного положения.

Сложность трактовки заключена в большой вариации разных случаев на практике, которые трудно рассудить и подвести под подсудность правильную статью. Если со злоупотреблением и превышением полномочий имеется целый ряд законодательных актов в УК – 286, 285, 201, то использование служебного положения как бы подразумевается, так как имеет тонкую грань с каждой неправомерной деятельностью.

В каждом случае имеются юридические элементы:

  • субъекта;
  • объекта;
  • сторон субъективных и объективных.

Для квалификации и признания действия преступным необходим доказанный факт о корыстных намерениях.

Характерные особенности

Использование должностными лицами своего служебного положения рассматривают со стороны действий и бездействий, учитывая их компетенцию и обязанности.

Более широкая трактовка раскрывает понятие как процесс совершаемый:

  1. В рамках должностных полномочий.
  2. Не связанный с работой, но под влиянием авторитета и связей.
  3. За границами служебных обязанностей.

Последний 3 пункт, характеризующий использование лицом своего служебного положения означает, что при выполнении мероприятий были превышены установленные нормативами и должностными инструкциями полномочия конкретным лицом.

Примером послужит действия коменданта общежития, когда он, не имея на то полномочий, вдруг войдет в комнату жильцов и начнет:

  • проводить обыск в помещении;
  • осматривать вещи;
  • изымать имущество.

В данном случае присутствует факт незаконного использования служебного положения с отсутствием у коменданта на то прав.

Законодательное определение

Существует другая позиция правоведов, которые не рассматривают выполнение конкретных действий чиновниками как преступные, даже если превышены их полномочия. Дело в том, что это прерогатива уголовных законов. Нельзя применять аналогичные положения даже в расширительном толковании явления. Запретительные меры определены принципом законности УК РФ в ч. 2 ст. 3.

Не стоит исключать прошлый опыт судебной практики, когда ВС СССР на Пленуме в 1990 году разъяснял понятия. Если отделяют юридические элементы – злоупотребления от превышений фикций властью, в суде должны учитывать их отличительные признаки:

  • первый случай – незаконное использование прав и полномочий должностными лицами, пренебрежение к служебным интересам;
  • когда происходит использование служебного положения в личных или любых противоправных намерениях, совершаются поступки, которые не входят в компетенцию чиновника или могут происходить, но при других обстоятельствах, утвержденных законами, подзаконными актам.

Здесь предусмотрены также события, которые никому в независимости от обстоятельств не дано права совершать.

В уголовном праве нет отдельных нормативов с ответственностью для лиц, превышающих свои полномочия при выполнении обязанностей или во время управленческих функций, так как это частные случаи. Отсутствие специальных законодательных норм позволяет привлекать к ответственности за проступки данного направления по нормативам, предусмотренным в общем характере по статье 201 УК РФ.

Вид преступления

УК РФ свою статью 159 в части 3 посвятил ответственности за преступное деяние с особой квалификацией по признакам мошенничества с использованием служебного положения.

В результате подобных противоправных действий происходит изъятие денежных или материальных средств обманным путем одним лицом в пользу другого.

В судах принимаются доказательства по фактам получения выгоды лицами из-за наличия у них:

  • должностного статуса, которые принадлежат к представителям органов власти, при выполнении ими обязанностей в государственном или муниципальном заведении, организации, силовом, воинском формировании;
  • работы в государственном или муниципальном учреждении;
  • руководящей должности в совете директоров негосударственного предприятия или в выполнении организационно-распорядительных, административных, хозяйственных функций.

Действующие лица и исполнители

Совершить мошенничество с использованием служебного положения может:

  • простой служащий;
  • руководитель крупного концерна;
  • работник частного предприятия.

Подобных преступлений аналитиками учтено много. К примеру, начальник коммерческого предприятия оформляет кредит, в залог отдает недвижимость фирмы, но сам не думает возвращать банку деньги.

Или бригадир строительной бригады получает зарплату за всю группу по договору и доверенностям. Он уверяет, что рабочие не должны прерывать производственные процессы для посещения кассы, а сам исчезает, не рассчитавшись с работниками.

Случаи показывают факт использования служебного положения в целях собственной преступной наживы.

От чего зависит мера ответственности

Проступки совершаются одним исполнителем или преступным сговором из нескольких участников.

Если только один фигурант имеет должностное положение, которым воспользовался, по статье 159 будет осужден только он, к остальным применена норма в соответствии с тяжестью совершенных действий.

Считается использование служебного положения УК РФ с крупными размерами хищения начиная с ущерба, нанесенного в размере 250 000 рублей.

Если в мошенническое дело включено несколько случаев, они будут объединены при условии:

  • использован один способ;
  • присутствует единый умысел;
  • квалификацию крупного хищения определят при сумме, превышающей 250 000 рублей.

Санкционные меры

За подобные нарушения положены наказания:

  • штрафные санкции от 100 000 до 500 000 рублей;
  • удержание из зарплаты, другого дохода за год или 3 года;
  • работы принудительного характера с лишением свободы на 2 года;
  • штраф 80 000 рублей с нахождением в исправительном учреждении до 6 лет;
  • заключение на срок до 1,5 года с денежными санкциями в размере полугодового заработка.

Законодатель серьезно приступил к корректировке настоящих законов и разработке новых законопроектов, предупреждающих мошеннические действия, где присутствует использование служебного положения УК.

Отягчающее обстоятельство

Под любым составом преступления следует понимать обязательные объективные и субъективные признаки. Совокупность этих элементов позволяет определить по УК РФ один из видов преступления или квалифицировать его. Когда указывают, что неправомерное деяние совершено с использованием должности, это отягчающее обстоятельство и признак, входящий в состав преступления.

Без объективных и объективных признаков в действиях должностного лица, привлечь его к ответственности нельзя. Если чиновник, наделенный властными полномочиями, неподобающе исполняет свои обязанности, в его работе присутствует использование служебного положения в личных целях – все эти критерии из правоприменительных актов.

Когда руководитель использует свою власть, дает распоряжение персоналу выполнить производственные мероприятия, предупреждающие вредные последствия и другие действия невозможно было применить – это не преступление, а крайняя необходимость.

В законодательных нормах указано, неправомерное использование руководящего положения выражается в разных формах:

  • нарушается финансовая дисциплина;
  • используются целевые денежные средства не по назначению;
  • предоставляются фальсифицированные данные ревизионным, фискальным органам;
  • отпускаются или сбываются товарные и материальные ценности по сниженной цене;
  • в аренду отдаются помещения, оборудование, транспортные средства, имущество по заниженной оплате;
  • договора заключают по невыгодным условиям, ухудшающим финансовое положение организации;
  • скрываются хищения и недостачи;
  • без оснований передают имущество физическим или юридическим лицам;
  • извлекают прибыль от чужой собственности;
  • в личных целях используют труд, ТС, механизмы, недвижимость, не оплачивая;
  • не возмещают стоимость за выполненные работы, услуги.

УК РФ предусматривает ответственность, если руководители предприятий, высокопоставленные чины использовали свое положение из корыстных побуждений или других личных интересов.

Преступный состав

Неправомерное использование чиновником власти, которая ему положена по закону, назначением или избранием для собственных благ входит в состав преступления. В УК РФ из статей 201-204 видно, что под действие данных правовых актов попадают незаконные намерения сотрудников предприятий разного статуса.

Злоупотребляют, превышают полномочия, совершают коммерческие подкупы разные структуры, поэтому они стоят под строгим контролем законодательной и исполнительной власти. Служебные интересы не трактуются в рамках одного ведомства. Они должны быть в сочетании, но не в противостоянии государственным интересам.

Жалоба жительницы

Приведем пример из жизни. В отдел юридической консультации пришла жительница города К. за помощью. У нее произошел спор с девушкой, служащей МВД.

Решив воспользоваться своим должностным положением и доступом к некоторым базам, по номеру телефона нашла данные обо всех членах семьи своей противницы. Этого было недостаточно.

Она стала угрожать разглашением личной переписки и конфиденциальных данных.

Ответ юриста

Московский юрист ей ответил, какие признаки преступления из действий полицейского, который использовал служебное положение, он обнаружил:

  • незаконный сбор сведений о частном лице – ст. 137 ч. 2;
  • нарушена тайна личной переписки – ст. 138 ч. 2;
  • совершено неправомерное вмешательство в компьютерную информацию, при условии, что был взлом серверов и копирование данных – ст. 272 ч. 3;
  • должностное лицо использует свои полномочия в ущерб служебных интересов, если имеется корыстная или личная заинтересованность – ст. 285 ч. 1.

Действия полицейского однозначно преступны, но виновность может определить только суд.

Перечисленные статьи указывают на преступление средней тяжести с максимальным наказанием до 4 лет лишения свободы.

Для реализации своих планов в прекращении посягательств на частную жизнь, шантажа, нужно обратиться в УСБ по месту жительства с заявлением. Инициировать разбирательство может прокуратура по жалобе.

Рекомендации предпринимателя

Когда создано предприятие, руководитель принимает его как инструмент для достижения производственных целей. Обыватели думают, как плохо, когда используют руководящую должность для получения каких-то благ. Положение, которое предоставляется директору компании, – это своеобразный инструмент схожий с оборудованием, компьютером. Никому не придет в голову, что работать с ними преступно.

Недопустимо использовать чин, чтобы:

  • заставлять людей поступать в ущерб собственных интересов;
  • насильственно домогаться.

Достигать своих целей всегда хорошо, когда действия происходят без помех для окружающих. Полезными будут книги, инструкции, разработки технологических процессов с использованием чужого передового опыта, если изданное не затрагивает коммерческих тайн, не порочит репутацию фирмы.

Добиваться положительных результатов, роста производительности никому не запрещено законными приемами, без насилия – морального и материального.

Источник: https://FB.ru/article/466915/ispolzovanie-slujebnogo-polojeniya-zakonodatelnyie-aktyi-otvetstvennost-i-sovetyi-yuristov

Специальный субъект общеуголовных преступлений, совершаемых с использованием служебного положения

Должностное положение

В. В. РОМАНОВА

Действующее уголовное законодательство предусматривает во многих составах преступлений такой квалифицирующий признак, как использование своего служебного положения. Уголовно-правовое значение данного признака состоит в том, что при использовании служебного положения происходит посягательство на дополнительный объект — интересы службы.

Проблемы применения данного квалифицирующего признака связаны с толкованием нескольких понятий: служебное положение, использование служебного положения, субъект использования служебного положения.

Представляет интерес анализ постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по различным категориям дел о преступлениях, имеющих квалифицирующий признак «с использованием служебного положения», с позиций субъекта преступления.

Так, в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебной практике рассмотрения уголовных дел об организации преступного сообщества (преступной организации) или участии в нем (ней)» от 10 июня 2010 г.

№ 12 сказано, что к лицам, совершившим деяние, предусмотренное ч. 2 ст.

210 УК РФ, с использованием своего служебного положения, следует относить как должностных лиц, так и государственных служащих и служащих органов местного самоуправления, не относящихся к числу должностных лиц, а также лиц, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющих организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в коммерческой организации независимо от формы собственности или в некоммерческой организации, не являющейся государственным или муниципальным учреждением.

В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате» от 27 декабря 2007 г. № 51 под лицами, использующими свое служебное положение при совершении мошенничества, присвоения или растраты (ч. 3 ст. 159, ч. 3 ст. 160 УК РФ), понимаются должностные лица, обладающие признаками, предусмотренными примечанием 1 к ст.

285 УК РФ, государственные или муниципальные служащие, не являющиеся должностными лицами, а также иные лица, отвечающие требованиям, предусмотренным примечанием 1 к ст.

201 УК РФ (например, лицо, которое использует для совершения хищения чужого имущества свои служебные полномочия, включающие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности, в коммерческой организации).

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака» от 26 апреля 2007 г. № 14 разъясняет, что по п.

«г» ч. 3 ст. 146 УК РФ подлежит уголовной ответственности лицо, использующее для совершения преступления служебное положение. Им может быть как должностное лицо, обладающее признаками, предусмотренными примечанием 1 к ст.

285 УК РФ, так и государственный или муниципальный служащий, не являющийся должностным лицом, а также иное лицо, отвечающее требованиям, предусмотренным примечанием 1 к ст.

201 УК РФ (например, руководитель предприятия любой формы собственности, поручающий своим подчиненным незаконно использовать авторские или смежные права).

В пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов,

Стр.30

взрывчатых веществ и взрывных устройств» от 12 марта 2002 г.

№ 5 раскрывается, что хищением оружия, комплектующих деталей к нему, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств лицом с использованием своего служебного положения следует считать хищение их как лицом, которое наделено служебными полномочиями, связанными с оборотом оружия, в частности его использованием, производством, учетом, хранением, передачей, изъятием и т. д., так и лицом, которому они выданы персонально и на определенное время для выполнения специальных обязанностей (часовым, постовым милиционером, вахтером или инкассатором во время исполнения ими служебных обязанностей и т. п.).

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм» от 17 января 1997 г. № 1 гласит, что под совершением бандитизма с использованием своего служебного положения (ч. 3 ст.

209 УК РФ) следует понимать использование лицом своих властных или иных служебных полномочий, форменной одежды и атрибутики, служебных удостоверений или оружия, а равно сведений, которыми оно располагает в связи со своим служебным положением, при подготовке или совершении бандой нападения либо при финансировании ее преступной деятельности, вооружении, материальном оснащении, подборе новых членов банды и т. п.

Как указано в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем» от 18 января 2004 г. № 23, под лицами, использующими свое служебное положение (п. «б» ч. 3 ст. 174 и п. «б» ч. 2 ст. 1741 УК РФ), следует понимать должностных лиц, служащих, а также лиц, осуществляющих управленческие функции в коммерческих и иных организациях.

В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами» от 15 июня 2006 г. № 14 указывается, что под использующим свое служебное положение лицом (п. «в» ч. 2 ст.

229 УК РФ) следует понимать как должностное лицо, так и лицо, выполнение трудовых функций которого связано с работой с наркотическими средствами или психотропными веществами.

Например, при изготовлении лекарственных препаратов таким лицом может являться провизор, лаборант, при отпуске и применении — работник аптеки, врач, медицинская сестра, при их охране — охранник, экспедитор.

Квалифицирующий признак «с использованием своего служебного положения» в статьях Особенной части Уголовного кодекса встречается достаточно часто.

Казалось бы, во всех случаях этот квалифицирующий признак должен иметь одинаковое содержание.

Между тем судебное толкование данного признака, даже на уровне высшей судебной инстанции, применительно к разным составам преступления существенно отличается.

К лицам, которые могут быть субъектом преступлений, совершенных с использованием служебного положения, Верховный Суд во всех случаях относит должностных лиц (примечание 1 к ст.

285 УК РФ) и лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческих и иных организациях (примечание 1 к ст. 201 УК РФ). Все постановления прямо или косвенно к таким субъектам относят государственных и муниципальных служащих.

Но, кроме того, в одном постановлении использование служебного положения связывается с осуществлением трудовых функций («О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами»); в одном — с выполнением служебных полномочий в целом или специальных обязанностей («О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве

Стр.31

и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств») и в одном постановлении упоминаются служащие в целом («О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем»).

Безусловно, субъектами совершения общеуголовных преступлений с использованием служебного положения могут быть должностные лица и лица, выполняющие управленческие функции в коммерческих или иных организациях, поскольку они обладают особыми полномочиями и положением, позволяющими облегчить совершение преступления.

Понятие должностного лица раскрывается в примечаниях к ст. 285 УК РФ.

Должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

В примечании 1 к ст. 201 УК РФ указано, какие именно лица признаются выполняющими управленческие функции.

А именно, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, признается лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа, а также лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в этих организациях.

Практически во всех постановлениях обращено внимание и на категорию лиц, относящихся к государственным и муниципальным служащим.

Служащий является собирательным понятием, охватывающим следующие виды: 1) государственный и муниципальный служащий; 2) служащий государственного и муниципального учреждения; 3) служащий государственной корпорации; 4) служащий коммерческой или иной организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждением.

Виды государственных служащих определены в ст. 10 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ.

Так, федеральный государственный служащий — гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета.

Государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации — гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации может получить денежное содержание (вознаграждение) также за счет средств федерального бюджета.

Определение муниципального служащего дано в ст. 10 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ.

Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

Стр.32

Неоднозначно в постановлениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации решается вопрос относительно иных субъектов — служащих государственных и муниципальных учреждений, государственных корпораций, коммерческих и некоммерческих организаций.

Проблема заключается в определении фигуры служащего, не являющегося государственным или муниципальным служащим, а также не являющегося должностным лицом.

Представляется, что, даже являясь рядовым служащим, последний, находясь в системе служебной иерархии, имеет, как правило, возможность оказать содействие, повлиять, принять решение, действуя в рамках своих служебных полномочий, которыми не обладают лица, не являющиеся служащими организации(1).

В пользу изложенного подхода свидетельствует разъяснение Пленума Верховного Суда Российской Федерации, приведенное в постановлении «О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм», в котором указано, что с использованием своего служебного положения понимаются действия лица по использованию своих властных или иных служебных полномочий, а равно сведений, которыми оно располагает в связи со своим служебным положением.

Но признавать субъектами использования служебного положения лиц, не относящихся к категории служащих, нельзя.

В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации трудовые отношения — отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции.

Поэтому трудовые функции выполняют как должностные лица либо лица, осуществляющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, так и иные служащие, а также лица, которые в трудовом законодательстве определяются как работники, осуществляющие трудовую деятельность по профессии рабочего.

Признание субъектами преступлений, которые совершаются с использованием служебного положения, лиц, осуществляющих трудовую функцию по профессии рабочего, на наш взгляд, исключается, поскольку речь идет об использовании служебного положения(2).

Таким образом, под лицами, использующими свое служебное положение, следует понимать должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, а также служащих в целом.

Стр.33

Источник: http://www.procuror.spb.ru/k810.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.