Если одноклассник обзывается что делать

Содержание

Ребенка обижают одноклассники. Что предпринять?

Если одноклассник обзывается что делать

Вы вдруг заметили, что Ваш ребенок перестал с радостью ходить в школу, стал апатичным и скрытным, родителям стоит задуматься.

Главной причиной может быть преследование сверстников, которое часто выражается в обидной кличке, постоянных обзывательствах и насмешках. Нам взрослым бывает трудно понять, что у малыша от переживаний буквально «земля уходит из-под ног».

Все дело в том, что дети еще сами не могут адекватно оценивать свои достоинства и с легкостью преувеличивают свои недостатки.

Как вести себя родителям?

Многие родители, узнав о том, что их ребенка дразнят, сразу бросаются в бой. Они приходят в школу, разбираются с обидчиками, оскорбляют их родителей. Достается и учителю.

Но не все так просто. Психологи, в том числе автор книг Дорис Бретт, считают, что нельзя действовать так прямо. Такая тактика может усугубить неблагоприятную ситуацию. Ребенок может попасть еще в один ряд изгоев.

«Ябед» или «слабаков» в детском коллективе тоже не жалуют. Но и оставлять без внимания такую ситуацию невозможно.

Целесообразно поговорить с ребенком, успокоить, дать понять, что это не конец света, и проблему можно решить.

О причинах

Узнав истории из школьной жизни, многие сделают вывод, что дети – жестокие существа, но это не так. Дети непосредственные и правдивые. Они говорят то, что видят. И порой не понимают, какую боль могут причинить окружающим.

В детском коллективе отношения часто строятся, как в животном мире. Дети организуют сообщество с лидером или несколькими лидерами, так называемыми «популярными» ребятами.

Такому коллективу часто присуще чувство стадности. Поэтому когда один из детей не нравится лидеру или претендует не его место, он может стать изгоем, и дразнить его будет большинство ребят.

Дразнят обычно неуверенные в себе, слабые дети.

Есть, несомненно, случаи агрессивности детей. Но они не являются нормой. Здесь нужна работа психолога или психиатра. Все остальные ситуации можно решить педагогическими средствами.

Очень важна позиция учителя, он должен делать самостоятельные наблюдения, проводить общие занятия с ребятами, в отдельных случаях наказывать обидчиков и проводить беседы с родителями.

Какой должна быть реакция ребенка?

Детские психологи и педагоги со стажем предлагают несколько вариантов. Их можно отрепетировать с ребенком дома и, конечно, объяснить их действие.

  • Не реагировать. Это поможет ребенку сохранить спокойствие и измотает обидчиков.
  • Показать свои чувства. Рекомендуется прямо спросить у обидчика, почему он это делает, сказать, что эти слова очень неприятны и обидны.
  • Отреагировать нестандартно. Конечно, это звучит странно, но такая реакция, как смех, может парализовать забияку, и надолго отбить охоту дразнить одноклассника.
  • Отговориться. Этот вариант подходит младшим школьникам. Знаменитая отговорка «кто как обзывается, тот так и называется» частенько срабатывает. Это помогает дать заготовленный ответ робкому, неуверенному в себе ребенку.
  • Ответить. В крайнем случае, можно и ответить. Но не следует учить ребенка агрессивному поведению. Папины советы типа: «А ты дай ему в нос!» могут плохо повлиять на дальнейшие отношения. Ведь дети сторонятся и выталкивают из сообщества не только тихонь, но и агрессоров.

Профилактика оскорблений

Можно ругать одноклассников, учителя, других родителей, но все же резонно обратить внимание на себя. Сколько бывает неприятных ситуаций из-за невнимания к ребенку родителей. Поэтому элементарные правила, которые повысят уверенность детей, должны соблюдаться.

Во-первых, пусть ребенок будет опрятным. Чистая, аккуратная одежда воспринимается лучше, чем грязная и рваная. Мальчик должен быть пострижен, девочка – носить аккуратную прическу. В школе дети общаются очень тесно. Поэтому грязные ногти, нечищеные зубы, грязные волосы, неприятные запахи – все будет замечено и, скорее всего, высмеяно.

Во-вторых, если ребенок имеет какой-то явный недуг (ожирение, дистрофию, слабое зрение и т.д.), эту проблему нужно решать. От активных действий родителей уверенность ребенка возрастает многократно.

И еще один совет: современные дети активно пользуются Интернетом, и проследить, что они пишут в социальных сетях, с кем общаются, какие выкладывают фото, несложно. Ребята не всегда могут предвидеть последствия откровенности и наивности в виртуальном пространстве. Их надо этому научить!

Если ребенка дразнят в школе – Психологос

Если одноклассник обзывается что делать

Ребенка дразнят в школе. Неважно, что именно послужило для одноклассников поводом к этому – высокий или, напротив, маленький рост, какой-то другой недостаток внешности, черта характера и так далее.

«Дразнилки», обидные прозвища, постоянные насмешки травмируют ребенка, особенно если он от природы раним и застенчив. Бывают случаи, когда эта ситуация выходит из-под контроля и становится необратимой. Ребенок воспринимает школу не иначе как место, где он подвергается издевательствам.

Это может сказаться на его самооценке, успеваемости и, в конечном счете, на его душевном состоянии.

Что же предпринять в таком случае родителям? Как быть, если вашего ребенка дразнят одноклассники, если из-за насмешек он не хочет ходить в школу?

Психологи советуют родителям не вмешиваться, по крайней мере, открыто в конфликт детей. Ваше вмешательство не заставит других детей по-иному относиться к ребенку.

не перестанут дразнить, они не поймут, что причиняют кому-то боль. Напротив, вполне вероятно, заступничество старших окончательно восстановит одноклассников против вашего ребенка. Играть с ним на равных, принимать в свою компанию его не станут – он «ябеда», не смог справиться сам, а привел родителей.

Таким образом, стремление лично разобраться с обидчиками либо требование, чтобы учительница своей властью «прекратила эти издевательства» приведет, скорее всего, к изоляции ребенка в кругу сверстников.

Кроме того, малыш сделает еще один вывод: он не в состоянии справиться с трудностями сам, ему требуется помощь взрослых. Это лишит его самоуважения и уверенности в собственных силах. И, как ни парадоксально, помешает ему уважать собственных родителей.

Ведь ребенок обратился к ним за помощью, а их вмешательство только ухудшило его положение.

Каким же образом помочь своему ребенку, попавшему в столь нелегкую ситуацию?

Некоторые родители советуют детям разобраться с обидчиками наиболее действенными методами. В большинстве случаев такие советы сводятся к одному: выяснить отношения напрямую, открыто спросив, что не устраивает насмешников. Зачастую эти выяснения немедленно переходят в драку, в которой не всегда побеждает тот, кто прав.

Справедливости ради нужно сказать, что подобная тактика иногда приводит к положительным результатам. Участие в драке, даже в том случае, если победа не была абсолютной, достаточно часто помогает ребенку самоутвердиться. Но увлекаться этим не стоит.

Английский психолог Дорис Бретт, практикующий врач, опытный специалист по вопросам детской психологии, считает, что не стоит позволять ребенку утверждаться в мысли, что любую проблему можно решить кулаками. Напротив, нелишне будет показать, что можно выйти с честью из создавшегося положения иными путями, и дать понять ребенку, что ему это вполне по силам.

Для этого ребенку понадобится помощь родителей, которые должны убедить его в том, что неприятности не у того, кого дразнят, а у того, кто это делает. Ребенку следует дать понять, что полностью счастливый и довольный собой, своей внешностью, своим характером и уверенный в себе человек не станет обращать внимания на недостатки других, даже если эти недостатки реальные.

Существует вполне действенный способ справиться с обидчиками: не показывать, как эти «дразнилки» тебя обижают, не давать понять, что ты принимаешь их близко к сердцу.

Доктор Бретт предлагает повести разговор примерно по такой схеме:

«Ты жалуешься, что Ира тебя все время дразнит, а другие девочки подхватывают ее слова? Я понимаю, что это ужасно неприятно. До такой степени, что хочется заплакать. Но ведь слезами проблему не решишь.

Скажи, ты плакала в школе? До слез дело не доходило, но ты расстраивалась, и девочки это видели? И что, после этого они сразу переставали тебя дразнить? Начинали относиться к тебе лучше? Нет, все было совсем наоборот.

Так давай подумаем, как же нам быть? Я, конечно, могу поговорить с ними. Но мне кажется, что как только я уйду, и ты останешься одна, все начнется снова. Как ты считаешь?

Может быть, поступим по-другому: ты, как это ни трудно, сделаешь вид, что тебя очень смешат их слова. Да, это нелегко. Но подумай, чего добивается Ира с подружками? Сделать так, чтобы ты расстроилась. И до сих пор так и случалось.

А ты попробуй поступить иначе. Улыбнись. Подумай, девочки тратят столько сил и времени, чтобы ты загрустила. Ведь это действительно смешно и глупо.

А как ты полагаешь, почему Ире так хочется обратить внимание других ребят на твои недостатки? Наверное, она не очень уверена в себе, иначе бы она так не поступала.

Если ты засмеешься, то тем самым покажешь, что все ее слова – просто глупости, а она ведет себя не слишком умно. И другие это вскоре поймут.

А еще они поймут: если тебя смешат эти слова, значит, все «дразнилки» не про тебя, и смеяться над тобой станет совсем неинтересно».

Как отмечает доктор Бретт, практика показывает: убедить ребенка в том, что подобное поведение – действительно реальный выход из положения, бывает нелегко. И здесь, как всегда, поможет наглядный пример. Расскажите ребенку, как в подобной ситуации в свое время оказались вы или кто-то из ваших знакомых или родственников.

Большое впечатление произведет также имя известного актера, спортсмена или просто знакомого человека, которому удалось справиться с аналогичной ситуацией благодаря такому простому, но действенному способу.

Необходимо попытаться убедить ребенка в том, что действовать ему надо самому. «Ведь мама с папой не всегда будут рядом с тобой. Значит, нужно учиться защищать себя самостоятельно».

Что же касается вопроса перевода в другую школу ребенка, которого дразнят одноклассники, то на него невозможно дать однозначный ответ. Все зависит от конкретной ситуации.

Подавляющее большинство психологов советует постараться разобрать возникший конфликт на месте, независимо от того, переводите вы ребенка в другую школу или оставляете в прежней. Иначе уже в новом коллективе вполне может возникнуть рецидив такой же конфликтной ситуации.

Ведь ребенок просто сбежал «с поля боя». И такая унизительная для него ситуация (оказался в проигрыше, даже не попытавшись победить) непременно даст о себе знать и на новом месте.

Пусть школа другая, но груз проблем родители перенесли вместе с сыном или дочерью в этот коллектив.

И если ситуация в новой школе повторится, ребенок, вместо того чтобы отстаивать свою позицию, снова захочет просто избежать дальнейших неприятностей и оставить все сложности позади, переложив груз на плечи родителей.

Перед тем как малыш пойдет в новый класс, рекомендуется поговорить с ним, проанализировать причины возникшего конфликта и вместе обсудить, как нужно поступать, чтобы не допустить повторения неприятностей на новом месте.

Нередко случается, что сложившаяся репутация «плаксы», «тихони», «задаваки» не позволяет ребенку наладить отношения с одноклассниками, даже если он, по совету родителей, меняет свое поведение.

Изменить поведение без подготовки крайне тяжело даже взрослому, старые привычки нередко берут верх, и это в порядке вещей. Объясните ребенку, что это вполне естественно, ведь он не робот. Пусть ребенок остается самим собой, но постарается быть более самокритичным, следит за своим поведением и не повторяет прежних ошибок.

Шесть стратегий в ситуации, когда ребенка дразнят

Состояние жертвы может со временем превратиться в приобретенное поведение. Но это не единственная возможная реакция на злонамеренные насмешки. Поэтому с раннего возраста нужно прививать детям умение постоять за себя. См. →

Как научить ребенка постоять за себя

Это один из самых животрепещущих вопросов. Волнует он и мам, и пап, но пап, наверное, всё-таки больше.

– Жизнь жестока, – говорят мужчины. – В ней надо пробиваться с боем, а у нас растёт слюнтяй.

Причём негодуют по поводу сыновнего слюнтяйства, как правило, те отцы, которые сами в детстве постоять за себя не умели, да и во взрослом возрасте не больно-то напоминают Рембо или Джеймса Бонда. Впрочем, оно и понятно. Всем нам хочется, чтобы дети не повторяли наших ошибок и были счастливее нас. См. →

Как помочь ребенку наладить взаимоотношения с одноклассниками?

Именно семья обеспечивает ребенку определенный уровень интеллектуального развития и прививает навыки общения. Конечно, родители не могут прямо воздействовать на ситуацию, сложившуюся в коллективе.

Но часто они раньше учителей замечают, что их ребенку некомфортно в классе, что у него плохие отношения с одноклассниками.

В таком случае необходимо немедленно принимать меры – лучше пойти и поговорить о тревожащих симптомах с классным руководителем, чтобы рассеять сомнения, чем позволить ситуации выйти из-под контроля. В подобной ситуации родители обращаются за помощью и к школьному психологу. См. →

Ребенок-изгой в классе (советы учителям и родителям)

​​​​​​​Самое главное – помнить: положение ребенка в классе вплоть до подросткового возраста на 90% зависит от того, как к нему относится учитель. А у первоклашек – на все 100.

Поэтому, если у ребенка не складываются отношения с одноклассниками, решить проблему может учитель, подав ребятам знак, что ребенок ей нравится, что у него что-то (неважно что, хоть с доски вытирать) получается лучше всех, что он важен и нужен в классе. См. →

Как сделать ребенка популярным

Многие родители, когда их дети жалуются на социальное отвержение, говорят, что быть популярным вовсе не так уж и важно. Но если бы они на секунду задумались и вспомнили собственное детство, то поняли бы, насколько глубоко заблуждаются. Популярным быть необходимо, и, возможно, это одна из самых важных высот, которых способны достичь дети. См. →

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/esli-rebenka-draznyat-v-shkole

Что делать если ребенка обижают одноклассники? Буллинг в школе

Если одноклассник обзывается что делать

В детских коллективах бывают не детские проблемы. У детей нет чувства эмпатии, сочувствия в должной мере, поэтому встречается травля «слабых». Сейчас это часто определяется словом «буллинг». Цель школы и детского садика — дать образование и научить учиться, привить любовь к знаниям.

Однако дети — не роботы и часто не сосредоточиваются только на учебе. В каждом классе есть своя эмоциональная атмосфера — дружная или враждебная. Однако даже в дружных группах встречается хулиган, которые обижает других.

Часто дети, страдающие от агрессоров, не говорят об этой проблеме по разным причинам и в следствии такая травля продолжается все школьные годы. В таком случае психологическая травма остаётся надолго.

Что такое буллинг и какие его причины? Что делать учителям и родителям? Как защищаться самому ребенку?

Что такое буллинг?

Буллинг — это синоним английского слова «Травля».

Буллинг — это намеренное, постоянное агрессивное поведение одной личности или группы детей к другому ребенку, более слабому.

Буллинг или травля — намеренная агрессия, а не просто взаимная вражда. Ее отличает не равенство сил, постоянство и намеренность агрессии, без адекватной причины. Малыша обижает физическая и моральная травля (словесно). Также агрессия бывает открытой или завуалированной.

  • Физическое насилие — удары, укусы, выхватывание предметов, запирание в классе или других помещениях, явные драки и скандалы, толкание.
  • Моральная травля выражается в ругательных словах, обидные прозвища и клички, передразнивание манер.
  • Открытая агрессия видна многим, но это не значит что другие сразу помогут справиться с обидчиком. Нередко другие дети становятся наблюдателями, так как сами не хотят занять место жертвы. Многим одноклассникам удобно наличие «козла отпущения».
  • Скрытая травля более опасна и трудно доказуема. Агрессор обычноо использует газлайтинг, который трудно распознать и еще труднее доказать.

Газлайтинг — это способ психологического насилия с целью — убедить человека в своей неадекватности и неадекватности восприятия окружающего мира.

Обидчик в этом случае говорит, что не делает ничего плохого и даже под видом друга якобы помогает развивать чувство уверенности у более слабого.

При этом постоянные смешки, поддевки и указания в неполноценности делают из малыша безвольную марионетку. Когда психика становится «жертвенной», уже сам ребёнок не понимает что происходит.

Он начинает думать так, как думают и говорят про него обидчики.

Почему обижают?

В детских коллективах свои ценности и восприятие разнообразия. Иногда дети не обращают на существующие различия между ними, но иногда отличие от других — повод для насмешек. Такие же ситуации встречаются и у взрослых.

Причины для насмешек:

  • другая национальность или культура (цвет кожи, разрез глаз, овал лица)
  • вес (слишком полный или худой), рост (слишком высокий или низкий)
  • дефекты речи (заикание, плохая дикция)
  • отличие в нравственных принципах (один некурящий в классе курящих, одна девственница среди девушек, ведущих раннюю половую жизнь и т.д.)
  • отличие в материальном состоянии (слишком бедный или богатый)
  • оценки (очень умный или постоянный двоечник)
  • разные интересы и предпочтения (мальчик — музыкант вызывает насмешки у мальчиков — спортсменов, девочка — отличница по математике вызывает зависть у девочек — гуманитариев)

Признаки проблемы

Лучше раньше заметить проблему и начать ее решать. К сожалению, ребёнку трудно выразить свои чувства, а взрослым не хватает проницательности.

 Конечно, ответственность за воспитание уравновешенного человека лежит в первую очередь на обоих родителях, а не на школьных преподавателях и обществе.

Отцу и матери нужно хорошо знать свое чадо и анализировать любые изменения в его настроении, словах и поведении.

  • упадок настроения перед школой и после общения с определенными ребятами
  • появление депрессивных наклонностей в любое время, например
  • потеря аппетита
  • нарушение сна — слишком долгий сон или наоборот прерывистый и поверхностный,
  • слезы и истерики без веской причины или при легкой критике,
  • резкое обострение хронических заболеваний
  • категорический отказ идти в школу или явное оттягивание этого момента,
  • обособленность на переменах, в столовой.
  • отказ ходить в столовую. Ребёнок «не может вспомнить» что кушал и что делал на перемене. (Возможно он был закрыт в туалете или подвергался агрессии, но не говорит об этом)
  • отсутсвие друзей среди одноклассников
  • отказ говорить про школу или одноклассников
  • отказ учавствовать в школьных мероприятиях
  • отказ ехать в летний лагерь с одноклассниками
  • потеря вещей и денег ( старшие дети могут отбирать их у младших). Ребёнок не может «вспомнить» как произошла потеря или придумывает явную ложь.
  • физические признаки — синяки и ссадины в местах явно не случайных, порезы и царапины ногтями других людей (хулиган бьет!)
  • грязная одежда, порванные и сломанные школьные принадлежности
  • сломанные новые вещи (агрессор ломает из зависти)
  • пропуски определенных уроков
  • отказ от подарков и новых вещей (человек с психологией жертвы не считает себя достойным чего-то нового и хорошего)
  • агрессивное отношение к животным (жертва срывает свою обиду на более слабом)

Возможно, взрослые заметят и другие тревожные сигналы и смогут вовремя среагировать. Важно быть наблюдательным. Периодически полезно разговаривать с разными учителями о своём малыше, спрашивать про успехи и поведение, отношения с другими ребятами.

Учителя

Учитель должен хорошо знать отношения между детьми в своей группе. Стоит обращать внимание на тех, кто новенький, кто чем-то отличается от других, на особо скромных детей.

  • Одинаково, не предвзято относиться ко всем. Любимчики, дети из обеспеченных семей, отличники не лучше других детей сами по себе. Разница в успеваемости и достатке была всегда, но не стоит вносить дух соперничества среди одноклассников.
  • Больше хвалить. Похвала помогает детям стать позитивнее и счастливее, увидеть друг в друге что-то хорошее.
  • Учитель не даёт клички, не вешать ярлыки и не выставляет на позор кого-либо перед всем классом.
  • Заметив депрессивный настрой, стоит попробовать поговорить и выяснить причину. Потом сообщить о проблеме родителям (если они не знают) и совместно искать пути решения.
  • Если ребёнок подошёл с жалобой, не игнорировать, а выслушать и обсудить ситуацию.

Родители

Родителям нужно избегать двух крайностей:

1. Тотальный контроль

Тотальный контроль не избавит от насмешек, а иногда и будет способствовать неуверенности. Не реагируйте остро на любой синяк и ссадину, на любую потерю вещей и пропуск обеда в школьной столовой слишком остро. Не нужно кричать на учителя и других родителей по любому поводу. Возможно, единичные ссоры и драки провоцирует именно ваш отпрыск.

2. Безразличие.

С другой стороны, безразличие в семье ведёт к депрессии и психологическим травмам. Если признаки травли явны — не думайте, что время лечит и дети просто балуются.

Что делать?

  • Будьте уравновешенны. Наблюдайте и анализируйте.
  • Поддерживайте дружелюбные отношения с учителем и другими родителями и детьми.
  • Имейте телефоны учителей и некоторых родителей. Не стоит звонить часто и по любому поводу.
  • Следите за внешним видом вашего чада, чтобы не давать насмешникам обоснованного повода для травли.
    • Одежда должна быть чистой, опрятной (не рваной), уместной мероприятию и современной. У детей также бывает сильное потоотделение, поэтому желательна ежедневная смена нательного белья.
    • Помогайте малышу с личной гигиеной — напоминайте чистить зубы и мыться.
    • Проблемы в ротовой полости являются причиной запаха изо рта. Поэтому вовремя и регулярно проверяйтесь у всех специалистов.
  • Если сын или дочь вынуждены носить очки, найдите подходящую форму оправы. Старайтесь улучшить зрение с помощью гимнастики и других методов. Дети также встречают друг друга по одежке
  • Спрашивайте:
    • «Как прошёл твой день в школе?»,
    • «Есть ли у тебя друзья в группе?»,
    • «Чем ты обычно занимаешь на переменах?»,
    • «Что сегодня давали в столовой?».
    • Внимательно слушайте и наблюдайте за ответом.
  • Наблюдайте за пищевым поведением малыша, за его сном привычками.
  • Посмотрите на него со стороны во время совместных игр
    • «Умеет ли он сотрудничать или стремится к первенству?»,
    • «Обидчив ли он, остро ли воспринимает проигрыш?»,
    • «Способен ли постоять за себя или постоянно уступает и извиняется?» и т.д.
  • Объясните что буллинг — это проблема, а не шутки. Заверьте, что он может поделиться с вами своими чувствами в любой момент.
  • Обучайте правилам общения с разными людьми. Он должен понимать субординацию со взрослыми и младшими.
  • Он должен адекватно воспринимать разнообразие в обществе. Это поможет не стать агрессором или жертвой.
  • Хвалите. Здоровая самооценка возможна в здоровой семейной атмосфере любви и заботы. Однако хвалить лучше за усилия, а не за результат и способности.
  • Подавайте личный пример. Уберите сарказм, буллинг и газлайтинг у себя.

Самое опасное для неокрепшей детской психики — неокрепшая взрослая. Будьте хорошим примером!

  • Учите сына или дочь отвечать обидчикам не насилием, а силой слова или игнорированием. Объясните, что задира часто выбирает жертву с отзывчивой нервной системой, чтобы увидеть ответную реакцию. Поэтому иногда лучший ответ для хулигана — это игнорирование его насмешек.
  • Объясните «что такое хорошо и что такое плохо». Высокие нравственные нормы помогают не поддаваться на провокации, иметь собственный стрежень и уметь отстаивать свою точку зрения.
  • Если проблема не решается не смотря на разумные меры, некоторые переходят в другой класс или школу.

Самозащита ребенка

Взрослые не всегда рядом. Ребенок способен защититься и защитить себя от хулиганов сам. Не нужно обладать огромной физической силой или владеть искусством витиеватой речи. Нужно иметь внутренний твёрдый настрой не поддеваться на провокацию и предпринять несколько простых мер.

  • С самого начала знакомства с коллективом, не задирай других, но и не унижай себя. Рассказывай про себя простые факты, но не выкладывай лишнюю информацию. Например, не говори про зарплату родителей, про наличие карманных денег и своих умственных способностях.
  • Не бери в школу дорогие вещи и много денег. Возьми сколько необходимо на обед или проезд.
  • Не хвастайся. Не хвастайся новыми вещами, недавней поездкой или крутым подарком. Некоторые моменты твой жизни вообще не нужно знать другим.
  • Имей чувство юмора. Иногда умение посмеяться над собой и ситуацией разряжает обстановку и помогает избежать ссоры
  • Ходи светлыми и людными улицами. Избегай темных переулков и глухих мест
  • Если видишь опасность, продумай план отступления. Лучше быстро убежать, чем пострадать, ведь силы не равные.
  • Контролируй свою онлайн — жизнь. Подумай о своём контенте, убери возможность оставлять комментарии под твоими фото.
  • Не выкладывай свои сомнительные фотографии
  • Следи за внешним видом. Регулярно мойся, чисти зубы и меняй грязную одежду.
  • Говори взрослым про буллинг. Сказать о проблеме — это первый шаг. Не бойся прослыть ябедой. Иногда вмешательство взрослых быстро помогает решить проблему.
  • Общайся с хорошими людьми. Хорошие друзья способствуют здоровой самооценке и служат поддержкой. Они могут быть разного возраста и происхождения, отличаться по интересам.

Главное в хороших друзьях — высокие нравственные нормы.

  • Держись своих высоких нравственных норм. Хулиганы проверяют «жертву» на слабость. Если не поддаться, то задира со временем отступит и даже начнёт уважать тебя.
  • Работай над собой. Развивай уравновешенный взгляд на себя. Замечай свои плюсы.работай над минусами, но не занимайся самобичеванием.

Итак, детские коллективы могут быть дружными! Правильные отношения между учителями и детьми, а также их родителями поможет сохранить о школьных годах тёплые воспоминания!

Источник: https://psiin.ru/detishki/chto-delat-esli-rebenka-obizhayut-odnoklassniki-bulling-v-shkole

Стоп буллинг: что делать, если ребенка оскорбляют в школе?

Если одноклассник обзывается что делать

Насмешки и издевки одноклассников вполне заурядное, хотя не сказать, что нормальное явление. Одно дело, когда подтрунивание происходит изредка, в шутливой форме и ребенок при этом не ощущает дискомфорта. Хотя о последнем точно может знать только сам школьник.

Куда хуже, если издевки и насмешки переходят в издевательства, систематические оскорбления и даже физическое воздействие, а ребенок просто становится объектом травли. Причем причин такому поведению одноклассников и сверстников вообще может быть масса: «он бедно одевается, у него нет модных гаджетов, его родители не состоятельны, он не посещает школьные вечеринки» и так далее.

Для многих взрослых, в том числе и для педагогов такое положение вещей зачастую не является чем-то таким, на что нужно было бы обратить серьезное внимание. Но, давайте посмотрим на некоторые итоги такого школьного обращения:

  • Дорогомиловская школа, февраль 2019 года – драка между школьницами закончилась тем, что две из них были госпитализированы с закрытой травмой живота, еще одна с сотрясением головного мозга и черепно-мозговой травмой. Дети учатся только в третьем классе.
  • Москва, ноябрь 2018 года – 15-летнего школьника жестоко избили 3 сверстника, и засняли все на видео.
  • Подмосковье, школа в Ивантеевке, 2017 год – школьник из пневматического оружия открыл стрельбу по одноклассникам. Пострадали 4 ученика и учительница.

Это самая малая часть случаев, которые происходят в учебных заведениях.

Возможно, не везде причиной грубого поведения школьников становится их травля сверстниками, но зачастую именно психологическая травма приводит к столь ужасающим последствиям.

А ведь предотвратить все это можно взрослым – родителям, которые будут внимательно относится к своему ребенку и учителям, которые добросовестно будут выполнять свои обязанности.

Что делать, если ребенка обижают в школе, какова ответственность несовершеннолетних за издевательства и как не допустить трагического развития событий – об этом далее и поговорим.

Как понять, что у ребенка проблемы в школе?

К сожалению, не у всех детей и родителей создаются доверительные отношения, а потому при конфликтных ситуациях в школе или просто между сверстниками, ребенок, скорее всего промолчит.

Ситуацию может усугублять и сам родитель – «это просто школьный конфликт, ребенок должен решить его сам, если я вмешаюсь, будет только хуже» или же «есть учитель, пусть он и разбирается». К чему все это в итоге может привести подробно расскажет детский психолог.

Явными признаками того, что оскорбляют ребенка в школе может быть следующее:

  • Ребенок не хочет идти в школу, причем ранее такого за ним не замечалось. Школьник может искать любой повод, лишь бы остаться дома.
  • Ребенок приходит из школы в дурном настроении, подавленном состоянии.
  • Резко ухудшилась успеваемость.
  • Часто «теряет» личные вещи, в том числе и карманные деньги.
  • Не редкими становятся случаи, когда ребенок приходит из школы в порванной, грязной одежде, могут присутствовать и ссадины.

В домашней обстановке поведение школьника также меняется: могут появляться черты характера, которые ранее ему были не свойственные, он становится замкнутым, молчаливым, на вопросы «как дела в школе» отвечает не охотливо.

Вообще, любые изменения в поведении ребенка не должны оставаться без внимания родителей. Чем раньше будет обнаружена проблема и предприняты меры для ее устранения, тем лучше.

Что делать, если ребенка действительно обижают в школе?

Такую проблему нельзя игнорировать, даже если по мнению взрослого, происходят безобидные вещи. В первую очередь нужно попытаться поговорить с ребенком «по душам». Возможно, понадобится консультация детского психолога.

Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.

Телефон в Москве и Московской области:
+7 (495) 266-02-45

Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области:
+7 (812) 603-78-25

Бесплатная горячая линия по всей России:
8 (800) 301-39-20

Далее нужно начинать предпринимать меры:

  • Собираем доказательную базу: скриншоты переписки в соцсети, мессенджере, аудио и видео записи (если есть), свидетельские показания. Также нужно сохранить испорченные вещи ребенка. Если есть побои (даже если это мелкие ссадины), получить подтверждающую справку из медицинского учреждения.
  • Обращаемся в школу – к классному руководителю, директору. Оповещаем их о ситуации, требуем вызвать в школу родителей обидчиков. С ними также нужно провести беседу, но делать это надо только в присутствии учителя, директора.

Если такие мероприятия не помогли, и ситуация не разрешались, то:

Если и при этом дело не решилось должным образом, то обращаемся с заявлением в:

  • Департамент образования.
  • Прокуратуру.
  • Уполномоченному по правам человека в городе.

Последние мероприятия необходимы, когда ситуация уже более, чем серьезная и речь идет не об обычном школьном конфликте. Поэтому, на данном этапе:

  • Собираем доказательную базу самого инцидента и того, что были предприняты меры до суда: копии жалоб на имя директора школы, заявления в КДН, инспектору.
  • Обращаемся к юристу – с адвокатом вести такие дела гораздо эффективнее.
  • Подаем иск в суд.

Не лишним будет в таких ситуациях перевести ребенка в другую школу.

Ответственность за буллинг

Большинство подростков, которые совершают противоправные (в том числе и с моральной точки зрения) действия относительно своих одноклассников, полагают, что не понесут за это ответственность. Но, так не считает Уголовный Кодекс РФ. Начиная с 14 лет, подросток может отвечать уже по таким статьям:

  • Статья 111 – умышленное причинение вреда здоровью, в том числе и психологическому.
  • Статья 213 часть – хулиганство.
  • Статья 112 – причинение вреда здоровью средней тяжести.
  • Статья 158 – кража
  • Статья 161 – грабеж.
  • Статья 162 – разбой.
  • Статья 163 – вымогательство.
  • Статья 167 часть 2 – умышленное повреждение чужого имущества.

С 16 летнего возраста в силу вступает ответственность и по таким статьям УК РФ:

  • Статья 110 – доведение до самоубийства вследствие жесткого обращения, систематического оскорбления, унижения чести и достоинства.
  • Статья 282 – унижение человеческого достоинства, возбуждение ненависти или вражды.
  • Статья 116 – нанесение побоев.
  • Статья 119 – угроза убийством.
  • Статья 128.1 – клевета, распространение заведомо ложных сведений.
  • Статья 117 – истязание физическое или психологическое.

Если обидчику меньше 14 лет – за его действия будут отвечать родители, статья 5.35 КоАП РФ.

Ответственность могут понести и учителя, если будет установлено, что они халатно относились к свои должностным обязанностям. Статья за халатность также есть в УК РФ.

И в заключение

Здесь было оговорена только юридическая сторона проблемы – подросткам нужно понимать, что за свои действия придется отвечать и не всегда только замечанием в школьном дневнике. Моральная сторона этого вопроса куда сложнее, чем то, что описано в УК РФ и КоАП РФ. Школьные травмы ребенка довольно часто приводят к серьезным психологическим проблемам во взрослой жизни.

Но, суть этой проблемы заложена как раз-таки во взрослых: их обязанность воспитывать своих детей. Родителям нужно понимать, что за действия своих детей отвечают они, и то, какие действия совершают их чада – также их зона ответственности.

Источник: https://ruadvocate.ru/vidy-prestuplenij/stop-bulling-chto-delat-esli-rebenka-oskorblyayut-v-shkole/

Как помочь ребёнку, если его дразнят в школе: инструкция для учеников и учителей

Если одноклассник обзывается что делать

Если физические признаки травли (синяки, порванную одежду, «потерянный» дорогой телефон) внимательный родитель быстро заметит, то с вербальным буллингом дела обстоят не так очевидно.

Да и многие родители и учителя уверены, что «это просто такая игра».

Координатор программы «Травли NET» Мария Свир рассказывает, почему словесные оскорбления — это опасно и как правильно отвечать на буллинг.

Первый класс. Рассылка

Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников

Взрослые, которые считают, что дразнилки — это просто такая форма общения и ничего страшного в ней нет, скорее всего, из тех, кто никогда не сталкивался с этим или благополучно забыл обо всём.

Потому что оскорбления, хохот на уроке, когда ребёнок пытается отвечать, высмеивание определённых черт характера — это самая настоящая травля.

Она вызывает у ребёнка чувство страха, беспомощности, неуверенности в себе, неврозы, тревожность, депрессивные мысли и состояния.

Почему ребёнка могут дразнить

Дразнить, как и травить в целом, могут за что угодно — за свитер старшей сестры, за фамилию, за хорошие оценки. Если у ребёнка, которого буллят, спросить, почему с ним такое происходит, ответ будет предсказуем: «Потому что я толстый/у меня нет планшета/я медленно бегаю/ я хуже всех». Ребёнок легко объяснит это — с ним же очевидно что-то не так.

Основная опасность вроде бы безобидных дразнилок: они внушают ребёнку, что его в самом деле есть за что обзывать

Даже самый уверенный в себе ребёнок, живущий в любящей семье, может поддаться на эту провокацию. Ребёнок, которого постоянно дразнят и обзывают, может испытывать трудности в учёбе, не верит в свои силы, пытается пропускать занятия всеми правдами и неправдами, чтобы избежать травмирующих ситуаций. Он начинает и сам смотреть на себя как на ущербного.

В будущем этот опыт, пусть и подавленный, может обернуться проблемами с самооценкой и здоровым восприятием себя, а чувство стыда, бессилия, беспомощности, уязвимости запомнятся надолго и могут негативно повлиять на формирование личности.

Если у вашего ребёнка немного друзей, но никто не отнимает у него чувство безопасности, не обижает его, не дразнит и не издевается, то он просто замкнутный и не стоит о нём волноваться.

В младшей школе вероятность появления травли существенно ниже, поскольку ещё очень силён авторитет учителя, к которому дети проявляют гиперлояльность. Но даже дружные и нейтральные коллективы, у которых в начальной школе не было буллинга, с 5-6 класса рискуют «открыть» для себя травлю, когда учитель перестаёт играть такую важную роль.

Дети вдруг понимают, что, оказывается, можно сплотиться против кого-то. Издеваясь над выбранной жертвой и преследуя её, можно почувствовать принадлежность к группе, особое упоение, веселье и даже эйфорию от общности — чувства, которые хочется переживать снова и снова и от которых трудно отказаться.

Кроме того, когда кто-то оказался втянут в буллинг в качестве свидетеля, ему может быть просто страшно останавливаться — страшно, что внимание агрессора переключится на него, что его объявят «неправильным» и сделают следующим изгоем.

1. Объяснить, кто виноват

В первую очередь ребёнку надо объяснить, что если его дразнят, это не с ним что-то не так, а с окружающими. Это они выбрали быть плохими и обзываться.

Если бы кто-то систематически специально делал какую-то глупость (разбивал дома чашки/рвал свои тетрадки/как-то ещё вредил себе), то про такого человека мы бы не думали ничего хорошего.

Важно сразу сказать ребёнку, что его особенности — это неотъемлемая часть личности и она ни в коем случае не делает его плохим.

2. Постараться не реагировать

Часто родители советуют «просто не обращать внимания — обидчикам вскоре надоест», но это работает, только если ребёнок действительно сохраняет спокойствие и остаётся невозмутимым.

А если за равнодушием легко разглядеть смятение, краснеющие щёки и блестящие глаза — агрессорам становится только веселее. Они удваивают усилия.

Тем более что этот спектакль предназначен скорее для публики, которая уж точно не делает вид, что ей всё равно, а охотно подхватывает и смеётся. Пока есть зрители, травля не прекратится.

3. Не принимать правила игры

Главное правило — ни в коем случае не подхватывать навязываемые правила игры и не выдавать ту реакцию, которую зачинщики ждут (плакать, сердиться, огрызаться, кричать, опровергать, доказывать, просить прекратить).

Классический пример: агрессоры берут чужую шапку и начинают перекидывать её друг другу, вынуждая жертву бегать туда-сюда, пытаясь поймать. Надо просто развернуться и пойти домой: велика вероятность, что обидчикам, во-первых, тут же станет неинтересна их затея и они просто бросят ненужную шапку, а во-вторых, они испугаются, что жертва сейчас придёт домой и расскажет всё родителям.

Ещё лучше — задать свои установки: дать разрешение («Обзывайся на здоровье»), переложить ответственность на обидчика («Да, я уже заметил, что тебе нравится говорить так»), задавать вопросы («Оригинально! А ещё что-нибудь есть?»).

Конечно, поначалу агрессоров это может воодушевить и они в самом деле будут обзываться на здоровье и демонстрировать, что у них есть в запасе. Но, как правило, такая эскалация не длится долго, потому что обзываться без отдачи — всё равно что кричать в пропасть.

5. Развивать самоиронию

Уязвленная реакция жертвы позволяет агрессору чувствовать силу, власть и уверенность в себе, свою правоту и победу. Научите ребёнка никому не давать эту силу и власть над собой. При вербальном буллинге крайне важна способность к чувству юмора и самоиронии: детей, которые могут уверенно и со смехом первыми заявить о своих отличиях, какими бы они ни были, обычно не травят.

1. Не перекладывать ответственность

Это относится уже к учителю. Оскорбления, обзывательства и обидные дразнилки, возможно, и веселят весь класс, но тот, кого травят, явно не получает удовольствия — значит, задача учителя это прекратить. Без всяких отговорок в духе «ну не дерутся же — и ладно». Игра — это когда весело всем, процесс, в котором все участвуют добровольно.

2. Определить, когда начинается травля

Учитель должен различать конфликт, непопулярность и травлю, поскольку с каждой из этих проблем бороться нужно по-разному. В конфликте обычно участвуют двое, а силы соперников примерно равны. В этом случае хорошо работают методы медиации: в конфликт вступает третья, нейтральная сторона, которая высказывает беспристрастное мнение и помогает урегулировать разногласия.

Помочь ребёнку завоевать популярность тоже в силах учителя: можно давать ему задания, с которыми он хорошо справляется, отмечать его успехи, хвалить — словом, показывать важность этого человека для всей группы.

Однако эти меры стоит принимать только тогда, когда нет травли — иначе ученик рискует столкнуться с ещё более жестоким буллингом, поскольку травить успешного, «выскочку», «подлизу» даже приятнее и интереснее.

3. Взять ситуацию в свои руки

В случае травли работать надо не с одним учеником, не с двумя конфликтующими, а со всей группой сразу. Поскольку искоренить травлю, удалив главного обидчика, не удастся: группа тут же выдвинет нового агрессора, только в этот раз научится его покрывать или вести травлю более изощрённо и тонко.

Первый главный шаг педагога — донести до класса, что он в курсе сложившейся ситуации и она его не устраивает. Второй шаг — дать проблеме имя: у нас в классе происходит травля/насилие.

Варианты вроде «У Саши не получается найти с вами общий язык, зачем вы его обижаете, ему же плохо и грустно» не подходят, поскольку это снова перекладывание вины на «Сашу» и апелляция к его чувствам (но если бы агрессорам было дело до его чувств — они бы его не травили).

Агрессор обычно пытается отпираться до последнего и защищать себя «да он сам», «а что я?», «он первый начал». Поэтому эффективнее представить травлю как болезнь всей группы, от которой всем грустно и плохо. Что мы можем сделать, чтобы вылечиться, чтобы у нас снова был дружный класс?

Такой метод позволяет зачинщикам сохранить лицо (очень часто это неуверенные в себе и ранимые дети, которые боятся потерять уважение и авторитет), а всему коллективу осознать, что они находятся в одной лодке.

Развить дискуссию помогут примеры из книг и фильмов — для младшеклассников «Гадкий утёнок» Гарри Бардина, для детей старшего возраста — «Чучело» Железникова.

Конечно, читать или смотреть фильм надо всем вместе, а не задавать на дом.

В процессе важно обращать внимание на какие-то моменты, интересоваться мнением учеников, спрашивать, как бы они поступили в том или ином случае, кто прав и почему.

5. Помочь детям оценить своё поведение

Пусть дети сами выставят себе баллы в зависимости от того, какой вклад они внесли в травлю: вообще не участвовали, молча наблюдали со стороны, поддерживали зачинщика или были главными обидчиками.

Полезно также выработать общие правила поведения, проать за них, выписать большими красивыми буквами на ватмане и предложить всем детям расписаться.

Понятно, что никакой юридической силы у этого «документа» не будет, зато терапевтический эффект от заключения настоящего контракта со взрослым поможет укрепить позитивную динамику изменений.

Cartoon Network Россия, один из ведущих детских телеканалов, проводит ежегодную антибуллинговую кампанию. В 2018 году у неё появился слоган «Отличаться — это отлично!» и хештег #БудьОтличным.

Проект предлагает взрослым и детям по-новому взглянуть на особенности, ведь именно они делают каждого из нас уникальным.

Социальную инициативу телеканала поддержали АНО БО «Журавлик», программа «Травли NET» и благотворительный фонд «Галчонок», а также проекты «Family Tree» и «Детям о важном».

Иллюстрации: Shutterstock (Good_Stock)

Источник: https://mel.fm/bulling/149276-tease

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.