Если несовершеннолетний ребёнок совершил преступление

Содержание

Ст 20 УК РФ с ми и изменениями на 2020

Если несовершеннолетний ребёнок совершил преступление

Говоря об уголовной ответственности несовершеннолетних по УК РФ, стоит сказать, что к ним относят преступников от 14 до 18 лет. Дети младше считаются малолетними и не подходят под рассматриваемую нами категорию.

Возраст уголовной ответственности зависит от тяжести преступления. В общем случае их привлекают к санкции с 16 лет. Однако, при серьезных преступлениях планка снижается до 14 лет. К ним относятся:

  • убийство;
  • причинение тяжкого вреда и вреда средней тяжести с умыслом;
  • похищение человека;
  • изнасилование;
  • насильственные действия сексуального характера;
  • кража, разбой и грабеж;
  • вымогательство;
  • теракт;
  • захват заложника;
  • участие в массовых беспорядках.

Кроме того, с 14 лет получить наказание ребенок может за хулиганство, если присутствовали отягчающие обстоятельства, вандализм, кража оружия, изготовление взрывчатки и др. Все эти незаконные деяния представляют особую опасность для общества, поэтому наказывают за них с более раннего возраста.

Даже если подросток переступил возраст уголовной ответственности несовершеннолетних, но отстает в развитии из-за психических или других заболеваний, наказание ему не грозит. Закон считает, что такие преступники не осознают, что натворили.

Возраст может влиять на решение судьи

Возраст наступления уголовной ответственности указан в законодательстве РФ, причем число малолетних преступников продолжает расти, но наказание следует не всегда.

Причины понять несложно, ведь при определенных условиях судьи стараются отыскать более мягкое решение.

Если на скамью подсудимых попадает несовершеннолетний, даже прокурор часто требует заниженное наказание. Так, его можно заменить домашним арестом с постановкой на учет. Подобные шаги понять легко, никому не хочется ломать жизнь человеку.

Хотя правовая история подтверждает ошибки подобных судебных разбирательств. Почувствовав свою безнаказанность, малолетка снова совершает преступление, которое в некоторых случаях приводит к худшим последствиям.

Возраст привлечения к уголовной ответственности постоянно обсуждается. Судебная практика показывает, что повышать его нельзя. Количество преступлений, совершенных в раннем возрасте, продолжает расти.

По этой причине приходится постоянно сталкиваться с подобными делами и жесткими решениями. Причем в последние годы нарушения по большей части связаны не с угонами и кражами, а разбоем, изнасилованием и нанесением тяжких телесных повреждений, так что статистика остается плачевной.

Основания для привлечения к уголовной ответственности несовершеннолетних

О том, со скольки лет начинается уголовная ответственность несовершеннолетних и из-за чего подростков могут наказать, говорится в статьях 87-96 УК РФ.

Из них можно узнать об особенностях назначения наказаний, видах санкций, которые суды применяют к лицам до 18 лет, порядке применения мер ответственности, воспитательных способах воздействия на несовершеннолетних, а также об освобождении от наказания.

Независимо от того, кто является преступником, подросток или взрослый человек, при назначении санкции суды опираются на установленные в законе принципы:

  • наказание должно быть справедливым;
  • более строгая мера применяется только тогда, когда менее жесткая не даст необходимого результата;
  • более строгую меру можно получить по совокупности преступлений;
  • судья учитывает личность нарушителя, обстоятельства преступления, мотивы, смягчающие и отягчающие факторы, особенности жизни обвиняемого.

Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним

Перечень наказаний, применяемых в отношении несовершеннолетних, по сравнению с лицами, достигшими 18-летнего возраста, существенно ограничен. Согласно ст. 88 УК РФ, видами наказаний, назначаемых данной категории лиц, являются:

  1. штраф;
  2. лишение права заниматься определенной деятельностью;
  3. обязательные работы;
  4. исправительные работы;
  5. ограничение свободы;
  6. лишение свободы на определенный срок.

Уголовная ответственность несовершеннолетних по УК РФ

Отличается она тем, что суды обращают особое внимание на окружение ребенка, его родителей, условия, в которых живет и воспитывается подросток, его уровень развития, особенности личности.

Сам по себе возраст уже является смягчающим фактором. Но могут быть дополнительно учтены следующие обстоятельства:

  • совершение нарушения закона в первый раз;
  • беременность;
  • наличие детей;
  • тяжелые жизненные обстоятельства, которые толкнули человека на преступление;
  • принуждение, совершение злодеяния из-за зависимости (материальной, служебной);
  • аморальное поведение пострадавшего;
  • явка с повинной, помощь следствию;
  • оказание помощи потерпевшему.

При этом учитываются также отягчающие факторы. К ним относятся:

  • рецидив;
  • серьезные последствия злодеяния;
  • участие в преступлении в составе группы;
  • мотив расовой, национальной или религиозной ненависти;
  • сокрытие следов другого нарушения;
  • нападение на беременную женщину или ребенка;
  • особая жестокость.

Одной из особенностей наказания является то, что срок, указанный в соответствующих статьях УК РФ, для подростков сокращается наполовину. Это касается тяжких и особо тяжких незаконных деяний. Если несовершеннолетний преступник уже ранее получил условную санкцию и снова попался на нарушении, которое не относится к особо тяжким, он может снова рассчитывать на условный срок.

К примеру, максимальное наказание за изнасилование без отягчающих обстоятельств составляет 6 лет, соответственно, для подростка верхняя планка снижается до 3 лет. При наличии отягчающих факторов продолжительность тюремного заключения может быть увеличена до 10 лет.

Ответственность подростков: основные критерии

Уголовная ответственность наступает для подростков при наличии совокупности основных критериев, определяющих состав преступления.

При рассмотрении дела внимание обращается на возраст малолетнего, уровень его социальной адаптации и степень психического формирования личности.

Выясняется наличие отставания в развитии, которое могло привести к неосознанному совершению общественно опасного деяния или бездействию, повлекшему его совершение.

Отличие в привлечении совершеннолетних и несовершеннолетних

Для граждан, достигших восемнадцати лет и совершивших преступление, применяются общие для всех положения Уголовного кодекса. Дела несовершеннолетних рассматриваются с оценкой дополнительных смягчающих или отягчающих обстоятельств, перечень которых также описан законом.

Уголовная ответственность несовершеннолетних в 2018 году

Перейдем непосредственно к видам уголовной ответственности несовершеннолетних. Сюда относятся штрафы, обязательные и исправительные работы, арест, условный и реальный срок тюрьмы.

Оштрафовать подростка могут, если у него есть заработок или имущество. Если этого нет, обязанность уплаты денег в казну перейдет на родителей нарушителя. Сумма может составить от 1 до 50 тыс. руб. Также может быть взыскан штраф в размере дохода подростка за период до полугода.

Срок обязательных работ для лиц до 18 лет также уменьшен. Он составляет от 40 до 160 часов. В законе есть оговорка о том, что работы нарушители выполняют в свободное от учебной занятости время.

Причем если злоумышленнику меньше 15 лет, работать больше двух часов в день ему запрещено. В возрасте от 15 до 16 лет трудиться можно максимум 3 часа в день.

Более старшим преступникам устанавливают такой же период, как и взрослым.

Срок исправительных работ не может быть больше одного года. Запрещено арестовывать детей на срок больше 2 лет.

Тюрьма не грозит нарушителям до 16 лет, которые совершили преступление небольшой или средней тяжести. Лицо старше 16 лет не посадят за впервые совершенное незаконное деяние небольшой тяжести.

В общем случае подростку до 16 лет не могут дать больше 6 лет тюремного заключения. Однако даже 14 и 15-летним вправе назначить до 10 лет тюрьмы за особо тяжкое нарушение закона. 10 лет — это верхняя планка тюремного срока для преступников, не достигших 18 лет.

Помимо стандартных санкций, к несовершеннолетним нарушителям применяются еще и принудительные меры воспитания и помещение в закрытое учебно-воспитательное учреждение.

К первым относят:

  • предупреждение — сотрудники комиссии по делам несовершеннолетних, полицейские проводят с нарушителем беседу, объясняют опасность его деяния и возможные последствия, говорят о том, что ему грозит в случае повторного задержания;
  • передача под надзор — злоумышленника могут передать под надзор полицейских, органов опеки, родителей. Они обязаны контролировать поведение наказанного и отвечать за его действия;
  • требование загладить вину — нарушитель или его родители вправе компенсировать вред жертве преступления или нанесенный ущерб. Кроме того, закон позволяет собственноручно устранить последствия злодеяния. Например, отремонтировать сломанный забор.
  • ограничение досуга — в этом случае подростку могут запретить посещать развлекательные мероприятия, места массового досуга, покидать дом ночью и т.д.

Суд вправе определить одну из перечисленных выше санкций или несколько. Срок зависит от того, насколько тяжкое злодеяние совершил подросток. Обычно он составляет 2-3 года.

Однако воспитательные меры вводятся до тех пор, пока нарушитель ведет себя соответствующим образом и не преступает закон. Если говорить об исправлении не приходится, материалы дела передают в полицию, чтобы подростка привлекли уже к реальной уголовной ответственности.

В некоторых случаях эти меры могут применить и к более старшим нарушителям — до 20 лет.

Освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности

УК РФ содержит основания для освобождения от уголовной ответственности несовершеннолетних. К примеру, подростка не будут серьезно наказывать, если он совершил преступление небольшой или средней тяжести. В этом случае суды в большинстве случаев применяют воспитательные меры.

Совершившего тяжкое нарушение несовершеннолетнего также может ждать освобождение от уголовной ответственности, но в этом случае его поместят в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа максимум на три года. В таких заведениях с детьми работают педагоги, психологи, создаются особые условия жизни для исправления. Вернуться домой раньше назначенного срока подросток сможет из-за хорошего поведения или серьезной болезни.

Источник: https://system-bryansk.ru/uk/otvetstvennost-nesovershennoletnih.html

Ответственность родителей за правонарушения их несовершеннолетних детей: поступки и наказания

Если несовершеннолетний ребёнок совершил преступление

Они же еще дети», — часто можно услышать по отношению к несовершеннолетним.

Не имея достаточного опыта и не осознавая последствий своих поступков, малолетние граждане не могут быть привлечены к уголовной или административное наказание согласно ГК РФ.

Вместо них перед судом выступают их родители.

Определение прав и обязанностей

По достижении 18 лет все граждане России получают полную правоспособность и дееспособность, то есть получают все права и обязанности полноценного гражданина страны.

С этого времени они могут полностью распоряжаться своей жизнью и имуществом: вступать в брак, устраиваться на работу, продавать или покупать недвижимость.

С правами приходят и обязанности: гражданин полностью отвечает перед судом за свои поступки и несет полную ответственность.

До 18 лет гражданин считается недееспособным, то есть ограниченным в правах и обязанностях. При этом различаются два понятия:

  1. Малолетний гражданин – это подросток до 14 лет, при этом он является и недееспособным тоже.
  2. Недееспособный – до 18 лет. При этом в возрасте 14-18 лет действует ограниченная дееспособность: подросток может отвечать за некоторые поступки, но обязан спрашивать разрешение родителей.

Стоит отметить: гражданин может быть недееспособным не только в силу возраста, но и из-за психических отклонений, из-за которых он не способен отвечать за свои действия.

Пока малолетний не достиг совершеннолетия, за все его действия отвечают родители или опекуны, они же представляют интересы подростка в суде и отстаивают его права. В зависимости от возраста и совершенного правонарушения различаются и степени ответственности детей и взрослых.

До 14 лет

В 14 лет дети получают первый паспорт, а вместе с ним и некоторую дозу прав и ответственности – до этого момента за любые действия малолетних отвечают их родители.

Кража, хулиганство, нанесение увечий, насилие, даже терроризм или убийство – все это ложится на плечи взрослых, которые чаще всего отвечают материально.

Малыш обычно ограничивается серьезным внушением и некоторыми другими мерами влияния. Стоит отметить, что при совершении серьезного преступления (например, за убийство или нанесение увечий) ребенка, начиная с 11 лет, могут отправить в специальное лечебно-воспитательное учреждение на срок до 2 лет.

Важно знать: если в момент совершения преступления подросток находился не под ответственностью родителей (например, был в школе или лагере), то и отвечать за его проступок будут учителя или воспитатели.

Чаще всего малолетние дети не совершают серьезных правонарушений. К числу наиболее часто встречающихся нарушений относятся:

  • мелкие кражи и грабежи;
  • порча имущества;
  • хулиганство и драки;
  • нарушение ПДД.

За все эти преступления ответственность целиком и полностью лежит на родителях. Впрочем, если несовершеннолетний совершил более тяжелое преступление, суд может привлечь к наказанию взрослого, который подтолкнул ребенка к этому.

14-16 лет

Начиная с 14 лет, несовершеннолетние отвечают за совершенные преступления: убийства, терроризм, жестокое обращение с животными, кражу, насилие и другие.

По большей части дети отделываются штрафом и предупреждением, также правоохранительные органы проводят дополнительную беседу с родителями. Однако в этом возрасте несовершеннолетние могут и попасть в тюрьму.

Примите к сведению: колонии для несовершеннолетних «принимают» преступников, начиная с 14 лет.

Это произойдет при совершении ими следующих преступлений:

  1. Убийство, похищение или умышленное причинение вреда здоровью.
  2. Участие в террористических группировках, захват заложников.
  3. Изнасилование или принуждение сексуального характера.
  4. Кражи, разбой или вымогательство, угон транспорта, повреждение имущества или вандализм.
  5. Хранение или приобретение оружия, взрывчатки, наркотических средств.
  6. Повреждение железнодорожного полотна.

За все эти действия виновные несут полную уголовную ответственность, вплоть до заключения в колонию для несовершеннолетних. В остальных случаях дело обычно ограничивается штрафами для родителей, также могут быть назначены беседы с психологом или иные меры воздействия.

16-18 лет

Начиная с 16 лет, несовершеннолетний получает административную ответственность.

Отныне его могут привлечь к уголовной ответственности за вышеперечисленные преступления, а также приговорить к административной — за менее тяжкие преступления.

Помимо заключения в исправительную колонию несовершеннолетнего могут принудить к:

  • общественным или исправительным работам;
  • выплате штрафа из собственных средств или конфискации имущества;
  • лишению права заниматься некоторыми видами деятельности.

Примите во внимание: до 16 лет штрафы за подростка выплачивают родители, так как он сам не может устроиться на работу.

После наступления совершеннолетия гражданин начинает нести полную уголовную ответственность за свои действия.

Пока подросток не достиг совершеннолетия, за его поведение и поступки отвечают родители или опекуны. Это связано с особым статусом малыша и его непониманием происходящего.

Однако за особо тяжкие преступления ребенок начинает нести наказание, начиная с 14 лет, в некоторых случаях с 11 лет. Это необходимо для корректировки поведения малыша, если с этой задачей не могут справиться взрослые.

Смотрите видео, в котором специалист разъясняет особенности правовой ответственности несовершеннолетних детей:

Источник: https://razvod.guru/deti/otvetstvennost-za-nesovershennoletnih.html

Уголовная ответственность несовершеннолетних

Если несовершеннолетний ребёнок совершил преступление

Встречается, что преступления совершают дети, которые не достигли совершеннолетия. Иногда подростки совершают нарушения, считая, что их за это не накажут, но ошибаются.

В нормативно-правовых актах установлены особенности уголовной ответственности несовершеннолетних.

Практически за любой проступок подростка предполагается наказание, особенно, если он совершил тяжкий проступок.

С какого времени устанавливается ответственность

В ст. 20 УК РФ указывается, что возраст уголовной ответственности несовершеннолетних наступает с 16 лет.

С этого возраста подросток полностью отвечает за свои действия. Но в некоторых случаях возрастная планка снижена.

Ребенок с 14 до совершеннолетия будет отвечать по закону при совершении следующих проступков:

  • избиение другого человека, приведшее к проблемам со здоровьем;
  • кража, грабеж, разбой;
  • изнасилование;
  • убийство;
  • вандализм;
  • похищение;
  • ложные сведения о террористическом акте;
  • вымогательство наркотиков, их продажа и др.

При этом, суд будет учитывать как отягощающие, так и смягчающие обстоятельства. При допросах подростка должно присутствовать лицо, которое будет следить за соблюдением прав ребенка.

При рассмотрении дела, судья обратит внимание на следующее:

  • особенности проживания и воспитания;
  • умственное развитие;
  • психическое состояние во время проступка, его причина и др.

Ребенок в обязательном порядке должен будет пройти экспертизу у психиатра и психолога.

Виды наказаний несовершеннолетних за преступление

На то, какая уголовная ответственность несовершеннолетних, влияет серьезность его проступка.

Подросткам могут быть назначены следующие виды наказаний:

Дорогие читатели! Для решения вашей проблемы прямо сейчас, получите бесплатную консультацию — по телефону: 8 (800) 350-84-13 – Все регионы РФ
Вам не нужно будет тратить свое время и нервы — опытный юрист возмет решение всех ваших проблем на себя!

  • штраф;
  • обязательные или исправительные работы;
  • лишение свободы на определенный срок и др.

При этом штраф назначается, независимо, имеет ли ребенок источник дохода. Если подросток находится на иждивении родителей, то денежная сумма взыскивается с них.

Она может достигать до 50 000 руб. или быть назначена эквивалентно заработку за определенный срок.

В законодательстве учитывается возраст детей, поэтому наказание несовершеннолетним всегда более мягкое, чем взрослым.

Подросток не может быть осужден на пожизненный срок даже при совершении серьезного преступления.

Обязательный работы

Обязательные работы назначаются до 160 часов. Осужденный должен выполнять их тогда, когда свободен от школы. Если подросток работает, то они делаются в его свободное время.

При этом дети 14-15 лет не должны выполнять обязательные работы более 2 часов подряд, подростки старше до 3 часов.

Исправительные работы не должны длиться более 1 года.

Ограничение свободы для подростков не превышает 2 года. Ребенку может быть присуждено условное наказание с испытательным сроком.

Если в этот период подросток совершит повторный проступок, который не будет относиться к тяжелым, то допускается дать ему второй шанс и новый срок для исправления.

Лишение свободы

Несовершеннолетним не присуждается наказание в виде лишения свободы, если они впервые нарушили закон, и проступок не относится к тяжелым.

Ребенку, которому не исполнилось 16 лет, не могут присудить больше 6 лет нахождения в учреждениях для исправления.

Исключение составляют дети, совершившие особо тяжкие преступления. Им, а также подросткам после 16 лет, не может быть присуждено более 10 лет тюрьмы.

После осуждения несовершеннолетние направляются в воспитательные колонии, где будут пребывать до исполнения судебного решения.

Ненадлежащее воспитание детей: ответственность, штрафы, наказание родителей за преступления несовершеннолетних.

Освобождение от ответственности

Освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности выполняется при наличии следующих оснований:

  • если преступление расценивается как нетяжелое;
  • проступок совершен из-за угрозы жизни и здоровью ребенка, его знакомых или родственников;
  • если подросток нуждается в медицинской помощи;
  • при обнаружении у ребенка серьезного психического заболевания.

Уголовной ответственности не подлежит несовершеннолетний с отставанием в умственном развитии, даже если экспертиза доказала у него отсутствие психических заболеваний.

Такой подросток при совершении опасного деяния может не осознавать полную меру последствий, которые влечет за собой его поступок.

В случае, когда ребенок впервые совершил преступление, не относящееся к тяжелым, к нему могут быть применены меры воспитательного воздействия.

Это могут быть:

  • предупреждение;
  • выдача ребенка под ответственность родителей;
  • постановка задачи загладить свою вину и вред;
  • определенные требования к тому, как несовершеннолетний должен себя вести и др.

Мер воспитательного воздействия может быть несколько. Они устанавливаются на срок до 3 лет.

Если за этот период ребенок покажет себя с положительной стороны, то меры принудительного воспитания могут быть закончены раньше.

В случае, когда данное наказание неэффективно, то ответственный служащий пишет представления в соответствующие органы. В такой ситуации несовершеннолетнего могут вновь привлечь к уголовной ответственности.

Суд может направить подростка в специализированное учебно-воспитательное учреждение на определенный срок.

При этом для несовершеннолетних нередко применяется условно-досрочное освобождение, если они показывают себя с положительной стороны

. Должностное лицо также имеет право запретить несовершеннолетнему заниматься определенным видом деятельности на назначенный срок.

Заключение

Судьи лояльно относятся к несовершеннолетним, совершим преступление. При вынесении приговора и выборе наказания должностное лицо учитывает как развитие ребенка, так и условия его проживания, воспитания.

По законодательству отвечать за преступление нужно уже с 16 лет. Однако, для тяжелых проступков возраст может быть снижен до 14 лет.

Если ребенок впервые совершил опасное деяние, которое можно отнести к легкой или средней степени тяжести, то наказание может быть заменено на принудительные меры воспитательного воздействия, штраф или предупреждение. 

Наталья Сергеевна Шереметева – главный редактор портала Права семей. Окончила бакалавриат Государственного Университета Управления г.Москва в 2000 году – специализация “Менеджмент”.

Магистратура ГУУ в 2002г. – специализация “Юриспруденция”.

Источник: https://pravasemei.ru/deti/ugolovnaya-otvetstvennost-nesovershennoletnih/

������������������ ������ ������������ ������������������ ������������������ �������� ���� ������������������������ ����������

Если несовершеннолетний ребёнок совершил преступление

������������ �������������������� �������� ���� �������������� ���������������������� ����������������������: �������� ������������������������������������ ���������������� ������������������������, ���� ������������������ ���������� �������������� ���������������������������� ��������, �������������������� ��������������������.

������������ ���������������������������� ������������ �������������������������� ��������������, �� �������������� ����������������������, ������ �������������������� �� ������������������������ ���������������������� ����������, ������������������������ ��������������������������.

���������������� ���������������� ������: �� ������������ �������������������� ���������������� ���������������������� ������������ ���������������������� ������ �� ����������������������.

�������� ������ ������������ �������� �������������������� ��������������������, ���������� ���������������� ����������, �� ���������� ������������ �� ���������������������� �� ������������ ����������������������.

�� ������ ���������� ������������ ������������������������, ������ �� ������������������������ �������������������� �������������������� ���������������������� �������������������� ����������.

����������������, ������, ���������������������� �� ���������� ����������������, ������������������ ���������������� ���� ������������ ������������������������ ����������, ���� �� �������������� ����������. ���������� ���������������������� ���������� ������������, ������������ ������������������������ �� ������������.

���������������� ���������� ����������������������, ������ �� �������������������� ���� ������������ ������ ����������, ������������������ �� �������������������� ���������������������������� �� ������������, �������� �������������������� ���������������������� �������������������� ����������.

��������������, ��������, ����������������, �� ���������� ���������������� ������������ ������������������, ���� ������ ������������������ ���������������� ������������������ �� ���� ������������������ ����������, �� ���� ���������� ������������.

“�� ��������������, ���������� �������� ���������������� ��������������������������, ���������������������� ������������������������������������, ���� �������������� �������������� ������ ���������� ������������������, ���������������������� ������ �������������������� ����������, ���� ������������ �� �������������������� �� ���������������� ������������������������ ������������������ ������������������������ ������ ����������������”, – �������������� �� ��������������.

�������� ������������������ ���������������� �� ���������� ����������������, ������ ���������������� ���������������� ����������������������

“���������������� ������������������������ ������������������������ �������� �� ������������������ �������� ���������������� ���������������� ���������������������� �������������������� ���������������������������������� �������������� �������������� �� �������������������� ����������, ������������������������ ������������������������ ��������������������������, – �������������� ������������������������ ������������������ �������������������� �������������� ������������ ���������������� ��������������. – ���������������� ������ ������������������������������ �� ������������ ������������������ ������������������������������ ���� �������������������� ��������. �������������� ������������������������ ���� �������������������� ���������������� ������������������ �������������� ������ ���������� ������������������ ������������������”.

3 ������������ ���������� ������������������ ���������� ������ ������������������ ���� ���������������������� ������������ �������������� �� �������������������� ������������

������������, �������� �������������� ������ ���� ������������ ���������������� ������������������ ������������������������������, ���� ������ ������������, ���������� ������������������, ������������������ ������ ���������� ���������������� ����������������.

�� �������� ������������ �� ������ ���������� �������������������� ���������������������� ������, �� ���������� ���������������� ��������. �������������� �������� �������������������� ���������������������� �� ������������������ ���� ���������������� ���������� ����������.

������������, �� ������������ ������������������ ���������������� ������������������ 25 ���������� ������������ �� ���������������� ���������������������� �������������������� ���������� ���� ����, ������ ���� ������ ���������� ���� ���������� ���������� �������������� ����������������.

�� ������������������������ �������������� 12-������������ �������������� ���� �������������� ������������������������ ������������ �������������������� �������������� �� ������������ 11-������������ �������������� �� ���������������������� ���� ��������. ������ �������������� �� ������ ������������������ 300 ���������� ������������.

��������������������

�� �������������� ������������ �������� ���������������� ������������������������ ������������ ���� ����������������.

�������������� ������������������, �������������������� ���������������� �������� ������������ ������������ ����������������, ���������� �������������� ������������ ���� 5 ���� 7 ���������� ������������ ������ ������������������������ ���� ������������������������ ������������ ���� �������� ���� 60 ����������, �� �������� ��������������, ������������ ����������������, ���� ���������������� �������������� ���� �������� �������� ���������������������� ��������������������.

�������������������������������� ������������������������������ ������������������ �� 16 ������. ������ �������� �� �������������� ������������ �������� ������������������ ������������������ ����������, ���������������������������������� ���������������������� ������������������ ������������������������������������.

���������� ������������������ ���������� ������������������ �������� �� ������ ������������, �������� �� �������� �������� ������������������������������ ������������������ ��������������.

�������� ���������� ���������� ������, ���� ������ ���������� ������������������ ���� ������������������������ ������������ ���� �������� ���� 30 ����������.

������ �������� ������������������ ���������� �������������������� ���� ������������������, ���� ������������������ �� �������� �������� ������������������������������ ����������������������.

���������������������� �������� ���������� ������������������ ���������������������� ��������. ���� �������� �� ������������ �� ���������������� – ���������������� ���� ������������������.

���������� ���������� ������������������ ���������������� ���� �������� ���� ��������������, ������������ ������������ ����������������������

������������

���������������������� ������������ �������������� �� ������������ ������������ ������ ���������������� �������������� ���������� ���������������� ������������������ �� 2-3 ������������ ������������ ������������.

������������������������ �������������� ���� �������������������� ������������ ���������������������� ������������������ ������ ������������������, ������ �������� ������������������ �������� ���������������������� �������������������� ������������.

������������������������������ ���������� ���������������� �� �������������� ������������ �������������� ���� �������������������������������� ������������������������������. �������������������� �������������� ������������ ������������ ������ ������������������ �������������������� �������������������� ������������������ �������������������� �� ���������� ������.

�������������� ������������������ �������������� ���� �������������� �������������������� �������������� ������ ������ �� ������ ������.

���� �������� ������������ ������ ���������������� ���������������� ���������������������� �� ������������������ ���� ���������������������������� ����������, ���� ������������������ ���������� ���������������������� ���� ������������ “������������������������ ������������������������ ���� �������������������� �� �������������������� ������������������������������������”. ���������� ���� ������ ������������������������ ���� 100 ���� 500 ������������.

��������������, ������������ �������������������� ���� ������������ ��������, ���� �� ����������������.

������������ ���������� �������������������� ���������������������������� ������������ �� �������������� �������������������� ������������������.

���������������������� ���������� �������������������� ������������������: �������������� ���������������� ��������, ������ ������������ ���� ����������.

“������������������ ���� ���������� ������������ �������������������� ���������� 112 ������������������ ���� 600 ��������������.

�� ������������������, �������������� ���������� ���� ������ ������������������ �� ������������������ “�������������� ��������������”, – ������������������������ �� �������������� �������������������� ������ ���� �������������������� ����������.

– ���������� ���������� ���������������� �� ���������������� �������������� ���������� ������������ �������������� ������������ �������������� ��������������.

���� �������� �������� ���� ���������������� �������������� ������-����������, ��������������, ������������ �������������� ������������, ���������������� �� ������������ 112.

������������������ ���������������� ���� ������������ ����������, ������ ������������ ������������ ������������, �� ���� ���������������� ���������� ���������� �� ����������. �� ������������ ���������������� ������������������ ������������, �������������� ������������ ���� ���������� �� ����������. ������������������ ������������ �� ������������ ������������������ ����������������, �������������� �������� ���� ������������������������, ������ ���� �������������� �� ������������ ������������ �������������� ������������ ������������ ����������������”.

Источник: https://rg.ru/2020/09/01/verhovnyj-sud-obiazhet-roditelej-vozmeshchat-vred-za-prestupleniia-detej.html

Что делать если ребёнок совершил преступление

Если несовершеннолетний ребёнок совершил преступление

Уголовная ответственность наступает с 16 лет. Но за отдельные преступления, особо тяжкие, – убийство, изнасилование, разбой – ответственность наступает с 14 лет.

Правда, несовершеннолетние и в этом случае имеют много смягчающих обстоятельств, которыми в суде с успехом пользуется защита. Например, можно показать, что подросток отстает в психическом развитии.

Тогда можно говорить, что он не сознавал в полной мере “фактический характер и общественную опасность” своих действий.

– Ненаказуемость несовершеннолетних легко могут использовать взрослые в преступных целях.

– Конечно, могут и используют с незапамятных времен. Я вспоминаю поучительный случай, который произошел в детстве с одним моим приятелем, ныне известным продюсером, столпом нашего кинематографа. Это был конец 50-х, может быть, самое начало 60-х. Ему было лет восемь, и у него был дядя – зубной техник.

Дядя остро нуждался в дефицитном товаре, который был необходим ему для изготовления зубов, – золоте. Золото, как известно, в Советском Союзе довольно трудно было приобрести, а если это делалось нелегально, то сажали. Впрочем, за это и сейчас могут посадить. Но, видно, дядя был человек предприимчивый, и ему это удавалось.

Однажды, зайдя в писчебумажный магазин, он с восторгом обнаружил очень красивые китайские ручки с золотыми перьями. А самое интересное было то, что золотые перья, которые стоили довольно дорого – допустим, 12 рублей, можно было купить отдельно от ручек. И вот дядя придумал, как этим воспользоваться.

Для этого он взял в долю детей – своего племянника и его приятеля, который теперь, кстати, известный антикварщик, владелец галереи. И вот два этих молодых человека, которые учились то ли в первом, то ли во втором классе, пробивали в кассе чек на 12 копеек, якобы для того, чтобы купить, скажем, ластик.

А потом благополучно переставляли точку на чеке – помните, были такие сиреневые чеки, и на них сиреневыми же буквами пробивались цифры? Так они окучивали все магазины Москвы, а дядя, в свою очередь, снабжал перьевыми зубами свою клиентуру. Это продолжалось года два. Пока наконец кто-то куда следует не доложил. Дядю и мальчиков призвали к ответу.

Но мальчики были в доле и хорошо подкованы. Они заявили, что эти перья они дяде продавали. Так что дядя пострадал не слишком сильно. Отсидел года два и вышел. А детям вообще ничего не было.

– Это было экономическое преступление, и если государство не преследует малолетних правонарушителей, то это хотя бы логично. Но ведь есть преступления, связанные с детской агрессией, а дети бывают очень жестоки. Как обойтись без наказания в этом случае? И можно ли в принципе обойтись без наказания?

– От юридического принципа неотвратимости наказания невозможно отказаться, поскольку на нем держится правовое государство. Впрочем, и в этическом плане наказание необходимо не меньше: как писала Симона Вейль, “наказание есть жизненная потребность человеческой души”. Но надо понимать, что наказание наказанию рознь.

Я имею в виду то, о чем сейчас говорят во всем мире. Я говорю о так называемом “кризисе наказания”: традиционная система карательного правосудия, когда государство карает (степень жестокости наказания, правда, сильно варьируется от страны к стране) тех, кто нарушил закон, терпит крах. Количество преступников во всем мире растет.

И связано это, в частности, с тем, что система исполнения наказаний и система контроля за преступностью стала самостоятельной индустрией, которая нуждается в расширенном воспроизводстве человеческого материала. И остановить эту индустрию уже не в нашей власти.

По крайней мере, все традиционные способы реагирования на преступность бессильны переломить эту тенденцию.

– Но неужели возможно некарательное правосудие?

– Альтернатива карательному правосудию реально существует – это так называемое восстановительное правосудие. Понятно, что в целом оно развито пока слабо, хотя уже есть страны, где оно достигло больших успехов. А у нас – я даже не знаю, существует ли оно. Должно быть, в каких-то зачаточных формах.

Судя по тому что мне приходилось читать, восстановительное правосудие очень интересный проект. Особенно оно полезно в отношении несовершеннолетних. То есть тех, кто еще не закрепился в роли преступника и кого, соответственно, можно еще исправить.

Во многих странах, где есть специальные ювенальные суды, то есть суды, в специальное ведение которых передаются дела несовершеннолетних, они опираются именно на практику восстановительного правосудия.

– Так чем же восстановительное правосудие отличается от карательного?

– Давайте посмотрим, что такое в принципе обычное, карательное правосудие? Преступник причиняет боль своей жертве, а в ответ государство санкционирует причинение боли ему (ведь что такое лишение свободы, как не причинение боли?) и берет на себя эту обязанность – причинять боль. И теперь уже жертвой становится преступник.

– Это справедливо?

– Может быть, и справедливо. Но что это дает? Преступник не перестает быть преступником оттого, что попадает в тюрьму, ведь тюрьма даже в цивилизованных странах, где существуют реабилитационные программы, – это место, где человек “стигматизируется”, врастает в тюремную субкультуру и в роль преступника.

Перед лицом карающего государства человек, преступивший закон, ищет себе оправдание. Он не принимает вину и ответственность на себя. И адвокат помогает ему в этом. Преступник не раскаивается и по сути не может раскаяться, потому что раскаяние – это сложный символический процесс, предполагающий, в частности, определенные ритуалы.

А без раскаяния он не становится на путь исправления.

– Но, по крайней мере, жертва преступления чувствует удовлетворение оттого, что ее обидчик наказан.

– Я в этом не уверен. Но даже если это так, от чего удовлетворение? Удовлетворенное желание мести не приносит жертве нравственного исцеления. Жертва остается со своей душевной травмой, со своими страхами. Карательное правосудие не решает ее проблем. Вот преступника посадили.

А кто компенсирует жертве хотя бы материальный ущерб? И, если жертва чувствует удовлетворение оттого, что акт мщения состоялся и преступник теперь страдает, не будем же мы считать, что это нечто позитивное. Месть по определению негативна.

И в основе всей системы карательного правосудия лежит акт мести, которому государство придает легитимность.

– Так что же предлагает альтернативное правосудие – восстановительное?

– Цель восстановительного правосудия – сделать так, чтобы преступник осознал содеянное и взял ответственность на себя. А называется оно так потому, что оно решает проблему ресоциализации преступника.

Если традиционное, карательное правосудие изолирует от общества человека, нарушившего закон, то восстановительное, наоборот, стремится укрепить, восстановить его социальные связи. В центре восстановительного правосудия не абстрактный закон, который был нарушен, а вполне конкретная жертва, которой должен быть возмещен урон.

Цель восстановительного правосудия – сделать так, чтобы жертва преступления могла простить преступника. А преступник должен сделать так, чтобы его простило не абстрактное государство, а вполне конкретные люди, которым он принес зло.

Одна из главных процедур восстановительного правосудия – “конференция”, на которой происходит примирение жертвы и правонарушителя при посредничестве государства. То есть при посредничестве подготовленных к этому социальных работников, которые владеют соответствующими техниками.

– Но это, должно быть, возможно только по отношению к легким преступлениям. Один подросток отобрал у другого велосипед. Ну, наверное, в этом случае можно компенсировать ущерб и достичь примирения. Но если подросток сделал человека инвалидом?

– Никто, разумеется, не говорит, что восстановительное правосудие можно применять где угодно и по отношению к кому угодно. Но мировая практика – а восстановительное правосудие работает уже во многих развитых странах – показывает, что оно применимо и в достаточно тяжелых случаях.

Вот два примера, которые приводит Ховард Зер в своей известной работе о восстановительном правосудии. Оба случая произошли в США. Первый случай. Перед домом директора школы была взорвана бомба. Заряд был очень мощный. И сам директор, и его жена с детьми чудом уцелели. Вскоре двое учеников его школы были арестованы и осуждены обычным судом.

Правосудие – карательное – как говорится, восторжествовало. И вот другой случай, похожий. Во дворе декана университета была взорвана бомба. Только чудом обошлось без жертв. Декан и его семья были настолько потрясены, что не могли жить на прежнем месте и переехали в другой город. Довольно скоро преступники были найдены. Это были двое студентов университета.

Как вы понимаете, ничего хорошего их не ожидало, они совершили тяжкое преступление. Но они признали свою вину, и к ним были применены процедуры восстановительного правосудия. И вот дальше вся история стала развиваться в совершенно ином, позитивном ключе. Судья направил молодых людей на программу примирения.

Помимо специалистов по восстановительному правосудию, которые курируют это альтернативное судопроизводство, на встрече присутствовали вся семья пострадавшего, юноши-правонарушители со своими семьями и представители университета. Выяснилось, что молодые люди мстили декану за то, что их школьную футбольную команду распустили.

Они совершенно не понимали, насколько серьезно было то, что они совершили. Потом представитель университета (но не прокурор и не следователь), который был в прошлом специалистом по взрывам, рассказал, какую опасность представляла эта бомба. Потом жертвы агрессии рассказали о том, что они пережили.

А затем был составлен договор, в соответствии с которым молодые люди брали на себя обязательство компенсировать ущерб за поврежденную машину и помочь отремонтировать дом. А еще пройти по всей улице и рассказать всем, что это они взорвали бомбу и больше они такого не сделают. Прошло какое-то время, и они подружились с деканом и его семьей.

– Все это выглядит как-то очень уж сусально.

– Между тем восстановительное правосудие, особенно по отношению к несовершеннолетним, во многих странах становится реальностью. Причем, что характерно, в тех, где сильна традиционная культура. Например, две системы правосудия – традиционная карательная и восстановительная – удачно взаимодействуют в Японии.

Но особенно поражает опыт Новой Зеландии, причем там лучше всего восстановительное правосудие работает в общинах коренного населения Новой Зеландии – индейцев маори. По статистике, в Новой Зеландии благодаря программам восстановительного правосудия подростковая преступность сократилась наполовину.

Там решили проблему детских преступных группировок. Теперь их там просто нет.

– Но неужели достаточно провести подобную конференцию по примирению, подобно той, какую описывает цитировавшийся вами Ховард Зер, и подросток с преступными наклонностями станет на путь исправления?

– Конечно, все очень непросто. По статистике, подростки, прошедшие один раз через систему восстановительного правосудия, реже совершают повторные правонарушения.

Но это не значит, что они вообще не способны на рецидив.

Возможно, подросток должен не раз пройти через процедуры примирения и возмещения ущерба, через опыт позитивного стыда (а не всякий стыд позитивен), прежде чем он начнет исправляться.

– Можно ли надеяться, что восстановительное правосудие получит развитие и у нас, при нашей бедности?

– Дело не столько в бедности, сколько в наличии или отсутствии институтов гражданского общества, потому что восстановительное правосудие опирается на структурированный микросоциум – на тот ближайший социальный контекст, в котором и живет неблагополучный подросток.

Там, где институты гражданского общества не пронизывают, не структурируют социальное тело, где взаимодействуют не общество и власть, а масса и власть, там возможно только карательное правосудие. Точнее, и оно невозможно. То есть невозможно правосудие.

А кара-то – сколько угодно.

Источник: https://TopKvadrat.ru/dom-i-semya/152-chto-delat-esli-rebjonok-sovershil-prestuplenie

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.