Допрос несовершеннолетнего это

Статья 191 УПК РФ. Особенности проведения допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний с участием несовершеннолетнего

Допрос несовершеннолетнего это

1. При проведении допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно.

При производстве указанных следственных действий с участием несовершеннолетнего, достигшего возраста шестнадцати лет, педагог или психолог приглашается по усмотрению следователя.

Указанные следственные действия с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля в возрасте до семи лет не могут продолжаться без перерыва более 30 минут, а в общей сложности – более одного часа, в возрасте от семи до четырнадцати лет – более одного часа, а в общей сложности – более двух часов, в возрасте старше четырнадцати лет – более двух часов, а в общей сложности – более четырех часов в день. При производстве указанных следственных действий вправе присутствовать законный представитель несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля.

2. Потерпевшие и свидетели в возрасте до шестнадцати лет не предупреждаются об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. При разъяснении указанным потерпевшим и свидетелям их процессуальных прав, предусмотренных соответственно статьями 42 и 56 настоящего Кодекса, им указывается на необходимость говорить правду.

3. Следователь вправе не допустить к участию в допросе несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля его законного представителя и (или) представителя, если это противоречит интересам несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля. В этом случае следователь обеспечивает участие в допросе другого законного представителя несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля.

4.

При проведении допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, по уголовным делам о преступлениях против половой неприкосновенности несовершеннолетнего участие психолога обязательно.

5. Применение видеозаписи или киносъемки обязательно в ходе следственных действий, предусмотренных настоящей главой, с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, за исключением случаев, если несовершеннолетний потерпевший или свидетель либо его законный представитель против этого возражает. Материалы видеозаписи или киносъемки хранятся при уголовном деле.

См. все связанные документы >>>

< Статья 190. Протокол допроса Статья 192. Очная ставка >

1. Специальные правила допроса применяются, если свидетель, потерпевший, обвиняемый или подозреваемый на момент производства следственного действия еще не достигли 18 лет.

Приобретение несовершеннолетним дееспособности в полном объеме (в силу вступления в брак – ст. 21 ГК или эмансипации – ст.

27 ГК) не является основанием для применения общих правил допроса, за исключением участия законного представителя несовершеннолетнего, который в этом случае отсутствует (ч. 3 ст. 40 ГК).

2. Процессуальный закон прямо не ограничивает продолжительность допроса несовершеннолетнего свидетеля и потерпевшего. Однако представляется необходимым применять указанную норму по аналогии с допросом несовершеннолетнего обвиняемого (ст. 425).

3. Участие педагога или психолога обязательно в допросе несовершеннолетнего свидетеля и потерпевшего, имеющего психические и физические недостатки (ч. 1 ст. 280). Этим должен руководствоваться и следователь, допрашивая лицо, достигшее 14 лет, но не достигшее 18 лет. Возрастной порог повышен для участия педагога или психолога в допросе подозреваемого или обвиняемого (ст. 425).

4.

Право на присутствие при допросе законного представителя свидетеля или потерпевшего должно быть обеспечено тем, что следователь не вправе ему отказать в удовлетворении такого ходатайства, если несовершеннолетний не достиг возраста 14 лет. Другими словами, требуется применение аналогии ч. 4 ст. 280 УПК (иначе стороны будут обоснованно возражать против оглашения протокола допроса). При этом спецификой допроса в ходе предварительного расследования является возможное наличие неотложной ситуации (ст. 157).

В неотложных ситуациях допрос может быть проведен и без участия законного представителя. Кроме того, представляется, что законному представителю может быть отказано в допуске к участию в процессуальном действии по правилам ч. 4 ст. 426 УПК.

Тогда в качестве законного представителя может участвовать представитель органа опеки и попечительства.

5. Возраст, по достижении которого несовершеннолетнего можно допрашивать, определяется его способностью давать правильные показания, достоверность которых подлежит оценке по общим правилам. См. коммент. к ст. ст. 56, 88.

Источник: https://RuLaws.ru/upk-rf/CHAST-VTORAYA/Razdel-VIII/Glava-26/Statya-191/

Допрос несовершеннолетнего: психологические особенности процесса

Допрос несовершеннолетнего это

Говоря о детях, необходимо иметь четкое понимание о разделении их по возрасту:

  • младенцы (от рождения до года);
  • раннее детство (1-3 лет);
  • дошкольный (3-6 или 7 лет);
  • младший школьный (6 или 7 – 11 или 12 лет);
  • подростковый (11 или 12 – 14 или 15 лет);
  • ранний юношеский (14 или 15 – 17 или 18 лет).

При каждом переходе в новую возрастную категорию человек проходит стадию кризиса. Он обусловлен противоречиями между новыми возникшими потребностями и условиями удовлетворения, которые, как правило, не устраивают взрослеющего ребенка.

В каждом возрасте есть:

  • определенные потребности;
  • круг общения;
  • взаимоотношения с окружающими людьми;
  • игровая деятельность;
  • интересы;
  • хобби;
  • ценностные ориентации;
  • трансформирующиеся уровни социального функционирования;
  • трансформация уровня интеллекта и развития;
  • трансформация направленности личности.

Выше перечисленные факторы значительно влияют на сознание несовершеннолетнего, на его поведение, отношение к происходящему, главным образом к процедуре судопроизводства.

В момент процесса суда необходимо учитывать психологию допроса несовершеннолетних.

Независимо от того, в какой роли он выступает (свидетель, потерпевший, подозреваемый, обвиняемый), его ответы, речь, поведение зависят от возраста, интеллекта, психических особенностей развития. Отсюда можно сделать вывод:

Вывод 1

Показания (содержание, форма, достоверность) несовершеннолетнего напрямую зависит от его уровня развития психики, индивидуально-психологических особенностей личности.

Психологические особенности развития детей разных возрастов

Дети до 3 лет уже способны воспринимать:

  • людей и их действия;
  • объекты, особенно яркие и необычные.

Опираясь на собственный опыт, они начинают понимать, что значит толкнуть, драться, и поэтому в 5 лет ребенок уже способен проявить данные действия. Хотя они совершаются не по объективной значимости, а по случайным признакам.

Описывая что-либо, дети используют сравнение, и они (сравнения) бывают относительными и неточными. Такое больше присуще дошкольному и младшему школьному возрасту. Ребята используют неопределенные понятия, например, худой – толстый.

Но зато дети этого возраста имеют хороший объем словарного запаса. Слова в основном составляют пассивный словарь, так как в повседневной жизни они не используют их, но значения понимают.

Хотя не все слова в сознании детей имеют точное значение.

Строить рассказ дети могут примерно с 5 лет. В этом возрасте им легче что-либо опознать, чем описывать что-то словесно. Детям 3-7лет события, обычно, воспринимают фрагментами, поэтому зачастую включают воображение и фантазию.

В течение последних 10 лет детям дошкольного возраста приписывают повышенную склонность к фантазированию и богатое воображение. Но Коченов М.М. и Осипова Н.Р. долго изучали данный вопрос и пришли к выводу: повышенная склонность к фантазии детей 3-7лет встречается не часто. Это можно объяснить тем, что продуктивность воображения зависит от жизненного опыта, который необходимо учитывать.

Также необходимо помнить: детям можно легко что-либо внушить. Внушаемость можно разделить на 2 типа:

  • под давлением других лиц, например, взрослых;
  • податливость постороннему воздействию.

Внушение можно распознать, так как несуществующие факты, которые легли в рассказ ребенка, выглядят скудными, типичными штампами, неестественными. От этого создается впечатление, что текст заучен. Чтобы окончательно убедиться, говорит ли несовершеннолетний не свои мысли, необходимо поинтересоваться: понятно ли то, о чем говорит.

В возрасте с 7 до 10 лет у детей происходят большие изменения в:

  • сознании;
  •  мышлении;
  • речи;
  • словарном запасе.

Замечание 2

Т.е. несовершеннолетние уже могут формулировать связный текст на основе личного опыта, объяснить какие-либо события. У них формируются навыки последовательного изложения событий, при этом появляется детализация. Увеличивается восприятие. Воображение становится более богатым, реалистичным.

К 10 годам дети могут уже припоминать увиденное, услышанное. Но, несмотря на это, до 14 лет несовершеннолетние не владеют навыком логического восстановления события, не могут выделить в нем главное. Так или иначе, приблизительно с 8-10 лет, можно обращаться к чувству долга, к честности.

У подростков 11 – 15 лет уже достаточно расширяется познавательные интересы, растет самосознание, желание быть самостоятельным, стремление к самоутверждению, обостряются отдельные черты характера (избыточная самоуверенность, самолюбие и т.д.) Дети, достигшие 14 лет, подвергаются общественной опасности таких преступлений, как:

  • убийство;
  • умышленное причинение тяжкого вреда;
  • средняя тяжесть вреда здоровью;
  • насилие сексуального характера;
  • разбой;
  • и т.д.

Начиная с 14 лет подросток, совершивший преступление, которое отражено во 2 части статьи 20 УК, подлежит привлечению к уголовной ответственности.

Считается, что в 16 лет у молодого человека уже в целом формируется правосознание и завершается процесс социализации личности. Именно поэтому начиная с этого возраста люди несут уголовную ответственности, которая отражена в части 1 статье 20 УК.

Несовершеннолетние 14-18 лет могут самостоятельно осуществлять ряд гражданско-правовые сделки, нести имущественную ответственность в особых случаях, указанных в п.2,3 статьи 26 ГК. Поэтому допросы для лиц 16-17 лет ведутся наравне со взрослыми.

Опиши задание

Общие правила допроса несовершеннолетнего

Если позволяют обстоятельства, то для подготовки к допросу необходимо получить, ниже перечисленные сведения:

  • условия жизни, окружение и воспитание ребенка, с кем и как проводит свободное время, посещает ли детские учреждения;
  • уровень интеллектуального развития, владение речью, круг интересов, хобби, способы проведения досуга, занимаются ли с ним родители, положительные качества ребенка;
  • наблюдателен, сообразителен ли ребенок, как учиться в школе, насколько он к ней адаптивен;
  • не замечен ли в употреблении алкогольных напитков, наркотиков и т.п.;
  • ведущие черты характера, эмоциональная устойчивость ребенка, отношение со сверстниками, учителями и т.д.;
  • физическое развитие, нет ли каких-либо дефектов, расстройств, заболеваний; если есть, то какого характера и происхождения;
  • состояние во время суда, принимал ли вообще в нем когда-либо участие; если, да, то необходимо установить причины;
  • чем занимался, времяпровождение подростка после происшедшего события, круг общения в данный период времени;
  • рассказывал ли он о событиях, о которых его допрашивают; что именно сказал;
  • обсуждались ли взрослыми, например, родителями, эти события в присутствии ребенка.

Общие правила допроса в качестве:

  • свидетеля отражены в статьях 191, 280 УПК, статьях 176, 179 ГПК;
  • подозреваемого, обвиняемого отражены в статье 425 УПК.

Примечание 1

Некоторые правила учитывают психологические закономерности поведения лиц данной категории.

Еще одно важное правило – место для допроса не должно вызывать беспокойство у ребенка. Обстановка должна быть доброжелательной, располагать подростка к откровенному разговору. Поэтому при предварительном и судебном допросе предусмотрено обязательное участие педагога или психолога.

Педагога или психолога приглашают, если несовершеннолетний:

  • совершил преступление;
  • был изнасилован;
  • не достиг 16-летнего возраста;
  • страдает психическим расстройством (часть 3 статья 425 УПК. В данном случае можно пригласить психиатра, патопсихолога и т.п.).

Рекомендовано в качестве педагога брать не классного руководителя по 2 причинам:

  • личная неприязнь педагога к несовершеннолетнему;
  • стыдливость ребенка (особенно, если он был подвержен насилию сексуального характера).

Перед допросом свидетелей до 16 лет не предупреждают об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. Им разъясняют о правдивости, будучи сказанных слов для следствия. Допрос свидетеля до 18 лет по постановлению суда может быть проведен в отсутствии подсудимого (часть 6 статья 280 УПК).

Замечание 3

Данный порядок действий предусмотрен для того, чтобы не навредить психике ребенка. Этот же регламент используется в отношении несовершеннолетнего подсудимого в тех же целях (статья 429 УПК).

Для того, чтобы свидетель быстро освоился, разговор начинается с педагога или психолога, постепенно вовлекая в процесс общения ребенка. Если необходимо понять, освоился молодой человек или нет, надо его спросить о том, понятно ли ему, где находится, зачем его привели сюда.

Необходимо на начальной стадии допроса вызвать у ребенка интерес к разговору. Для этого можно сказать ему, что от него ждут крайне необходимую помощь, но вести себя следует осторожно, чтобы не делать акцент на чем-то конкретном. В связи с этим недопустимы следующие обороты:

  • «Это ты должен понимать…»;
  • «Надо вспомнить…»;
  • «Ты не мог забыть о том, что…»;
  • и т.д.

При использовании данных конструкций у свидетеля может активироваться фантазия или, он начнет пытаться заслуживать одобрение взрослых.

Замечание 4

Также при допросе малолетних свидетелей/потерпевших необходимо чередовать положительные и отрицательные вопросы, чтобы ребенок не зажался. Прежде всего это правило касается детей, которые подвергались каким-либо насилиям.

Время допроса несовершеннолетних и малолетних свидетелей/потерпевших должно включать в себя не только задачи, но и индивидуально-психологические, возрастные особенности. По мнению Коченова М.М. и Осиповой Н.Р. продуктивные показания:

  • детей 3 -5 лет даются в течение 15-20 минут;
  • детей 5 -7 лет даются в течение 20-25 минут;
  • детей 7-10 лет даются в течение 25-35 минут.

Если за установленное время не удалось получить необходимую информацию, то делается перерыв. В части 1 статье 425 УПК говорится о том, что допрос несовершеннолетних должен содержать двухчасовой или четырехчасовой перерывы.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/psihologija/juridicheskaja-psihologija/dopros-nesovershennoletnego/

Допрос несовершеннолетнего подозреваемого или свидетеля: ст 191 УПК РФ

Допрос несовершеннолетнего это

Достаточно часто в юридической практике приходиться осуществлять допрос несовершеннолетнего подозреваемого.

Дознание этого типа имеет ряд особенностей и отличий в сравнение с допросом взрослого подозреваемого или свидетеля. Допрос несовершеннолетнего свидетеля по УПК РФ регламентируется ст. 191 УПК.

Статья содержит ряд рекомендаций и ограничений, которые должны быть соблюдены при дознании, если дело касается лиц, не достигших восемнадцати лет.

Характерные особенности допроса несовершеннолетнего

Допрос несовершеннолетнего по УПК РФ имеет свою специфику, и в первую очередь, она заключается в том, что у не совершеннолетнего меньший, чем у взрослых объем знаний и жизненного опыта.

Он может неправильно понимать или истолковывать происходящие события, у детей низкая способность к сосредоточенному вниманию, они могут постоянно на что-то отвлекаться.

Если речь идет о детях младшего возраста, то требуется отметить их внушаемость, они склонны реально воспринимать воображаемое, а также судить о ситуации на основании своих эмоций, не опираясь на реальные факты.

Согласно ст. 191 УПК РФ допрос несовершеннолетнего потерпевшего, свидетеля или обоняемого не может продолжаться больше двух часов без перерыва. В общей сложности, согласно ст.191 УПК РФ допрашивать подростка нельзя дольше 4 часов. Если продолжительность процедуры будет больше, адвокат вправе хлопотать о признания протокола недействительным.

Допрос несовершеннолетнего обвиняемого проводиться в присутствии адвоката, который по завершению дознания может ознакомиться с протоколом допроса и сделать замечания по поводу правильности его проведения. Следователь при этом, обязан внести замечания адвоката в протокол.

Если допрашивается несовершеннолетний, на дознании должен обязательно присутствовать педагог или психолог.

Подросток достаточно сложно переживает психологически процедуру допроса, и педагог должен проследить за тем, чтобы ребенок не боялся, не нервничал, и не получил эмоциональную травму.

При допросе подозреваемого, не достигшего совершеннолетия, важно побудить его к пониманию серьезности ситуации и необходимости сотрудничества с правоохранительными органами.

Следователь, вместе с психологом, должен создать условия, в которых подросток сможет успокоиться, не бояться разоблачения со стороны родителей, а также попытаться наладить с ним психологический контакт, вызвав у него доверие.

Присутствие родителей при беседе с обвиняемым, нежелательно, так как подросток начинает стыдиться своих действий, замыкается и вовсе отказывается говорить. В случае с дознания свидетеля с психическими или умственными отклонениями, родители все же могут быть допущены.

Последовательность действий

Следователь, перед тем как вызвать ребенка на беседу, должен собрать о нем хотя бы минимальный объем информации. Для этого, он может поговорить с его соседями, друзьями, учителями и родственниками. Составив психологический портрет малолетнего преступника или свидетеля, можно правильно подобрать тактику допроса и получить ответы на все нужные вопросы.

Согласно нормам УПК далее происходит вызов на допрос, извещают об этом, как правило, через законных родителей или опекунов, но если у следователя есть предположения, что родные причастны к совершению преступного деяния, он может выбрать другой способы вызова на дознание.

К примеру, следователь может приехать в учебное заведение и поговорить с малолетним обвиняемым или потерпевшим там. Привод в следственную часть осуществляют редко, ведь в комнате дознания, подросток закрывается и, находясь в панике, вообще ничего не скажет.

Соответственно, ни о каком психологическом контакте, речи быть не может.

Первая беседа очень важна, ведь ребенок пока не подготовлен взрослыми, то есть адвокат и мама с папой, пока не успели ему ничего внушить, и не научили говорить то, что нужно.

Следствие, как правило, именно на основании первой беседы, способно выдвигать обвинения и делать выводы об остальных причастных к правонарушению.

Перед началом, следует объяснить субъекту дознания, что его ждет за ложные показания.

Ни в коем случае, нельзя изначально подростка в чем-то обвинять, начинать беседу целесообразно с общих вопросов, к примеру, об условиях его жизни, учебе, круге интересов и его увлечениях.

Подросток, ошибочно полагая, что эта информация как-то связана непосредственно с делом, будет охотно на них давать ответы, а потом и не опомниться, как так же активно начнет отвечать на вопросы, действительно важные для следствия.

После выяснения необходимых данных, следователь может разъяснить подростку, в чем именно его подозревают, и дать ему возможность высказать свое мнение по поводу этого подозрения.

Все вопросы нужно выстраивать коротко и четко, чтобы в них не было двусмысленности, и подросток их понимал без разъяснения.

В задаваемых вопросах не должно быть фактических сведений, которые могут что-то подсказать или натолкнуть на какой-то ответ.

Если в ходе допроса несовершеннолетний решил во всем признаться и рассказать детали происшествия, следователь должен уделить должное внимание каждой мелочи. Все факты работник следствия должен детализировать в протоколе.

Особенность допроса несовершеннолетнего в том, что ребенок в желании быстрее уйти от беседы, может придумывать факты. Все данные полученные в ходе разговора, должны быть проверены, ведь если субъект действительно говорит правду, они помогут выяснить дополнительные сведения о правонарушении, к примеру, позволят найти орудие преступления, новых свидетелей или похищенное имущество.

После завершения допроса вся информация фиксируется, и протокол пришивают к делу, а допрашиваемого отпускают домой.

Тактические приемы в дознании подростков

Порядок действий следователя в большей степени координируется тактикой, которую он выбирает для допроса. Как правило, в дознании подростков работники правоохранительных органов используют элемент внезапности.

Изначально процесс выглядит, как беседа, в которой следователь ничего не знает, и полностью доверяет обвиняемому. В какой-то момент, он демонстрирует хорошую осведомленность о событиях, и называет факт, который может быть известен только преступнику.

Подросток не умеет, как взрослый, адекватно воспринимать подобную информацию, и если он виновен, то сразу начнет нервничать, путаться в показаниях или вовсе начнет оправдываться.

Уголовный Кодекс вмещает норму об алиби, которая служит веским доказательством не виновности.

Если следователь будет задавать конкретные вопросы, которые содержат точные временные промежутки и события, подозреваемый может путаться, и это в последствии опровергнет ссылку защиты на алиби.

Несовершеннолетние подозреваемые, в отличие от взрослых, не готовятся к допросу, и не способны обмануть следователя, запомнив несколько нужных конкретизирующих фактов.

В ходе допроса, очень важно установить роль взрослых в совершенном преступлении. Иногда, даже если ребенок сознается в совершении правонарушения, он может путаться в показаниях, следователь должен выяснить, почему это происходит. Некоторые данные могут быть известны ребенку не с места события, а из других источников.

Очень важно объяснить подозреваемому несовершеннолетнему, последствия его действия для общественности, и ее отношения к подобным деяниям.

Также нужно отметить в беседе, что сотрудничество со следствием позволит смягчить его вину и уменьшит положенный ему срок, что гарантирует конкретная статья за правонарушение им совершенное.

При допросе подростков действует статья Конституции 51, согласно которой, никто не обязан свидетельствовать против себя и своих родственников, поэтому, допрашиваемый может отказаться от дачи показаний на законных основаниях. Также в процессе дознания, несовершеннолетний может подавать жалобы на действия следователя и ходатайствовать об его отводе.

Источник: https://yurister.ru/ugolovno-protsessualnyy-kodeks/dopros-nesovershennoletnego-podozrevaemogo.html

Допрос несовершеннолетнего – основные правила проведения

Допрос несовершеннолетнего это

Следственные действия с несовершеннолетними, вне зависимости от их процессуального статуса (потерпевший, свидетель, подозреваемый или обвиняемый), проводятся с соблюдением ряда специальных требований. В частности, для них характерны:

  • расширенный круг участников следственного действия (включая допрос);
  • укороченная продолжительность;
  • обязательная кино- или видеофиксация хода следственного действия (исключение – случаи, когда сам допрашиваемый или его законный представитель возражают против применения кино- или видеосъемки).

Важно! Почему условия допроса несовершеннолетнего особо оговорены в законе? Это связано с особенностями психики детей и подростков. Во-первых, в силу возраста они не способны в полной мере оценивать собственное поведение и его последствия.

Во-вторых, им сложно сохранять концентрацию внимания на протяжении длительного времени.

В-третьих, дети до 18 лет чаще всего недостаточно осведомлены о своих правах и, следовательно, лишены возможности контролировать их соблюдение представителями следственных органов.

Точный ответ на вопрос о том, каковы условия допроса несовершеннолетнего, зависит от его процессуального статуса.

Правила производства допроса несовершеннолетнего потерпевшего и свидетеля по УПК РФ

Протокол допроса несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего практически не отличается от протокола допроса взрослого (см. статью «Протокол допроса свидетеля»). Разница в отсутствии в анкетной части графы «воинская обязанность» и, напротив, наличии в бланке граф для подписей законного представителя и психолога (педагога).

Обратите внимание! Свидетель пли потерпевший младше 16 лет не предупреждаются об ответственности за дачу ложных показаний и отказ от дачи показаний. Это просто не имеет смысла – за преступления, предусмотренные ст. 307 и 308 УК РФ (ложные показания и отказ от их дачи соответственно) отвечают только с 16 лет.

Подросткам, не достигшим этого возраста, разъясняется необходимость говорить правду.

Здесь можно скачать бланк протокола допроса несовершеннолетнего потерпевшего (свидетеля)

Зато различия в условиях допроса взрослого и несовершеннолетнего существенны. Так. в силу ст. 191 УПК РФ требований к допросу несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего определяются его конкретным возрастом:

Возраст допрашиваемого

Обязательные участники допроса

Максимальная продолжительность допроса

до 7 лет

педагог или психолог

  • подряд – 30 минут;
  • всего в день – 1 час

7 – 14 лет

педагог или психолог

  • подряд – 1 час;
  • всего в день – 2 часа

14 – 16 лет

педагог или психолог

  • подряд – 2 часа;
  • всего в день – 4 часа

16 – 18 лет

нет

  • подряд – 2 часа;
  • всего в день – 4 часа

16 – 18 лет при наличии психического расстройства или отставания в развитии

педагог или психолог

  • подряд – 2 часа;
  • всего в день – 4 часа.

Теперь подробнее об участниках допроса несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля — законном представителе и педагоге или психологе.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Законный представитель

В этом качестве выступают родители несовершеннолетнего или заменяющие их лица – опекуны, попечители, усыновители. Если таковые по каким-либо причинам отсутствуют (например, допрашивается беспризорный ребенок), приглашается представитель органа опеки и попечительства.

Обратите внимание! Законный представитель несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего не включен в круг обязательных участников допроса: в силу ч. 1 ст. 191 УПК РФ присутствие законного представителя на допросе – это его право, а не обязанность.

Однако это право может быть ограничено следователем: согласно ч. 3 ст. 191 УПК последний вправе отвести законного представителя от участия в допросе, если это противоречит интересам несовершеннолетнего. Например, если представитель является фигурантом уголовного дела, по которому допрашивается подросток.

В такой ситуации следователю надлежит обеспечить участие другого законного представителя – второго родителя или сотрудника органа опеки или попечительства.

Важно! Законный представитель имеет равные права с представляемым ими несовершеннолетним допрашиваемым (ч. 3 ст. 45 УПК РФ).

Педагог или психолог

В ч. 1 ст. 191 УПК РФ законодатель представляет следователю альтернативу, не уточняя, представителя какой именно профессии – педагога или психолога – следует приглашать на допрос несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего младше 16 лет, а также достигшего этого возраста, но имеющего психические отклонения.

Однако уже в ч. 4 этой же статьи УПК четко говорит о том, что участие психолога обязательно, если речь идет о допросе несовершеннолетнего:

  • младше 16 лет;
  • от 16 до 18 лет, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии;
  • любого возраста в случае, если допрос проводится по делу о преступлении против половой неприкосновенности.

Таким образом, во всех обозначенных случаях на допросе должен присутствовать психолог, а участие педагога обеспечивается по усмотрению следователя.

Порядок производства допроса несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого

Подобно потерпевшему и свидетелю, подозреваемый и обвиняемый практически уравнены в правах, поэтому и требования к их допросу почти идентичны. Единственное различие – обвиняемому перед допросом обязательно предлагается выразить свое отношение к предъявленному обвинению, то есть пояснить, признает ли он вину полностью, частично или не признает вовсе.

Допрос несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого также имеет свои особенности, в частности (ст. 425 УПК РФ):

  • продолжительность – не более 2 часов подряд и не свыше 4 часов в общей сложности в течение дня;
  • обязательное присутствие педагога или психолога при допросе подозреваемого или обвиняемого младше 16 лет либо старше, но страдающего психическим расстройством или отстающего в развитии;
  • обязательное участие защитника, вне зависимости от возраста допрашиваемого.

Обратите внимание! Участие защитника, то есть адвоката, обязательно при производстве абсолютно любого следственного действия с несовершеннолетним фигурантом. Даже если сам фигурант от этого отказывается и намерен защищать себя сам (п. 2 ч. 1 ст. 51 УПК РФ).

Все перечисленные требования к допросу несовершеннолетнего УПК РФ в полной мере распространяет на подсудимого – обвиняемого, в отношении которого уже назначено судебное разбирательство.

Важно! В случае с подсудимым требование к продолжительности допроса касается исключительно самого допроса, к длительности судебного заседания оно не относится.

Источник: https://rusjurist.ru/ugolovnye_dela/dopros-nesovershennoletnego-osnovnye-pravila-provedeniya/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.