Должностные полномочия

Содержание

Превышение должностных полномочий сотрудником полиции

Должностные полномочия

Нередки случаи, когда граждане сталкиваются с противоправными действиями со стороны сотрудников полиции. Самыми частыми из них являются превышение и злоупотребление должностным положением. В данной статье мы рассмотрим законодательную базу УК РФ, ответственность, а также процедуру оформления жалобы.

О чем говорит статья 286 ук рф?

Статья №286 УК РФ устанавливает следующее:

Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев.

Либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

Если незаконные действия со стороны представителя совершены:

  • С применением насилия или с угрозой его применения.
  • С применением оружия или специальных средств.
  • С причинением тяжких последствий.

Предусматривают наказание в виде лишения свободы от трёх до десяти лет, а также запретом заниматься определённой деятельностью и занимать определённые должности срок до трёх лет. Применение оружие является фактором превышения полномочий в случае, если сотрудник полиции выстрелил из пистолета. Ситуации, когда сотрудник достал пистолет, но не выстрелил, не относятся к этому пункту.

К специальным средствам сотрудника полиции относятся:

  • Наручники.
  • Газовые баллончики.
  • Оружие.
  • Дубинки.
  • Спецтранспорт.
  • Служебные собаки.

Таким образом, уполномоченное лицо несёт ответственность в связи с превышением должностных обязанностей, которое может быть направлено против граждан, юридических лиц, общества или государства в целом. Мотив виновного лица не является фактором при рассмотрении дела в совершении противоправных действий со стороны сотрудников МВД.

Предусмотренное наказание для должностных лиц действует в случае, если нарушение законодательства РФ произошло в период исполнения ими должностных обязательств. Если должностное лицо в период совершения противоправных действий находился на больничном, в отпуске или отставке, то в этом случае предусмотрено наказание как для гражданина РФ в соответствии с УК РФ.

Что считается превышением должностных полномочий?

Превышение должностных полномочий может включать следующие действия:

  • Выполнение полномочий, которые не относятся к занимаемой должности.
  • Неправомерное использование собственных полномочий, например, применение оружия к гражданам, которые являются безоружными и не представляют опасности для окружающих.
  • Собственная инициатива в действиях без получения соответствующего указа от вышестоящего руководства.
  • Совершение действий, которые являются неуместными при любых обстоятельствах.

Что грозит за злоупотребление властью на рабочем месте?

Статья №285 УК РФ устанавливает ответственность в случае злоупотребления должностным положением:

Использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

Если злоупотребление должностным положением повлекло за собой тяжкие последствия, то наказанием является лишение свободы до десяти лет и запрет на возможность заниматься определённой деятельностью и занимать определённые должности.

Отличительные особенности превышения и злоупотребления должностным положением:

  • Превышение
  • Злоупотребление
  • Действие
  • Действие/бездействие
  • Лицо не имеет полномочий, так как они находятся за пределами разрешенных
  • Лицо действует в рамках служебных полномочий, но использует их при отсутствии необходимости
  • Мотив не имеет значения
  • В мотиве преступления присутствует получение выгоды

Каких границ должен держаться полицейский?

Статья №27 ФЗ РФ «О полиции» определяет обязанности сотрудников полиции при исполнении:

  • Соблюдать конституцию и законодательство РФ.
  • Следовать должностным инструкциям.
  • Выполнять приказы руководства, если они не противоречат законодательству РФ.
  • При исполнении соблюдать права и обязанности граждан, организаций или объединений.
  • Не разглашать государственные сведения или информацию, полученную при исполнении служебных обязательств.
  • Сообщать руководству о возникновении конфликта интересов при исполнении службы.
  • Сообщать о случаях коррупции по отношению к нему для склонения к правонарушению.
  • Оказывать первую помощь.
  • Оперативно реагировать на обращения граждан для пресечения правонарушений/преступлений и спасения жизни граждан.

Таким образом, сотрудник должен строго соблюдать регламент правоохранительных органов и законодательство России.

Бывают ситуации, когда сотрудник может избежать ответственности в случае превышения полномочий, если он руководствовался безопасностью людей, общества или государства.

Также представитель правоохранительных органов может избежать наказания, если причиной злоупотребления должностным положением послужил приказ от вышестоящего руководства, который производился с нарушениями законодательства РФ, а исполнитель заведомо не знал о косвенных причинах приказа.

Наказание за злоупотребление служебными правами

Для сотрудника, злоупотребившего служебным положением определяется наказание в зависимости от обстоятельств дела:

  • Штрафные санкции до 80 тысяч рублей.
  • Принудительные работы периодом до 4-х лет.
  • Арест периодом до 6-ти месяцев.
  • Лишение свободы периодом до 4-х лет.
  • Запрет для трудоустройства в определенные сферы периодом до 5-ти лет.
  • Лишение свободы периодом до 10-ти лет, если нарушение имеет тяжкие последствия.

Куда можно пожаловаться?

Подобные дела рассматривают три государственные структуры:

  • Следственный комитет.
  • Прокуратура.
  • ФСБ.

В первую очередь можно обратиться в следственный комитет с предоставлением заявления. Предоставить заявление можно тремя способами:

  • Заказным письмом с помощью почтового отправления.
  • При личном посещении.
  • Через интернет.

Срок рассмотрения заявления составляет не более десяти дней, после чего следственный комитет должен возбудить уголовное дело или предоставить мотивированный отказ. Если обоснованный отказ не устроил, то для обжалования возможно в одну из трёх инстанций:

  • Прокуратура.
  • Суд.
  • Руководство следственного комитета.

Рекомендуется обращаться в прокуратуру, так как она является более объективной в расследовании и осуществляет надзор и контроль процедуры возбуждения дела в отношении представителей правоохранительных органов. Для этогонеобходимо предоставить заявлениес указанием отказа или игнорирования жалобы со стороны следственного комитета.

Как правильно составить заявление?

В случае, если заявление оформляется пострадавшим, свидетелем превышения полномочий или фигурантом уголовного дела, то необходимо в заявлении указать данные по уголовному делу:

  • Дата возбуждения дела.
  • Состав преступления.
  • В отношении кого возбуждено и другое.
  • В заявлении нужно указать Ф.И.О. уполномоченных лиц, нарушивших закон, если подобная информация известна. Но, как правило, пострадавшая сторона не располагает полной информацией о сотрудниках полиции.
  • Документ должен содержать полную и подробную информацию состава преступления, совершённого по отношению к пострадавшему. Указание последствий неправомерных действий сотрудников полиции является обязательным требованием для возбуждения уголовного дела по Статье №286 УК РФ.

Жалоба должна содержать следующую информацию:

  • Наименование органа обращения, его адрес и контактный телефон.
  • Ф.И.О. прокурора.
  • Просьба организации проверки действий сотрудников полиции.
  • Дата инцидента.
  • Детальное описание инцидента.
  • Последствия, которые наступили из-за сотрудников полиции, превысивших полномочия.
  • Выдвигаемые требования – провести проверку, установить и привлечь нарушителей к уголовной ответственности.
  • Указание доказательной базы.
  • Список приложений.
  • Дата и подпись заявителя.

Каким образом можно доказать?

Заявление должно быть подкреплено доказательной базой, которая поможет доказать факт неправомерных действий. В качестве доказательной базы может выступать:

  • Свидетельские показания.
  • Судебно-медицинская экспертиза.
  • Иные медицинские документы – заключения, выписки свидетельства и прочее.
  • /видеозаписи и прочее.

Прокуратура самостоятельно не возбуждает уголовные дела, но контролирует и направляет процедуру расследования в соответствии с законодательством РФ.

Также можно обратиться к юридической помощи, которая поможет правильно обратиться в прокуратуру, а также в консультации и оформлении всех сопутствующих документов.

Сотрудники правоохранительных органов несут ответственность в случае превышения и/или злоупотребления должностным положением. При обращении в прокуратуру необходимо составить заявление и предоставить доказательную базу обвинения.

Не нашли ответ на свой вопрос в статье или есть дополнительный вопрос? Задайте его юристуна сайте и получите развернутую консультацию уже через 15 минут

Источник: https://zen.yandex.ru/media/vzapase_expert/prevyshenie-doljnostnyh-polnomochii-sotrudnikom-policii-5d0fabd7c4c11e00af157f9a

Должностные полномочия

Должностные полномочия

Должностные полномочия должны включать в себя:

  • права, необходимые для выполнения предписанных работ;
  • ответственность за использование этих прав (ответственность не может быть делегирована в принципе, поэтому руководитель в любом случае ответственен перед вышестоящим руководством за все, что происходит в его коллективе);
  • перечень обязательных координационных коммуникационных связей.

Предлагается различать два вида полномочий: линейные и штабные.

Линейные полномочия — это полномочия, передаваемые непосредственно от начальника к подчиненному и далее к другому подчиненному. Таким образом, линейные полномочия создают иерархию управления в организации, называемую цепью команд.

Штабные полномочия — это право советовать или помогать руководителям, наделенным линейными полномочиями. В свою очередь, они подразделяются на четыре группы:

  • рекомендательные полномочия (являются наиболее ограниченными и сводятся в основном к консультированию линейного руководства);
  • обязательные согласования (обеспечивают расширение рекомендательных полномочий);
  • параллельные полномочия (дальнейшее расширение штабных полномочий и дают право отклонять отдельные решения линейного руководства);
  • функциональные полномочия (предоставление штабному аппарату прав не только предлагать, но и осуществлять определенные управляющие воздействия в пределах своей функции).

Для реализации штабных функций и полномочий в организациях формируют специальный штабной (административный) аппарат.

Для решения вопроса о делегировании используется матрица Эйзенхауэра. Делегируемые проблемы делятся на виды с позиции необходимости контроля: требующие обычного контроля с периодическим информированием руководителя, требующие специального контроля, требующие полного контроля и не допускающие отклонений от предписываемых действий.

Децентрализованная система позволяет стимулировать «инициативу снизу», однако эффективность работы структурных звеньев во многом связана с компетентностью ее руководителей.

[attention type=red]
Децентрализация приближает руководителя, принимающего решение, к самой проблеме и к процессу ее разрешения.
[/attention]

Тем самым обеспечивается подготовка будущих руководителей высшего звена управленческой иерархии в границах самой организации, открывает дополнительные перспективы служебного роста.

Делегирование — это средство достижения целей организации. Если задача не делегирована исполнителю, руководитель вынужден будет выполнять ее сам, что во многих случаях просто невозможно. Правильно управляет тот, кто добивается выполнения работы другими. Именно умение делегировать задачи превращает человека в руководителя. Процесс делегирования полномочий состоит из трех этапов:

  • I этап — Поручение работникам индивидуальных конкретных заданий
  • II этап — Предоставление подчиненным соответствующих полномочий и ресурсов
  • III этап — Формирование обязательств подчиненных выполнить порученные им задания

Полная ответственность руководителя за деятельность своих подчиненных сохраняется при любом типе делегирования.

Возможны варианты распределения прав и ответственности в организации по системе «елочка» и по системе «матрешка».

В системе «елочка» права и ответственность вышестоящего руководства поглощают только часть прав и ответственности (полномочий) нижестоящего руководителя. Это система бюрократической организации с высокой четкостью фиксации прав и ответственности руководителя каждого уровня. Руководители высших звеньев могут вмешиваться только в некоторые полномочия руководителей низших звеньев.

Система «матрешка» — это система множественного подчинения. В ней права и ответственность вышестоящего руководителя полностью поглощают права и ответственность (полномочия) всех нижестоящих руководителей.

Для подчиненных из делегирования вытекают специфические обязанности:

  • самостоятельно осуществлять делегированную деятельность и принимать решения под свою ответственность:
  • своевременно и подробно информировать руководителя;
  • ставить руководителя в известность обо всех необычных случаях;
  • повышать квалификацию для того, чтобы отвечать предъявляемым требованиям.

Подчиненные могут уклоняться от дополнительной ответственности по следующим основным причинам:

  • подчиненный считает удобным спросить у руководителя, чем самому решать проблему;
  • подчиненный боится критики за совершенные ошибки. Поскольку большая ответственность увеличивает возможность совершения ошибки, подчиненный уклоняется от нее;
  • у подчиненного отсутствует уверенность в себе;
  • подчиненному не предлагается каких-либо положительных стимулов дополнительной ответственности;
  • жесткие ограничения работы подчиненных со стороны руководителей, мелочная опека, болезненное реагирование на малейшее отклонение предложений подчиненных от собственного представления.

В связи с этим руководителю необходимо знание некоторых приемов, которыми могут объективно или субъективно воспользоваться сотрудники в целях уклонения от выполнения задания:

  • брать задания без указания срока выполнения — никогда не будешь обвинен в срыве сроков и невыполнении;
  • добиться отсрочки или отмены задания без серьезных причин для этого;
  • не закончив одного дела, напрашиваться на какое-либо другое, потом будет оправдание невыполнения первоначального задания;
  • заниматься в неположенное время общественной работой или проявлять себя в рабочее время на других поприщах, не являющихся обязанностью или заданием;
  • заявлять, что «не помогают», что дает возможность уклониться от ответственности и взвалить на руководителя часть своих функций;
  • доказывать, что поручаемое задание не входит в его обязанности и что им должен заниматься кто-либо другой;
  • стараться всегда быть обиженным, что позволяет всегда оправдаться тем, что «в такой обстановке невозможно работать»;
  • обвинить начальника в том, что его нельзя понять;
  • обвинить начальника в предвзятости (рассуждения типа «Я знаю, что вы всегда ко мне относитесь несправедливо и ищете, к чему придраться»);
  • немедленно признать себя виновным, каяться и давать обещания исправиться.

Необходимо помнить, что существуют две принципиально разных точки зрения на делегирование полномочий:

  • классическая — передача полномочий сверху вниз (полномочия считаются делегированными, когда они переданы руководителем подчиненному);
  • современная — принятие полномочий (полномочия считаются делегированными, когда они приняты подчиненным).

Основные методики делегирования:

  • метод постановки общих задач. Передача подчиненным конечной цели деятельности (а не средств и способов). При этом методе контролируются главным образом результаты. Применение этого метода обосновано при высокой квалификации подчиненных;
  • метод детального инструктирования. Определение руководителем не только задания, но и способов их выполнения, т. е. когда распоряжение выдается в виде подробных и детальных инструкций. Применяется в случаях, когда руководитель обладает высоким авторитетом при низкой квалификации подчиненных или когда необходимо обеспечить оперативность, а также в случаях, когда надо поднять дисциплину труда;
  • метод параллельного поручения задания. Поручение задания двум и более исполнителям. Оправданно в случаях, когда необходимо исследовать предмет разными методами или для получения выигрыша во времени за счет параллельной разработки самостоятельных альтернативных вариантов решений. Последнее относится к практике параллельной работы над двумя или более проектами по одной и той же теме разными проектными группами, по результатам работы которых проводят оценку проектов и выбирают наиболее удачный;
  • метод параллельной организации работ. Одновременное выполнение различных операций и этапов работ. Применяется он для ускорения сроков выполнения работ и др.

Основными нормативными документами, содержащими систему распределения полномочий на предприятии, являются положения о подразделениях и должностные инструкции. Характерными недостатками действующих положений являются:

  • нечеткость и запутанность, что способствует пересечению функций;
  • рассогласование обязанностей, прав и ответственности, что удлиняет процессы принятия и реализации решений, нередко порождает конфликты, снижает уровень ответственности исполнителей;
  • неполный перечень всех функций и обязанностей (в основном описываются внешние, специальные функции, но мало отражаются функции информационные, учета, контроля, нормирования);
  • предпочтительная ориентация на текущую, оперативную работу при игнорировании функции перспективного направления работ, хотя такая работа, даже выполненная качественно и вовремя, не обеспечивает интенсивного развития производства и конкурентоспособности организации;
  • отсутствие механизма контроля возложенных функций и обязанностей (хотя систематическая оценка труда работников и прежде всего выполнение ими возложенных на них функций создает здоровый психологический климат в подразделении, имеет важное психологическое значение для развития сотрудников, особенно в профессиональном отношении, имеет большое воспитательное значение);
  • не отражены многие современные прогрессивные принципы и методы управления, что снижает эффективность и качество управления;
  • отражаемые взаимосвязи не раскрывают документооборота организации, так как в них определяются потоки информации, но не называются конкретные документы;
  • слабо формализованы управленческие взаимодействия по горизонтали, между смежными подразделениями, поэтому их эффективность часто зависит от того, сложились или не сложились личные отношения между руководителями соответствующих подразделений;
  • не определена роль положений и должностных инструкций в системе управления и не заложены принципы их развития и совершенствования, что приводит к быстрому старению разработанных положений, они не отслеживают непрерывно происходящие изменения в производстве, структуре, системе управления, в кадровом корпусе организации, а в конечном итоге положения и должностные инструкции перестают играть активную организующую роль в системе управления;
  • сами руководители не принимают участия в разработке этих документов.

Ликвидация этих проблем оптимизирует должностные инструкции и систему делегирования полномочий в организации, искомым состоянием которой является классификационная упорядоченность функций и обязанностей подразделений.

Классификация позволяет глубже вникнуть в работу подразделений, охватить все стороны их деятельности, унифицировать процесс разработки.

Внешние функции и обязанности проявляются во взаимодействии с производством, смежными службами, внешней средой, внутренние — внутри подразделения.

Специальные функции и обязанности характерны только для работы данного подразделения, а общие — для всех или большинства подразделений. Рутинные функции и обязанности повторяются периодически и выполняются по неизменной технологии, творческие — всегда по-новому.

Каждому виду функций соответствует свой метод планирования, контроля, стимулирования. Работы по стабильным рутинным функциям и обязанностям, у которых постоянны входные и выходные формы документов и сроки выполнения, не вписываются в планы отдела. Основанием для их выполнения являются положения о подразделениях или должностные инструкции, куда они вписываются в конкретной форме.

Внутренние функции большей частью контролируются непосредственным руководителем, стоящим ступенью выше по иерархической лестнице, а внешние — производственными и функциональными службами, для которых выполняются работы или которые являются следующим звеном в последовательности прохождения этих работ. Творческие функции требуют больше внимания, усилий, квалификации, знаний, энергии, обеспечивают развитие и конкурентоспособность организации и поэтому выше оплачиваются и стимулируются.

В целом классификационная упорядоченность позволяет логически соразмерить все функции, определить объективную роль каждой в процессе управления, найти рациональный метод ее планирования и контроля и благодаря этому повысить организующую роль положений и инструкций в системе управления.

Источник: Элитариум

Оцените публикацию

Источник: https://hr-portal.ru/article/dolzhnostnye-polnomochiya

Должностные полномочия: их виды и варианты распределения

Должностные полномочия

Александр Aлександрович Oгapкoв, кандидат экономических наук, доцент, заместитель декана по научной и воспитательной работе Волгоградской академии государственной службы при Президенте РФ.

Должностные полномочия должны включать в себя:

  • права, необходимые для выполнения предписанных работ;
  • ответственность за использование этих прав (ответственность не может быть делегирована в принципе, поэтому руководитель в любом случае ответственен перед вышестоящим руководством за все, что происходит в его коллективе);
  • перечень обязательных координационных коммуникационных связей.

Различают два вида полномочий: линейные и штабные.

Линейные полномочия — это полномочия, передаваемые непосредственно от начальника к подчиненному и далее к другому подчиненному. Таким образом, линейные полномочия создают иерархию управления в организации, называемую цепью команд.

Штабные полномочия — это право советовать или помогать руководителям, наделенным линейными полномочиями. В свою очередь, они подразделяются на четыре группы:

  • рекомендательные полномочия (являются наиболее ограниченными и сводятся в основном к консультированию линейного руководства);
  • обязательные согласования (обеспечивают расширение рекомендательных полномочий);
  • параллельные полномочия (дальнейшее расширение штабных полномочий и дают право отклонять отдельные решения линейного руководства);
  • функциональные полномочия (предоставление штабному аппарату прав не только предлагать, но и осуществлять определенные управляющие воздействия в пределах своей функции).

Для реализации штабных функций и полномочий в организациях формируют специальный штабной (административный) аппарат.

Для решения вопроса о делегировании используется матрица Эйзенхауэра. Делегируемые проблемы делятся на виды с позиции необходимости контроля: требующие обычного контроля с периодическим информированием руководителя, требующие специального контроля, требующие полного контроля и не допускающие отклонений от предписываемых действий.

Децентрализованная система позволяет стимулировать «инициативу снизу», однако эффективность работы структурных звеньев во многом связана с компетентностью ее руководителей.

[attention type=red]
Децентрализация приближает руководителя, принимающего решение, к самой проблеме и к процессу ее разрешения.
[/attention]

Тем самым обеспечивается подготовка будущих руководителей высшего звена управленческой иерархии в границах самой организации, открывает дополнительные перспективы служебного роста.

Делегирование — это средство достижения целей организации. Если задача не делегирована исполнителю, руководитель вынужден будет выполнять ее сам, что во многих случаях просто невозможно. Правильно управляет тот, кто добивается выполнения работы другими. Именно умение делегировать задачи превращает человека в руководителя. Процесс делегирования полномочий состоит из трех этапов:

  • I этап — Поручение работникам индивидуальных конкретных заданий.
  • II этап — Предоставление подчиненным соответствующих полномочий и ресурсов.
  • III этап — Формирование обязательств подчиненных выполнить порученные им задания.

Полная ответственность руководителя за деятельность своих подчиненных сохраняется при любом типе делегирования.

Возможны варианты распределения прав и ответственности в организации по системе «елочка» и по системе «матрешка».

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Мотивация персонала в России

В системе «елочка» права и ответственность вышестоящего руководства поглощают только часть прав и ответственности (полномочий) нижестоящего руководителя. Это система бюрократической организации с высокой четкостью фиксации прав и ответственности руководителя каждого уровня. Руководители высших звеньев могут вмешиваться только в некоторые полномочия руководителей низших звеньев.

Система «матрешка» — это система множественного подчинения. В ней права и ответственность вышестоящего руководителя полностью поглощают права и ответственность (полномочия) всех нижестоящих руководителей.

Для подчиненных из делегирования вытекают специфические обязанности:

  • самостоятельно осуществлять делегированную деятельность и принимать решения под свою ответственность:
  • своевременно и подробно информировать руководителя;
  • ставить руководителя в известность обо всех необычных случаях;
  • повышать квалификацию для того, чтобы отвечать предъявляемым требованиям.

Подчиненные могут уклоняться от дополнительной ответственности по следующим основным причинам:

  • подчиненный считает удобным спросить у руководителя, чем самому решать проблему;
  • подчиненный боится критики за совершенные ошибки. Поскольку большая ответственность увеличивает возможность совершения ошибки, подчиненный уклоняется от нее;
  • у подчиненного отсутствует уверенность в себе;
  • подчиненному не предлагается каких-либо положительных стимулов дополнительной ответственности;
  • жесткие ограничения работы подчиненных со стороны руководителей, мелочная опека, болезненное реагирование на малейшее отклонение предложений подчиненных от собственного представления.

В связи с этим руководителю необходимо знание некоторых приемов, которыми могут объективно или субъективно воспользоваться сотрудники в целях уклонения от выполнения задания:

  • брать задания без указания срока выполнения — никогда не будешь обвинен в срыве сроков и невыполнении;
  • добиться отсрочки или отмены задания без серьезных причин для этого;
  • не закончив одного дела, напрашиваться на какое-либо другое, потом будет оправдание невыполнения первоначального задания;
  • заниматься в неположенное время общественной работой или проявлять себя в рабочее время на других поприщах, не являющихся обязанностью или заданием;
  • заявлять, что «не помогают», что дает возможность уклониться от ответственности и взвалить на руководителя часть своих функций;
  • доказывать, что поручаемое задание не входит в его обязанности и что им должен заниматься кто-либо другой;
  • стараться всегда быть обиженным, что позволяет всегда оправдаться тем, что «в такой обстановке невозможно работать»;
  • обвинить начальника в том, что его нельзя понять;
  • обвинить начальника в предвзятости (рассуждения типа «Я знаю, что вы всегда ко мне относитесь несправедливо и ищете, к чему придраться»);
  • немедленно признать себя виновным, каяться и давать обещания исправиться.

Необходимо помнить, что существуют две принципиально разных точки зрения на делегирование полномочий:

  • классическая — передача полномочий сверху вниз (полномочия считаются делегированными, когда они переданы руководителем подчиненному);
  • современная — принятие полномочий (полномочия считаются делегированными, когда они приняты подчиненным).

Основные методики делегирования:

  • метод постановки общих задач. Передача подчиненным конечной цели деятельности (а не средств и способов). При этом методе контролируются главным образом результаты. Применение этого метода обосновано при высокой квалификации подчиненных;
  • метод детального инструктирования. Определение руководителем не только задания, но и способов их выполнения, т. е. когда распоряжение выдается в виде подробных и детальных инструкций. Применяется в случаях, когда руководитель обладает высоким авторитетом при низкой квалификации подчиненных или когда необходимо обеспечить оперативность, а также в случаях, когда надо поднять дисциплину труда;
  • метод параллельного поручения задания. Поручение задания двум и более исполнителям. Оправданно в случаях, когда необходимо исследовать предмет разными методами или для получения выигрыша во времени за счет параллельной разработки самостоятельных альтернативных вариантов решений. Последнее относится к практике параллельной работы над двумя или более проектами по одной и той же теме разными проектными группами, по результатам работы которых проводят оценку проектов и выбирают наиболее удачный;
  • метод параллельной организации работ. Одновременное выполнение различных операций и этапов работ. Применяется он для ускорения сроков выполнения работ и др.

Основными нормативными документами, содержащими систему распределения полномочий на предприятии, являются положения о подразделениях и должностные инструкции. Характерными недостатками действующих положений являются:

  • нечеткость и запутанность, что способствует пересечению функций;
  • рассогласование обязанностей, прав и ответственности, что удлиняет процессы принятия и реализации решений, нередко порождает конфликты, снижает уровень ответственности исполнителей;
  • неполный перечень всех функций и обязанностей (в основном описываются внешние, специальные функции, но мало отражаются функции информационные, учета, контроля, нормирования);
  • предпочтительная ориентация на текущую, оперативную работу при игнорировании функции перспективного направления работ, хотя такая работа, даже выполненная качественно и вовремя, не обеспечивает интенсивного развития производства и конкурентоспособности организации;
  • отсутствие механизма контроля возложенных функций и обязанностей (хотя систематическая оценка труда работников и прежде всего выполнение ими возложенных на них функций создает здоровый психологический климат в подразделении, имеет важное психологическое значение для развития сотрудников, особенно в профессиональном отношении, имеет большое воспитательное значение);
  • не отражены многие современные прогрессивные принципы и методы управления, что снижает эффективность и качество управления;
  • отражаемые взаимосвязи не раскрывают документооборота организации, так как в них определяются потоки информации, но не называются конкретные документы;
  • слабо формализованы управленческие взаимодействия по горизонтали, между смежными подразделениями, поэтому их эффективность часто зависит от того, сложились или не сложились личные отношения между руководителями соответствующих подразделений;
  • не определена роль положений и должностных инструкций в системе управления и не заложены принципы их развития и совершенствования, что приводит к быстрому старению разработанных положений, они не отслеживают непрерывно происходящие изменения в производстве, структуре, системе управления, в кадровом корпусе организации, а в конечном итоге положения и должностные инструкции перестают играть активную организующую роль в системе управления;
  • сами руководители не принимают участия в разработке этих документов.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Как определить интеллектуальный потенциал сотрудника

Ликвидация этих проблем оптимизирует должностные инструкции и систему делегирования полномочий в организации, искомым состоянием которой является классификационная упорядоченность функций и обязанностей подразделений.

Классификация позволяет глубже вникнуть в работу подразделений, охватить все стороны их деятельности, унифицировать процесс разработки.

Внешние функции и обязанности проявляются во взаимодействии с производством, смежными службами, внешней средой, внутренние — внутри подразделения.

Специальные функции и обязанности характерны только для работы данного подразделения, а общие — для всех или большинства подразделений. Рутинные функции и обязанности повторяются периодически и выполняются по неизменной технологии, творческие — всегда по-новому.

Каждому виду функций соответствует свой метод планирования, контроля, стимулирования. Работы по стабильным рутинным функциям и обязанностям, у которых постоянны входные и выходные формы документов и сроки выполнения, не вписываются в планы отдела. Основанием для их выполнения являются положения о подразделениях или должностные инструкции, куда они вписываются в конкретной форме.

Внутренние функции большей частью контролируются непосредственным руководителем, стоящим ступенью выше по иерархической лестнице, а внешние — производственными и функциональными службами, для которых выполняются работы или которые являются следующим звеном в последовательности прохождения этих работ. Творческие функции требуют больше внимания, усилий, квалификации, знаний, энергии, обеспечивают развитие и конкурентоспособность организации и поэтому выше оплачиваются и стимулируются.

В целом классификационная упорядоченность позволяет логически соразмерить все функции, определить объективную роль каждой в процессе управления, найти рациональный метод ее планирования и контроля и благодаря этому повысить организующую роль положений и инструкций в системе управления.

Только практические современные знания и навыки. Изучите эти практические курсы по менеджменту и управлению или учитесь чему хотите по абонементу, со скидкой

Источник: https://www.elitarium.ru/polnomochiya-rukovoditel-organizaciya-rabota-funkciya-otvetstvennost-sistema-kontrol-kvalifikaciya-dolzhnost-instrukciya-delegirovanie/

Должностные полномочия это

Должностные полномочия

В постановлении о привлечении в качестве обвиняемого и в обвинительном заключении должны содержаться ссылки на правовые акты, в силу которых должностное лицо наделено теми или иными полномочиями, а также конкретные обязанности и права, злоупотребление которыми вопреки интересам службы ставится ему в вину.

Если действия должностного лица, связанные с нарушением им своих служебных полномочий, были совершены в целях предупреждения вредных последствий, более значительных, чем фактически причинённый вред, если этого нельзя было сделать другими средствами, то такие действия в соответствии с законодательством о крайней необходимости не могут быть признаны преступными.

Должностные полномочия

Превышение должностных полномочий заключается в совершении должностным, лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства (ст. 286 УК РФ).

Обладатели рекомендательных полномочий при необходимости могут давать советы нуждающимся в них руководителям или исполнителям, каким образом лучше всего решить тот или иной узкий вопрос.

Но в отличие от предыдущего случая эти советы не являются обязательными для исполнения и не носят инициативного характера.

Рекомендательными полномочиями обладают различного рода специалисты, референты, консультанты и проч.

Превышение должностных полномочий и отличие от злоупотребления должностными полномочиями

  1. В первой части предусмотрен «простой» состав, когда любое лицо, обладающее властными полномочиями, явно их превышает, причиняя тем самым вред гражданам или государству. При этом должности, которые в таких случаях обвиняемые занимают, могут быть любыми, кроме государственных должностей РФ или субъекта РФ, а также кроме глав местного самоуправления.

Злоупотребление должностными полномочиями

2) Государственные служащие, осуществляющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственном органе, органе местного самоуправления, в государственном или муниципальном учреждении, либо в Вооруженных силах РФ или ином воинском формировании РФ.

Полномочие — это организационно закрепленное ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия ее работников на выполнение определенных задач.

Полномочия –совокупность официальных прав и обязанностейсамостоятельно принимать решения, отдавать распоряжения и выполнять те или иные действия в интересах организации.

Ими наделяется подразделение или отдельная должность в связи с выполнением возложенных на них функций. Под полномочиями также понимают конкретные поручения должностному лицу или группе.

Статья 285

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

Виды должностных полномочий

Для сохранения единства управления, или единоначалия, которое обеспечивается подчинением исполнителей только одному (линейному) руководителю, содержание и объем функциональных полномочий строго регламентируются. Обычно такими полномочиями обладают главные специалисты (главный бухгалтер, главный экономист и проч.) и руководители соответствующих служб (например, плановой).

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Из восьми потенциальных ситуаций первая является наиболее благоприятной для руководителя. В ней задача хорошо структурирована, должностные полномочия большие, а отношения между руководителем и подчиненными также хорошие, что создает максимальную возможность для оказания влияния.  [5]

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.