Допрос несовершеннолетнего подозреваемого

Как проходит допрос несовершеннолетнего подозреваемого?

Допрос несовершеннолетнего подозреваемого

Подросток, каким бы взрослым он себя ни считал, не является полностью развитой в психоэмоциональном отношении личностью. Он способен действовать себе во вред, не до конца осознает значимость своих поступков и последствий, которые они вызывают.

Поэтому уголовный (УК) и уголовно-процессуальный (УПК) кодексы России содержат особые главы и статьи, посвященные ответственности несовершеннолетних обвиняемых и проведения следственных действий в отношении подозреваемых подростков.

В частности, УПК РФ предусматривает особый порядок проведения допроса несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых. Выясним, каким образом должен проводиться такой допрос.

Если ваш несовершеннолетний родственник или знакомый стал подозреваемым или обвиняемым по уголовному делу, не ждите, что все правила в отношении процессуальных действий с ним будут исполняться автоматически. Наймите ему адвоката.

Получи первичную консультацию от нескольких компаний бесплатно:
оформи заявку и система подберет подходящие компании!

По этой услуге подключено 44 компаний

Начать подбор в несколько кликов >

Уголовно-правовой режим для несовершеннолетних в России

Факт неполной развитости подростков и неспособности их наравне со взрослыми участвовать в уголовном процессе давно установлен, и не только в России. Существует целый ряд международных конвенций, затрагивающих, в частности, и вопросы ответственности обвиняемых, не достигших совершеннолетия. К таким конвенциям относятся:

  1. О защите прав человека и основных свобод (1950 года).
  2. О правах ребенка (1989 года).
  3. Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций (1985 года). Этот документ часто называют Пекинскими правилами.
  4. Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди подростков (1990 года). По месту принятия документа его часто называют Эр-Риядскими руководящими принципами.

Существует еще целый ряд международных документов, регламентирующих ответственность обвиняемых подростков. В частности, там устанавливаются и общие мировые принципы организации допросов несовершеннолетних подозреваемых.

Россия не стоит в стороне от общих мировых тенденций в правоохранительной деятельности. Несовершеннолетние подозреваемые в ее УК и УПК выделены в отдельную группу, требующую соблюдения более мягких правил, в том числе и при проведении допросов.

Несовершеннолетними подозреваемыми, в отношении которых должны соблюдаться особые правила допроса, в России считаются подростки, достигшие (на момент совершения вменяемого преступления) возраста 14 лет и не достигшие возраста 18 лет.

Моментом наступления возраста считается начало следующих суток после дня рождения.

То есть, если несовершеннолетний подозреваемый совершил преступление в день своего рождения, переводящий его в категорию взрослых, допрос в отношении него должен проводиться по более мягким правилам.

Иногда для определения правил допроса в отношении несовершеннолетнего подозреваемого приходится устанавливать его возраст. Обвиняемый может не иметь документов, не знать своего возраста или не желать его сообщать.

Тогда возраст устанавливают эксперты.

В этом случае датой изменения возраста подростка считается 0 часов 0 минут первого января года, следующего за годом, в котором человек предположительно родился. В соответствии с возрастом несовершеннолетнего, определенным этим способом, проводится допрос.

Но физический возраст не всегда говорит о достижении подозреваемым такого же психоэмоционального возраста — даже если подростку 18, допрос иногда может проводиться по правилам, установленным для несовершеннолетних.

Некоторые дети развиваются с отставанием, которое определяется проведением судебной психиатрической экспертизы. Если отставание будет установлено, то правила, касающиеся подростков, могут распространяться и на тех, кто имеет физический возраст между 18 и 20 годами.

Правила проведения допроса несовершеннолетнего подозреваемого

Правила проведения допроса несовершеннолетнего подозреваемого изложены в ст. УПК РФ:

  1. Допрос в отношении несовершеннолетних подозреваемых не может продолжаться более двух часов подряд. После истечения этого времени следователь или дознаватель обязан сделать перерыв. Он может вернуться к допросу позже, но в общей сумме несовершеннолетних подозреваемых нельзя допрашивать больше четырех часов в течение одних суток.
  2. В проведении допроса несовершеннолетнего подозреваемого обязательно должен участвовать защитник. Адвокат наделен правом задавать вопросы, знакомиться с протоколом и вносить в него замечания о правильности записи и ее полноте.
  3. Если несовершеннолетний подозреваемый не достиг 16 лет или отстает в психическом развитии, на допрос обязательно приглашается педагог или психолог. В части проверки записей и постановки вопросов права этого специалиста идентичны правам защитника. Решение о приглашении психолога или педагога на допрос несовершеннолетнего подозреваемого следователь/дознаватель принимает сам или по требованию защитника.

Соблюдение этих правил при допросе несовершеннолетнего подозреваемого позволяет лучше защитить его права, не допустить самооговора и действий во вред себе.

Практика показывает, что должностные лица, проводящие допрос, часто нарушают правила в отношении несовершеннолетних подозреваемых, стремясь вырвать у них показания. Бесплатные адвокаты иногда работают «спустя рукава». Рекомендуем вам нанять собственного юриста.

Источники:

Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого.

Уголовная ответственность несовершеннолетних. Гл.V УК РФ.

Источник: https://rtiger.com/ru/journal/kak-prohodit-dopros-nesovershennoletnego-podozrevaemogo/

Особенности допроса несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого

Допрос несовершеннолетнего подозреваемого

В данной статье автор рассматривает особенности допроса несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого. Рассмотрены процессуальные правила и тактические приемы допроса. Были изучены обстоятельства, характеризующие личность несовершеннолетнего допрашиваемого.

Ключевые слова:допрос, подозреваемый, несовершеннолетний, личность, следственное действие.

Допрос несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого — это вербальное, коммуникативное следственное действие, основанное на методе расспроса, процессуальных правилах и тактических приемах, специально разрабатываемых в криминалистике, заключающееся в получении на основе общения следователя с несовершеннолетним допрашиваемым и закреплении в установленной законом форме его показаний по поводу предъявленного обвинения и других обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела.

Практика показывает, что производство этого следственного действия нередко сопровождается процессуальными нарушениями, а действующее уголовно-процессуальное регулирование допроса несовершеннолетнего требует усовершенствования.

Следует также отметить, что после принятия УПК РФ в науке не проводились глубокие исследования исключительно процессуальных особенностей допроса несовершеннолетнего; кроме того, в науке уголовно-процессуального права не было комплексных исследований, посвященных такой особенности, как участие педагога и использование педагогических знаний в допросе несовершеннолетнего.

Для эффективного обеспечения допроса, установления психологического контакта с несовершеннолетним подозреваемым и обвиняемым, получения правдивых показаний по существу дела необходима тщательная подготовка к производству данного следственного действия. Основу такой подготовки составляют такие элементы, как:

1)      изучение материалов уголовного дела

2)      изучение личности несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого

3)      обеспечение участников допроса.

Некоторые авторы включают сюда и техническую оснащенность допроса и составление плана действий, которые, безусловно, являются неотъемлемыми атрибутами такого следственного действия, как допрос несовершеннолетнего.

При изучении материалов уголовного дела речь идет о целевом и углубленном изучении материалов уголовного дела, а так же сведений полученных оперативным путем. По степени ознакомления с делом, выстраивается тактика допроса, а у допрашивавемого создается впечатление о том что следователю (дознавателю) уже все известно.

Практика показывает что около 93 % уголовных дел, в которых подозреваемый, а в последствии обвиняемый — несовершеннолетнее лицо, расследуется не одним, а двумя, и даже тремя следователями (дознавателями). Этому служат различные причины.

Но этот факт подтверждает то, что при изучении уголовного дела, следователь (дознаватель) должен, полно и всестороннее углубленно ознакомится со всеми деталями и событиями уголовного дела [1, c. 49].

Согласно нормам уголовного законодательства следователь может вызвать для участия в допросе несовершеннолетнего других участников уголовного процесса: педагога или психолога, защитника, а так же законного представителя.

Педагог или психолог, будучи участником уголовного судопроизводства, является и субъектом уголовно-процессуальных отношений, и субъектом уголовно-процессуальной деятельности. Педагог или психолог — это «иной» участник уголовного судопроизводства, выполняющий в уголовном процессе вспомогательную функцию.

Они не являются субъектами доказывания, это лица, не имеющее собственного интереса в доказывании и выполняющее удостоверительную функцию в процессе доказывания.

По специфической функции, осуществляемой участником в процессе извлечения информации следователем, педагог и психолог входит в группу лиц, использующих свои специальные знания для оказания содействия следователю в обнаружении, изучении и закреплении доказательственной информации. По процессуальной роли психолог или педагог занимают особое место, т.

 к. в одних случаях они является обязательными участниками допроса несовершеннолетнего, в других — факультативными. Цель участия их в допросе несовершеннолетнего лица — максимально полное установление обстоятельств, входящих в предмет доказывания по уголовному делу при строгом соблюдении прав и законных интересов несовершеннолетнего.

Эта цель достигается посредством решения основной задачи — содействовать получению полных и достоверных показаний несовершеннолетнего. В свою очередь основная задача решается через решение конкретных задач, которые необходимо ставить перед педагогом:

1)      установление психологического контакта; создание непринужденной обстановки допроса;

2)      обеспечение оптимального эмоционального состояния подростка;

3)      оказание помощи в формулировке педагогически корректных вопросов, составлении плана допроса;

4)      определение оптимальной его продолжительности; предварительная беседа с несовершеннолетним;

5)      оказание содействия следователю в фиксации показаний и т. д.

Также нужно уточнить, что как к педагогу, так и к психологу предъявляются следующие требования: наличие специальных знаний, приобретенных в ходе получения специального образования (средне-специального или высшего) и/или практического опыта работы с подростками соответствующей возрастной группы не менее трех лет; отсутствие обстоятельств, исключающих участие в уголовном судопроизводстве, кроме заинтересованности в исходе дела.

Некоторые специалисты говорят о том, что следователь вполне сам может получить достоверные и правдивые сведения от несовершеннолетнего, в следствии того, что иногда присутствие педагога или психолога, могут помешать созданию доверительной атмосферы, сковывать допрашиваемого, подвергнуть стеснению и т. д.

Одним из важнейших критериев осуществления законности при допросе несовершеннолетнего служит участие защитника. Обязательность его участия обуславливается тем, что несовершеннолетний в силу своего возраста не может самостоятельно в полном объеме осуществлять защиту своих прав и законных интересов.

Так же одной из гарантий реализации прав несовершеннолетних лиц является участие в уголовном судопроизводстве законных представителей. В п.12.

ст 5 УПК РФ говориться о том, кто является законным представителем, а именно: родители, усыновители, опекуны, попечители обвиняемого, представители учреждений и организаций, на попечении которых находится обвиняемый.

В отличии от участия психолога или педагога, участие законного представителя при допросе несовершеннолетнего обвиняемого является обязательным и не зависит от чьей то воли. Это вопрос до сих пор остается дискуссионным.

Основной целью и задачей лица, участвующего в уголовном дела в качестве законного представителя, является защита и отстаивание им прав и интересов несовершеннолетнего.

Не стоить забывать, что уголовно — процессуальным законодательством установлена недопустимость причинения законным представителем ущерба интересов обвиняемого, в этом случае следователь вправе отстранить его от участия в деле [2, c. 31].

Изучение обстоятельств, характеризующих личность несовершеннолетнего допрашиваемого, имеет важнейшее значение, так как они могут повлиять на степень и характер ответственности.

Следователь прежде всего руководствуется нормами уголовного и уголовно — процессуального законодательства, требованиями судебной психологии, криминалистики, следственной этики, психологии, педагогики и. т.д.

Значение данных, характеризующих психологию несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого, имеет основополагающее значение.

Прежде всего оно необходимо чтобы установить контакт с допрашиваемым, определить методы воздействия на него, предугадать его поведение, возможные варианты его защиты, особенности его поведения в зависимости от той или иной ситуации. Каждый человек имеет свои особенности.

Трудность при допросе подростка заключается в его возрасте. Не устоявшаяся жизненная позиции, недостаточность жизненного опыта, неуравновешенность иные личные качества, такие как характер, воля, эмоциональные особенности, привычки, темперамент, мировоззрение и. т.д, — все это создает определенные трудности для следователя при изучении личности несовершеннолетнего, по сравнению с допросом взрослого, которые в этих вопросах более менее устоявшийся [13, c. 103].

Уголовно-процессуальный закон предусматривает, что если в ходе предварительного расследования уголовного дела о преступлении небольшой или средней тяжести будет установлено, что несовершеннолетний подозреваемый или обвиняемый совершил это преступление впервые и его исправление может быть достигнуто без применения наказания, прокурор, а также следователь и дознаватель с согласия прокурора, вправе вынести постановление о прекращении уголовного дела и возбуждении перед судом ходатайства о применении в отношении несовершеннолетнего принудительных мер воспитательного воздействия.

В результате выполнения всех требований и рекомендаций, получается полная картина о тактических и психологических особенностях при допросе несовершеннолетнего лица. На протяжении рассмотрения данного вопроса мы говорили о важности того, что необходимо привлекать педагога и (или) психолога.

Это объясняется рядом факторов, которые существенно влияют на процесс и результаты допроса несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого.

Так же наряду с участием психолога и педагога, важно участие защитника, главной задачей которого является защита прав несовершеннолетнего, который в силу своего возраста не может осуществлять в полном объеме. В уголовно — процессуальном кодексе закреплено обязательное участие законного представителя. Об этом идет немало споров.

Я считаю, что при допросе нужно участие законного представителя, так как он как никто другой может повлиять на несовершеннолетнего, он лучше всякого психолога и педагога знает его. Конечно, это не касается такой категории лиц, как алкоголики, наркоманы и иные категории лиц, ведущий подобный образ жизни.

Они вряд ли могут внести положительный вклад в проведение допроса несовершеннолетнего. Исходя из этого мое мнение такого, что привлечение на допрос законного представителя, должно зависеть от следователя, который, при его привлечении, должен руководствоваться прежде всего тактическими соображениями.

Вся трудность при допросе заключается в возрасте допрашиваемого, который характеризуется неопределенностью и неустойчивостью его жизненной позиции, взглядов и других личностных качеств. Поэтому при допросе следователь должен вести себя безошибочно как тактически, так и с точки зрения законности его проведения.

Итак, из вышесказанного следует, что следователь должен оказывать воспитательную функцию, с целью повлиять на допрашиваемое лицо.

При рассмотрении вопроса о психологических особенностях видно, что все вопросы, касающиеся психологической составляющей, тесно связаны с тактическими и поэтому из разрыв актуален только на стадии теоретического изучения, на практике же, все тесно переплетается.

Изучение обстоятельств, характеризующих личность несовершеннолетнего допрашиваемого, имеет важнейшее значение, так как они могут повлиять на степень и характер ответственности. Следователь прежде всего руководствуется нормами уголовного и уголовно-процессуального законодательства, требованиями судебной психологии, криминалистики, следственной этики, психологии, педагогики и. т.д.

Литература:

1. Михальчук Ю. П. Допрос обвиняемого на предварительном следствии, КРУ МВД РФ, г. Краснодар, 2007. — 122 с.

2. Михальчук Ю. П. Основные уголовно-процессуальные и криминалистические аспекты допроса несовершеннолетнего обвиняемого на предварительном следствии: Учебное пособие. Краснодар: Краснодарская академия МВД России, 2014. — 142 с.

Основные термины(генерируются автоматически): законный представитель, допрос, следователь, педагог, следственное действие, уголовное судопроизводство, несовершеннолетнее лицо, обвиняемый, подозреваемый, психолог.

Источник: https://moluch.ru/conf/law/archive/141/7582/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.