Если ребенка обижают сверстники в школе

Что делать если ребенка обижают в школе сверстники

Если ребенка обижают сверстники в школе

Детский коллектив может быть дружным и сплоченным, а может распадаться на группки по интересам, как обычно и происходит в школе.

И зачастую основным развлечение одной из таких групп (а то и всего класса) становится травля «неудачников».

Жертва выбирается по разным признакам, но преследование выглядит всегда унизительно: оскорбления, издевательства, порча личных вещей, а порой даже коллективные избиения. Что делать родителям, если ребенка обижают в школе сверстники?

Последствия школьных обид

Некоторые мамы и папы, узнав, что ребенка обижают в школе, предпочитают не вмешиваться.

Их позиция: дети сами разберутся, такие конфликты закаляют характер и вообще — травля существовала во все времена, в том числе и в советской школе, и это норма.

Действительно, выбор жертвы для издевательств — обычное дело в детской и подростковой среде. Только вот самому изгою от этого факта не легче…

Отголоски перенесенных обид преследуют человека практически всю жизнь, очень немногим удается «перерасти» детские комплексы и полноценно влиться в социальную среду. В глубине души бывшие жертвы остаются неуверенными в себе, а иногда и озлобленными на весь мир.

Впрочем, негативные последствия появляются сразу же после начала психологического давления сверстников на ребенка: резко падает успеваемость, ведь сосредоточится на уроках, находясь в постоянном напряжении, невозможно. Если пустить ситуацию на самотек, отвращение к учебе останется надолго, если не навсегда.

Современные подростки под влиянием компьютерных игр и различных веяний в социальных сетях могут быть гораздо более жестокими в своих издевательствах, чем их сверстники из предыдущих поколений.

Ребенок, оказавшийся один на один со своими мучителями, не сможет адекватно им противостоять.

Психологические травмы, комплексы, отсутствие силы воли, побеги из дома и даже подростковый суицид — все это последствия равнодушия взрослых к «невинным детским шалостям».

Кто обычно становится жертвой

Абсолютно любой ребенок рискует попасть в число тех, кого обижают в школе сверстники. Но все же можно выделить группу риска по следующим факторам:

  • Особенности внешности. Если ребенок не такой, как все и внешне выделяется в классе, есть вероятность, что его будут обижать. Основания могут быть разные — высокий или низкий рост, полнота или наоборот худощавость. Почти всегда поводом для унижений становится приметный изъян: торчащие уши, кривые зубы или ноги, хромота. Ребенка с плохим зрением могут дразнить «очкариком»;
  • Национальность. Все чуждое и непонятно порождает у детей отторжение, в том числе национальные традиции других народов;
  • Ребенок новенький в классе. Новичку непросто завоевать уважение сверстников: между членами коллектива уже сложились определенные отношения, вклиниться в которые не всегда удается. Нельзя забывать и о подростковых симпатиях — ревность может стать поводом для вражды;
  • Жертва является провокатором. Некоторые дети по складу характера склонны к конфликтам и их вызывающее поведение рождает ответную реакцию — бойкот сверстников. Провокаторы способны раздуть скандал из-за любой мелочи и во всем найти причину для обид;
  • Ребенок тихий, не способный возразить и достойно ответить на оскорбление. Такие дети предпочитают молча перетерпеть травлю, но такой прием их не спасет: сверстники, не встретив протеста, только усилят преследование;
  • Неблагополучная семья. Эти школьники выделяются отсутствием модных гаджетов, старой или дешевой одеждой, иногда неопрятностью. Они не могут оплатить совместную с классом поездку в музей или скинуться на другие развлечения после уроков.

Отдельно можно выделить случайных жертв, которых стали обижать вследствие какого-то казуса, неприятного недоразумения. На этом месте может оказаться любой ребенок, независимо от успеваемости, социального положения родителей, внешности.

Как понять, что ребенка обижают

Зачастую дети избегают откровенного разговора с родителями о своих проблемах в школе. Некоторые ребята считают, что действительно заслужили пренебрежительное отношение сверстников. На вопросы взрослых они упорно отвечают, что все нормально, отмалчиваются. Поэтому мамам и папам нужно быть внимательнее к следующим признакам:

  • Снижается успеваемость;
  • Ребенок ищет поводы не идти в школу, симулирует болезнь;
  • Школьник часто прогуливает уроки (это можно отследить в электронном дневнике);
  • Учителя жалуются на постоянные опоздания, неопрятность, взвинченность ученика;
  • В будние дни подросток подавлен, а в выходные находится в хорошем настроении;
  • У школьника постоянно ломаются, теряются, пачкаются и мнутся вещи;
  • У ребенка плохой аппетит и тревожный сон;
  • После занятий появляются все новые синяки, ссадины, царапины;
  • Иногда жертвы школьной травли убегают из дома.

Совпадение двух и более признаков из этого списка с ситуацией в семье — повод для откровенного разговора с ребенком и визита к классному руководителю. Беседа должна быть деликатной, а посещение школы — незаметным для одноклассников сына или дочери.

Кому жаловаться

Так что же делать взрослым членам семьи, если ребенка обижают сверстники в школе? В первую очередь спокойно разобраться, насколько далеко зашла ситуация и как к этому относится сам школьник.

Выясните, не является ли он сам провокатором. Некоторые дети способны самостоятельно решить отдельные конфликты и тогда вмешиваться не стоит.

Но если речь идет о настоящей травле или физическом насилии, нельзя оставаться в стороне.

Выяснив у ребенка количество обидчиков и их имена, следует отправиться к классному руководителю. Если педагог не в силах повлиять на обидчиков, необходим разговор с их родителями и директором школы.

Иногда помогает угроза подачи заявления в местный отдел образования или прокуратуру, хотя фактически до обращения дело доходит редко.

Если уж не обойтись без жестких мер, желательно заранее собрать показания свидетелей, взять справку в травмпункте, изучить и скопировать записи видеокамер, если они есть.

Работа с ребенком

Решив школьный конфликт один раз, родители не ограждают чадо от дальнейших обид со стороны сверстников. Скорее всего, эффект будет временным и ситуация повториться. Чтобы этого не случилось, нужно и дальше активно действовать:

  • Некоторое время встречать ребенка из школы и провожать по утрам. Почти все столкновения агрессоров и жертв происходят на пришкольной территории, но вне зоны видимости учителей;
  • Если причиной издевательств стали изъяны внешности, помочь ребенку от них избавиться или максимально скорректировать: вылечить прыщи, сбросить вес, поставить пластинку на зубы;
  • Совместно разработать модель поведения школьника на случай повторения ситуации. Главный принцип — оставаться спокойным, ведь обидчики рассчитывают именно на эмоциональную реакцию. При них нельзя плакать и злиться, а уж тем более пытаться с боем вернуть отобранные вещи;
  • Найти область для самоутверждения. Оптимальный вариант — спортивная секция. Она укрепит ребенка физически и морально, плюс появится возможность найти друзей по интересам и заручиться их поддержкой;
  • Если ребенок агрессивен или психологически зажат, чаще бывать с ним на людях, приглашать в дом гостей и объяснять нормы поведения и общения как трехлетке — возможно, что-то упущено в воспитании;
  • Следить за опрятностью ученика, по возможности покупать новую красивую одежду, давать деньги на карманные расходы (но не слишком много);Купить электронное устройство с функцией отслеживания местонахождения и окружающей обстановки. Делать это можно только с согласия самого ученика!

Иногда вражда между сверстниками перерастает в дружбу. Возможно, организованный родителями жертвы совместный выезд на природу или приглашение всего класса на день рождения станет переломным моментом в отношениях детей.

Что делать нельзя

Самая распространенная ошибка родителей, узнавших, что их ребенка обижают сверстники — громкий разбор полетов на глазах у всех его одноклассников. Мера действительно может сработать, но лучше не давать подросткам очередной повод для насмешек. И вообще все действия должны обговариваться в семье заранее. Другие неправильные решения:

  • Оставить сына или дочь наедине со своими проблемами;
  • Устраивать самосуд, разбираться с участниками травли без присутствия их законных представителей;
  • Учить отпрыска отвечать на оскорбления той же монетой. Есть большая разница между понятиями «постоять за себя» и «стать таким же»;
  • Идти на поводу у сверстников ребенка, пытаясь купить их расположение подарками или какими-то услугами.

Бывают случаи, когда жертву проще перевести в другую школу, чем оградить от нападок. Это решение не принимается сгоряча, ведь школьнику будет очень сложно адаптироваться к новым условиям, в классе он окажется в невыгодном положении.

Случается, что ребенка в школе обижают не сверстники, а учитель: придирки и обидные замечания от взрослого человека, наделенного властью выставлять оценки, напрочь отбивают у ученика интерес к знаниям и учебному процессу вообще.

Что делать в такой ситуации, рассказано в видео ролике под статьей.

Что делать, если у ребенка конфликт с учителем — видео

Источник: http://www.fun-edu.ru/roditelyam-na-zametku/chto/

Что делать если ребенка обижают сверстники?

Если ребенка обижают сверстники в школе

Развитие навыков общения ребенка
Научите ребенка контролировать свою агрессию
Умение понимать состояние других людей и сопереживать им

Что делать если ребенка обижают сверстники и он боится (не знает как) дать отпор обидчикам? Помочь ему преодолеть свой страх перед обидчиком — значит помочь ему чувствовать себя более комфортно в обществе других детей, что крайне важно для эмоционального благополучия малыша. Однако слишком рьяные усилия родителей могут в этом случае обернуться усугублением детского страха.

Так часто происходит, в частности, с той формой страха, когда ребенок в ситуации обиды проявляет излишнюю робость или застенчивость.

Самая распространенная родительская ошибка в этой связи — это попытки пристыдить ребенка за нерешительность. Слова типа «слюнтяй», «тюфяк», «нюня», «плакса» — это не самые лучшие союзники в борьбе со страхом обидчиков.

Ведь они лишают ребенка самоуважения, которого, как мы уже знаем, такому малышу и так недостает.

Другая нежелательная форма родительского поведения в ситуациях, когда у ребенка проявляется этот страх, — это призывы «дать отпор», «постоять за себя», «дать сдачи». Во-первых, они нагнетают в ребенке страхи, демонстрируя ему, что зло в его адрес действительно было совершено.

А во- вторых, таким образом родители рискуют «запустить» в поведении ребенка агрессию и конфликтность как реакцию на обидные ситуации. Единожды поняв, что родители довольны его «смелым поведением», малыш будет «радовать» вас им снова и снова, даже тогда, когда оно совершенно неуместно.

К сожалению, практика показывает, что сформировать такое поведение намного проще, чем впоследствии преодолеть его.

Кроме того, далеко не каждый ребенок может усвоить родительские «правила самозащиты». Боясь вызвать неудовольствие взрослых, малыш может перестать делиться с ними своими опасениями, спрятать свои тревоги глубоко в душе.

Родители на первых порах этим вполне довольны: ребенок наконец-то перестал бесконечно канючить и жаловаться! Но через некоторое время страх возрождается с новой силой: ведь ребенок не только не преодолел его, но и потерял надежную поддержку в лице родителей.

И если раньше, жалуясь на других детей, он рассчитывал на поддержку взрослых, то теперь он переживает свою абсолютную беззащитность.

Поэтому не следует оставлять ребенка один на один со своими страхами. Малыш должен быть уверен в том, что в трудную минуту взрослые придут ему на помощь. К сожалению, иногда «в воспитательных целях» родители оставляют ребенка один на один с теми ситуациями, с которыми он объективно не может справиться сам.

Так, однажды нам пришлось наблюдать, как мама трехлетнего малыша спокойно наблюдала за тем, как четверо школьников отбирают у ее ребенка «киндер-шоколадки», и комментировала своим товаркам, что таким образом-де ребенок научится решать свои проблемы сам.

Но в этой ситуации условия сторон изначально были неравны: малыш не мог не то чтобы силой отстоять свои сладости, но даже и просто членораздельно заявить обидчикам о том, что не собирается делиться с ними. Сцена закончилась душераздирающими слезами карапуза.

И к несчастью, вряд ли эти слезы были во благо: ведь основной опыт, который ребенок извлек из этой ситуации, «я слабак» и «мама считает меня слабаком».

Важно помнить, что защита нужна ребенку далеко не всегда. Помните, есть такое распространенное выражение: «раздувать из мухи слона»? Конечно, очень тяжело видеть, как на наших глазах обижают любимого малыша.

Но перед тем, как с бранными словами или кулаками броситься на обидчика, нужно на секундочку остановиться и подумать: а как выглядит происходящее глазами ребенка? Так ли ему обидно, как нам показалось в первый момент?

Ну назвали его «жадиной-говядиной». Или подтолкнули при игре в футбол. Или отказались брать на роль мамы в «Дочки-матери». Насколько эти ситуации требуют вмешательства нас, взрослых? Возможно, ребенок не обратил бы на происходящее особого внимания, если бы взрослые, в которых зашевелились вдруг их собственные детские обиды, не акцентировали бы его внимания на происходящем.

На самом деле, предложить список ситуаций, в которых ребенок нуждается в нашей защите (как и тех ситуаций, в которой в ней нет необходимости), невозможно.

Каждый ребенок живет в своей, уникальной жизненной ситуации, и то, что для одного представляется неразрешимой жизненной проблемой, для другого является сущим пустяком. Стоит ориентироваться только на следующие общие правила.

Во-первых, нельзя оставлять ребенка один на один с более старшими, более сильными людьми, которые пытаются чего-либо добиться с применением силы.

И во-вторых, нельзя оставлять ребенка один на один с обидной ситуацией в том случае, если он уже потерял контроль над своими эмоциями, плачет, кричит или лезет в драку. Взрослому необходимо прекратить эту ситуацию простым вмешательством, отложив «разбор полетов», обвинения и наказания на то время, когда все участники немного поостынут.

Для преодоления страха перед обидчиками, как и в случае других страхов, необходимо начать с устранения его причин: повысить самооценку ребенка, сформировать у него навыки бесконфликтного общения с другими детьми, развить навыки контроля над собственными эмоциями.

О том, как узнать, каково отношение вашего ребенка к самому себе и какими способами можно его улучшить, написано в статье «Как побороть страх выступлений». Здесь мы приведем несколько приемов, которые помогут вашему ребенку научиться конструктивно общаться со сверстниками и контролировать свои порывы агрессивности.

Развитие навыков общения ребенка

Для развития навыков общения у вашего ребенка нужно расширять его круг знакомств. Чаще приглашайте к себе друзей, берите ребенка с собой в гости, изменяйте маршруты прогулок.

Привлекайте ребенка к выполнению заданий, которые требовали бы от него общения с другими людьми, например продавцом, кондуктором, врачом или библиотекарем.

Не вмешивайтесь в ход тех ситуаций, которые не представляют физической опасности для ребенка, но будьте все время рядом, чтобы малыш точно знал: если ему понадобится поддержка, он не останется один.

Можно использовать широко применяемый в детской практической психологии метод разыгрывания ситуаций. Заранее заготовьте карточки, на которых были бы изображены конфликтные ситуации, например:

  1. два ребенка едят конфеты, а третий нет;
  2. все дети играют в машинки, и только одному машинки не хватило;
  3. один мальчик толкает другого в раздевалке детского сада;
  4. воспитательница ругает ребенка за пролитую на рисовании воду и т. д.

Эти ситуации должны быть близки и понятны ребенку, потому что ему предстоит принять в их решении самое активное участие.

Предложите ему вместе с вами с помощью игрушек (или пальчиковых кукол, кукол-перчаток) разыграть нарисованную ситуацию, и в этой игре вместе с малышом вы найдете достойный выход из различных, самых неприятных для него обстоятельств.

В итоге у ребенка появится опыт конструктивного решения конфликтов, который будет помогать ему за пределами игры, в реальной жизни.

Организуйте различные игры, в которых дети могли бы активно взаимодействовать друг с другом. Например, предложите группе из двух-четырех детей нарисовать один, общий для всех рисунок на большом листе бумаги и дайте им один набор цветных карандашей.

У детей появится отличный повод для того, чтобы научиться улаживать мелкие непонимания и конфликты. Правда, для очень многих детей поначалу такое задание окажется непосильным и его выполнение может перерасти в грандиозную ссору.

Чтобы этого не произошло, на первых этапах упростите их задачу: предложите рисовать по очереди, каждому по одной черточке, сохранив при этом проблему выбора темы рисунка и дележки карандашей.

С вашей тактичной помощью у детей обязательно получится замечательный рисунок, а также появится неоценимый опыт согласования своих действий с партнером в потенциально конфликтных ситуациях.

Естественно, по этому же принципу можно организовать и любую другую активность группы детей: лепку, игру в мозаику, собирание пазлов и даже помощь при накрывании стола.

Главное — показать малышам, что наилучший результат деятельности может быть достигнут только тогда, когда все сумели договориться друг с другом.

А когда каждый надулся и обиженно отошел в свой угол, ничего хорошего получиться не может.

Научите ребенка контролировать свою агрессию

Если вы хотите научить ребенка контролировать свою агрессию, стоит соблюдать несколько довольно простых правил:

  1. научите ребенка смещать свою агрессию с людей на предметы — подушки, «листы гнева» и т. д. (кстати, в качестве сюжета «листа гнева» замечательно подойдет карикатура на обидчика, которую можно с наслаждением смять или разорвать);
  2. не используйте запреты и повышение голоса;
  3. показывайте личный пример эффективного поведения, не допускайте при ребенке вспышек гнева или обсуждения возможных планов мести собственным обидчикам;
  4. создайте такие условия, чтобы в общении с вами ребенок чувствовал себя спокойно и уверенно.

Попробуйте использовать игру «Привидение».

Эта игра способствует как разрядке накопившейся злости и обиды, так и формированию навыков контроля за проявлениями своих эмоций. Предложите ребенку на время превратиться в привидение (приподнять согнутые в локтях руки с растопыренными пальцами и произносить «у-у-у» страшным голосом).

Предупредите его, что он — доброе привидение и хочет всего лишь пошутить. Поэтому по вашему сигналу (например, хлопку) он опять станет ребенком.

Эта игра дает  особенно хороший эффект, если в нее включены одновременно несколько детей, которые несколько раз подряд попадают из роли «привидения» в роль ребенка и обратно.

Неплохой эффект может дать и выполнение задания, за которым в психологии почему-то закрепилось название «Помоги Сереже». Предложите вашему ребенку дать совет Сереже по поводу того, как нужно себя вести в той или иной конфликтной ситуации, например:

  1. когда другие дети дразнят его «толстым» и «пузырем»;
  2. когда на прогулке его хотят прогнать с качелей, на которые он только что сел;
  3. когда у него отбирают его игрушку и т. д.

Обсуждая результаты, к которым приведет Сережу  следование тем или иным советам, вы поможете вашему малышу лучше понять собственное поведение в подобных ситуациях и сориентироваться в выборе оптимальной стратегии действий в них.

Умение понимать состояние других людей и сопереживать им

Еще одна рекомендация, при всей своей парадоксальности, является одной из самых важных.

Чтобы помочь ребенку преодолеть страх перед обидчиками, нужно развивать у него умение понимать состояние других людей и сопереживать им.

Оно очень поможет малышу понять, что многие обидные для него действия других людей вовсе не направлены против него лично, за ними часто кроются совсем другие, не связанные с ним причины.

Формированию этого навыка могут способствовать различные виды активности ребенка. Например, после прочтения сказки или рассказа можно попросить ребенка нарисовать героев и основные события.

Затем нужно попросить ребенка отметить на рисунке то место, где бы он (малыш) хотел бы оказаться. В процессе рисования задавайте уточняющие вопросы, которые помогли бы вам понять суть сказочных похождений ребенка.

Спрашивайте ребенка о том, как бы он поступил на месте того или иного персонажа, почему именно так, а не иначе.

Учите ребенка распознавать эмоции других людей.

Для этого можно заранее приготовить набор из рисунков-пиктограмм, на которых были бы отражены несколько базовых эмоций (спокойствие, радость, страх, гнев, удивление, печаль), и в процессе чтения книжки просить ребенка показывать ту карточку, которая соответствует эмоциональному состоянию героя в данный момент повествования. Можно завести своеобразный «градусник настроений» в своем доме и отмечать пиктограммками сегодняшнее настроение каждого члена семьи. Это, кстати, научит ребенка не только понимать состояния других людей, но и ориентироваться на них при выборе стратегии своего поведения (ведь, увидев на «градуснике» напротив папиной фотографии гневную пиктограмму, малыш быстро поймет, что вести себя надо так, чтобы не попасть случайно под горячую руку).

Все описанные выше приемы ориентированы на длительную и планомерную помощь ребенку в преодолении своих тревог и комплексов, а также формирование у него уверенного, но не агрессивного поведения. Однако в некоторых ситуациях, когда обида свежа и очень сильна, ребенку может потребоваться «экстренная» помощь.

Очень важно разрядить накал негативных эмоций, позволить обиде сгореть, чтобы она не отравляла жизнь в дальнейшем. Наилучшим способом для этого является, безусловно, высказывание обидчику всего, что мы про него думаем (не зря же именно эта мысль так часто приходит нам в голову!).

Но, к сожалению для нашего эмоционального благополучия и к счастью для наших будущих отношений с сегодняшним обидчиком, это удается далеко не всегда. В этом случае на помощь может прийти игрушка. Скажите малышу, что обидчик превратился сейчас вот в эту плюшевую гусеницу. Пусть он выскажет этой гусенице все, что он про нее думает.

Или пускай ребенок нарисует обидную ситуацию и потом (поверьте, с чувством глубокого удовлетворения) уничтожит рисунок любым симпатичным ему способом, даже  тем, который вам не понравится, — например, сожжет его или закопает в цветочном горшке.

Главное — малыш теперь немного успокоился и готов к участию в различных начинаниях, подобных описанным выше, которые, несомненно, помогут ему стать более уверенным в тех ситуациях, в которых прежде он чувствовал себя «жертвой».

Итак, если вашего ребенка обижают сверстники и он испытывает страх перед обидчиками, не следует:

– упрекать его за это, высмеивать, призывать к тому, чтобы дать обидчику самый что ни на есть активный отпор; -« вмешиваться в те ситуации, которые не угрожают физическому или психологическому благополучию ребенка;

– преувеличивать тяжесть обиды, причиненной ребенку, и навязывать ему свое видение произошедшего.

Источник: https://5psy.ru/roditeli-i-deti/chto-delat-esli-rebenka-obijayut-svrestniki.html

Как защитить ребенка от нападок сверстников: советы родителям

Если ребенка обижают сверстники в школе

Как защитить ребенка от нападок сверстников: советы родителям

Это настоящая пытка – быть объектом нападок сверстников. Многие из нас знают об этом не понаслышке – кого-то дразнили в садике, у кого-то прятали вещи в младшей школе, а кто-то пострадал уже в подростковом возрасте. Вы давно выросли и стали мамой, и теперь вас приводит в ужас мысль о том, что вашего ребенка может ожидать та же участь.

Неважно из-за чего расстроен ребенок – у него отобрали игрушку, сверстник оказался встать с ним в пару, его не принимают в игру, подруга не пригласила на день рождения, приятель разбил ему нос, одноклассники дразнят… Ребенок переживает любое из этих происшествий болезненно, ему необходимы поддержка и совет родителей.

Почему сверстники невзлюбили именно его? Как вести себя в такой ситуации родителям? Как предотвратить разочарование и боль самого дорогого человека? Нужно ли учить ли ребенка давать сдачи или самим защищать его? Может быть, насмешки и нападки сверстников – это неотъемлемая часть взросления, своего рода обряд посвящения, через который проходят все дети?

Почему-то принято считать, что родители поднимают слишком много шума вокруг этого явления – подумаешь, ребенка обижают, ничего страшного, дети сами разберутся. Но психологи предупреждают, что это очень опасное заблуждение.

Оказывается, даже в восемьдесят лет мы помним все издевательства и нападки, которым подвергались в раннем детстве, имена наших обидчиков и имя того, кто защищал нас.

Отголоски боли, пережитой в детстве, мы чувствуем на протяжении всей жизни.

К счастью, сегодня в нашем распоряжении есть информация, которая позволит прекратить издевательства и нападки сверстников, так почему бы ею не воспользоваться?

Как понять, обижают ли ребенка в школе или садике

Не ожидайте, что ребенок подойдет к вам и скажет: «Меня дразнят и обижают в школе, другие дети обзывают меня нехорошими словами и забирают мои вещи». Далеко не все дети могут и хотят рассказывать родителям о своих проблемах, и чем старше ребенок, тем меньше вероятность, что он пожалуется родителям на происходящее. Если он ничего сам не рассказывает – следует понаблюдать за ним.

Родителей должно насторожить любое изменение в поведении ребенка. Если ребенок ведет себя необычно (например, стал скрытным и задумчивым), возможно, это реакция на преследования сверстников.

Родителям следует присмотреться к ребенку, если он не хочет идти в детский сад или школу, избегает большого скопления людей, возвращается с занятий подавленным, плачет без очевидной причины и редко рассказывает о том, что происходит в детском саду (школе). Если это происходит часто, скорее всего, у него не складываются отношения со сверстниками, и родителям стоит вмешаться.

Кроме того, родители должны обратить внимание, нет ли на теле ребенка синяков, ссадин и царапин. Нередко дети, которые подвергаются унижениям и преследованиям, вредят себе. Членовредительство также может быть признаком совершенного над ребенком насилия.

Если мальчик боится идти в туалет, это часто говорит о том, что в школе или садике его дразнят «голубым», смеются над его пенисом или издеваются как-то иначе. Так как из ванной есть всего один выход, это идеальное место, чтобы дразнить других детей, устраивать «темную».

Когда мальчик целый день терпит и не идет в туалет, у него могут возникнуть серьезные заболевания желудочно-кишечного тракта.

Понаблюдайте за ребенком: если, вернувшись домой из школы или садика, он сразу бежит в туалет, это может быть признаком преследования и издевательств сверстников или старших ребят.

Если ребенок ведет себя необычно – в чем бы это ни проявлялось – в первую очередь следует подумать о том, не обижают ли его другие дети в школе или садике. Даже если издевательства не сопровождаются физическим насилием, ребенок все равно получает сильнейшую травму, которая может повлиять на всю его дальнейшую жизнь, если родители (или другие взрослые) своевременно не вмешаются.

Что делать, если ребенок жалуется, что его обижают другие дети

Если ребенок жалуется, что другие дети его обижают, дразнят или не хотят с ним играть, дайте ему высказаться. Ни в коем случае не останавливайте его, не говорите: «Наверное, ты сам виноват, не могут же они приставать к тебе просто так».

Это ошибка, которую совершают многие родители. Не думайте, что ребенок сам виноват в том, что его обижают, и уж тем более не пытайтесь внушить эту мысль ему.

Издевательства редко имеют причину или логическое объяснение, и для ребенка неважно, почему его обижают – для него важно, что это происходит с ним.

Внимательно выслушайте ребенка, не осуждая его заранее за гипотетическое плохое поведение. Дайте ему выговориться. Не пытайтесь немедленно решить проблему или заявить, что никакой проблемы нет.

Расспросите ребенка, что случилось, почему произошедшее так его зацепило и обидело.

Постарайтесь как можно больше узнать об обидчике (или обидчиках) вашего сына или дочери: кто он, давно ли они знакомы, в каких они отношениях.

Не нужно спешить осуждать обидчика и восклицать: «Ах, какой это плохой мальчишка (девчонка)!», ведь вы знаете только одну версию событий.

Скорее всего, ребенок не ждет от вас бурной реакции, негодования и ярости, не рассчитывает, что вы немедленно броситесь разбираться с его обидчиком. Ему просто нужно знать, что вы всегда его выслушаете и что его жизнь для вас важна.

Когда ребенок закончит рассказ, вы можете сделать следующий шаг, в зависимости от того, требуется ли ваше вмешательство, или нет.

Если родители слишком бурно отреагируют на рассказ ребенка, начнут возмущаться или бросятся мстить обидчику, ребенок может стушеваться и уйти в себя.

В большинстве случаев ребенок может справиться с обидчиками без вмешательства взрослых (родители не должны вмешиваться непосредственно, а только помочь советом), и если мама будет неотступно сопровождать его на детскую площадку или в садик, это едва ли поможет наладить отношения со сверстниками. И больше на его откровенность вам рассчитывать не придется.

Как защитить ребенка от нападок и издевательств

Родители по-разному стараются защитить своих детей от нападок сверстников. Одни пытаются подготовить ребенка к жизни в коллективе, занимаясь его физическим развитием, приучая его к независимости и самостоятельности, другие лично встают на защиту своего чада. К сожалению, эти способы скорее усложняют, чем упрощают жизнь ребенка.

Родители должны подвести ребенка к правильному решению, подсказать ему, как лучше себя повести в проблемной ситуации. Спросите у него: «Как ты думаешь, что можно сказать и сделать, когда эта ситуация повторится? Как лучше поступить, чтобы это прекратилось?». Помогите ребенку увидеть последствия его слов и поступков; подскажите ему, что эту проблему он вполне может решить своими силами.

Например, если ребенок предложит ответить обидчику: «Оставь меня в покое, придурок», не стоит ему это запрещать или отговаривать. Просто спросите его: «Как ты думаешь, что произойдет, если ты так сделаешь?». Пусть ребенок самостоятельно придет к выводу, что обзывание только ухудшит ситуацию и приведет к эскалации конфликта.

Если ребенок пожмет плечами и скажет: «Тогда я просто убегу». Вы можете согласиться с ребенком – спасись от преследователей бегством можно раз-другой, но рано или поздно все равно придется посмотреть страхам в глаза, и разговор неизбежен.

Также очень важно спросить у ребенка, как бы он хотел, чтобы разрешилась эта ситуация? Чего он ожидает? Но не предлагайте свое решение (вы можете только задать направление мыслей) – ребенок сам должен найти выход. Он должен знать, что самостоятельно придумал, что нужно делать.

Если предоставить ребенку возможность самому разбираться со своими проблемами, он научится более эффективно налаживать отношения со сверстниками.

В некоторых случаях ребенку полезно пережить все стадии конфликта со сверстниками – это поможет ему научиться самостоятельно решать многие проблемы, что избавит его от многих сложностей в будущем. Но важно не пропустить ситуацию, с которой ребенок не может справиться без вмешательства взрослых.

Если ребенка не просто дразнят два-три одноклассника, а регулярно изводят всем классом (насмехаются над ним, прячут или портят его вещи, запугивают, толкают, бьют) без помощи взрослых ему не справиться.

Что делать, если ребенок не признается, что его обижают?

Самое главное, чтобы у ребенка было место, в котором он чувствовал себя в безопасности. Если вы видите, что с ребенком что-то не так, но он не хочет рассказать вам, что с ним происходит, не давите на него.

Этим вы можете еще дальше его оттолкнуть – он будет думать, что даже дома не защищен от посягательств на его свободу. Возможно, вам стоит обратиться за помощью к человеку, которому ребенок доверяет, например, старшему брату или сестре, близкому другу или учителю.

Откровенный разговор необходим, чтобы разобраться в сущности проблемы, но начать его должен ребенок.

Когда нужно обращаться за помощью в школу?

Когда конфликт с одноклассниками приобрел серьезный размах, с посещением школы лучше не затягивать.

Если ребенок чаще раза в неделю приходит домой и жалуется, что его обижают, дразнят, портят вещи и унижают, подождите, пока закончатся уроки и дети разойдутся по домам, и отправляйтесь в школу.

Обратитесь к классному руководителю или завучу. Этот вопрос лучше обсуждать не по телефону, а при личной встрече, о которой лучше предупредить.

Предупреждение родителям: как правило, учителя не подозревают о том, что происходит за пределами классной комнаты, и то, что ваш ребенок подвергается преследованию или является объектом насмешек, чаще всего оказывается для них полной неожиданностью.

Дети достаточно умны, чтобы прилично вести себя в присутствии учителя. Не стоит немедленно обвинять классного руководителя в том, что он не справляется со своей работой, и требовать строгого наказания для обидчиков вашего ребенка.

Скорее всего, дело вовсе не в равнодушии учителя, а в том, что дети научились хорошо притворяться.

Не ожидайте, что в школе вас встретят с раскрытыми объятиями, посочувствуют и скажут: «О, да, это все происходило на наших глазах». Скажите классному руководителю, что ребенок приходит домой и рассказывает, как его обижают.

И подытожьте: «Вот как эта ситуация влияет на моего ребенка». Классному руководителю или учителю нужно это знать, ведь то, что очевидно для вас, может быть неочевидным для него.

Попросите его впредь внимательнее следить за поведением учеников.

Вы также можете оставить учителю свой номер телефона и адрес электронной почты для обратной связи.

Если нападки на ребенка не прекратились или переросли в травлю, вам нужно обратиться непосредственно к директору.

Сразу приступайте к сути дела, скажите: «На прошлой неделе я говорила с классным руководителем, но моя дочь по-прежнему жалуется, что ее преследуют одноклассники. Что мы будем делать?»

Чтобы избежать проволочек, прямо спросите, когда он может разобраться с ситуацией, и когда вы сможете увидеться еще раз, чтобы обсудить результаты его вмешательства. Узнайте, что он собирается предпринять.

Вернувшись домой, вы сможете успокоить ребенка, сказать, что до четверга (например) директор планирует поговорить с его обидчиками или вызвать в школу их родителей.

Попросите учителей и директора сохранить ваш разговор в тайне – дети очень боятся огласки и того, что сверстники будет считать их «ябедами».

Что делать, когда ребенку угрожают физической расправой?

Если вы узнали, что вашему ребенку угрожают физической расправой, вы можете обратиться в милицию. Есть угроза – есть состав преступления.

Но это уже крайние меры, к которым следует прибегать, когда больше ничто не помогает.

Поэтому так важно вовремя вмешаться, чтобы дело не дошло до физического насилия, потому что это уже серьезно и отразится не только на дальнейшее жизни ребенка, но и на жизни его обидчиков.

Трудно убедить ребенка в том, что в школе ему ничто не угрожает, особенно, если угроза анонимна.

Для ребенка, получившего анонимную угрозу, школа превращается в бесконечную пытку, ведь он каждую минуту ожидает нападения.

Ребенок не может сосредоточиться на учебе, не может думать о контрольной по математике, если пытается понять, кто подбросил ему записку с угрозой избить. На этом этапе ситуация становится критической.

Вы можете обратиться к учителям, чтобы понять, что происходит в школе, но на их помощь не стоит особо рассчитывать. Родителям нужно будет принять трудное решение: если автор угроз так и не будет найден, не исключено, что ребенка придется перевести в другую школу.

Как ребенок может самостоятельно защититься от нападок сверстников?

Разговаривая с ребенком о конфликтной ситуации, объясните ему, что агрессивное поведение – признак слабости и трусости. Задиры редко действуют в одиночку или нападают на нескольких ребят – они выбирают жертву, которая не может дать им отпор. Унижая и преследуя более слабого, они самоутверждаются за его счет.

Родители могут научить ребенка некоторым методам психологической защиты, которые помогут ему справиться с нападками сверстников. Например, научите его не поддаваться на провокации.

Объясните ребенку, что он может и должен уметь отказать сверстнику, если ему неприятно или не хочется что-то делать. Если вы ожидаете, что ребенка будут дразнить из-за внешности или необычной фамилии, можете заранее обсудить это с ним.

Подготовить ребенка к жизни в коллективе можно разыгрывая сценки, демонстрируя ему виды агрессии (обзывания, драки, отбирание вещей) и вынуждая ребенка защищаться.

Это позволит ребенку отработать тактику поведения, подготовиться к нападению, подсказать наиболее приемлемые выходы из конфликта. И мальчикам, и девочкам полезно побороться с родителями: и побеждать, и терпеть поражение.

Научите ребенка менять тактику поведения. Разберите с ребенком типичный конфликт со сверстниками. Обычно ребенок ведет себя по заданной окружающими схеме, каждое его действие предсказуемо – в этом особая радость для преследователей.

Предложите ему в следующий раз на стандартные обстоятельства реагировать неожиданным для задиры образом, то, возможно, сумеет не только озадачить своих преследователей, но и сделать шаг к преодолению сложившейся ситуации. Возможно, они тоже попытаются изменить тактику поведения. Вмешательство взрослых будет необходимо, если обидчики перейдут к более серьезным действиям.

Но главной и самой надежной защитой для ребенка является чувство собственного достоинства и уверенность в себе, а родительская любовь и поддержка – самые надежные союзники на этом пути.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5e2d47a83bf9af00b164964e/kak-zascitit-rebenka-ot-napadok-sverstnikov-sovety-roditeliam-5e46bd525033cf582d8705be

Что сказать подростку, которого обижают сверстники

Если ребенка обижают сверстники в школе

Психология

Что сказать подростку, которого обижают сверстники

20 марта 48 338 просмотров

Лиана Хазиахметова

Буллинг — распространенное явление в подростковой среде. Когда родители узнают, что их ребенок стал жертвой, они, как минимум, должны поговорить с ним о травле и способах себя защитить. Приводим отрывок из книги «Спокойно, ты справишься!». Авторы говорят с подростками на одном языке. Можно взять идеи для разговора, а можно дать почитать это подростку.

Кто стоит за буллингом

Зачинщики травли обычно сами недовольны собой и проецируют это недовольство на других. В глубине души они просто несчастные трусы. Они не будут приставать к тому, кто крупнее и может дать сдачи. Поэтому они выбирают жертв, которых считают слабее себя.

Наше отношение к окружающим людям всегда возвращается к нам.

Если кто-то задирает или унижает тебя, то проблема в нем, а не в тебе. Нормальные люди не получают удовольствия от жестокости к другим. Только больные люди будут причинять другим боль. А если мы дарим окружающим любовь, то ее же и получаем в ответ. Поэтому старайся держать себя в руках и не напоминать грубиянам, что они просто неудачники.

Спокойно, ты справишься!

Доказано: чем выше у человека уровень самооценки, тем с большей вероятностью он будет проявлять к окружающим уважение, доброту и великодушие.
Натаниэль Бранден, автор книги «Шесть столпов самооценки»

Большинство людей задирают других, чтобы почувствовать себя более значимыми или популярными. Возможно, они просто завидуют тебе или пытаются сбежать от своих проблем, например, над ними самими кто-то издевается. Нападая на других, они кажутся себе больше и сильнее.

Их жертвами становятся те, кто как-то отличается от них, «не вписывается» в их систему ценностей. И это не значит, что надо подстраиваться под них! Всегда оставайся собой! Парни чаще угрожают физическим насилием, а девушки, как правило, прибегают к словесным нападкам или издевательскому отношению. Но результаты и тех и других действий очень похожи.

Палки и камни могут переломать мне кости, а слова всего лишь нанесут серьезный психологический ущерб.

Что делать

Вот семь полезных советов, которые помогут в ситуации травли:

  • По возможности избегай физического контакта с обидчиком.
  • Умей за себя постоять, но еще важнее — знай, как себя обезопасить.
  • Заводи себе друзей — вместе вы сильнее. Если надо, вступайся за них, не оставайся равнодушным наблюдателем.
  • Не задирай обидчика в ответ.
  • Не показывай своих эмоций.
  • Расскажи о травле взрослому, который способен вмешаться.
  • Постарайся найти юмор в этой ситуации. Те, кто задирает других, просто смехотворны.

Помни, что забияки — это несчастные, ущербные люди, которые хотят сделать остальных такими же. Лишай их удовольствия. Как правило, травля — это приобретенная модель поведения. Дети одновременно могут быть и жертвами чьих-то нападок, и задирами. Не твое дело исправлять их, но порой с ними можно найти общий язык. И это не значит натравить его на другую жертву. Приведу тебе один пример.

Защита эмпатией

Несколько лет назад в моем тренажерном зале собиралась группа громких и бесцеремонных парней. Шесть из них в прошлом были участниками одной известной уличной банды, терроризировавшей район. Это было очевидно по их татуировкам и рассказам других людей. У некоторых из них на счету были продолжительные сроки в тюрьме.

Источник

Моя тогдашняя девушка посещала этот зал по выходным, и я не раз слышал, как те парни отпускали по ее поводу замечания сексуального характера. Это меня раздражало. Я бросал на них суровые взгляды, но они смотрели в ответ нагло и безнаказанно. Они вели себя недружелюбно.

Прямых угроз не звучало, но их безмолвные намеки были для меня очевидны. Я чувствовал себя не в своей тарелке, но понимал, что в споры с ними вступать не стоит.

Вместо этого я постепенно наладил с ними отношения, действуя по принципу «Если ты не можешь их победить, тогда присоединись к ним».

Не всем удается найти что-то общее со своим мучителем. И я не рекомендую такую тактику, если у тебя нет хотя бы небольшого опыта уличной дипломатии. Но в школьные годы моя подруга Шелби смогла вызвать сочувствие у одноклассницы, которая травила ее.

Та девочка была гораздо крупнее и злее моей подруги и нападала на нее каждую неделю после уроков. Тогда Шелби подключила нейтральную третью сторону — та рассказала задире, что отец Шелби смертельно болен, и попросила ее прекратить нападки. Это сработало. Шелби сумела вызвать у агрессора эмпатию.

Та девочка решила, что у Шелби и так хватает трудностей, и нашла себе новую жертву (к сожалению, даже не одну).

Именно так хулиганы и делают — ни с того ни с сего начинают травить человека. Помни, что их нападки носят временный характер. Через какое-то время они переключатся на кого-то другого, сами станут объектами нападок или вляпаются в серьезную беду.

Когда я учился в школе… меня называли каким-то не таким, меня называли странным и еще парочкой слов, которые я не буду повторять. К счастью, мама научила меня тому, что быть не таким, как остальные, — это хорошо… что такие люди могут многого достичь.

Джастин Тимберлейк, певец и актер

Я понимаю, тебе хочется «держать лицо» и не проявлять слабость. Кажется, что если пожаловаться на обидчиков, то тебя только сильнее начнут травить. Но не все проблемы можно и нужно решать самостоятельно.

Всегда найдется кто-то, кто сможет остановить задиру, — не обязательно ты.

Твоя задача — остаться в безопасности и сохранять эмоциональное равновесие, а с травлей пусть разбираются учителя или руководство школы.

Полезную информацию ты найдешь на сайтах травлинет.рф и vmesteprotivtravli.ru.

По материалам книги «Спокойно, ты справишься!»

Обложка поста: unsplash.com

Источник: https://deti.mann-ivanov-ferber.ru/2020/03/20/chto-skazat-podrostku-kotorogo-obizhayut-sverstniki/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.