Допрос несовершеннолетних статья

Содержание

Допрос несовершеннолетнего: психологические особенности процесса

Допрос несовершеннолетних статья

Говоря о детях, необходимо иметь четкое понимание о разделении их по возрасту:

  • младенцы (от рождения до года);
  • раннее детство (1-3 лет);
  • дошкольный (3-6 или 7 лет);
  • младший школьный (6 или 7 – 11 или 12 лет);
  • подростковый (11 или 12 – 14 или 15 лет);
  • ранний юношеский (14 или 15 – 17 или 18 лет).

При каждом переходе в новую возрастную категорию человек проходит стадию кризиса. Он обусловлен противоречиями между новыми возникшими потребностями и условиями удовлетворения, которые, как правило, не устраивают взрослеющего ребенка.

В каждом возрасте есть:

  • определенные потребности;
  • круг общения;
  • взаимоотношения с окружающими людьми;
  • игровая деятельность;
  • интересы;
  • хобби;
  • ценностные ориентации;
  • трансформирующиеся уровни социального функционирования;
  • трансформация уровня интеллекта и развития;
  • трансформация направленности личности.

Выше перечисленные факторы значительно влияют на сознание несовершеннолетнего, на его поведение, отношение к происходящему, главным образом к процедуре судопроизводства.

В момент процесса суда необходимо учитывать психологию допроса несовершеннолетних.

Независимо от того, в какой роли он выступает (свидетель, потерпевший, подозреваемый, обвиняемый), его ответы, речь, поведение зависят от возраста, интеллекта, психических особенностей развития. Отсюда можно сделать вывод:

Вывод 1

Показания (содержание, форма, достоверность) несовершеннолетнего напрямую зависит от его уровня развития психики, индивидуально-психологических особенностей личности.

Психологические особенности развития детей разных возрастов

Дети до 3 лет уже способны воспринимать:

  • людей и их действия;
  • объекты, особенно яркие и необычные.

Опираясь на собственный опыт, они начинают понимать, что значит толкнуть, драться, и поэтому в 5 лет ребенок уже способен проявить данные действия. Хотя они совершаются не по объективной значимости, а по случайным признакам.

Описывая что-либо, дети используют сравнение, и они (сравнения) бывают относительными и неточными. Такое больше присуще дошкольному и младшему школьному возрасту. Ребята используют неопределенные понятия, например, худой – толстый.

Но зато дети этого возраста имеют хороший объем словарного запаса. Слова в основном составляют пассивный словарь, так как в повседневной жизни они не используют их, но значения понимают.

Хотя не все слова в сознании детей имеют точное значение.

Строить рассказ дети могут примерно с 5 лет. В этом возрасте им легче что-либо опознать, чем описывать что-то словесно. Детям 3-7лет события, обычно, воспринимают фрагментами, поэтому зачастую включают воображение и фантазию.

В течение последних 10 лет детям дошкольного возраста приписывают повышенную склонность к фантазированию и богатое воображение. Но Коченов М.М. и Осипова Н.Р. долго изучали данный вопрос и пришли к выводу: повышенная склонность к фантазии детей 3-7лет встречается не часто. Это можно объяснить тем, что продуктивность воображения зависит от жизненного опыта, который необходимо учитывать.

Также необходимо помнить: детям можно легко что-либо внушить. Внушаемость можно разделить на 2 типа:

  • под давлением других лиц, например, взрослых;
  • податливость постороннему воздействию.

Внушение можно распознать, так как несуществующие факты, которые легли в рассказ ребенка, выглядят скудными, типичными штампами, неестественными. От этого создается впечатление, что текст заучен. Чтобы окончательно убедиться, говорит ли несовершеннолетний не свои мысли, необходимо поинтересоваться: понятно ли то, о чем говорит.

В возрасте с 7 до 10 лет у детей происходят большие изменения в:

  • сознании;
  •  мышлении;
  • речи;
  • словарном запасе.

Замечание 2

Т.е. несовершеннолетние уже могут формулировать связный текст на основе личного опыта, объяснить какие-либо события. У них формируются навыки последовательного изложения событий, при этом появляется детализация. Увеличивается восприятие. Воображение становится более богатым, реалистичным.

К 10 годам дети могут уже припоминать увиденное, услышанное. Но, несмотря на это, до 14 лет несовершеннолетние не владеют навыком логического восстановления события, не могут выделить в нем главное. Так или иначе, приблизительно с 8-10 лет, можно обращаться к чувству долга, к честности.

У подростков 11 – 15 лет уже достаточно расширяется познавательные интересы, растет самосознание, желание быть самостоятельным, стремление к самоутверждению, обостряются отдельные черты характера (избыточная самоуверенность, самолюбие и т.д.) Дети, достигшие 14 лет, подвергаются общественной опасности таких преступлений, как:

  • убийство;
  • умышленное причинение тяжкого вреда;
  • средняя тяжесть вреда здоровью;
  • насилие сексуального характера;
  • разбой;
  • и т.д.

Начиная с 14 лет подросток, совершивший преступление, которое отражено во 2 части статьи 20 УК, подлежит привлечению к уголовной ответственности.

Считается, что в 16 лет у молодого человека уже в целом формируется правосознание и завершается процесс социализации личности. Именно поэтому начиная с этого возраста люди несут уголовную ответственности, которая отражена в части 1 статье 20 УК.

Несовершеннолетние 14-18 лет могут самостоятельно осуществлять ряд гражданско-правовые сделки, нести имущественную ответственность в особых случаях, указанных в п.2,3 статьи 26 ГК. Поэтому допросы для лиц 16-17 лет ведутся наравне со взрослыми.

Опиши задание

Общие правила допроса несовершеннолетнего

Если позволяют обстоятельства, то для подготовки к допросу необходимо получить, ниже перечисленные сведения:

  • условия жизни, окружение и воспитание ребенка, с кем и как проводит свободное время, посещает ли детские учреждения;
  • уровень интеллектуального развития, владение речью, круг интересов, хобби, способы проведения досуга, занимаются ли с ним родители, положительные качества ребенка;
  • наблюдателен, сообразителен ли ребенок, как учиться в школе, насколько он к ней адаптивен;
  • не замечен ли в употреблении алкогольных напитков, наркотиков и т.п.;
  • ведущие черты характера, эмоциональная устойчивость ребенка, отношение со сверстниками, учителями и т.д.;
  • физическое развитие, нет ли каких-либо дефектов, расстройств, заболеваний; если есть, то какого характера и происхождения;
  • состояние во время суда, принимал ли вообще в нем когда-либо участие; если, да, то необходимо установить причины;
  • чем занимался, времяпровождение подростка после происшедшего события, круг общения в данный период времени;
  • рассказывал ли он о событиях, о которых его допрашивают; что именно сказал;
  • обсуждались ли взрослыми, например, родителями, эти события в присутствии ребенка.

Общие правила допроса в качестве:

  • свидетеля отражены в статьях 191, 280 УПК, статьях 176, 179 ГПК;
  • подозреваемого, обвиняемого отражены в статье 425 УПК.

Примечание 1

Некоторые правила учитывают психологические закономерности поведения лиц данной категории.

Еще одно важное правило – место для допроса не должно вызывать беспокойство у ребенка. Обстановка должна быть доброжелательной, располагать подростка к откровенному разговору. Поэтому при предварительном и судебном допросе предусмотрено обязательное участие педагога или психолога.

Педагога или психолога приглашают, если несовершеннолетний:

  • совершил преступление;
  • был изнасилован;
  • не достиг 16-летнего возраста;
  • страдает психическим расстройством (часть 3 статья 425 УПК. В данном случае можно пригласить психиатра, патопсихолога и т.п.).

Рекомендовано в качестве педагога брать не классного руководителя по 2 причинам:

  • личная неприязнь педагога к несовершеннолетнему;
  • стыдливость ребенка (особенно, если он был подвержен насилию сексуального характера).

Перед допросом свидетелей до 16 лет не предупреждают об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. Им разъясняют о правдивости, будучи сказанных слов для следствия. Допрос свидетеля до 18 лет по постановлению суда может быть проведен в отсутствии подсудимого (часть 6 статья 280 УПК).

Замечание 3

Данный порядок действий предусмотрен для того, чтобы не навредить психике ребенка. Этот же регламент используется в отношении несовершеннолетнего подсудимого в тех же целях (статья 429 УПК).

Для того, чтобы свидетель быстро освоился, разговор начинается с педагога или психолога, постепенно вовлекая в процесс общения ребенка. Если необходимо понять, освоился молодой человек или нет, надо его спросить о том, понятно ли ему, где находится, зачем его привели сюда.

Необходимо на начальной стадии допроса вызвать у ребенка интерес к разговору. Для этого можно сказать ему, что от него ждут крайне необходимую помощь, но вести себя следует осторожно, чтобы не делать акцент на чем-то конкретном. В связи с этим недопустимы следующие обороты:

  • «Это ты должен понимать…»;
  • «Надо вспомнить…»;
  • «Ты не мог забыть о том, что…»;
  • и т.д.

При использовании данных конструкций у свидетеля может активироваться фантазия или, он начнет пытаться заслуживать одобрение взрослых.

Замечание 4

Также при допросе малолетних свидетелей/потерпевших необходимо чередовать положительные и отрицательные вопросы, чтобы ребенок не зажался. Прежде всего это правило касается детей, которые подвергались каким-либо насилиям.

Время допроса несовершеннолетних и малолетних свидетелей/потерпевших должно включать в себя не только задачи, но и индивидуально-психологические, возрастные особенности. По мнению Коченова М.М. и Осиповой Н.Р. продуктивные показания:

  • детей 3 -5 лет даются в течение 15-20 минут;
  • детей 5 -7 лет даются в течение 20-25 минут;
  • детей 7-10 лет даются в течение 25-35 минут.

Если за установленное время не удалось получить необходимую информацию, то делается перерыв. В части 1 статье 425 УПК говорится о том, что допрос несовершеннолетних должен содержать двухчасовой или четырехчасовой перерывы.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/psihologija/juridicheskaja-psihologija/dopros-nesovershennoletnego/

О допросе несовершеннолетнего потерпевшего или подозреваемого, порядок по упк рф

Допрос несовершеннолетних статья

Допрос несовершеннолетнего подозреваемого характерен своими особенностями. По большей части это объясняется состоянием неокрепшей психики молодых граждан: оно часто бывает неустойчивым, импульсивным, резким, чересчур эмоциональным. Не очень богатый жизненный опыт и личное мнение, которое меняется из крайности в крайность.

Необходимость допроса несовершеннолетних участников процесса

Следователь, осуществляющий допрос, должен провести подготовку, организуя комплексное изучение психологических характеристик человека, находящегося под допросом. Необходимо верно определить, как тактику, так и место дознания. Далее описываются все данные, которые необходимо иметь ввиду.

В некоторых ситуациях явно прослеживается необходимость осуществления дознания несовершеннолетних участников процесса. В первую очередь, дознание, конечно же, реализуется по отношению к несовершеннолетнему потерпевшему, а также обвиняемому.

Допрос несовершеннолетнего

Расследование возможно и в ситуациях, когда ребёнок являлся единственным свидетелем совершения какого-либо преступления.

При этом в разбирательстве каких-то дел дети нередко имеют большое доказательное значение, а их показания часто могут открыть какую-то новую сторону процесса и дать старт новому повороту в рассматриваемом деле.

Хотя дети, не достигшие совершеннолетия, и не обладают полной процессуальной дееспособностью, но принимать участие в предварительном рассмотрении дела они могут вполне основательно.

Важно! Законодательством предусматриваются особенные методы дознания малолетних, которые должны увеличить возможность раскрываемости дела, а также сохранить на должном уровне психическое здоровье ребёнка.

Нормативная база, УПК РФ

Можно ли оформить квартиру на несовершеннолетнего ребенка

Основная нормативная база, в соответствии с которой могут быть допрошены несовершеннолетние — УПК.

Законом прописываются все правила, нормы и основания для осуществления дознания.

Специальные характеристики есть не только в самом расспросе, но и в очной ставке с малолетними преступниками, свидетелями, потерпевшими и подозреваемыми.

В первую очередь, следователь должен защищать интересы ребёнка, даже если он является подозреваемым.

На детей нельзя давить, уж тем более угрожать, а также утверждать, что от их решения может зависеть конечный исход дела или судьба другого человека.

Такое давление может негативно отразиться на состоянии ребёнка, а в конечном итоге повлиять на следствие, так как показания подростка могут сыграть принципиально важную роль.

Допрос несовершеннолетнего свидетеля УПК РФ регулирует двумя статьями: 425 и 191. В них прописаны основные принципы поведения дознавателя в отношении допрашиваемого. Различные правила применяются в отношении свидетелей, не достигших 14 и 16 лет. Там же прописываются другие участники, которые могут находиться на дознании.

Нюансы проведения процедуры

Психологическая помощь при допросе обязателен

При организации законного процесса дознания малолетних детей, которые потерпели какое-то серьёзное происшествие, должны соблюдаться все правила, установленные Уголовным и Уголовно-процессуальным кодексами.

Если уполномоченный орган решил допрашивать ребёнка до 14 лет (в некоторых случаях по решению суда до 18 лет), вместе с допрашиваемым обязан находиться представитель.

При условии, что ребёнок является инвалидом или у него есть какие-то другие ограничения по физическому или психическому здоровью, допросить ребёнка и заполнить протокол уполномоченные лица могут только в присутствии педагога.

Временная регистрация по месту пребывания несовершеннолетнего ребенка

Другие особенности:

  • По порядку, прописанному законах Российской Федерации, в самом начале заседания по даче показаний несовершеннолетнего обязаны проинформировать о том, насколько важными являются те данные, которые он сейчас предоставит.
  • В целях защиты прав ребенка в обоих случаях (если он является подсудимым, и если обвиняемым), присутствие второй стороны на судебном рассмотрении дела запрещается.
  • Следовать имеет полное право отказать несовершеннолетнему свидетелю или потерпевшему в присутствии на дознании, если это противоречит правам последнего.

Обратите внимание! Во время процедуры допроса лиц, не достигших шестнадцати лет, их не предупреждают об ответственности за дачу ложных показаний, чтобы никак не повлиять на ход дела.

Правила и порядок допроса

Разрешение органов опеки на продажу доли несовершеннолетнего

Существуют некоторые правила допроса несовершеннолетних, прописанные в Гражданском и Гражданско-процессуальных Кодексах. Основные принципы:

  • Место опроса: детей младше 14 лет, которых подозревают в совершении преступления, необходимо допрашивать в знакомой обстановке, например, дома или в школе. Это делается во избежание ещё большего стрессового воздействия на ребёнка. Детей старше 15 лет, наоборот, рекомендуется допрашивать в официальной обстановке, это поможет им собраться с мыслями.
  • Уверенность следователя. Он должен показать себя спокойным и уравновешенным человеком, подчеркнуть свою заинтересованность.
  • Во внимание необходимо принимать все изменения в жизни ребёнка, которые происходят во время следствия, так как они также могут иметь значение для конечного результата.

Все правила допроса обязательны к исполнению.

Правила допроса несовершеннолетних

Права законного представителя

Представитель ребёнка на опросе или в суде в России имеет полное право:

  • Знать причину присутствия ребёнка на разбирательстве.
  • Участвовать в действии.
  • Знакомиться с бланками протоколов, просить осуществить их редакцию.
  • Жаловаться на действия/бездействия судей, следователей и так далее в указанные законом сроки (сутки, неделя и так далее).
  • Предоставлять доказательства на протяжении всего времени, пока продолжается следствие.
  • Выписывать из дела любые сведения в любом объёме.
  • Запрашивать перерыв, необходимый ребёнку.

Участие педагога при допросе даёт ему право:

  • Задавать вопросы обвиняемому.
  • Делать письменные замечания в протоколе.
  • Проверять правильность записей.

Основные особенности допроса лиц, не до достигших совершеннолетия

В целом, основными являются следующие правила:

  • Дознаватель не должен допрашивать лицо свыше двух часов подряд, не предоставляя возможность отдохнуть (перерывы) и больше четырёх часов в день.
  • Обязательно присутствие защитника.
  • На процессе должен присутствовать психолог либо педагог (если ребенок младше 16 лет).
  • Присутствие вышеупомянутого лица обеспечивается по ходатайству стороны защиты.

Допрос в суде

В целом, для подозреваемых лиц, не достигших совершеннолетия, используются те же правила, что и с потерпевшим. На него нельзя оказывать давление, а также проводить опрос более двух часов подряд. Присутствие педагога/психолога также обязательно.

Протокол допроса несовершеннолетнего подозреваемого

Протокол дознания должен содержать следующую информацию:

  • Личные данные допрашиваемого.
  • Время начала и время окончания допроса.
  • Предъявленное обвинение.
  • Права сторон.
  • Взаимные обвинения сторон.
  • Описание хода допроса.
  • Личные подписи сторон.
  • Ссылка на закон.

Несовершеннолетние — это особая категория граждан. При рассмотрении дел с их участием, требуется особый подход, принимающий во внимание особенности психического и физического развития.

Источник: https://shtrafsud.ru/dokumenty/dopros-nesoversennoletnego.html

Допрос несовершеннолетнего — на что обратить внимание?

Допрос несовершеннолетних статья

Вызвать на допрос несовершеннолетнего до 16 лет можно через родителей или образовательное учреждение. Оповещение о допросе может поступить в виде повестки или по телефону. В повестке будет отображено два имени: ребенка и взрослого.

Если вы считаете, что вашему ребенку может что-то угрожать, обязательно отправьте с ним на допрос квалифицированного защитника — адвоката по делам несовершеннолетних.

Получи первичную консультацию от нескольких компаний бесплатно:
оформи заявку и система подберет подходящие компании!

По этой услуге подключено 44 компаний

Начать подбор в несколько кликов >

Как проходит допрос

Чтобы допрос несовершеннолетнего прошел с наибольшей эффективностью, важно уделить внимание месту его проведения и подготовке. Перед следователем встает ряд вопросов:

  1. Где лучше провести допрос — в месте производства следствия или в знакомой ребенку обстановке. В решении такого вопроса отталкиваются от возраста несовершеннолетнего. Для малышей отдают предпочтение знакомой обстановке, а для подростков от 14 до 16 лет — наоборот. В некоторых ситуациях допустим допрос на месте происшествия: это делается по прошествии большого количества времени после события или чтобы установить точные детали.
  2. Выбрать день и время для допроса. В связи с особенностями детской психики, допрос следует провести как можно скорее. На впечатления от происшествия накладываются новые события, которые со временем вытесняют из памяти прошлые, а особенно, неприятные воспоминания. Также это важно, чтобы ребенок не поддался влиянию взрослого, который имеет выгоду от искажения события.
  3. Составить психологический портрет несовершеннолетнего. Для того чтобы установить психологический контакт с подростком, следователь может до допроса пообщаться с родителями, педагогами. Узнать круг общения, интересы.

В отношении подготовки к допросу несовершеннолетнего важно, чтобы следователь спланировал свое время. Для ребенка недопустимо ожидание в коридоре.

Законом установлены ограничения по времени допроса. Подростка с 14 лет нельзя допрашивать более 4 часов в день. Ребенка до семи лет нельзя допрашивать без перерыва более 30 минут, а в общей сложности — более одного часа.

Ребенка в возрасте от семи до четырнадцати лет разрешено допрашивать в течение часа, а с перерывом — не более двух часов.

Сведения, которые получены в ходе допроса, фиксируют в протоколе. По окончании все участники допроса имеют право ознакомиться с документом, внести правки.

Сама процедура должна фиксироваться на видео, но при отказе ребенка или родителя этого не произойдет.

Допрос несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля

УПК РФ Статья 191 посвящена правилам, которые нужно соблюдать при допросе несовершеннолетнего. Требования закона:

  1. Присутствие педагога для несовершеннолетних до 14 лет, а с 14 лет — на усмотрение следователя.
  2. Присутствие родителей. Для детей до 14 лет это обязательное требование. При этом, если ребенок стал жертвой домашнего насилия, то присутствие родителей под запретом. Тогда вызывается другой родственник или представитель образовательного учреждения.

Пример. Мать-одиночка Галина Скворцова воспитывает свою девятилетнюю дочь Наталью. Учительница Нина Степановна часто замечала на теле девочки гематомы.

Нину Степановну настораживала замкнутость Натальи, постоянные круги под глазами, что говорило о недостатке сна. Мать девочки была замечена в употреблении алкоголя. Учительница обратилась в полицию, в отдел по делам несовершеннолетних.

Наталью вызвали на допрос в качестве потерпевшей, повестку передали через учительницу, а не родителя, который подозревается в причинении побоев.

Подростки до 16 лет не несут уголовную ответственность за дачу ложных показаний и за отказ от дачи показаний. Перед началом сессии несовершеннолетнему должны разъяснить его права и причину его визита.

Допрос ребенка в суде по уголовному делу

УПК РФ Статья 280 посвящена допросу несовершеннолетнего на этапе судебного следствия. Большую роль играет участие педагога, в статье разъяснена его роль в деле.

Он имеет право задавать вопросы несовершеннолетнему с разрешения судьи. При этом подросток до начала допроса имеет право выбора педагога — знакомого или незнакомого. Это важный момент, потому что при некоторых людях ребенок будет чувствовать себя некомфортно.

Если ребенок стал жертвой насилия, то педагога может заменить психолог, который должен быть того же пола, что и потерпевший.

Участие в процессе родителей допустимо. При допросе несовершеннолетнего родители с разрешения судьи также могут задавать вопросы. При этом недопустимо порицание и давление.

Допрос несовершеннолетнего в целях безопасности по постановлению судьи может проводится в отсутствие подсудимого. То есть подсудимый будет временно удален из зала.

После подсудимого оповещают о показаниях свидетеля, дают возможность задать вопросы. После допроса ребенок и педагог могут уйти с заседания суда с разрешения судьи.

Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого

Если подросток подозревается в преступлении, то правила допроса регулирует УПК РФ, Статья 425. Несмотря на статус подростка в уголовном деле, работа должна проходить в мягкой форме. Допрос проводится в присутствии защиты — адвоката. Он имеет право задавать вопросы, вносить правки в протокол.

В работе с несовершеннолетними до 16 лет обязательно присутствие педагога или психолога. И после 16 лет при наличии психических заболеваний или задержки психического развития — тоже.

Кроме того, педагог может задавать вопросы. Особенно важно, если обвиняемый стесняется или не желает давать показания следователю.

Педагог, который знаком ребенку, может быстро наладить контакт и положительно повлиять на беседу. После он имеет право ознакомиться с протоколом, делать письменные замечания.

Есть ограничения и по времени. Максимальный лимит в день — 4 часа. При этом через два часа должна быть сделана пауза.

Источники:

Особенности допроса несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля

Особенности допроса несовершеннолетнего потерпевшего и свидетеля

Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого

Источник: https://rtiger.com/ru/journal/dopros-nesovershennoletnego-na-chto-obratit-vnimanie/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.