Допрос малолетних детей

Статья 142. Порядок допроса малолетних и несовершеннолетних свидетелей

Допрос малолетних детей

Комментарий :

Предмет регулирования и цели статьи

1. Статья устанавливает особенности допроса свидетелей детей – малолетних (до 14 лет) и несовершеннолетних (в возрасте от 14 до 18 лет) человек. Эти особенности призваны учесть специфику психического и социального развития ребенка. Статья направлена ??на соблюдение наилучших интересов ребенка, которую привлекают в качестве свидетеля по административному делу.

Ребенок как свидетель

2. Свидетелем может быть любое лицо, которое может правильно воспринимать, хранить в памяти и воспроизводить информацию о тех или иных обстоятельств. В связи с этим в качестве свидетеля можно привлекать и ребенка (лица до 18 лет) при условии, что она достигла уровня развития, который дает ему возможность правильно воспринимать информацию и донести ее до других лиц.

3.

Ребенка целесообразно допрашивать только тогда, когда обстоятельства в деле нельзя полно и достоверно установить с помощью других доказательств, имеющихся в деле, поскольку допрос в суде может вызвать стресс у ребенка. А кроме того, вследствие особенностей восприятия окружающих событий, а также памяти и речи ребенка известность ней информация не всегда может в полной мере воспроизводить действительные обстоятельства.

Присутствие лица, которому ребенок доверяет

4. Чтобы допрос в суде не вызывал у ребенка стресса, большого волнения, суд должен обеспечить спокойную доброжелательную обстановку в судебном заседании. Для этого важное значение будет иметь присутствие рядом с ребенком взрослого, которому она доверяет и рядом с которой чувствует себя спокойно (здесь такая взрослый играет примерно такую ??же роль, как и на приеме ребенка врачом).

Поэтому часть первая комментируемой статьи предусматривает присутствие педагога, одного из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей во время допроса малолетнего свидетеля – обязательно, а несовершеннолетнего свидетеля – по усмотрению суда. Эти лица в коем случае не должны быть заинтересованы в результатах рассмотрения дела, иначе они могут влиять на свидетеля с целью добиться определенных показаний.

Целесообразно для проведения таких процессуальных действий приглашать педагога, работающего с детьми такого возраста, лучше всего – непосредственно с этим свидетелем. Это может быть классный руководитель, руководитель кружка.

5. Присутствие педагога или другого лица, которому ребенок доверяет, не только обеспечивает спокойную для ребенка атмосферу в суде. Такие лица могут помочь найти индивидуальный подход к ребенку, поскольку они знают особенности ее развития, могут помочь переформулировать определенные вопросы способом, которые были бы понятны для ребенка.

Кроме того, они могут обратить внимание суда на некоторые особенности его мировосприятия, памяти, речи и т. п.. Такие сведения могут иметь важное значение при оценке доказательств.

Поэтому если указанные лица не только присутствовать во время допроса ребенка, но и дают свои консультации суда, то их необходимо рассматривать как специалистов и применять их участию статьи 67, 132, 149 КАСУ.

Разъяснение ребенку обязанности дать правдивые показания

6. Перед допросом ребенка, не достигшего 16 лет, председательствующий, как и каждому свидетелю, должен разъяснить права свидетеля и обязанность дать правдивые показания.

Но при этом председательствующий не предупреждает об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и за заведомо ложные показания, поскольку такую ??ответственность несут лица, достигшие 16 лет.

Такого свидетеля председательствующий также не приводит к присяге (часть вторая комментируемой статьи).

Свидетелю, достигший 16 лет, председательствующий разъясняет права и обязанности, а также предупреждает его об уголовной ответственности и приводит к присяге по правилам статьи 141 КАСУ.

Малолетний или несовершеннолетний свидетель в случаях, установленных законом, имеет право отказаться от дачи показаний. Это право председательствующий также обязан ему разъяснить.

Процедура допроса ребенка

7. Допрос малолетнего или несовершеннолетнего свидетеля производится по общим правилам статьи 141 КАСУ с учетом особенностей, определенных комментируемым статье.

8. По окончании допроса ребенка суд или лица, участвующие в деле, могут задавать вопросы присутствующим педагогу, родителям, усыновителям, опекунам или попечителям относительно содержания его показаний, возможности восприятия и воспроизведения таким свидетелем изложенных обстоятельств, не было давления или влияния на свидетеля время допроса подобное.

Педагог, родители, усыновители, опекуны или попечители могут с разрешения суда задавать свидетелю вопросы, а также высказывать свое мнение относительно личности свидетеля, содержания его показаний и т. п. (часть третья комментируемой статьи).

9.

В исключительных случаях, когда это необходимо для предотвращения психическому воздействию на ребенка, на время его допроса из зала судебного заседания по определению суда может быть удалено то или иное лицо, участвующее в деле (часть четвертая комментируемой статьи). Основаниями для такого решения может быть информация относительно негативного влияния такого лица на ребенка (например, свидетель боится этого лица), что мешает ребенку давать правдивые показания.

После возвращения этого лица в зал судебного заседания председательствующий сообщает ему о показаниях ребенка и предоставляет возможность задать ему вопросы. Суды практикуют, чтобы это лицо смысл своих вопросов доводила до суда, а уже после этого председательствующий задает их ребенку. Это также предотвращает влияния и давления на свидетеля и способствует правдивым показаниям.

Источник: https://juristoff.com/resyrsi/kz/kasu/1679-statya-142-poryadok-doprosa-maloletnix-i-nesovershennoletnix-svidetelej

Психология допроса несовершеннолетних

Допрос малолетних детей

Особенности психики несовершеннолетних связаны с ограниченностью их жизненного опыта, знаний и представлений, с недостаточной сформированностью адаптивных поведенческих навыков.

В процессе развития подростка в его психике происходят существенные сдвиги, и в первую очередь — активное расширение системы социальных связей. Интенсивное физическое и половое развитие — важнейшая особенность этого возраста.

Потребность в самоутверждении — одна из ведущих потребностей подростка. Ее реализация может осуществляться в рамках контактной малой группы (в компании), что иногда порождает ряд негативных явлений. Поэтому включение подростка в многообразные социальные группы, в широкие социальные связи — одна из основных мер предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних.

Подросток активно ищет референтную группу, друзей и товарищей и, найдя их, стремится самоутвердиться. Нередко такое “самоутверждение” и делает его “трудным”.

Повышенная конформность, суггестивность, групповая зависимость, подверженность поведения особым подростковым стереотипам, негативизм, демонстративная независимость, бравада, зависимость от референтной группы, повышенная подражательность кумирам, склонность к рискованным действиям, недостаточный социальный самоконтроль — основные психологические особенности подросткового возраста.

Формирование чувственных представлений несовершеннолетних отличается наглядно-эмоциональной направленностью, недостаточной категориальной отнесенностью, некоторым дисбалансом в деятельности первой и второй сигнальных систем, недостаточной развитостью обобщений по существенным признакам, склонностью к генерализованным обобщениям по несущественным признакам явлений.

У подростков меньший объем восприятия и долговременной памяти, они менее точно отражают пространственные качества объектов: их величину, удаленность, конфигурацию, цветовые оттенки, чаще, чем взрослые, допускают ошибки в определении продолжительности временных периодов, иногда искажают последовательность событий. Постоянное стремление к новым впечатлениям может усиливать проактивное и ретроактивное торможение.

Недостаточная сформированность понятийной сферы нередко приводит к неправильному употреблению понятий. Неточные показания несовершеннолетних иногда обусловлены подражательностью, стремлением говорить “как надо”.

Наряду с этим психика подростков характеризуется и такими существенными для установления истины по делу качествами, как повышенная ориентировочно-исследовательская деятельность, обостренное внимание к отдельным деталям события, направленность внимания на экстраординарные события, непосредственность, искренность, правдивость.

Более стабильный, чем у взрослых, распорядок жизнедеятельности несовершеннолетних позволяет в ряде случаев получить “опорные точки” для установления времени совершения и продолжительности расследуемых событий, их пространственной локализации.

В ложных показаниях подростки чаще допускают противоречия, несоответствия, не продумывают деталей “легенды”.

Для установления коммуникативного и психологического контакта с несовершеннолетним необходимо предварительно ознакомиться с условиями его жизни, особенностями воспитания, интересами, социальными связями и т.д. Необходимые характериологические сведения следователь может получить из бесед с родителями, от инспекторов детской комнаты милиции, участковых инспекторов.

Допрос несовершеннолетнего должен продолжаться не более одного часа. При допросе несовершеннолетнего, не достигшего 14 лет, присутствие педагога обязательно. Педагог дает необходимые консультации для определения формы постановки вопросов, установления психологического контакта с подростком.

При необходимости оценки способности несовершеннолетнего правильно воспринимать существенные для дела обстоятельства и давать о них показания, его возможности полностью осознавать значение своих действий назначается судебно-психологическая экспертиза.

Умственная отсталость несовершеннолетнего, не связанная с душевным заболеванием, то есть значительное его отставание от нормального уровня психического развития детей данного возраста, проявляется в аномальных действиях. Однако следует иметь в виду, что отставание в психическом развитии может проявляться не однозначно. На экспертное разрешение должны быть поставлены следующие вопросы:

    1. имеются ли у лица отклонения от нормального для данного возраста уровня психического развития;
    2. можно ли на основании данных психологии и педагогики сделать вывод о том, что несовершеннолетний не осознавал полностью значения своих общественно опасных действий.

Обстановка допроса должна быть спокойной, бесконфликтной. Несовершеннолетнему допрашиваемому необходимо вначале разъяснить, по какому обстоятельству проводится допрос, его обязанности и права, функции присутствующих на допросе лиц.

Далее возможна ознакомительная (не формальная) беседа о жизни подростка, о его социально-бытовых условиях. В беседу могут быть вовлечены все участвующие в допросе лица. Установив контакт с подростком, следователь побуждает его к свободному рассказу.

Этот рассказ может быть отрывочным, фрагментарным, но его не следует прерывать, подсказывать его направление.

С помощью контрольных вопросов выявляются ориентация несовершеннолетнего в последовательности событий, понимание их сущности. Особенно существенно при допросе оказание несовершеннолетнему мнемической помощи.

Диагностируя ложность показаний, следователь должен установить их мотивы (чувство ложного товарищества, стыда, страха, возникшего в результате угрозы и запугивания заинтересованного лица, неприязнь к следователю, советы близких).

Наряду с воздействием на мотивационную сферу подростка следователь использует и допустимые приемы психического воздействия: демонстрация своей информационной осведомленности, предъявление доказательств, развенчание соучастников и т.п.

В ходе допроса следует придерживаться ряда педагогических требований: не фиксировать внимание несовершеннолетнего на обстоятельствах, которые могут нанести вред его воспитанию, пресекать жаргонные и нецензурные выражения, не допускать циничных проявлений вульгарности и развязности.

В то же время речь самого следователя должна быть предельно корректной. При этом допустимы ирония, меткие, острые определения, высоко ценимые подростками. Необходимо также быть вежливым и проявлять уважение к личности несовершеннолетнего. Недопустимо панибратство, заискивание и т.д.

Психология допроса малолетних свидетелей и потерпевших

Закон не ограничивает возраста свидетелей. В ряде случаев ими могут быть дети дошкольного возраста (от 3 до 6 лет) и младшего школьного возраста (от 6 до 11 лет). Их допрос должен осуществляться с учетом возрастных особенностей, присущих каждому из указанных возрастных периодов.

Малолетние свидетели обладают, как известно, крайне ограниченным жизненным опытом и их показания требуют психологически обоснованной интерпретации. Поэтому при допросе необходимо участие педагога, воспитателя или специалиста по возрастной психологии.

Дети особенно подвержены суггестивному влиянию взрослых, генерализованным обобщениям (по несущественным признакам). У них значительна склонность к воображению, ложному опознанию (образы прошлого и текущего воздействия могут соотноситься по второстепенным, несущественным признакам).

Особенно сложны для детей установление причинно-следственных связей явлений, интерпретация значения действий малознакомых людей, мотивов и целей их поведения. Память ребенка дошкольного возраста отличается непроизвольностью, слабым развитием произвольного запоминания, направленностью на яркие отличительные особенности объектов.

Восприятие внешности людей малолетними свидетелями и потерпевшими, как правило, не точно. Большее внимание они обращают на броские приметы, одежду, эмоционально-экспрессивные поведенческие особенности. Хуже запоминаются черты лица. Рост человека, как правило, завышается. Смещаются понятия “молодой” и “старый”. Процессы узнавания несовершенны, часты ошибки, ложные узнавания.

Восприятие младших школьников отличается большей дифференциацией цвета, величины, формы объекта, детализацией объектов в процессе наблюдения. Они лучше решают те задачи, в которых имеется возможность действия с предметами, а словесному описанию событий предпочитают показ.

Свободный рассказ таких свидетелей о событии отличается дискретностью, событие расчленяется на единицы без установления взаимосвязей между ними. Для них более доступна операция анализа, чем синтеза. “…

Ребенок показывает себя гораздо более способным отделить элементы от целого, которое дано ему сразу, чем объединить то, что встречалось в его опыте разделенным…”.

Младшие школьники легче находят различие, чем сходство (нередко они затрудняются сделать сравнения, если им не указывают конкретных параметров для этого), легче абстрагируют отдельные свойства предметов, чем их связи и отношения. Их обобщения расширительны. В значимые моменты события они включают второстепенные элементы.

Особенно часто малолетние допрашиваются об обстоятельствах, связанных с сексуальными посягательствами. Не понимая значения совершаемых с ними сексуально направленных действий, дети осознают их необычность, “стыдность”.

Повышенная эмоциональная значимость таких действий, невольное участие в них способствуют сравнительно прочному их запоминанию. Однако очередность этих событий следователь должен постоянно уточнять (“Что было до этого?, Что с тобой было сделано, когда ты…?” и т.п.).

Непонимание смысла совершаемых действий существенно затрудняет их воспроизведение. Здесь необходимы многократные уточняющие и детализирующие вопросы.

При допросе малолетних свидетелей и потерпевших необходимо учитывать их индивидуально-психологические особенности.

При подготовке к допросу следователь может использовать консультации педагога, психолога.

Допрос может происходить в домашней обстановке, в дошкольном или медицинском учреждении, в школе, детской комнате милиции и др.

, в зависимости от того, где можно добиться максимальной коммуникативной активности. При этом формулировки вопросов должны быть заранее продуманы совместно со знающим ребенка педагогом.

Вовлечение ребенка в общение должно происходить постепенно. Вначале следует дать ему возможность освоиться с новым местом и новыми людьми. Первоначально допустима ориентировочная беседа о нем с сопровождающими его взрослыми людьми, с обращением к ребенку с отдельными сопутствующими вопросами. При этом речь следователя должна быть краткой, доступной, но не подделанной под “детский стиль”.

Для определения способности ребенка правильно излагать события ему можно сначала поставить задачу: описать те события, которые заведомо ему хорошо известны. При этом следователь должен возбуждать деятельность ребенка на положительном эмоциональном фоне и избегать неприятных для него вопросов.

Переходя к существу дела, следователь может повысить мотивационную ответственность ребенка, сообщив, что его показания очень важны для правильной оценки расследуемого события. Учитывая особую чувствительность детей, следует блокировать тенденцию, направленную на оправдание ожидания следователя.

В начале допроса надо сказать ребенку, что если он чего-то не знает, то он должен открыто заявить об этом. Однако не следует специально фиксировать начало допроса, необходимо плавно перевести разговор на получение показаний по существу дела.

При этом, поскольку дети не способны к логическому свободному рассказу, осуществляется диалогическое взаимодействие с ребенком, по отдельным эпизодам события ставятся конкретные, понятные вопросы, исключающие, однако, односложные ответы.

Сложность вопросов должна наращиваться постепенно: сначала целесообразно выяснить круг лиц, участвовавших в преступном событии, обстановку, которую ребенок хорошо запомнил, действия, которые он сам совершал, и лишь затем задавать вопросы о содержании самого события. При этом следует оказывать мнемическую помощь, побуждая ребенка к припоминанию развития события, к установлению связи между его отдельными эпизодами.

Можно побуждать детей повторять вслух вопросы следователя. При этом необходимо избегать не только внушающих воздействий, но любого проявления жесткости в обращении (“Ты обязательно должен сказать” и т.д.). Не следует поправлять ошибки в речи ребенка.

Учитывая ограниченность объема, устойчивости и распределенности детского внимания, повышенную утомляемость при однообразной форме деятельности, можно предложить ребенку изобразить то, что он видел, назвать цвет, форму и т.п.

по наглядному эталонному материалу.

Все вопросы, связанные с травмирующими психику ребенка обстоятельствами, должны чередоваться с нейтральными, эмоционально положительными.

Общая продолжительность допроса детей дошкольного возраста не должна превышать 20 минут, а детей младшего школьного возраста — 30 минут. В случае сильного душевного волнения допрос должен быть временно прекращен, а внимание ребенка переключено на эмоционально-положительные объекты.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/psichologiya-doprosa-nesovershennoletnich

Допрос несовершеннолетнего свидетеля: 208 статья упк рф – Администрация Благодарненского городского округа Ставропольского края

Допрос малолетних детей

Допрос несовершеннолетнего подозреваемого имеет определённый порядок, который основан на особенностях физического и психического развития ребёнка. Поэтому в УПК РФ существует отдельная статья, регулирующая порядок проведения допроса.

Многоканальная бесплатная горячая линияЮридические консультации по уголовному праву. Ежедневно с 9.00 до 21.00Москва и область: +7(499) 288-17-41Санкт-Петербург: +7(812) 317-60-13

статьи

Допрос подозреваемого, возраст которого не достиг 18 лет, проводится согласно статье 425 УПК РФ. Согласно тексту документа, длительность допроса не должна превышать 2 часов подряд, или не дольше 4 часов за день в совокупности.

Длительность допроса определяется следующими факторами:

  • возрастом подозреваемого;
  • психологическим статусом;
  • общим самочувствием и показателями здоровья.

Продолжительность проведения следственных мероприятий с участием ребёнка колеблется в зависимости от возраста и регулируется ч. 1 ст. 191 УПК РФ.

Учитывая психологическое развитие детей, рекомендуется проводить допрос в привычном для него окружении, например, в школьном классе или в группе детского сада. Практика показывает, что желательно, чтобы следователь был того же пола, что и рёбенок, особенно это важно при правонарушениях против неприкосновенности.

Лица, которым разрешено присутствовать на допросе:

  1. Защитник.
  2. Педагог или психолог.
  3. Законный представитель.

Во время допрашивания несовершеннолетнего обязательно присутствие защитника, педагога или психолога.

Адвокату позволено знакомиться с материалами расследования и делать замечания. Возможность присутствия родителей решается следователем исходя из интересов ребёнка, это означает, что не всегда родители присутствуют на допросе.

Выбор между педагогом или психологом решается на основании возраста подозреваемого, его психического статуса.

Пример, при допросе малолетнего ребёнка, которому 3-4 года, лучше пригласить педагога из детского сада, а при допросе младших школьников или подростков — преподавателя, ориентирующегося в особенностях подростковой психики.

Психолог или педагог могут задавать уточняющие вопросы подозреваемому, просматривать протокол допроса и кратко указывать замечания в записке.

Повестка о вызове на допрос направляется лично несовершеннолетнему, но получают её родители либо руководитель учреждения, где находится ребёнок.

Законные представители несовершеннолетнего обязаны обеспечить явку на допрос. В случае уклонения от явки возможен принудительный привод подозреваемого.

Особенности допроса

Процедура допроса имеет много нюансов. Одним из таких факторов является то, что в качестве кого обвинение вызвало ребёнка на допрос.

Ребёнок может быть допрошен в качестве:

  • обвиняемого;
  • подозреваемого;
  • потерпевшего;
  • свидетеля.

Допрос ребёнка, обвиняемого в совершении преступления, производится в соответствии со статьей 425 УПК РФ.

Допрос свидетеля, которому нет 18 лет, УПК РФ подразумевает присутствие адвоката, педагога и родителей в обязательном порядке. Всем участникам процесса объясняются их права. Также ст. 280 УПК РФ регламентирует и порядок допроса потерпевшего, не достигшего совершеннолетия.

Несмотря на отличия при допрашивании несовершеннолетних, существуют и общие особенности проведения дознания, которые регламентируются статьёй 191 УПК РФ.

Согласно тексту статьи, существует временное ограничение длительности допроса:

  1. Дети до 7 лет допрашиваются не более 30 минут без перерыва, и не более 1 часа в совокупности за один день.
  2. Если возраст детей от 7 до 14 лет – не более 1 часа непрерывно или не более 2 часов в совокупности.
  3. Время допроса подростков – меньше 2 часов без перерыва или меньше 4 часов за день.

Не несут административной или иной ответственности дети в возрасте до 16 лет за недостоверные сведения или за отказ от дачи показаний, но при этом им напоминается о том, что нужно говорить правду.

В ходе следственных мероприятий с присутствием несовершеннолетних обязательно проведение фотосъёмки или видеозаписи.

Если при проведении допроса ребёнок отмечает, что у него есть алиби на момент совершения правонарушения, то следователю необходимо провести комплекс мероприятий, направленных на подтверждение или опровержение данного заявления.

Сначала составляется план проверки алиби, затем согласно пану проводятся следственные мероприятия, дополнительно допрашиваются другие лица, на которых указал подозреваемый, изымаются и изучаются различные документы и делается заключение по результатам дополнительного расследования. После проверки следователь определяет достоверность алиби.

Права несовершеннолетних

Права, которыми наделены несовершеннолетние, отражены в последней действующей редакции Семейного Кодекса РФ.

К правам детей, имеющимся у них с рождения, относятся:

  • наличие Ф. И. О.;
  • воспитание в семье;
  • свободное общение с другим родителем и родственниками;
  • возможность защищать свои интересы;
  • получение средств к существованию от родителей или родственников.

По мере роста ребёнка к его основным правам добавляются дополнительные.

Как правило, имя ребёнку дают родители, фамилия и отчество даётся либо от матери, либо от отца и зависит от того, зарегистрированы ли их отношения. Разные ситуации семейного положения родителей и возможности выбора фамилии и отчества для ребёнка регулируются статьёй 58 СК РФ.

Ребёнок должен воспитываться в семье, полной или неполной. Если родителей лишили родительских прав, то право ребёнка на семью должно быть обеспечено органами опеки и попечительства. Если родители разведены, то ребёнок имеет право видеться с другим родителем или родственниками.

Права и интересы ребёнка представляют:

  1. Законные представители.
  2. Отдел охраны детства.
  3. Прокуратура.
  4. Судебные органы.

Достигнув 14-летнего возраста, ребёнок может сам обратиться в суд.

В 10 лет учитывается мнение ребёнка в обстоятельствах, в которых затронуты его интересы. Также ребёнок может принимать участие в заседаниях суда, давать показания. Также ребёнок вправе получить новые Ф. И. О., может подать заявление на возвращение родительских прав своим родителям.

Начиная с 14 лет, подросток несёт уголовную ответственность по некоторым видам правонарушений, список которых установлен законодательством, с согласия родителей может работать в свободное от учёбы время и при этом заработок может тратить по своему усмотрению, а также может вносить денежные средства в банк и распоряжаться вкладами.

Источник:

Допрос несовершеннолетнего свидетеля

Допрос несовершеннолетнего свидетеля имеет свои особенности. Следователю приходится обладать знаниями не только в области криминалистики, но и разбираться в психологии.

Чтобы получить необходимые сведения, следует правильно построить алгоритм разговора, узнать привычки ребенка, условия жизни.

Законодательство содержит ограничения по проведению допроса, чтобы не нанести допрашиваемому психологическую травму.

Кто вправе присутствовать?

Допрос производится следственными органами с целью получения устной информации о совершенном правонарушении. Правильно построить разговор со свидетелем — дело непростое. Ситуация осложняется, если допрашивается несовершеннолетний гражданин. Дети хорошо запоминают яркие детали и моменты, но не всегда способны озвучить информацию.

Основные правила проведения допроса на разных этапах следствия разъяснены в Уголовно-процессуальном кодексе России:

  • ст. 191 УПК РФ — предварительное расследование;
  • ст. 280 УПК РФ — в ходе судебного заседания;
  • ст. 425 УПК РФ — допрос обвиняемого, подозреваемого.

Важное условие — вызов несовершеннолетнего к следователю производится через законных представителей ребенка, перечень которых содержится в ст.5 УПК РФ: родители; опекуны (попечители); усыновители; администрация детского дома. Представители самостоятельно принимают решение о том, будут ли они присутствовать на процедуре дознания.

Выписывая повестку о явке, следователю необходимо проанализировать целесообразность приглашения конкретного законного представителя. Если существует вероятность, что действия взрослого посягают на права подростка, то принимается решение о замене представителя. Какие факторы рассматриваются:

  • подозрение, что родители будут склонять ребенка к даче ложных показаний;
  • потерпевшие в половом преступлении стыдятся при родственниках описывать детали происшедшего;
  • присутствие близкого человека стесняет ребенка, он отвлекается, постоянно ждет реакцию взрослого на свои слова;
  • родители подозреваются в жестоком обращении с несовершеннолетним или в совершении полового растления.

На допросе ребенка до 14 лет обязательно присутствует педагог или психолог. Если возраст подростка от 14 до 18 лет, то специалист приглашается по усмотрению следователя или судьи. Исключением служит психологическое состояние допрашиваемого: если ребенок страдает психическим расстройством или отстает в развитии, то присутствие психолога обязательно для любого возраста.

Чем поможет специалист на допросе? В первую очередь, он призван наладить контакт с подростком, а также пресечь возможное психологическое давление со стороны следователя или родственников. Кроме того, педагоги оказывают консультационные услуги относительно общения с несовершеннолетними в делах о половом растлении.

Следствие может столкнуться с тем, что ребенок живет самостоятельно, а его родители лишены родительских прав. В таком случае на допрос обязательно приглашается представитель местного опекунского совета. Инспектор обязан проследить, чтобы права подростка строго соблюдались.

Получение вызова

Повестку о явке на допрос запрещено вручать подростку лично в руки. Получить вызов имеют право его законные представители либо администрация учреждения, где ребенок воспитывается.

Повестку адресуют законному представителю, одновременно указывая имя несовершеннолетнего. В исключительных ситуациях, когда открыто дело о жестоком обращении с ребенком, и оповещать родителя нежелательно, повестка вручается другому лицу. Например, бабушке или учителю.

Если подросток подозревается в совершении преступления и взят под стражу, то вызов на допрос направляется начальнику СИЗО. Родители получают отдельную повестку с указанием места и времени дознания. Они имеют право явиться в кабинет следователя, чтобы присутствовать на процедуре.

Место проведения

В кабинет следователя вызывают несовершеннолетних 14-18 лет, потому что таким образом подчеркивается важность проведения процедуры. Официальная обстановка настраивает подростка на дачу правдивой информации.

Продолжительность допроса

Законом не оговорен вопрос о том, с какого возраста разрешено привлекать детей к следствию. Конечно, если свидетелем или потерпевшим стал малыш, еще не научившийся говорить, то речи о допросе быть не может. Относительно детей 3-4 лет следователь принимает решение индивидуально. В основном, уполномоченные органы стараются находить свидетелей преступления более старшего возраста.

Проведение следственных действий не может превышать:

  • если ребенку меньше 7 лет — полчаса без перерыва;
  • от 7 до 14 лет — 1 час без перерыва, общее время проведения — 2 часа в день;
  • от 14 до 16 лет —2 часа без перерыва, общее время проведения — 4 часа в день.

Допрос необходимо проводить «по горячим следам», потому что дети очень впечатлительны. Новые события быстро затмевают все пережитое ранее. Особенно, если происшествие не вызвало у ребенка резкого всплеска эмоций. Следователь, иногда с помощью психолога, составляет план беседы и формулирует недвусмысленные, понятные вопросы.

Проведение допроса

Проведение допроса подростка ничем не отличается от подобной процедуры у взрослых. Единственная особенность — дети до 16 лет не предупреждаются об ответственности за дачу ложных сведений, а также за отказ от показаний (ч.2 ст.191 УПК РФ). Следователь просто указывает на необходимость говорить правду.

Порядок проведения дознания:

  • разъяснение прав допрашиваемого;
  • занесение в протокол данных присутствующих лиц;
  • несовершеннолетний рассказывает свое видение событий;
  • следователь задает вопросы;
  • участники допроса подписывают протокол (если ребенок совсем мал, то достаточно подписи его законного представителя).

Источник: https://abmrsk.ru/ugolovnoe-pravo/dopros-nesovershennoletnego-svidetelya-208-statya-upk-rf.html

Допрос несовершеннолетнего: психологические особенности процесса

Допрос малолетних детей

Говоря о детях, необходимо иметь четкое понимание о разделении их по возрасту:

  • младенцы (от рождения до года);
  • раннее детство (1-3 лет);
  • дошкольный (3-6 или 7 лет);
  • младший школьный (6 или 7 – 11 или 12 лет);
  • подростковый (11 или 12 – 14 или 15 лет);
  • ранний юношеский (14 или 15 – 17 или 18 лет).

При каждом переходе в новую возрастную категорию человек проходит стадию кризиса. Он обусловлен противоречиями между новыми возникшими потребностями и условиями удовлетворения, которые, как правило, не устраивают взрослеющего ребенка.

В каждом возрасте есть:

  • определенные потребности;
  • круг общения;
  • взаимоотношения с окружающими людьми;
  • игровая деятельность;
  • интересы;
  • хобби;
  • ценностные ориентации;
  • трансформирующиеся уровни социального функционирования;
  • трансформация уровня интеллекта и развития;
  • трансформация направленности личности.

Выше перечисленные факторы значительно влияют на сознание несовершеннолетнего, на его поведение, отношение к происходящему, главным образом к процедуре судопроизводства.

В момент процесса суда необходимо учитывать психологию допроса несовершеннолетних.

Независимо от того, в какой роли он выступает (свидетель, потерпевший, подозреваемый, обвиняемый), его ответы, речь, поведение зависят от возраста, интеллекта, психических особенностей развития. Отсюда можно сделать вывод:

Вывод 1

Показания (содержание, форма, достоверность) несовершеннолетнего напрямую зависит от его уровня развития психики, индивидуально-психологических особенностей личности.

Психологические особенности развития детей разных возрастов

Дети до 3 лет уже способны воспринимать:

  • людей и их действия;
  • объекты, особенно яркие и необычные.

Опираясь на собственный опыт, они начинают понимать, что значит толкнуть, драться, и поэтому в 5 лет ребенок уже способен проявить данные действия. Хотя они совершаются не по объективной значимости, а по случайным признакам.

Описывая что-либо, дети используют сравнение, и они (сравнения) бывают относительными и неточными. Такое больше присуще дошкольному и младшему школьному возрасту. Ребята используют неопределенные понятия, например, худой – толстый.

Но зато дети этого возраста имеют хороший объем словарного запаса. Слова в основном составляют пассивный словарь, так как в повседневной жизни они не используют их, но значения понимают.

Хотя не все слова в сознании детей имеют точное значение.

Строить рассказ дети могут примерно с 5 лет. В этом возрасте им легче что-либо опознать, чем описывать что-то словесно. Детям 3-7лет события, обычно, воспринимают фрагментами, поэтому зачастую включают воображение и фантазию.

В течение последних 10 лет детям дошкольного возраста приписывают повышенную склонность к фантазированию и богатое воображение. Но Коченов М.М. и Осипова Н.Р. долго изучали данный вопрос и пришли к выводу: повышенная склонность к фантазии детей 3-7лет встречается не часто. Это можно объяснить тем, что продуктивность воображения зависит от жизненного опыта, который необходимо учитывать.

Также необходимо помнить: детям можно легко что-либо внушить. Внушаемость можно разделить на 2 типа:

  • под давлением других лиц, например, взрослых;
  • податливость постороннему воздействию.

Внушение можно распознать, так как несуществующие факты, которые легли в рассказ ребенка, выглядят скудными, типичными штампами, неестественными. От этого создается впечатление, что текст заучен. Чтобы окончательно убедиться, говорит ли несовершеннолетний не свои мысли, необходимо поинтересоваться: понятно ли то, о чем говорит.

В возрасте с 7 до 10 лет у детей происходят большие изменения в:

  • сознании;
  •  мышлении;
  • речи;
  • словарном запасе.

Замечание 2

Т.е. несовершеннолетние уже могут формулировать связный текст на основе личного опыта, объяснить какие-либо события. У них формируются навыки последовательного изложения событий, при этом появляется детализация. Увеличивается восприятие. Воображение становится более богатым, реалистичным.

К 10 годам дети могут уже припоминать увиденное, услышанное. Но, несмотря на это, до 14 лет несовершеннолетние не владеют навыком логического восстановления события, не могут выделить в нем главное. Так или иначе, приблизительно с 8-10 лет, можно обращаться к чувству долга, к честности.

У подростков 11 – 15 лет уже достаточно расширяется познавательные интересы, растет самосознание, желание быть самостоятельным, стремление к самоутверждению, обостряются отдельные черты характера (избыточная самоуверенность, самолюбие и т.д.) Дети, достигшие 14 лет, подвергаются общественной опасности таких преступлений, как:

  • убийство;
  • умышленное причинение тяжкого вреда;
  • средняя тяжесть вреда здоровью;
  • насилие сексуального характера;
  • разбой;
  • и т.д.

Начиная с 14 лет подросток, совершивший преступление, которое отражено во 2 части статьи 20 УК, подлежит привлечению к уголовной ответственности.

Считается, что в 16 лет у молодого человека уже в целом формируется правосознание и завершается процесс социализации личности. Именно поэтому начиная с этого возраста люди несут уголовную ответственности, которая отражена в части 1 статье 20 УК.

Несовершеннолетние 14-18 лет могут самостоятельно осуществлять ряд гражданско-правовые сделки, нести имущественную ответственность в особых случаях, указанных в п.2,3 статьи 26 ГК. Поэтому допросы для лиц 16-17 лет ведутся наравне со взрослыми.

Опиши задание

Общие правила допроса несовершеннолетнего

Если позволяют обстоятельства, то для подготовки к допросу необходимо получить, ниже перечисленные сведения:

  • условия жизни, окружение и воспитание ребенка, с кем и как проводит свободное время, посещает ли детские учреждения;
  • уровень интеллектуального развития, владение речью, круг интересов, хобби, способы проведения досуга, занимаются ли с ним родители, положительные качества ребенка;
  • наблюдателен, сообразителен ли ребенок, как учиться в школе, насколько он к ней адаптивен;
  • не замечен ли в употреблении алкогольных напитков, наркотиков и т.п.;
  • ведущие черты характера, эмоциональная устойчивость ребенка, отношение со сверстниками, учителями и т.д.;
  • физическое развитие, нет ли каких-либо дефектов, расстройств, заболеваний; если есть, то какого характера и происхождения;
  • состояние во время суда, принимал ли вообще в нем когда-либо участие; если, да, то необходимо установить причины;
  • чем занимался, времяпровождение подростка после происшедшего события, круг общения в данный период времени;
  • рассказывал ли он о событиях, о которых его допрашивают; что именно сказал;
  • обсуждались ли взрослыми, например, родителями, эти события в присутствии ребенка.

Общие правила допроса в качестве:

  • свидетеля отражены в статьях 191, 280 УПК, статьях 176, 179 ГПК;
  • подозреваемого, обвиняемого отражены в статье 425 УПК.

Примечание 1

Некоторые правила учитывают психологические закономерности поведения лиц данной категории.

Еще одно важное правило – место для допроса не должно вызывать беспокойство у ребенка. Обстановка должна быть доброжелательной, располагать подростка к откровенному разговору. Поэтому при предварительном и судебном допросе предусмотрено обязательное участие педагога или психолога.

Педагога или психолога приглашают, если несовершеннолетний:

  • совершил преступление;
  • был изнасилован;
  • не достиг 16-летнего возраста;
  • страдает психическим расстройством (часть 3 статья 425 УПК. В данном случае можно пригласить психиатра, патопсихолога и т.п.).

Рекомендовано в качестве педагога брать не классного руководителя по 2 причинам:

  • личная неприязнь педагога к несовершеннолетнему;
  • стыдливость ребенка (особенно, если он был подвержен насилию сексуального характера).

Перед допросом свидетелей до 16 лет не предупреждают об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. Им разъясняют о правдивости, будучи сказанных слов для следствия. Допрос свидетеля до 18 лет по постановлению суда может быть проведен в отсутствии подсудимого (часть 6 статья 280 УПК).

Замечание 3

Данный порядок действий предусмотрен для того, чтобы не навредить психике ребенка. Этот же регламент используется в отношении несовершеннолетнего подсудимого в тех же целях (статья 429 УПК).

Для того, чтобы свидетель быстро освоился, разговор начинается с педагога или психолога, постепенно вовлекая в процесс общения ребенка. Если необходимо понять, освоился молодой человек или нет, надо его спросить о том, понятно ли ему, где находится, зачем его привели сюда.

Необходимо на начальной стадии допроса вызвать у ребенка интерес к разговору. Для этого можно сказать ему, что от него ждут крайне необходимую помощь, но вести себя следует осторожно, чтобы не делать акцент на чем-то конкретном. В связи с этим недопустимы следующие обороты:

  • «Это ты должен понимать…»;
  • «Надо вспомнить…»;
  • «Ты не мог забыть о том, что…»;
  • и т.д.

При использовании данных конструкций у свидетеля может активироваться фантазия или, он начнет пытаться заслуживать одобрение взрослых.

Замечание 4

Также при допросе малолетних свидетелей/потерпевших необходимо чередовать положительные и отрицательные вопросы, чтобы ребенок не зажался. Прежде всего это правило касается детей, которые подвергались каким-либо насилиям.

Время допроса несовершеннолетних и малолетних свидетелей/потерпевших должно включать в себя не только задачи, но и индивидуально-психологические, возрастные особенности. По мнению Коченова М.М. и Осиповой Н.Р. продуктивные показания:

  • детей 3 -5 лет даются в течение 15-20 минут;
  • детей 5 -7 лет даются в течение 20-25 минут;
  • детей 7-10 лет даются в течение 25-35 минут.

Если за установленное время не удалось получить необходимую информацию, то делается перерыв. В части 1 статье 425 УПК говорится о том, что допрос несовершеннолетних должен содержать двухчасовой или четырехчасовой перерывы.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/psihologija/juridicheskaja-psihologija/dopros-nesovershennoletnego/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.