Допрос несовершеннолетнего подозреваемого обвиняемого не может продолжаться

Особенности допроса несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого

Допрос несовершеннолетнего подозреваемого обвиняемого не может продолжаться

В данной статье автор рассматривает особенности допроса несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого. Рассмотрены процессуальные правила и тактические приемы допроса. Были изучены обстоятельства, характеризующие личность несовершеннолетнего допрашиваемого.

Ключевые слова:допрос, подозреваемый, несовершеннолетний, личность, следственное действие.

Допрос несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого — это вербальное, коммуникативное следственное действие, основанное на методе расспроса, процессуальных правилах и тактических приемах, специально разрабатываемых в криминалистике, заключающееся в получении на основе общения следователя с несовершеннолетним допрашиваемым и закреплении в установленной законом форме его показаний по поводу предъявленного обвинения и других обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела.

Практика показывает, что производство этого следственного действия нередко сопровождается процессуальными нарушениями, а действующее уголовно-процессуальное регулирование допроса несовершеннолетнего требует усовершенствования.

Следует также отметить, что после принятия УПК РФ в науке не проводились глубокие исследования исключительно процессуальных особенностей допроса несовершеннолетнего; кроме того, в науке уголовно-процессуального права не было комплексных исследований, посвященных такой особенности, как участие педагога и использование педагогических знаний в допросе несовершеннолетнего.

Для эффективного обеспечения допроса, установления психологического контакта с несовершеннолетним подозреваемым и обвиняемым, получения правдивых показаний по существу дела необходима тщательная подготовка к производству данного следственного действия. Основу такой подготовки составляют такие элементы, как:

1)      изучение материалов уголовного дела

2)      изучение личности несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого

3)      обеспечение участников допроса.

Некоторые авторы включают сюда и техническую оснащенность допроса и составление плана действий, которые, безусловно, являются неотъемлемыми атрибутами такого следственного действия, как допрос несовершеннолетнего.

При изучении материалов уголовного дела речь идет о целевом и углубленном изучении материалов уголовного дела, а так же сведений полученных оперативным путем. По степени ознакомления с делом, выстраивается тактика допроса, а у допрашивавемого создается впечатление о том что следователю (дознавателю) уже все известно.

Практика показывает что около 93 % уголовных дел, в которых подозреваемый, а в последствии обвиняемый — несовершеннолетнее лицо, расследуется не одним, а двумя, и даже тремя следователями (дознавателями). Этому служат различные причины.

Но этот факт подтверждает то, что при изучении уголовного дела, следователь (дознаватель) должен, полно и всестороннее углубленно ознакомится со всеми деталями и событиями уголовного дела [1, c. 49].

Согласно нормам уголовного законодательства следователь может вызвать для участия в допросе несовершеннолетнего других участников уголовного процесса: педагога или психолога, защитника, а так же законного представителя.

Педагог или психолог, будучи участником уголовного судопроизводства, является и субъектом уголовно-процессуальных отношений, и субъектом уголовно-процессуальной деятельности. Педагог или психолог — это «иной» участник уголовного судопроизводства, выполняющий в уголовном процессе вспомогательную функцию.

Они не являются субъектами доказывания, это лица, не имеющее собственного интереса в доказывании и выполняющее удостоверительную функцию в процессе доказывания.

По специфической функции, осуществляемой участником в процессе извлечения информации следователем, педагог и психолог входит в группу лиц, использующих свои специальные знания для оказания содействия следователю в обнаружении, изучении и закреплении доказательственной информации. По процессуальной роли психолог или педагог занимают особое место, т.

 к. в одних случаях они является обязательными участниками допроса несовершеннолетнего, в других — факультативными. Цель участия их в допросе несовершеннолетнего лица — максимально полное установление обстоятельств, входящих в предмет доказывания по уголовному делу при строгом соблюдении прав и законных интересов несовершеннолетнего.

Эта цель достигается посредством решения основной задачи — содействовать получению полных и достоверных показаний несовершеннолетнего. В свою очередь основная задача решается через решение конкретных задач, которые необходимо ставить перед педагогом:

1)      установление психологического контакта; создание непринужденной обстановки допроса;

2)      обеспечение оптимального эмоционального состояния подростка;

3)      оказание помощи в формулировке педагогически корректных вопросов, составлении плана допроса;

4)      определение оптимальной его продолжительности; предварительная беседа с несовершеннолетним;

5)      оказание содействия следователю в фиксации показаний и т. д.

Также нужно уточнить, что как к педагогу, так и к психологу предъявляются следующие требования: наличие специальных знаний, приобретенных в ходе получения специального образования (средне-специального или высшего) и/или практического опыта работы с подростками соответствующей возрастной группы не менее трех лет; отсутствие обстоятельств, исключающих участие в уголовном судопроизводстве, кроме заинтересованности в исходе дела.

Некоторые специалисты говорят о том, что следователь вполне сам может получить достоверные и правдивые сведения от несовершеннолетнего, в следствии того, что иногда присутствие педагога или психолога, могут помешать созданию доверительной атмосферы, сковывать допрашиваемого, подвергнуть стеснению и т. д.

Одним из важнейших критериев осуществления законности при допросе несовершеннолетнего служит участие защитника. Обязательность его участия обуславливается тем, что несовершеннолетний в силу своего возраста не может самостоятельно в полном объеме осуществлять защиту своих прав и законных интересов.

Так же одной из гарантий реализации прав несовершеннолетних лиц является участие в уголовном судопроизводстве законных представителей. В п.12.

ст 5 УПК РФ говориться о том, кто является законным представителем, а именно: родители, усыновители, опекуны, попечители обвиняемого, представители учреждений и организаций, на попечении которых находится обвиняемый.

В отличии от участия психолога или педагога, участие законного представителя при допросе несовершеннолетнего обвиняемого является обязательным и не зависит от чьей то воли. Это вопрос до сих пор остается дискуссионным.

Основной целью и задачей лица, участвующего в уголовном дела в качестве законного представителя, является защита и отстаивание им прав и интересов несовершеннолетнего.

Не стоить забывать, что уголовно — процессуальным законодательством установлена недопустимость причинения законным представителем ущерба интересов обвиняемого, в этом случае следователь вправе отстранить его от участия в деле [2, c. 31].

Изучение обстоятельств, характеризующих личность несовершеннолетнего допрашиваемого, имеет важнейшее значение, так как они могут повлиять на степень и характер ответственности.

Следователь прежде всего руководствуется нормами уголовного и уголовно — процессуального законодательства, требованиями судебной психологии, криминалистики, следственной этики, психологии, педагогики и. т.д.

Значение данных, характеризующих психологию несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого, имеет основополагающее значение.

Прежде всего оно необходимо чтобы установить контакт с допрашиваемым, определить методы воздействия на него, предугадать его поведение, возможные варианты его защиты, особенности его поведения в зависимости от той или иной ситуации. Каждый человек имеет свои особенности.

Трудность при допросе подростка заключается в его возрасте. Не устоявшаяся жизненная позиции, недостаточность жизненного опыта, неуравновешенность иные личные качества, такие как характер, воля, эмоциональные особенности, привычки, темперамент, мировоззрение и. т.д, — все это создает определенные трудности для следователя при изучении личности несовершеннолетнего, по сравнению с допросом взрослого, которые в этих вопросах более менее устоявшийся [13, c. 103].

Уголовно-процессуальный закон предусматривает, что если в ходе предварительного расследования уголовного дела о преступлении небольшой или средней тяжести будет установлено, что несовершеннолетний подозреваемый или обвиняемый совершил это преступление впервые и его исправление может быть достигнуто без применения наказания, прокурор, а также следователь и дознаватель с согласия прокурора, вправе вынести постановление о прекращении уголовного дела и возбуждении перед судом ходатайства о применении в отношении несовершеннолетнего принудительных мер воспитательного воздействия.

В результате выполнения всех требований и рекомендаций, получается полная картина о тактических и психологических особенностях при допросе несовершеннолетнего лица. На протяжении рассмотрения данного вопроса мы говорили о важности того, что необходимо привлекать педагога и (или) психолога.

Это объясняется рядом факторов, которые существенно влияют на процесс и результаты допроса несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого.

Так же наряду с участием психолога и педагога, важно участие защитника, главной задачей которого является защита прав несовершеннолетнего, который в силу своего возраста не может осуществлять в полном объеме. В уголовно — процессуальном кодексе закреплено обязательное участие законного представителя. Об этом идет немало споров.

Я считаю, что при допросе нужно участие законного представителя, так как он как никто другой может повлиять на несовершеннолетнего, он лучше всякого психолога и педагога знает его. Конечно, это не касается такой категории лиц, как алкоголики, наркоманы и иные категории лиц, ведущий подобный образ жизни.

Они вряд ли могут внести положительный вклад в проведение допроса несовершеннолетнего. Исходя из этого мое мнение такого, что привлечение на допрос законного представителя, должно зависеть от следователя, который, при его привлечении, должен руководствоваться прежде всего тактическими соображениями.

Вся трудность при допросе заключается в возрасте допрашиваемого, который характеризуется неопределенностью и неустойчивостью его жизненной позиции, взглядов и других личностных качеств. Поэтому при допросе следователь должен вести себя безошибочно как тактически, так и с точки зрения законности его проведения.

Итак, из вышесказанного следует, что следователь должен оказывать воспитательную функцию, с целью повлиять на допрашиваемое лицо.

При рассмотрении вопроса о психологических особенностях видно, что все вопросы, касающиеся психологической составляющей, тесно связаны с тактическими и поэтому из разрыв актуален только на стадии теоретического изучения, на практике же, все тесно переплетается.

Изучение обстоятельств, характеризующих личность несовершеннолетнего допрашиваемого, имеет важнейшее значение, так как они могут повлиять на степень и характер ответственности. Следователь прежде всего руководствуется нормами уголовного и уголовно-процессуального законодательства, требованиями судебной психологии, криминалистики, следственной этики, психологии, педагогики и. т.д.

Литература:

1. Михальчук Ю. П. Допрос обвиняемого на предварительном следствии, КРУ МВД РФ, г. Краснодар, 2007. — 122 с.

2. Михальчук Ю. П. Основные уголовно-процессуальные и криминалистические аспекты допроса несовершеннолетнего обвиняемого на предварительном следствии: Учебное пособие. Краснодар: Краснодарская академия МВД России, 2014. — 142 с.

Основные термины(генерируются автоматически): законный представитель, допрос, следователь, педагог, следственное действие, уголовное судопроизводство, несовершеннолетнее лицо, обвиняемый, подозреваемый, психолог.

Источник: https://moluch.ru/conf/law/archive/141/7582/

2.Законодательные основы допроса несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого)

Допрос несовершеннолетнего подозреваемого обвиняемого не может продолжаться

Праваи свободы несовершеннолетнихрегламентируются как нормативно-правовымиактами общего, так и специальногохарактера международного и национальногоуровней. Из них следует, что несовершеннолетниенаходятся на особом положении, иприменение к ним определенных нормимеет свои особенности.

Изначальнонеобходимо определить кого можно считатьнесовершеннолетним.

Так, в соответствиис Конвенцией о правах ребенканесовершеннолетним считается «каждоечеловеческое существо до достижения18-летнего возраста, если по закону,применимому к данному ребенку, он недостигает совершеннолетия ранее»4.

Аналогичное положение указано в ПравилахООН, касающихся защиты несовершеннолетних,лишенных свободы5,в которых несовершеннолетним признаетсялицо в возрасте до 18 лет.

В данных актахпонятие «несовершеннолетний» и «ребенок»являются синонимами, при условии, чтодостижение совершеннолетия не происходитраньше или позже указанноговосемнадцатилетнего возраста. Всоответствии с указанными нормами клицу не достигшему 18 лет применяютсяспециальные нормы, в том числе припроведении в отношении него определенныхследственных действий, призванные датьему дополнительную защиту его прав исвобод.

Международно-правовуюзащиту детей осуществляет ЮНИСЕФ —детский фонд ООН, который разработалосновные международные нормативно-правовыеакты по защите прав несовершеннолетних,а именно:

  1. Декларация прав ребенка (1959)

  2. Конвенция ООН о правах ребенка (1989)

  3. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).

Вперечисленных выше актах закрепленыосновные права и свободы детей, всоответствии с которыми правоохранительныеорганы отдельных государств-членов ООНмогут производить какие-либо действияв отношении указанных лиц.

Средивсех закрепленных прав и свобод детей(несовершеннолетних) особо следуетотметить: право свободно выражать своисобственные взгляды по всем вопросам,затрагивающим ребенка (взглядамребенка уделяется должное внимание всоответствии с возрастом и зрелостьюребенка);ни один ребенок, в том числе совершившийправонарушение, не может быть подвергнутпыткам или иным жестоким, бесчеловечнымили унижающим достоинство видам обращенияили наказания; правокаждого ребенка, который, как считается,нарушил уголовное законодательство,обвиняется или признается виновным вего нарушении, на применение к немупрезумпции невиновности, на свободу отпринуждения признания вины6.

Российскоезаконодательство аналогично смеждународным соединяет воедино понятия«несовершеннолетний» и «ребенок»,однако не делая между ними различий нипри каких условиях и указывая на наличиеопределенных особенностей, которыепоявляются при участием в каких-либодействиях несовершеннолетних.

Так,Семейный кодекс РФ обозначает, что«ребенком признается лицо, не достигшеевосемнадцати лет (совершеннолетия)»7(ст.54), такое же положение указано в ст.1ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенкав Российской Федерации»8,а УПК РФ в ст.420 определяет несовершеннолетнихкак лиц не достигших возраста 18 лет.

Изанализа данных норм следует, что данныепонятия обозначают применительно к РФодин и тот же круг лиц, обладающий особымиправами и гарантиями. Однако в ч.2 ст.

20УК РФ законодатель определяет минимальныйвозраст, с которого может наступатьуголовная ответственность — 14 лет,9следовательно, понятие «несовершеннолетний»применяется к кругу лиц, которые могутбыть привлечены к участию в допросе вкачестве подозреваемого (обвиняемого),в возрастном диапазоне от 14 до 18 лет.

Допроснесовершеннолетнего подозреваемого(обвиняемого) в Российской Федерациикак и любое другое следственное действиерегламентируется в соответствии снациональным конституционным и основанномна нем уголовно-процессуальномзаконодательстве.

ВКонституции РФ закреплены общие положенияприменимые к лицам, в том числе кнесовершеннолетним, которые следуетвыполнять при проведении предварительногорасследования в общем и допроса вчастности, в числе таких – нормы,закрепляющие признание и гарантии прави свобод человека и гражданина согласнообщепризнанным принципам и нормаммеждународного права (ст.17), равенстваперед законом и судом (ст.19), охранудостоинства личности государством -никто не может быть подвергнут пыткам,насилию или другому унижающемучеловеческое достоинство обращениюили наказанию (ст.21), презумпциюневиновности (ст.49), гарантии государственнойзащиты прав и свобод человека и гражданина(ст.45) и т. д10.

Основнымрегламентирующим особое положениенесовершеннолетних подозреваемых(обвиняемых) при проведении допроса входе расследования актом является УПКРФ. Особенности процессуальногохарактера, связанные с участием в допросенесовершеннолетнего, указаны в ст. 425УПК РФ. Исходя из текста данной статьиможно выделить следующие особенностидопроса несовершеннолетнего подозреваемого(обвиняемого):

  • длительность допроса не может превышать 4 часов в день и не может продолжаться более 2 часов без перерыва;

  • в допросе обязательно участвует защитник, который может задавать несовершеннолетнему вопросы, знакомиться с протоколом допроса и делать замечания о правильности и полноте, сделанных в нем записей;

  • по ходатайству защитника или по собственной инициативе следователь, дознаватель привлекает к допросу несовершеннолетнего педагога или психолога;

  • Педагог, психолог вправе с разрешения следователя, дознавателя задавать несовершеннолетнему вопросы, знакомится с протоком допроса и делать письменные замечания на его правильность и полноту.

  • Участие педагога, психолога обязательно, если подозреваемый не достиг 16 лет или достиг данного возраста, но отстает в своем психическом развитии или страдает психическим расстройством;

  • порядок применимый к допросу несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) применим и к несовершеннолетнему подсудимому.11

Сравниваяпроцессуальное положение на допросенесовершеннолетнего и лица, достигшего18 лет становится заметным особоеотношение к первому как к субъекту менеезащищенному психологически и учету егоумственного развития и возрастныхособенностей (сокращено вдвое времядопроса, обязательно участие защитника,а в некоторых случаях и педагога,психолога и т. д.).

Источник: https://studfile.net/preview/1713356/page:2/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.