Если над ребенком смеются в школе

Проблемы в школе. Над вашим ребенком смеются или бьют

Если над ребенком смеются в школе

Для начала нужно заметить, что меры воздействия на вашего сына или дочку, будут различаться, исходя из индивидуальности сложившейся ситуации, а так же, фактора возрастного периода, к которому относится ваш страдалец.

И так, на счет симптомов, проявляемых вашим ребенком в следствии данной проблемы: если вы заметили, что после школы ребенок находиться в плохом подавленном состоянии; проявляет к заданным задачам протесты; излишне молчалив; раздражителен; груб — то вероятно, одна из причин всего этого то, что его обижают в школе.

Однако отметим, что дети, не привыкшие лгать своим родителям чаще всего сами рассказывают о своих бедах.

Но психология такова, что быть может, он стесняется признаться вам в этом постыдном поражении, и этот факт, переносится еще болезненней чем сам источник раздражения и, к вашему сожалению, может оставить негативный отпечаток на его психике. Что же делать вам? Если беда освещена, и вы знаете уже точно в чем дело. Рассмотрим разные обороты событий.

Начальные классы (1,2,3). Если над вашим ребенком смеются оправдано — за какой то забавный позорный (с точки зрения одноклассников) случай, то в таком раскладе сообщим, что данный факт, самый трудный для окончательного разрешения.

Как не жестоко будет сказано, детям всегда нужно видеть параллели и различия между собой: кого то они хотят любить, над кем то смеяться, другого презирать или просто бить — все это, обусловлено стремлением к разнообразию и нельзя назвать пороком.

В случаи с девочкой, достаточно пожурить пальчиком обидчика или иметь серьезный разговор с его родителями.

С мальчиком, дело обстоит посложнее, тут вмешательство старших исключено, по тем причинам, что это может наклеить на него ярлык ябеды и «маменькиного сынка» и разрешит проблему лишь временно усугубив ее в дальнейшем.

В большинстве случаев, ко всему этому, пока что безобидному всеобщему смеху и презрению к одной персоне, прибавляется вскоре и рукоприкладство.

Как только до этого дошло, вы должны правильно подготовить вашего сына — а именно, сказать ему, что он должен дать сдачи.

Да, вы не ослышались — он должен побить в ответ своего обидчика.

Вы можете удивиться столь радикальным мерам, но уверяем, это единственный рабочий практический метод, и лучше, пускай ваш сын повоюет пару дней в своей жизни в детских драках, чем будет сносить издевательства за все время учебы. И как уже ранее говорилось, синяки будут тогда, далеко не единственным ущербом и негативным воспоминанием в его сознании.

Вы должны научить его постоять за себя, при чем, характер того отпора который он даст, совершенно не важен, будь то простой удар рукой, либо любым подручным средством, важно, что бы он нанес хоть минимальный урон обидчику.

Желательно целью для мщения выбрать лидера и самого выраженного главного раздражителя. Что касается юридической стороны этого дела, в том случае, когда повреждения будут серьезными и они приведут к взрослому разбирательству, то правота будет на вашей стороне.

Любой ребенок в классе скажет о том, кто был изначальным агрессором. С уверенностью скажем — 1-2 достойных отпора со скандалом хватит, для предотвращения каких либо разбирательств в дальнейшем.

Ваш сын зарекомендует себя тем, кто может постоять за себя и в сознании всех одноклассников заложиться принцип — не лезь — обожжешься.

Если ваш ребенок выбран объектом насмешек как образ самого слабого и беззащитного, то тут все просто: обзываться в ответ на обзывания; драться когда бьют.

Средние классы (4,5,6).

Вам нужно знать одну вещь: важно то, как ребенок зарекомендует себя на ранней стадии знакомства с классом — в первом классе, от этого и будет складываться все мнение о нем в будущем.

Дорогие родители, если вы еще не согласны с этими вышеописанными доводами о принципе самозащиты, и упираете на нравственность и другие миролюбивые качества, которыми должен обладать ваш сын, то мы, с вами согласны.

Но к сожалению эти качества не присущи тому, кто будет обижать вашего сына и бить. И это целиком изъяны воспитания обидчика.

В нашем современном мире, обязательно нужно научиться постоять за себя, это зародит в ребенке самое ценное качество — уверенность в себе.

Эта возрастная категория далеко не ушла от первой, и поэтому методы и рекомендации применяемые для решения проблемы остаются теми же, какие и в начальных.

Только, пожалуй, надо сказать, что тут дети могут уже быть коварней и хитрее, и возможно, придется попотеть чуточку больше. Напоминаем, все зависит от того — был ли ваш сын козлом отпущения с самого начала, или агрессия к нему проявилась недавно.

От этого аспекта будет зависеть и варьироваться срок, и количество отпоров вашего ребенка. Чем дольше он был объектом для издевательств, тем сложнее и дольше избавляться от этого клейма.

И поэтому, так важно вбить в него этот принцип защиты, с первых дней учебы.

Взрослые классы (7,8,9). В этой возрастной категории одноклассники и потенциальные обидчики, уже больше мотивируются и опираются на разум, чем на простые порывы инстинктов, в отличии от предыдущих двух категорий.

Как не банально будет услышать, подростки в этой категории, обижают всегда самого безответного и пассивного в умении защищаться.

Единственным выходом и тут, является драка, даже не смотря на то, что противник больше в 2 раза, и что нет ни милейших шансов на победу. Но дело не в этом.

Здесь, фактор физической силы, практически не играет никакой роли, на первый план выходит честь (которая, в понятии молодежи, цениться еще больше чем умения драться), которая, для нас — взрослых, интерпретируется как глупые детские предрассудки. Даже у великого юмористического писатель М.

 Зощенко есть рассказ, затрагивающий нашу с вами тему: где слабый парень, отбивал у бугая девушку, методом неожиданного нападения из за угла — ударяя его первым по лицу, после чего получающим серьезные увечья и отправляющемся в больницу; но как только он оправлялся от повреждений, все повторялось снова, и в итоге он добился своей цели — озадаченный бугай все же сдался и уступил девушку.

Решать вам друзья, — либо дать соответствующие указания и рекомендации своему ребенку описанные выше — либо молчать, или вступиться за него, рискуя тем, что он в какой то момент может просто замкнуться в себе.

8women.ru

Хотите читать всё самое интересное о красоте и здоровье, подпишитесь на рассылку!

Обсудите эту тему в группе С детьми и для детей

Источник: https://doctor.kz/baby/news/2013/03/19/14774

Над вашим ребенком смеются или бьют в школе?

Если над ребенком смеются в школе

Нет такого человека, который в детстве, или юношеском возрасте ни разу не сталкивался с проблемой плохого отношения к своей персоне. Будь то простые разногласия на разную тематику, оправданные или беспочвенные конфликты, и наконец, элементы физического противостояния.

И поэтому большинство уже взрослых людей в подсознании понимают, что для разрешения различных разбирательств, нужно быть как морально, так и физически подготовленным.

Однако такими навыками и понятиями не всегда в полной мере владеет ребенок, и именно этот фактор играет доминирующую роль в неспособности адекватно отстаивать свои права и личную неприкосновенность в ответ на агрессию различного характера.

В этой статье речь пойдет о детях, которые в кругу своего обязательного (школа) общества подвергаются психологическому или физическому давлению со стороны своих “жестоких” сверстников. Благодаря ей вы узнаете о методах и путях правильного подхода к решению этой проблемы в соответствии с характером раздражителя (обидчика), который воздействует на вашего ребенка.

И так, прежде всего, нужно выявить наличие этой проблемы. Видите ли, не всегда дети, которые страдают от постоянных обид в школе, способны признаться своим родителям в этом, для них постыдном факте. Не всем будет приятно признавать свою неудачу перед людьми, которые его любят и возлагают надежды. В восприятии ребенка таким образом он будет опускаться в глазах своей мамы и папы.

Поэтому, нужно следить за его поведением дома и на улице. Существуют довольно много симптомов того, что возможно ребенок является предметом насмешек или физических издевательств. Чаще всего это такие состояния как: излишняя молчаливость, раздражительность, намеренная незаинтересованность в разных делах, желание оставаться и гулять в одиночестве.

Но такое поведение не всегда свидетельствует о возможных проблемах, иногда, он так же может скрывать свою подавленность под хорошим настроением. Если эти проявления имеют место быть, нужно обязательно напрямую спросить его о своих скрытых переживаниях.

Что бы иметь возможность помочь выбраться из этого состояния, так как психологические травмы переносимые долгое время в детстве, оставят негативный отпечаток в его взрослой жизни, и конечно, самом поведении.

После того, как тайна раскрыта, либо он сам вам признался в проблеме, без расспросов с вашей стороны, нужно правильно осмыслить полученную информацию. И составить правильный план действий по изменению его поведения в ответ на различные нападки одноклассников.

Что бы вам легче было найти пути решения, рассмотрим основные причины и обстоятельства плохого отношения, а так же конкретное противодействие на них.

1. Насмешка. Бывает двух типов: беспочвенная и оправданная (в глазах детей). В первом случае дети выбирают образчик “смешного дурачка” случайно, без каких либо оснований, просто потому, что это кто-то когда-то сказал. Иногда смеяться над одним образчиком перерастает в привычку.

Если ваш ребенок является таким объектом в школе, то нужно до него донести, что дети будут смеяться до тех пор, пока он будет болезненно реагировать на этот смех. И выход из данной ситуации заключается в ответном нахождении вымышленных изъянов обидчика, и высмеивания их в ответ.

Никогда не нужно признавать свою слабость в качестве обиды – это еще больше для детей даст стимула продолжать смеяться над вашим ребенком в будущем. Что касается второго типа высмеивания, в этом случае избавиться от насмешки будет сложнее.

Так как возможно ваш ребенок когда-то был источником постыдного (в глазах детей) случая со своим участием. Тут так же нельзя показывать свою уязвленность и можно ответить на всеобщий смех “ну и что?”, и посмеяться со всеми над самим собой.

Вскоре детям надоест высмеивать того, кто смеется сам с себя и они утратят к этому интерес. В принципе, проблема высмеивания может встречаться на любых возрастных этапах ребенка, однако описанные выше решения, рекомендуются для всех возрастных групп.

2. Обзывания, единичная или всеобщая словесная травля. Причин по которым это обстоятельство проявляется много. Это может быть связано и с внешностью вашего ребенка, разговорной речью, простое личное презрение, банальная зависть, и, как чаще всего бывает – беспричинные оскорбления.

Сразу нужно оговориться, что объектом для подобных нападок всегда выбирают того, кто по мнению агрессора не может постоять за себя. Если же у вас дочка, то целесообразно иметь серьезный разговор с родителями обидчика, для предотвращения любых обид в дальнейшем. Этот выход целиком оправдывается и единственно правильный. Но его нельзя применять в том случае, если у вас сын.

Потому что у детей сложится соответствующее представления о “маменькином сынке”. Такое действие с вашей стороны возможно разрешит проблему временно, но усугубит на будущее. А решение простое: отвечать агрессией на агрессию. То есть, оскорблять в ответ на оскорбления.

Возможно для некоторых сердобольных родителей такой подход совсем не импонирует, но как не обидно для них будет признать, что до мозга плохо воспитанного обидчика может дойти лишь правильное воспитание от его родителей, и та грубая манера общения от вашего сына, которую он сам использует по отношению к объекту издевательств.

Нужно заметить, что иногда эту проблему можно разрешить так же логичным разъяснением вашим ребенком источнику раздражения о том, почему его нападки не имеют смысла и должны быть прекращены. Но не все дети обладают даром красноречия и способностью переубеждать. Возможно вы рассмотрев всю картину проблемы со взрослого интеллекта поможете ему в этом.

Бывали случаи более изощренного подхода к этой проблеме, которая разрешалась с помощью игнорирования источника “словесного поноса”. Обидчик видел, что его оскорбления не имеют никакого влияния на человека и переставал этим заниматься. Но не всегда это проходит, рекомендуем все же выход ответной агрессии.

3. Игнорирование, избегание контакта и дружбы. Причин по которым это происходит так же не мало. Это может быть какие-то индивидуальные отклонения во внешности, характере и чаще всего поведении ребенка.

Если ваш ребенок сам по себе замкнут и молчалив, то к нему будет скорее всего замкнутое отношение от других, если открытый для общения, так сказать “у всех на виду”, игнорирование в принципе невозможно.

Так как человек полностью социальное существо, нужно вбить эту важную мысль в ребенка с малых лет.

Способствуйте развитию в нем ярко выраженных социальных качеств, такие как: инициативность; стремление к нахождению общих интересов с окружающими, и как следствие обретению новых друзей; заинтересованность в общении с коллективом; уверенность в собственных познаниях, пускай даже временно не правильных.

А если, ему это трудно дается, нужно помочь – можно купить вещь, которой нет ни у кого в классе, для привлечения внимания и своего рода возвышения значимости персоны как таковой.

Пускай эта проблема не так ярко выражена на ряду с агрессивными, но если ваш ребенок будет постоянно забиваться в самый дальний угол и не участвовать ни в каких всеобщих мероприятиях, то скорее всего ему будет сложно найти общий язык с обществом и во взрослой жизни. А это очень важная составляющая жизнедеятельности каждого из нас!

4. Рукоприкладство. Самая существенная проблема детей в школе, так как может на прямую угрожать физическому, а так же психологическому состоянию ребенка. Как и в первых двух пунктах, объекта для битья выбирают всегда самого безответного. Сразу заметим, что методы из выхода этой проблемы лежат в истоках первоначального образа поведения ребенка в глазах потенциальных обидчиков.

Все зависит от того, как он зарекомендует себя в плане защиты с первого времени знакомства, а скорее, первых случаев применения силы к его личности. Если обидчик видит, что его физические действия остаются безнаказанными, он развивает их все с большей силой. И поэтому, чем дольше ваш ребенок оставался “мальчиком для битья”, тем сложнее будет избавиться от этого образа.

Заложите в ребенке главный принцип – умение постоять за себя. Как не банально и просто будет звучать – ударить в ответ удару. При чем характер отпора и уровень ущерба (пускай даже минимальное повреждение) для противника не столь важен, если это первый случай агрессии. В мозгу агрессора уже заложиться представление о том, что лезть нельзя – обожжешься.

Если ваш ребенок терпит рукоприкладство от нескольких человек, то допускается применения подручных средств для самозащиты, при чем целью для удара нужно выбирать всегда ярко выраженного лидера агрессии. Тут речь идет уже не о чести как таковой, а о сохранении своего организма от беспочвенной атаки. И любая идеология в купе с самим законом будет на стороне вашего ребенка.

Конечно, все это условно, много факторов и нюансов этого бедствия. Но лучше повоевать пару дней школьной жизни за неприкосновенность своей личности, чем сносить побои много лет подряд. И переживать волнения каждый день. Но мы понимаем, что сам ребенок, которого бьют одноклассники боится дать сдачи. Тогда можно поставить ему ультиматум, или он дает отпор, или сносит побои вечно.

Если и это не помогает, то к сожалению вмешательство родителей в детские разборки неизбежны.

(Если вы находите эту статью полезной для общества, то можете поддержать наш проект ПЕРВЫЙ ДЕТСКИЙ своим лайком либо подпиской; также для вашего внимания на нашем канале есть другие статьи на соответствующую тематику).

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5ab0fead00b3dd9f5789ca0b/nad-vashim-rebenkom-smeiutsia-ili-biut-v-shkole-5ab1654b00b3dd666a13818a

Что делать если ребенка обижают в школе

Если над ребенком смеются в школе

Ребенка обижают в школе? Ему трудно постоять за себя? Станьте для него Другом и помогите решить эту проблему — она преодолима!

Почему дети становятся объектами насмешек?

Казалось бы, откуда берется детская жестокость? Ведь малыши рождаются такими невинными, беззащитными… Откуда в них столько зла, что они с удовольствием травят своих одноклассников и смеются над беспомощными?

На самом деле – это реалии нашего времени. Обычный ребенок каждый день по телевизору видит тысячи сцен насилия и насмешки над слабыми. Он за одну только минуту компьютерной «стрелялки» может «убить» несколько противников. И он воспринимает это как норму.

Плюс агрессивное поведение главы семьи, какое сегодня – не редкость. И уж поверьте, если такой ребенок в школе сам не станет объектом насмешек, то уж с удовольствием присоединится к другим и с ними будет обижать другого ученика. За редким исключением.

Но что делать, если в классе невзлюбили именно вашего ребенка? Игнорировать? Не стоит. Порой последствия такой проблемы могут быть непредсказуемы.

Так, например, известного серийного убийцу Чикатило травили в детстве его одноклассники. И его мать не только не вмешивалась, но еще и способствовала неким образом.

В итоге, когда Чикатило одноклассники в очередной раз сильно избили и поиздевались, у него в прямом смысле «поехала крыша»…

В этой истории есть одно «но» – у мальчика не было поддержки со стороны взрослых. А это очень важно. Возьмем другой пример – детство известнейшего писателя Стивена Кинга. Над ним тоже издевались в школе, причем жестоко.

Но каждый день после уроков он приходил домой, открывал дверь и окунался, по его словам, «в море любви». Его мама просто обожала сына и всячески поддерживала его.

Поэтому Кинг не только не сломался морально, но еще и смог стать настоящей звездой и одним из самых богатых людей мира.

Если вы уже читаете эту статью – значит, поддержка у вашего ребенка уже есть. Проблема школьного насилия вполне решаема, важно только знать, как и что нужно делать.

Над какими детьми обычно смеются?

Удивительно, но как только в класс приходит новичок, любой учитель уже с первых минут знакомства может однозначно сказать – будет ли новенький лидером, душой компании, тихоней или же над ним будут смеяться. И дело здесь даже не в профессиональном чутье. На самом деле можно выделить определенную категорию детей, которые чаще всего становятся объектом для насмешек сверстников:

  • дети, обладающие яркой нетипичной внешностью, отличающиеся от других. Это рыжие, слишком высокие или низкие по росту мальчики, угловатые нескладные девочки-подростки, прыщавые, толстые или просто имеющие какой-то заметный дефект внешности;
  • дети, которые «забиты», у которых, простым языком говоря, на лбу написано «меня можно обижать». У них неуверенная походка, запуганный взгляд, крайне вялая реакция на тычки и оскорбления от одноклассников. Такие дети часто становятся «мальчиками для битья»;
  • дети, которые отличаются довольно агрессивным поведением и сами нередко начинают конфликты. Особенно ярко они реагируют на любой недружелюбный взгляд и становятся вскоре «местными клоунами», которых другим детям даже интересно лишний раз раззадорить;
  • дети, которые отличаются природной медлительностью, невнимательностью и отсутствием быстрой реакции. Таких детей любят разыгрывать и подшучивать над ними;
  • дети, которые отличаются неаккуратностью, опаздывают на уроки, плохо учатся и бедно одеты. Часто эти детки – из неблагополучных семей.

Конечно, даже самый хороший ребенок, который умеет дружить и уверен в себе, может стать объектом издевательств со стороны своих одноклассников.

Поводов может быть множество – глупая ошибка, рассказанный подруге секрет, который тут же «облетел» весь класс, и даже признание в любви.

Конечно, такая «война» может быть недолгой, но что тогда говорить о детках, у которых рыжие волосы, или слишком худое телосложение, или неблагозвучная фамилия, например?

Дети по своей натуре жестоки, и за счет унижения других пытаются возвыситься в собственных глазах. Впрочем, как и взрослые.

Стоит ли вмешиваться?

Вмешиваться в такую ситуацию однозначно нужно. Ведь детская жестокость иногда не имеет границ.

Одно дело, если ребенка просто периодически подкалывают или обзывают, но нередки сегодня случаи, когда разошедшиеся подростки заставляют пить своих жертв бензин или даже прыгать с крыши.

Виновен в таких случаях больше стадный инстинкт – лидер выдумывает опасную затею, а другие участники ему поддакивают. В это же время лидер, почувствовав поддержку, идет еще дальше, и круг замыкается.

Поэтому, чтобы избежать трагедии и не пустить дело на самотек, помочь ребенку нужно обязательно. Но все зависит от возраста. Так, если обижают младшего школьника, в этом случае достаточно поговорить с учителем или припугнуть сорванцов.

Взрослый для обидчиков в этом возрасте – еще авторитет. А вот прибежать в класс к сыну-подростку и начать кричать на его одноклассников будет не только бесполезно, но еще и может спровоцировать еще большие насмешки над «маменьким сынком».

В этом случае очень важно поговорить с самим ребенком и задать ему вопрос: «Хочешь ли ты, чтобы я вмешалась в эту ситуацию? Нужна ли тебе помощь такого рода, или ты уверен в своих силах и справишься сам?». Обычно дети отвечают на этот вопрос искренне. Если ребенок решил, что справится сам, поддержите его верой в его силы.

Одним из неплохих вариантом может стать разговор с главным заводилой (а в каждой ватаге обидчиков всегда есть лидер). Лучше, если с ним побеседует старший брат ребенка или по просьбе соседский более старший мальчик из той же школы.

Нужно, чтобы он словесно припугнул забияку и дал понять, что нападки на других ему с рук не сойдут. Но – только словесно. Когда лидер обидчиков поймет, что за свои действия можно в будущем получить от кого-то более старшего, он предпочтет успокоиться и больше не оскорблять своего одноклассника.

Ведь главная причина детской жестокости – безнаказанность.

Стоит ли переводить своего ребенка в другой класс или школу?

Многие родители, как только их ребенок сталкивается с насилием в школьных стенах, стараются сразу перевести свое чадо в параллельный класс или даже школу. Конечно, в какой-то мере это решает проблему, на время. Но стоит в таком случае подумать над такими моментами:

  • легко ли будет ребенку адаптироваться к новому коллективу, если в прошлом он «потерпел поражение»?
  • как он объяснит своим новым одноклассникам, почему пришлось сменить место учебы?
  • что будет делать ребенок, если его новые друзья узнают, что в прошлой школе его били или унижали (а мир тесен)? Куда тогда нужно будет бежать?

Поэтому, если ситуация еще не критична, лучше заранее предпринять меры и попробовать решить проблему на месте.

Как помочь своему ребенку если его обижают в школе?

Обратите внимание на многих лидеров классных коллективов. Нередко они сами имеют изъяны внешности – полные, слишком высокие, с оттопыренными ушами… Ведь огромное значение имеет внутренняя сила духа, смелость, умение противостоять проблемам.

Так, дети, которые открыты для насмешек и не умеют психологически защищаться, относятся к категории виктимных. А виктимность – неумение дать отпор или, напротив, привычка провоцировать конфликт – нужно преодолевать.

Ведь ребенку еще жить среди людей, а этому нужно учиться.

1. Игры

Ребенка, которого обижают в школе, крайне желательно занять профессионально какой-нибудь спортивной игрой. Пусть это будет футбол, который научит социальным законам взаимодействия среди людей, баскетбол, который разовьет мускулатуру и поможет выглядеть солиднее, и даже шахматы, которые научат стратегическому мышлению, да и отвлекут от грустных мыслей.

2. Книги и фильмы

Специально для своего обижаемого чада желательно подобрать специальные фильмы (таких много американского производства) и книги, где главный герой терпел насмешки в школе и смог это преодолеть. Ребенок посмотрит и прочитает подобные истории с удовольствием, воодушевится и возьмет для себя интересные идеи.

3. Занятия с психологом

Если ребенок согласен пообщаться с психологом, то лучше такого специалиста найти. Он однозначно поможет побороть неуверенность в себе, возможно, найдет причины непопулярности ребенка в классе и даст дельные советы.

4. Круг друзей

Очень важно, чтобы у ребенка был свой круг друзей, пусть даже вне школы. Их он может найти в кружке или спортивной секции, и даже во время общения по скайпу с другими игроками какой-нибудь виртуальной игры.

Очень важно, чтобы ребенок приобретал положительный опыт общения с другими сверстниками, и постепенно переносил его на общение с невзлюбившими его одноклассниками.

А на все выпады старался отвечать юмором и спокойствием.

Что делать, если насмешки продолжаются?

Конечно, не все в этой жизни – в наших руках. Возможно, в крайних случаях ребенка все-таки придется перевести в другую школу или на обучение на дому. В любом случае оставлять ситуацию как есть не нужно. Не получился один способ – ищите другой.

Но знайте, что многие из современных звезд шоу-бизнеса с содроганием вспоминают свои школьные годы, но все же смогли добиться невероятной популярности и найти счастье.

А вот их обидчики в большинстве своем живут серой жизнью, борются с безденежьем и пьянством своих половинок и страдают от насилия и насмешек других (таков непреложный жизненный закон бумеранга – все наши поступки и действия по отношению к другим людям обязательно однажды вернутся к нам самим).

Школьные годы – это еще не вся жизнь, и даже не самая значимая ее часть. Если ребенка обижают одноклассники – не превращайте это в трагедию.

Объедините с сыном или дочерью усилия, пробуйте предложенные методы, научите ребенка психологической стойкости и уважению к самому себе, помогите ему быть не чьей-то жертвой, а Личностью.

У вас обязательно получится решить эту проблему! И это будет победа, которую ваш ребенок запомнит на всю жизнь.

Психолог Анна Вадимова для сайта «f-Journal.Ru»

Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter чтобы сообщить об этом редакции!

Источник: http://f-journal.ru/rebenka-obizhayut-v-shkole/

Синдром изгоя: что делать, если над ребенком издеваются в школе

Если над ребенком смеются в школе

В современной школе проблема буллинга, или травли, стоит остро — по разным оценкам в различных детских группах ее жертвами становятся до 50% детей. Психолог Вячеслав Аманацкий объясняет, кто может стать жертвой травли в классе и как с этим бороться.

По мнению психологов, буллинг — это системная болезнь класса, вызванная тем, что при отсутствии четкой цели, способной сплотить коллектив, дети вынуждены сами искать то, что способно их объединить.

Часто объединяющим фактором становится именно травля другого, поэтому для белорусской школы, в которой обучение зачастую сводится к получению фиктивных оценок и посещению «обязательных» мероприятий, проблема буллинга стоит особенно остро.

Как выбирают жертву

Принято считать, что жертв буллинга выбирают по объективным причинам — должен быть какой-то повод. Действительно, ребенка могут дразнить за то, что он очкарик. Или рыжий. Или прыщавый. Или самый умный. Или самый глупый. Самый молчаливый. Самый навязчивый…

По сути, объектом насмешек может стать любая особенность ребенка. Существуют ли дети вообще без особенностей? Если да, то причиной издевательств может стать тот факт, что этот мальчик, в отличие от других, «самый обычный». Жертву могут дразнить даже за «отсутствующую» особенность — порой кличку «жирный» получает далеко не самый упитанный ребенок в классе.

«В начальной школе я носила брекеты. Помогло. Но кривозубой меня перестали называть только в лицее» (Нина).

По результатам исследований, жертвы травли более чувствительны к насмешкам, ярче («забавнее») реагируют на издевательства. Однако, скорее всего, это не причина буллинга, а ее закономерный результат. Если ребенок уже стал изгоем, советы «не обращай внимания» или «им надоест, они отстанут» принесут только вред. Не надоест и не отстанут. Напускная невозмутимость только раззадорит мучителей.

Стать жертвой травли может абсолютно любой ребенок. И чаще всего причина не в особенностях детей, а в случайном стечении обстоятельств.

Виды буллинга

Основных видов травли четыре. И в большинстве случаев они чередуются и дополняют друг друга.

Физические издевательства могут варьироваться от «невинных» тычков до самого жестокого избиения. В представлении родителей именно они являются наиболее опасными. Однако физическое насилие заметно — и это повышает шансы того, что ребенку в итоге помогут.

Поэтому, чтобы не оставлять улик, мучители могут использовать эмоциональный, или психологический буллинг. Как и в случае физического насилия, диапазон психологического воздействия очень широк — от распускания грязных слухов про жертву до коллективного игнорирования.

Эмоциональный буллинг часто путают с обычной непопулярностью в классе. Однако невнимание и презрение — абсолютно разные вещи. С непопулярным ребенком общаться неинтересно, с отверженным — опасно: можно оказаться на его месте.

«На день святого Валентина у входа в школу раздавали сердечки с номерами, чтоб каждый нашел себе пару. Кто найдет — тому конфеты. Получилось, что у мальчика из моего класса был один номер со мной. Узнав об этом, он демонстративно порвал свое сердечко» (Мария)

«Серая мышка» может привлечь внимание интересным увлечением, учебными успехами, новыми гаджетами. Затравленному это принесет только вред. Его положение схоже со статусом задержанного из криминальных сериалов — все, что он сделает, будет использовано против него.

«Новый телефон? Родители хотят, чтоб ты чувствовал себя менее ущербным?». «Какое красивое платье! Обидно, что на тебе оно висит как на пугале».

Это — словесная травля. Обесценивание. И обесценить можно абсолютно все. Если мальчик займется плаванием, все станут спрашивать, не жмет ли ему «купальник». Займется боксом — будут на каждой перемене «учить держать удар». Если девочка вместо очков станет носить линзы, одноклассницы очень «расстроятся», заявив, что очки хотя бы скрывали ее «кривоносость».

Словесная травля легко превращается в кибербуллинг — издевательства в интернет-пространстве.

Для современных детей информационное пространство куда более реально, чем для их родителей — но интернет-травля к тому же происходит онлайн.

Нельзя отдохнуть от хулиганов дома — ребенка могут преследовать практически круглосуточно, поддерживая жертву во взвинченном состоянии до следующего учебного дня.

В погоне за статусом

Как показывает практика, вовлеченным в травлю оказывается весь класс.

В роли зачинщика обычно выступает главный хулиган класса, но им может стать даже круглый отличник, находящийся на очень хорошем счету у учителей и дирекции. Особенностью зачинщика является высокая и часто неадекватная самооценка.

Он полностью удовлетворен общением и считает, что его статус среди одноклассников высок — ведь чтобы не стать новой жертвой, другие дети подобострастно «уважают» зачинщика.

Результаты анонимных исследований, однако, показывают: преследователь — это последний человек, с которым большинство детей на самом деле хотело бы общаться.

Также зачинщик считает себя слишком добрым (!), и эта иллюзия не исчезает даже в том случае, если агрессору непосредственно указывают на его жестокие действия. Классическое оправдание зачинщика — «если бы не я, жертве было бы куда хуже».

Однако травля — это не конфликт между зачинщиком и жертвой. В конфликте силы примерно равны. В случае травли наблюдается значительный дисбаланс, который достигается за счет помощников преследователя.

Как и предводитель, они имеют крайне низкий реальный статус в классе. Но, в отличие от зачинщика, c его приспешниками водиться никто не хочет в открытую, что делает их еще более жестокими. В конечном счете именно помощники принимают непосредственное участие в травле, тогда как их босс лишь разрабатывает план унижения жертвы.

При буллинге нарушается нормальное развитие жертвы: снижается самооценка, возникают тревожность и депрессивные мысли. Однако привычка преследователей решать все вопросы силой — это тоже нарушение адаптации. Как показывает практика, повзрослев, эти дети составляют основной контингент тюрем в большинстве стран мира. В конечном счете буллинг приносит вред и им.

У жертвы порой есть и защитники. Чаще всего ими становятся эмоционально зрелые дети, которые искренне сопереживают изгою и готовы вмешаться в ситуацию, если насилие переходит всяческие границы. Их участие (даже обычная эмоциональная поддержка) очень значимо, но есть и обратная сторона — если жертве нужны «адвокаты», это может стать еще одним поводом для насмешек.

Помощники жертвы обладают одним из самых высоких статусов в классе — именно он помогает защитникам время от времени вступаться за жертву, не становясь в свою очередь объектом травли.

Однако большая часть класса остается сторонними наблюдателями, не поддерживая буллинг, но и не препятствуя ему. Порой бездействие вызвано тем, что они боятся оказаться на месте жертвы. Однако наблюдатели могут даже одобрять травлю, так как постоянные издевательства над другим учеником поддерживают самооценку «немых» участников травли.

«У нас в классе была одна девочка. Сама в травле не участвовала. Но когда били „Сереженьку“, всегда подходила и молча с улыбкой смотрела. Выглядело жутковато» (Максим)

Дети, которые «ни при чем», тоже страдают от буллинга. Видя, на что способны их одноклассники, немые свидетели боятся, что уже завтра ветер в классе поменяется и роль жертвы придется играть им.

 Такие дети, даже обладая способностями, стараются «не высовываться» на уроке и остаются на позиции середнячка.

Кроме того, роль свидетелей приводит их к патологической боязни публичного осуждения, которая может серьезно помешать самореализации во взрослой жизни.

Роль учителя

О роли учителя в школьной травле существуют два противоположных, но одинаково вредных мифа. Первый — учитель ничего не знает о буллинге, поэтому с него взятки гладки. Второй — учитель прекрасно понимает, что происходит в классе, и разберется без участия родителей.

Первый миф поддерживают сами учителя. Если мама ребенка придет в школу и пожалуется классному на травлю, в большинстве случаев тот сделает вид, что впервые об этом слышит. Однако, как показывают исследования, педагоги не только прекрасно осведомлены о травле, но и способны описать реальную структуру класса лучше, чем психологи, вооруженные самыми точными методиками.

Однако вопреки второму мифу менять ситуацию учителя не стремятся. Более того — порой педагоги сами участвуют в травле ребенка. Унизительно комментируют ответ жертвы. Ставят более низкую оценку. «Не замечают», как ребенка шпыняют в школьном коридоре. Казалось бы, мелочь, но агрессоры понимают — учитель «свой».

«Чтоб не убежал, они сдвигали парты и прижимали меня к стене. Однажды это заметила англичанка и отругала их за порчу школьного имущества. На меня ей было фиолетово» (Олег)

Подобное поведение в большей степени характерно для молодых педагогов.

В ситуации, когда зарплата учителя стремится к уровню бюджета прожиточного минимума, а о престиже профессии просто неудобно говорить, пассивное участие в травле жертвы — это один из немногих способов поднять свой авторитет у остальной части класса.

Однако и опытные педагоги не гнушаются буллингом — ведь в отсутствие реальной цели травля жертвы действительно помогает сплотить детей. Учителя младших классов, способные сами обозначать жертву, используют угрозу унижений как дополнительную нагрузку к плохой оценке.

Иногда учителя настраивают против ребенка не только класс, но и родителей, которые пришли разобраться с ситуацией. Чаще всего это подается в красивой обертке: «Ваш ребенок такой умный (тонкий, ранимый, талантливый) — его неизбежно будут травить обычные дети». Верить этому нельзя — учитель не хвалит ребенка, учитель выгораживает себя.

Однако порой педагоги напрямую обвиняют родителей в том, что они не научили сына «взаимодействовать с коллективом». В этом случае учителю стоит напомнить, что коллектив — это группа, нацеленная на решение общественно полезных целей, например, обучения.

А класс, в котором основной целью является травля жертвы, не может называться коллективом.

«Наш классный руководитель хороший, он такого делать не будет», — думают многие. К сожалению, не факт. Даже хорошие учителя порой опускаются до травли. Часто неосознанно затравленный ребенок поневоле вызывает у многих педагогов отторжение.

«Больше всего я ненавидела, когда мама приходила с родительского собрания и говорила бабушке с дедушкой, как же „нам“ повезло с классной руководительницей.

А эта замечательная классная очень любила шутить на тему того, что деловой стиль одежды подходит всем, кроме меня, потому что на мне все как на корове седло» (Алина).

Однажды мама все-таки отпросилась со своего завода к «заслуженному учителю», который вел продленку. Маме было сказано «Ваша дочь – слишком упрямая, и ее надо ломать».

Разумеется, к мнению учителей можно, а в некоторых случаях нужно прислушиваться. Но для родителя на первом месте должны быть не интересы «коллектива», а чувства его собственного ребенка.

Что делать

Анжелика Василевская, TUT.BY

Универсальных рецептов того, как справиться с травлей в школе, не существует. Однако важно помнить: нет детей, которых травят, есть классы, в которых любой может подвергнуться издевательствам. Нельзя обвинять ребенка, называть его слабаком, подзуживая дать сдачи. Не поможет.

В лучшем случае жертву перестанут избивать — однако никто не помешает обидчикам обзываться или незаметно портить вещи ребенка. Но скорее всего, попытка отпора просто сорвет обидчикам всякие тормоза.

Совет не обращать внимания может помочь на стадии, когда класс только выбирает жертву — в этом случае есть шанс попасть в категорию наблюдателей (однако их роль тоже незавидна).

Травля — это болезнь класса, и решать ее нужно системно. Если учитель адекватный — можно обратиться за помощью к нему. Но адекватный — не вежливый, не хороший предметник, а тот, который готов реально разобраться с проблемой.

Порой удается найти поддержку у других родителей. На вашей стороне могут быть мамы и папы других жертв, их защитников, порой — сторонних наблюдателей. Помощь может прийти и с самой неожиданной стороны — нередко родители зачинщиков приходят в ужас, когда узнают, чем их чадо на самом деле занимается в школе.

Если поддержка найдена, с классом придется работать комплексно. Как именно — хорошо расписано в статье психолога Людмилы Петрановской. Важно помнить: чем раньше удастся определить проблему и начать работу, тем больше шансов на успех. В младшей школе авторитет взрослого выше, а отношения в классе более пластичны.

Если решить проблему не получилось, лучше перейти в другую школу. Однако нельзя превращать это в бегство. «Где не будут бить» — плохой мотив. Нужна уважительная причина — перевестись в заведение с более высоким уровнем педагогов, или хорошим спортзалом, или эстетическим уклоном. Лучше всего, если ребенок сам выберет школу в соответствии со своими интересами.

«Не могу сказать, что в началке меня прямо травили, но помню, что отношение одноклассников было лучшим мотивом, когда поступала в гимназию» (Света)

К переводу следует подготовиться. Часто затравленные дети, попадая в новый класс, по привычке воспринимают даже самые доброжелательные шутки одноклассников как угрозу и избегают общения. Это не сделает ребенка изгоем — однако роль серой мышки тоже не самая завидная.

За помощью лучше обратиться к психологу — простые наставления вряд ли помогут. Можно обратиться к частному или государственному специалисту.

А можно — к психологу в той школе, в которую ребенок собирается перейти. Тянуть с визитом не следует: психологическая травма — не насморк, и за один сеанс не лечится.

Кроме того, хорошо, если психолог будет работать с ребенком и в период адаптации в новом коллективе.

Источник: https://news.tut.by/society/524870.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.