За что могут наказать родители подростка

Содержание

Как наказывать подростка

За что могут наказать родители подростка

Наталья Визер

Вопрос о наказаниях подростков актуальная тема для многих родителей. Ведь подросток ещё не взрослый, но уже и не ребенок. Как же на него повлиять, как реагировать на неправильное поведение, плохие оценки?

Ответы на этот вопрос принято искать у психологов.

Но одно дело давать рекомендации, а другое – жить в своей семье, строить отношения со своими детьми, и решать те же «насущные» родительские вопросы.

Нам стало интересно узнать, как обстоят дела с наказаниями в семьях наших тренеров и что на эту тему думают вами подростки. Поэтому мы попросили дочь нашего тренера, Елизавету, (ей 13 лет) ответить на вопрос как правильно наказывать подростков. Вот что получилось.

«Будешь сидеть в своей комнате до конца дня! Никаких конфет до конца недели! Гулять сегодня не пойдёшь!»

Подобные меры, приведенные выше, кажутся родителям нужными в некоторые моменты. К примеру, когда дочка получила двойку, или сыном была порвана совсем новая спортивная форма. Однако, так ли они необходимы?

Я, как подросток, могу сказать: нет. Я прожила 13 лет, и не думаю сказать, что наказания на меня сильно повлияли, хотя бы запомнились или «послужили уроком».

Если честно, я вообще не помню, чтобы меня на самом деле наказывали…

Но я слышала истории про родителей, которые сильно наказывают своих детей. Несомненно, бывают моменты, когда родители устали на работе, приходят домой, а им звонит учитель с гневной тирадой… Тут, наверное, хочется своему любимому школьнику всё, что вы о нём думаете… Наказание тут как тут. Но остановитесь на минуточку!

Случается, когда ребенок приходит в школу, устаёт там, да ещё и неудачи какие то происходят. С учителем конфликт или плохие оценки получил. Сам не рад. Приходишь домой, а на тут ругаются родители, и грозят лишить интернета, или ещё чего-нибудь.

Объясню на своём примере. Есть у меня в школе учитель. Преподает хорошо, только, по моим ощущениям, минимум для студентов – не всегда понятно, так ещё и с колкостями через раз. И как запомнить нормально этот предмет? Вообще понять объяснения? А потом вопрос ну почему по этому предмету у многих плохие оценки?

Или вот ещё. Прихожу я в школу в понедельник, сижу на физике. Бывает, что наша учительница вскипает и минут 5 ругается на нарушителей дисциплины. После такого урока выходишь выжатый, как лимон. Потом алгебра и геометрия устаёшь вдвое. Затем английский дисциплина ужасная.

Когда наконец то попадаешь домой уже устал очень сильно. Уже не кажется важным, сложил ты школьную форму, красиво написал упражнение, сделал ли зарядку. А родителям кажется. Они начинают выговаривать, а в конце лишают телефона.

Правда, я таких случаев в своей жизни не помню, но одноклассники рассказывают о том, что родители так часто поступают.

Слово «нужно» я здесь считаю не подходящим. Не нужно, по моему мнению. Но расскажу, как это происходит у нас.

Так что, дорогие родители, услышьте подростков: нам плохо, если вам плохо. Что бы мы ни говорили в порыве гнева, мы вас любим. А конфликты, к примеру, с осанкой, можно решать обычным разговором. А споры крепкими объятиями. Так что не наказывайте подростков, особенно в гневе, нам будет хуже и за вас, потому что вас расстроили, а также за себя.

Бывает, когда мама приходит уставшая домой, видит гору грязной посуды. Тогда она может обидеться, и день-другой нам приходится кормить себя самим, в особенности, мыть посуду. В этом всё наказание и заключается. Как итог – недельку посуда в раковине не застаивается.

Потом бывают, конечно, снова «сбои в системе» J. С этим вроде бы вопросы решаются так.

Так что, дорогие родители, услышьте подростков: нам плохо, если вам плохо. Что бы мы ни говорили в порыве гнева, мы вас любим. А конфликты, к примеру, с осанкой, можно решать обычным разговором. А споры крепкими объятиями. Так что не наказывайте подростков, особенно в гневе, нам будет хуже и за вас, потому что вас расстроили, а также за себя.

  1. Не моем посуду.

    Бывает, когда мама приходит уставшая домой, видит гору грязной посуды.

    Тогда она может обидеться, и день-другой нам приходится кормить себя самим, в особенности, мыть посуду. В этом всё наказание и заключается. Как итог – недельку посуда в раковине не застаивается.

    Потом бывают, конечно, снова «сбои в системе» J. С этим вроде бы вопросы решаются так.
  2. Красивая осанка

    Иногда случается, что я устала в школе, на кружках, поругалась с братом, а мама приходит и начинает ругаться на кривую осанку. Слушать это нестерпимо из-за того, что и так стараешься, учишься изо всех сил. А на то, чтобы спину ровно держать сил как раз не остаётся. А из-за того, что маме грустно, и мне самой нехорошо…

  3. «Хочу это!» или «не буду делать!»

    Вы знаете, что даже споры часто наказание. Даже если мы их провоцируем, удовольствие от них не получаем точно. Просить и в очередной раз получать отказ, слышать 10 раз о том, что ты что-то должен сделать не очень радостно.

Споры могут возникать, если вы трижды попросили ребенка что-то сделать, например, убрать обувь, а грязные ботинки до сих пор стоят в прихожей.

Или вы объяснили, что это невозможно, а он продолжает вас просить, к примеру, купить краски в 10 вечера.

Почему не убирает или просит? В первом случае устал, или считает это не таким важным, во втором реально краски хочется…. Так как же решить эти вопросы, и многие подобные?

В каждой семье должны существовать правила, вывешенные на видное место. Но сначала надо объяснить, почему так нельзя, почему правила именно такие. Принять их всей семьёй, согласовать между родителями и детьми.

Например, правила могут выглядеть так:

  • Обувь сразу убирать в шкаф
  • Посуду моет дежурный, меняющийся каждый день
  • Звуки прекращаются, хотя бы сводятся к минимуму в 10 часов, даже если одному из членов семьи завтра не надо рано вставать.
  • Грубить друг другу нельзя даже в ссоре.
  • Надо помогать в готовке и уборке даже если не просят.

А также должны быть назначены меры за невыполнение таких правил, причём актуальные и ребенка и взрослого.

  • Если обувь оставлена в коридоре, то надо её помыть в качестве наказания.
  • За каждое грубое слово раньше ложиться спать минут на десять.
  • За невымытую посуду мыть её на следующий день, на один раз освободив от этой обязанности дежурного.
  • За различимую мелодию музыки после 10 часов сделать подарок из конфет или книжечку любимых качеств в том человеке, которому вы случайно помешали.

Лучше просто объяснить, почему надо делать уроки или смотреть по сторонам на дороге. Для этого нужно договориться и составить правила. Тогда всё понятно для подростка, и ругаться просто не из-за чего. Ведь ты и сам знаешь, что делать, если правила нарушены.

Надо уменьшить, а лучше совсем обнулить количество споров. Здесь тоже помогают правила. Исключения составляют споры, которые прерываются смехом о каком-нибудь изобретении, идее. Но я считаю, что даже споры должны кончаться миром. То есть, обычным разговором.

Очень обидно, кстати, когда родителями прерывается спор братьев или сестер, если не слышно воплей и криков. Ведь им может нравиться такой спор, или как я его называю, дискуссия. Бывает, что мы с братом вполне серьёзно спорим о теории по книге или о нашем будущем изобретении.

Очень неприятно, если такой спор прерывается гневным замечанием: «прекратите спорить, потом кто-то плакать будет!». Ведь вы, взрослые, не всегда различаете мирный спор от яростного.

Мирный спор бывает о каком-нибудь вопросе, а яростный переходит на личности и заканчивается оскорблениями.

Часто родителями обсуждается вопрос наказания, но вопрос похвалы редко. А она очень важна. И если наказание важно для взрослого, так как в следующий раз дитя не будет выводить взрослого из себя, то похвала служит настроению ребенка, а взрослому при этом ничего не стоит. Но не всякая похвала ценна для подростка.

Похвала на пустом месте, когда ты перешел дорогу, посмотрев по сторонам, или с преувеличенными неискренними выражениями, типа «ты герой»; «вот это ты молодец!» вызывают только отвращение ребенка и желание махнуть рукой. Так, как надо подъёму настроения не служит.

Так за что же надо хвалить подростков?

Попросите своего ребенка честно написать или сказать, что он любит, что ему дается с трудом. А может быть вы и сами знаете это. Самой ценной похвалой будет именно за это.

Если ребенку, как и мне, интересна книга или фильм, а может он просто рукодельник, и очень часто делает интересные вещи по любимой вселенной, то знайте ему будет очень приятно, если его рисунок повесят на стенку, в игру будут играть, а рассказ – часто перечитывать, и это будет лучшей похвалой.

То есть похвала для подростка это не слова, а действия!

  1. Хвалить за то, что важно.

    Если ребенок не дружит со школой или учёбой лучшей похвалой будет маленький тортик в честь успешно сданного экзамена, или разрешение пригласить друга в гости, если он раньше мало с кем дружил, а сейчас понемногу у него появляются друзья и вы хотите похвалить его за это.

  2. Хвалить за соблюдение правил.

    Я уже писала про список правил семьи, так вот: за выполнение этих правил в течении недели купите долгожданную книгу или сходите в кино на любимый фильм. У нас в семье раньше был список задач, за выполнение которых следовало сделать что-то приятное.

  3. Хвалить за стремление к мечте.

    Попросите ребенка, не стесняясь, список задач на неделю, месяц и год. Там могут быть и шуточные задания – разыграть пять человек, так и серьёзные сесть на шпагат. Если школьник любит какую-либо вселенную пусть поставит цель нарисовать любимого персонажа или написать рассказ про него.

    Если увлекается чем-то конкретным, например, рисованием или выпиливанием кинжалов из дерева он может сделать целью пять кинжалов или альбом рисунков. Если школьник знает, чем хочет заниматься в будущем пусть его целью будет прочитать книгу по будущей профессии, или разработать новый проект.

    И если он выполнит план – сводите его в лес с ночевкой или на интересный мастер-класс.

Я писала, что похвала на пустом месте или она же без искренности очень раздражают. Со мной иногда бывает, что я слышу совершенно лживое «ты такая молодец!» Прямо чувствуется, что сказано это для того, чтобы быть вежливой. Очень хочется раздраженно промычать что-нибудь, чтоб поток лести иссяк.

Так что если вы хотите, чтобы похвала воспринималась похвалой, а не лестью, хвалите только тогда, когда вам действительно что-то нравится, или когда понимаете, что то нечто достойно похвалы, и не каждый может сделать тоже.

По-прежнему – главной наградой, похвалой, поощрением, служат тёплые слова, крепкие объятия и ваши действия.

Мы попросили прокомментировать эту статью Наталью Ломилину, маму Лизы. 

“У меня двое детей, сейчас им 11 и 13 лет. В какой-то момент я поняла, что наказания не работают.

Хотя часто слышу мнения о том, что детей без наказания нельзя вырастить, что ничего путного из них не выйдет, если не наказывать за проступки. А ещё о том, что «меня наказывали и вот я вырос человеком».

Я считаю, что тут вопрос больше в том, что как научить ребенка жить в обществе, а первое общество для него это семья.

 

В нашей семье мы ввели правила. Вводили их всей семьей. Вот как это было.

  • Мытьё посуды.За ужином, когда все собрались, каждый высказал свой вариант решения этого вопроса и очередности дежурства. Были варианты мыть ее через день, каждый сам за собой, фиксированные дни за каждым членом семьи. Не скрою, что обсуждение было жарким и за один вечер мы не пришли к единому решению. Оставили идею «на подумать». На следующий вечер после обсуждения нашли то, что устроило всех. Каждый подтвердил, что понял условия, согласен выполнять, и нести ответственность за невыполнение.
  • Разграничение «детского» и «взрослого» времени.Весь день до 22 вечера время «детское». Дети могут заполнять все пространство. Здесь общение, занятия, и игры разной степени активности. А с десяти вечера время детское заканчивается и начинается время взрослое. Дети уже знают это и готовятся заранее. Их задача покушать, попить, уложить игрушки в кровать, гигиена и прочее. До 22:00Тогда наступает тишина, и взрослые могут пообщаться друг с другом, провести время вместе или наедине с собой, поработать, то есть так как им нужно, важно, хочется.Если в 22 часа возникает вопрос можно ли мультики? Есть готовый универсальный ответ ребенку: время детское кончилось. Спокойной ночи.Введение адекватных правил, помогают взрослым или детям обходиться без наказаний. Сохраняя при этом теплые отношения и мир в семье.”

В наш центр часто обращаются родители с вопросами конфликтов в семье, или не слушается подросток. Конечно, бывают случаи особенно сложные, где договоренностями и рекомендациями не обойтись.

Но по нашему опыту можем сказать, что редко. Если у вас есть вопросы по поводу воспитания вашего ребенка, задайте его Наталье Ломилиной , или другим нашим специалистам.

Или запишитесь на консультацию психолога.

Источник: https://tren-kot.ru/stati-po-detskoy-psihologii/kak-nakazyvat-podrostka/

– Ты уже большой. Делай все, что хочешь ! – кричат родители и обрекают подростка на провал. 

Подросткам обязательно нужны правила .Чаще всего родители сами придумывают правила своей семьи, основываясь на образце из детства: «Нас так воспитывали, и мы выросли нормальными людьми!»:

– Ремень.

Метод эффективный, но кратковременный. Требует усиления воздействия.

Вызывает агрессию у обеих сторон, подавляет подростка, показывает слабость и безразличие родителей к будущему психическому здоровью ребенка. 

– Сравнение. Метод малоэффективный. Вызывает агрессию и комплексы у подростка. Подталкивает к ненависти тех людей, которых вы приводите в пример. Заставляет вас чувствовать вечную неудовлетворенность подростком.

-Крик. Метод эффективный, но очень краткосрочный. Вызывает депрессию у подростка и увеличение непонимания между вами. Превращает вас в «кислотного родителя». А подростка – в пассивного зрителя «вашего театра».

– Игнорирование и бойкот. Метод эффективный в том случае, если есть глубокая эмоциональная связь между подростком и родителем. В остальных случаях это только углубляет конфликт. Развивает «чувство ненужности» у подростка, ведет к депрессии обе стороны. 

– Ограничение деньгами или иными благами, выполненные по одностороннему решению родителей .Метод эффективный, но рисковый.

Может привести подростка к воровству, хроническому обману, переведет родителей в стан «врагов».

 
Возможно, вы сталкивались в своем взрослении с этими старыми «добрыми» методами, и они не помешали вам стать такими, какие вы сейчас. Но, положа руку на сердце, скажите себе:

разве не могли мы быть еще ЛУЧШЕ, если бы эти методы наказания прошли вас стороной?

Наказание подростка сегодня– задача не простоя. Вот основные правила наказания:1. Не причиняйте вред здоровью.2. Не наказывайте при чужих людях.3. Выбирайте подходящее время.(если подросток болен, очень голоден, в глубоком стрессе – это не лучшее время для назначения наказания.)4.

Наказывайте за конкретную провинность (не вспоминайте все провинности за год – это не даст результата)
5.Наказание должно привести к работе над ошибками и подростка, и родителей.

(если он украл – он должен вернуть и извиниться, переживая все эмоции стыда, а родителям проработать – что толкнуло к такому поступку?)

Ваша задача при назначении наказания – показать, что вы на стороне подростка, но не намерены терпеть неприемлемое поведение.

Любое наказание должно стать компромиссом, а он никогда не удовлетворяет все стороны на 100%, значит – и вы, и подросток идут на уступки. Но это соглашении должно начинаться с главного пункта – и правила, и наказания за нарушения правил должны быть предельно ясны подростку!

Как этого добиться? – составить правила вместе! Только так это будет работать некоторым сдерживающим фактором для ваших подростков. 

1. Мои правила. Как можно четче напишите правила, которые вы установите подростку. Главное – конкретика! Не абстрактное : «Ходить в школу », а конкретное- «Не пропускать школу без уважительной причины.

Все причины согласовываются» или «Рассказывать о школьных оценках»-расшифровать- «Два раза в неделю показывать электронный журнал.» и т.д. Правила должны быть предельно понятны, т.к. за их нарушения будут наказания.

Подросток может их получить из-за непонимания или использовать «неясность», как лазейку к оправданию.

2.Компромисы. Обсудите ваши правила. Необходимо дать к ним аргументы –почему это так важно для вас. Позвольте подростку ввести свои коррективы. Ищите компромиссы вместе. Если его мнение будет учтено в правилах – это будет работать.

Выслушайте, почему для него важно то или иное правило к вашему поведению. А почему нет? Вы тоже можете быть неправы по отношению к подростку. У вас тоже должны быть и правила, и наказания за их нарушение.

Это справедливо, если вы хотите диалога с позиции – две ответственные стороны. 

3.Наказания. Было бы лучше, если над этим пунктом потрудилась вся семья. Здесь тоже должна быть конкретика. А мнение подростка – основным. Можно «поработать коучем» для подростка.

И задавать вопросы, которые требуют осмысленных ответов: «К чему приведет нарушение этого правила? Как поступил бы ты на моем месте родителя? Как бы ты вел себя в такой ситуации ?Кто или что поможет избежать наказания? » и т.д.

Обязательно продумайте, что будет, если ситуация нарушения правил повториться. Фактически, ваш подросток и вы сами утверждаете свои наказания.

4. Договор. Это самая сложная часть, т.к. все члены семьи должны поставить «свою печать» под каждым пунктом. И с этого момента договор вступает в силу. И не обсуждается, а выполняется, как бы трудно не было его участникам.

Эти шаги очень сложны для осознания родителей. Не переживайте, что кто-то расценит ваши компромиссы с ребенком ,как «заискивание перед подростком». Главное чего вы достигните – подросток будет чувствовать в вас поддержку в любой ситуации, а не угрозу. А выполнение правил и наказаний станет для него «делом чести»,т.к. он утвердил их сам , и они выполняются обеими сторонами.

Правила не могут быть постоянными, они будут меняться с взрослением вашего подростка. И не забывайте о том, что за наказанием всегда должно последовать поощрение. Оно должно быть искренним.

Для подростка это будет сигнал,что вы принимаете и прощаете его, что вы любите его таким, какой он есть, но его ошибки вам небезразличны.

Если вы найдете силы для этого, вы найдете взаимное доверие и понимание в семье.

Мир вашему дому!
(с) Седова Наталия

Источник: https://www.b17.ru/article/nakazat-podrostka/

Ответственность родителей за несовершеннолетних детей

За что могут наказать родители подростка

Согласно Конституции РФ и Семейному Кодексу родители обязаны в равной мере заботиться о своих детях до наступления их полной самостоятельности. Родители должны заниматься воспитанием своего ребенка, контролировать его действий.

По многим видам преступлений или административных нарушений ответственность наступает только с определенного возраста. Поэтому в случае совершения ребенком противоправных действий ответственность за это будут нести его родители.

Кроме того, в стране предусмотрена ответственность родителей за несовершеннолетних детей, воспитанием которых они не занимаются.

Что по законам грозит нерадивым родителям, и с какого возраста дети начинают полностью отвечать за свои действия?

В каком случае ответственность переходит на родителей?

До скольки лет родители несут ответственность за детей, зависит от совершенного проступка. Фактически полная дееспособность в стране наступает с 18 лет. До этого времени дети считаются несовершеннолетними. Однако, к примеру, за особо тяжкие преступления ответственность наступает намного раньше.

Нести ответственность за своих детей родители могут только в рамках гражданского судопроизводства при возмещении причиненного вреда.

Если ребенок убил человека, конечно же никто за это не посадит в тюрьму его родителей. Но заставить их выплачивать пострадавшей стороне денежную компенсацию вполне могут.

В ст. 1073 и 1074 ГК РФ указаны те лица, которые несут ответственность за действия несовершеннолетних лиц. В данном контексте законодателем несовершеннолетние разделены на малолетних – до 14 лет и несовершеннолетних – от 14 до 18 лет.

За малолетних могут нести ответственность следующие категории граждан:

  • Родители;
  • Опекуны и попечители;
  • Сотрудники образовательных или медицинских учреждений;
  • Работники организаций для детей, которые остались без попечения родителей;
  • Прочие организации, которые в период совершения ребенком нарушения отвечали за присмотр за ним.

Ответственность родителей за нарушения и преступления несовершеннолетних сохраняется в течение 3 лет после лишения родительских прав.

Лица в возрасте от 14 до 18 могут сами выплачивать компенсации причиненного вреда или ущерба, если имеет в это время доход. Если же заработок у них отсутствует, это обязанность переходит к родителям.

Основные обязанности родителей

Частным случаем прекращения ответственности за лицо, не достигшее совершеннолетия, является эмансипация. Эмансипация – это процесс признания ребенка совершеннолетним до наступления его возраста установленной законодательством для этого возрастной границы.

К примеру, если ребенок раньше 18 лет вышел замуж или женился, он считается совершеннолетним.

В Семейном Кодексе предусмотрены обязанности родителей, которые они в обязательном порядке должны исполнять. К ним, в частности, относятся:

  • Лично воспитание ребенка;
  • Самостоятельный выбор методик воспитания, которые не противоречат безопасности детей и их интересам;
  • Оказание содействия в психологическом и духовном развитии ребенка;
  • Создание необходимых условий жизни ребенка, его материальное содержание;
  • Всестороннее образование ребенка через детские сады, школы, кружки и секции;
  • Защита правовых интересов ребенка в судах или иных органах, где требуется участие законного представителя.

Считается, что родители обязаны по умолчанию исполнять все возложенные на них кодексом обязанности.

Если же ребенок ведет себя не подобающим образом, нарушает закон и общественный порядок, считается, что это недоработка родителей. Следовательно, они обязаны отвечать самостоятельно за действия своего плохо воспитанного ребенка.

Ответственность за ненадлежащее воспитание

Если родители игнорируют правила поведения, предусмотренные Семейным Кодексом, значит они не исполняют свои родительские обязанности. За это существует строгое наказание.

Несоблюдение родительских обязанностей по воспитанию ребенка и заботе о нем может привести к ограничению или полному лишению родительских прав.

Контроль за действиями родителей осуществляют органы опеки и попечительства. Они ставят на учет те семьи, в которых плохие условия содержания детей, родители пьют или избивают детей.

В любой момент из этих семей детей могут забрать, отправить в дом малютки и подобрать им новую семью.

Основаниями для привлечения родителей к ответственности являются:

  • Злоупотребление родительскими правами;
  • Ненадлежащее исполнение родительских обязанностей;
  • Умышленное совершение действий, которые нанесли физический или психологический вред ребенку.

Кроме лишения родительских прав к родителям могут применяться различные штрафные санкции. За злостное уклонение от уплаты алиментов, к примеру, и вовсе предусмотрена уголовная ответственность.

Ст. 5.35.1 КоАП РФ предусматривает наказание за неуплату алиментов более 2 месяцев. Когда нарушитель имеет несколько административных штрафов по данной статье, на него возбуждается уголовное дело.

Уголовная ответственность родителей за несовершеннолетних детей

По ст. 20 УК РФ уголовная ответственность подростков наступает по общему правилу с 16 лет. Однако, если ребенком совершается особо тяжкое преступление, то он может стать правомерным субъектом содеянного уже с 14 лет.

К таким особо тяжким преступлениям могут быть отнесены:

  • Умышленное убийство;
  • Террористическая деятельность;
  • Насильственные действия сексуального характера;
  • Умышленное причинение вреда здоровью тяжкой степени;
  • Вымогательство;
  • Хищение чужого имущества и др.

Как правило, к подсудимым в возрасте от 14 до 16 лет применяются в качестве наказания меры медицинского характера или иные принудительные воздействия. Детей могут отправить под надзор родителей или поместить в медицинское учреждение.

Именно поэтому при вынесении приговора в суде учитываются следующие особенности несовершеннолетнего подсудимого:

  • Условия его жизни;
  • Воспитание;
  • Вменяемость и способность отдавать себе отчет в своих действиях;
  • Умственное развитие;
  • Наличие образования;
  • Образ жизни;
  • Психологическое состояние;
  • Наличие или отсутствие заболеваний.

Обязательно проводится судебно-медицинская экспертиза, которая устанавливает вменяемость ребенка, оценивает его здоровье и опасность для общества.

И допрос на следственных действиях, и участие ребенка в судебных заседаниях осуществляется только в присутствие его законных представителей. Это, как правило, родители или органы опеки, если родители выступают потерпевшей стороной в деле.

Чаще всего, фигурантами уголовных дел являются подростки из неблагополучных семей. Они растут и воспитываются в условиях, где родители заняты своими делами и не контролируют жизнь своих детей.

За неисполнение родительских обязанностей предусмотрена уголовная ответственность по ст. 156 УК РФ.

По ст. 156 УК РФ родителям, которые халатно относятся к воспитанию своих детей, грозят следующие варианты ответственности:

  • Штраф до 100 тысяч рублей;
  • Штраф в размере дохода осужденного до года;
  • Обязательные работы до 440 часов;
  • Исправительные работы до 2 лет;
  • Принудительные работы до 3 лет;
  • Лишение свободы до 3 лет.

Кроме того, родители обязаны возместить ущерб, причиненный уголовным преступлением их ребенка, потерпевшей стороне. Это, прежде всего, возмещение ущерба имуществу, стоимость лечения и моральный вред.

Административная ответственность родителей за несовершеннолетних детей

Ответственность родителей за правонарушения несовершеннолетних детей предусмотрена КоАП РФ до наступления возраста в 16 лет. Если же дети к этому моменту самостоятельно не могут выплатить сумму ущерба, на помощь им приходят родители.

К таким преступлениям, за которые ответственность будут нести родители, относятся:

  • Нарушение правил дорожного движения;
  • Уклонение от учебы;
  • Общественно опасные деяния;
  • Мелкое хищение;
  • Хулиганство;
  • Антисоциальное поведение.

За административные проступки возможна ответственность в виде:

  • Штрафной компенсации в размере половины МРОТ;
  • Принесение публичных извинений перед потерпевшей стороной;
  • Самостоятельное устранение ущерба.

Кроме того, если суд усмотрит в действиях родителей ненадлежащее исполнение своих обязанностей, он может применить в отношении них административные взыскания. В частности, основаниями этого могут послужить отсутствие социального воспитания и обучения, ненадлежащее обеспечение ребенка.

По ст. 5.35.1 КоАП РФ за ненадлежащее исполнение своих обязанностей родителям грозит штраф от 100 до 500 рублей.

Такая мера ответственности может применяться, как при совершении административного проступка несовершеннолетним, так и в качестве самостоятельной меры воздействия на родителей.

Дела об административных правонарушениях в 2020 году уполномочены рассматривать на основании ст. 22.1 КоАП РФ комиссии по делам несовершеннолетних.

Ответственность родителей за нарушение детьми ПДД

Нарушение ребенком правил дорожного движения является частным случаев административного проступка. Субъектом данного правонарушения являются родители.

Родители должны объяснять детям правила поведения на дороге и контролировать соблюдение ими этих правил. Необученный ребенок может создать на дороге опасную не только для него самого ситуацию, но и для других участников движения.

К действиям и бездействиям родителей, которые могут привести к нарушению детьми ПДД, относятся:

  • Приобретение для детей до 16 лет мототранспортных средств или предоставление им в пользование своих автомобилей;
  • Прогулка детей дошкольного возраста без сопровождения взрослых;
  • Родители отправляют своих детей в магазины, которые находятся через дорогу без сопровождения;
  • Родители не контролируют управление детьми велосипедами;
  • Родители при переходе дороги не ведут детей дошкольного возраста за руку.

За эти действия по ст. 5.35.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность в виде штрафных санкций от 100 до 500 рублей.

Родители должны заниматься воспитанием своих детей. Дети в силу своего возраста, эмоционального и физического развития многого не знают. В детей нужно вкладывать правильную информацию, объяснять, что можно делать, а чего категорически нельзя.

Только тогда можно избежать случаев совершения преступлений и противоправных действий несовершеннолетними, ответственность за которые придется нести родителям.

Источник: http://ugolovnyi-expert.com/otvetstvennost-roditelej-za-nesovershennoletnix-detej/

Как заставить подростка соблюдать ваши правила. Воспитание подростка

За что могут наказать родители подростка

Татьяна Никитина, психолог: 

Нужно ли наказывать

Считается, что самые действенные наказания всегда основываются на страхе испытать неприятные физические или моральные ощущения.

Но времена, когда детей за проступки в конце недели били розгами или ставили коленями на горох, к счастью, остались в прошлом.

Постепенно вслед за розгами исчезает ремень, а значит, можно надеяться, что канут в лету и оскорбительные пощечины, и обидные затрещины, и унижающие слова. По крайней мере, в цивилизованных семьях.

Однако семей, вырастивших ребенка, которому к подростковому возрасту уже никаких наказаний не требуется и достаточно только разговора по душам, все равно немного.

Как немного и подростков, которые не врут (ну или почти), поддерживают в комнате порядок, пропускают школу только с согласия мамы-папы, приходят домой вовремя и не заставляют родителей сходить с ума, потому что «аппарат абонента выключен…».

Как нужно реагировать, чтобы проступки подростков больше не повторялись?

Можно ли избежать наказаний? А если наказывать, то как избежать при этом обид, психологических травм, да и просто ухудшения отношений с подростком?

Есть семьи, где взрослые применяют тип воспитания, носящий в педагогике название «сотрудничество». Родители стремятся не опекать ребенка, а оказывать ему поддержку во всех сферах, особенно — в эмоциональной.

Ребенку дается достаточно самостоятельности, но взрослый все время находится рядом, готовый вовремя прийти на помощь, поддержать, успокоить, объяснить. Членов таких семей объединяют общие ценности, традиции, они испытывают эмоциональную потребность друг в друге.

Когда дети, выросшие в таких семьях, достигают подросткового возраста, то проблема наказаний, как правило, не стоит. Достаточно разговора, разъяснения и осознания своей вины.

Но в большинстве семей, а особенно в тех, где применялись такие стили воспитания, как авторитаризм или гиперопека (или оба сразу), или ребенок рос в условиях противоречивых инструкций, получаемых от разных членов семьи, с осознанием вины и взаимопониманием между родителями и детьми есть проблемы. И поэтому добиться желаемого поведения родители могут только при помощи системы контроля и ограничений — иными словами, наказаний.

Безусловно, есть выбор. Не хотите наказывать — не наказывайте. Повторяйте по сто раз, делайте все за ребенка сами, надейтесь, что с возрастом это пройдет, до бесконечности объясняйте и говорите по душам.

Действительно, вам что сложно убрать бардак в его комнате? Не первый же раз? Не чистит зубы? Не моет голову? Ничего, влюбится — эта проблема отпадет.

Прогуливает школу? Его дело! Не можете же вы, в конце концов, бросить работу и сопровождать его повсюду? Пора уже самому брать на себя ответственность.

Такой стиль воспитания иногда называют «попустительским», но и он имеет право на существование.

Да, родители закрывают глаза на многие нежелательные моменты в поведении своих подросших детей. И надеются, что с возрастом все само собой изменится. Не всегда это заканчивается чем-то плохим

Приходит время, неорганизованные подростки вдруг меняются, перестают опаздывать, начинают проявлять внимание к домашним обязанностям.

Обычно такие изменения происходят, когда подросток на самом деле сам берет на себя ответственность за свое поведение, и часто совпадают с появлением собственной (а не навязанной родителями) цели.

Или подросток, «переболев» протестами, вдруг на той или иной почве сближается с родителями.

Но есть подростки, с которыми применять «попустительский» стиль воспитания опасно. Согласно классификации знаменитого психолога Юлии Гиппенрейтер, это прежде всего дети с явно выраженными чертами неустойчивого, напряженно-аффективного и демонстративного характера.

С такими подростками не обойтись без строгости в воспитании. То есть без четких правил, инструкций и наказаний за их невыполнение.

А еще есть проступки, не отреагировать на которые невозможно даже самым продвинутым родителям (например, воровство, драки, употребление алкоголя, наркотиков).

Как наказывать

Универсального рецепта «правильного наказания», который бы подошел семье с любой системой ценностей и ребенку с любым типом характера, нет. То, что работает в одних случаях, оказывается бесполезным в других.

Но все же есть одно общее правило, которому важно следовать в контексте применения любых санкций по отношению к подростку: система правил и наказаний должна быть подростку предельно ясной. Правила и санкции за их невыполнение должны быть прозрачны, однозначны и известны заранее.

Поэтому если у вашего ребенка подростковый возраст проходит непросто, найти общий язык кажется невозможным, и вы все время натыкаетесь на протестное поведение, попробуйте создать свою собственную внутрисемейную систему правил.

Внутрисемейные правила поведения — это своего рода правила дорожного движения. В ПДД четко расписано, что разрешено, что запрещено и как наказывается несоблюдение. Не будь ПДД — на дорогах бы царил хаос.

Хаос начинает царить и в некоторых семьях, где есть непростой подросток, противоречивые инструкции со стороны родителей, но нет свода ясных и однозначных правил поведения

Если в семье недостаточно уважения друг к другу, а ребенок не готов взять на себя ответственность за свое поведение, то заставить ребенка подчиняться правилам непросто. Нередко подросток просто обучается обходить систему правил, оставаться непойманным, увиливать и так далее. И все же смысл четко обозначить правила есть.

Реакция подростков на внутрисемейные правила во многом напоминает отношение водителей к ПДД. Есть водители, которые соблюдают ПДД и крайне редко их нарушают и, соответственно, редко бывают оштрафованы.

Эти водители внутренне согласны с правилами и считают их достаточно справедливыми (или боятся санкций, что тоже не редкость). Другие водители не все правила считают справедливыми и не всегда готовы их соблюдать, но «принимают правила игры» — то есть они согласны понести наказание, если будут пойманы на нарушении.

А еще есть водители, которые не хотят принимать правила игры, причисляют себя к избранной группе тех, кому можно то, что нельзя другим. Здесь в ход идут всевозможные ксивы, мигалки и другие атрибуты исключительности.

Что-то похожее есть и в поведении некоторых подростков, которые способны на невероятные ухищрения, лишь бы вести себя так, как они сами считают нужным. Но даже для них наличие правил является некоторым сдерживающим фактором.

Как составить внутрисемейную систему правил

Вот последовательность шагов, которую важно использовать, если вы решили, что слов недостаточно, и вашему ребенку все же нужны «рамки». Эти шаги минимизируют возможные негативные последствия наказания, а также позволяет свести на нет игнорирование установленных вами правил.

1. Список

Составьте сначала для себя список тех правил, которые хотели бы, чтобы ваш ребенок соблюдал. Возможно, в дальнейшем вы захотите их дополнить или внести правки, но сейчас обозначьте основные.

2. Уточнение

Уточните свои требования. Ребенку важна конкретика. Например:

Неправильно: «Не гулять поздно».

Правильно: Приходить домой не позднее 22.00.

Неправильно: «Всегда быть на связи».

Правильно: «Отзваниваться каждые три часа. Перезванивать после пропущенных вызовов не позднее чем через 20 минут».

Ваши правила должны быть максимально четко сформулированы, ведь за несоблюдения предполагаются санкции.

Неправильно: «Не прогуливать школу».

Правильно: «Не пропускать школу без уважительной причины. Уважительная причина согласовывается».

Определитесь, что будет считаться прогулом. Например, ушел из школы, потому что отменили последний урок, — считать это прогулом? Договоритесь, как поступать в спорных ситуациях и за кем последнее слово.

«Не пошла на физ-ру, потому что болела коленка». Нужно ли было позвонить вам и получить согласие на этот пропуск? А может быть, вы лояльный родитель и разрешите своему подросшему ребенку пропускать пять уроков в месяц без объяснения причин.

Суть одна — как можно четче обозначьте свое требование.

3. Обсуждение

Обсудите с ребенком каждое из ваших требований, объясните, постарайтесь найти слова, почему это так важно для вас. Расскажите искренне, что вас волнует. Почему вы хотите, чтобы было так, а не иначе. С какими еще причинами это связано. Например, быть дома после 22.00 — это еще и требование закона для детей до 16 лет.

Важно, чтобы ребенок понял, что это не ваша «прихоть». Хотя и на «прихоти» вы имеете право. Так же, как и он. Он хочет коку и пиццу по субботам (хоть и знает, что это вредно), а вы хотите порядок в его комнате, грязные вещи в баке для грязного белья, потому что чувствуете себя плохо, когда вокруг бардак, а тратить полсубботы на уборку не хотите.

Выслушайте мнение ребенка и обязательно внесите коррективы в предложенные вами правила. Пусть немного, пусть в мелочах. Но подростку важно, что его мнение учитывается. Мотивации выполнять установленные правила будет значительно больше.

4. Санкции

Назначьте санкции или наказания за нарушения правил. Этот пункт важно составлять вместе с ребенком. Лучше, если санкции будут дифференцированными (вторичное нарушение карается строже). Чаще используйте прием «Представь себя на моем месте»: «Что бы делал ты, если бы ты был родителем? Как ты бы вел себя в такой ситуации? Какое наказание применил?».

Не отходите от договоренностей. Для психики ребенка, в том числе большого, очень вредно, когда за один и тот же поступок его то наказывают, то нет.

5. Согласие

Перечитайте свой свод правил вместе и добейтесь согласия ребенка по каждому пункту. Если удобней, ставьте плюсики в конце каждого пункта (в идеале три — оба родителя и ребенок). Это самый сложный и самый важный момент.

6. Правила для родителей

Для многих родителей этот шаг немыслим. И еще часть родителей считает это «заигрыванием с ребенком». Но подростки заслуживают того, чтобы мы считались с их мнением, а не отвечали в духе «это мое дело», «не тебе мне указывать», «создашь свою семью, там и будешь командовать». Так что шаг необязательный. Но строптивому подростку такой подход кажется более честным. Попробуйте.

Спросите ребенка, что ему остро не нравится в вашем поведении. Например: заходить в комнату без стука, названивать по 10 раз, когда он с друзьями, курить на кухне (или вообще курить!), обещать и не выполнять, чрезмерный контроль и так далее. Включите в список пункты которые вы сами обязуетесь исполнять (с санкциями, безусловно).

Почему правила — это не навсегда

Есть дети-аккуратисты, которые ненавидят беспорядок, поэтому сами без проблем поддерживают чистоту и порядок. А еще есть родители, которые приучили своих детей наводить порядок без напоминаний давным-давно, в доподростковом периоде.

Эти родители отсутствие порядка считают недоработкой своих нерадивых «коллег»: мол, не надо было забивать на воспитание раньше, надо было работать над этим ежедневно. А теперь ребенок ни в чем не виноват.

Именно это говорил мне мой друг Федор каждый раз, когда я жаловалась ему на бардак в комнатах своих детей и сетовала на то, что никак не могу их заставить поддерживать порядок. Федор хвастался порядком, который всегда был в комнатах его детей, когда те были подростками.

И я испытывала вину за предыдущие упущения в воспитании, корила себя за слабость характера и непоследовательность в применении обещанных наказаний. Эх, вернуть бы то время, когда из-за чашечки кофе или приятной болтовни с подругой мне было лень проверить, что творится в комнате сына или дочки, а потом заставала их спящими посреди хаоса (и не будила, чтобы убрались). Да, мы с мужем сами виноваты.

И вот однажды мы приехали с Федором в квартиру его образцово-показательного сына, которую тот снимал во время стажировки после окончания университета. Сын знал о визите папы со вчерашнего вечера.

Тем не менее представшая нашему взору картина впечатлила меня, видимо, на контрасте от ожиданий: разбросанная одежда, хаотично расставленные стопки книг, журналов и бумаг, пустые пивные бутылки повсюду, а местами и консервные банки вперемешку с червячками носков и даже пепельницы с окурками! Надо сказать, что сам Федор не маниакальный, но аккуратист, а порядку в его холостяцком шкафу позавидовала бы любая женщина! Встреча папы и сына была связана с передачей запасного ключа от машины и длилась 15-20 минут. Мы выпили кофе (для которого сын долго искал чашки). Отец не спросил, а сын и не думал извиняться за «некоторый беспорядок». Мне было странно, почему он хотя бы поверхностно не убрался перед приходом папы, с которым у него очень близкие и доверительные отношения.

Признаюсь, что в душе я в некотором смысле ликовала. Ведь Федор постоянно приводил мне в пример своих детей и свой педагогический дар. На мой вопрос «почему», Федор ответил: «Наверное, ему так нравится. Он уже большой, и это его дело».

А я спрашивала саму себя: как добивался Федор порядка в комнатах своих детей? Или они просто очень уважали своих родителей, поэтому подчинялись их инструкциям? Какой-то однозначный вывод из этой истории я делать не стала.

Но все же подумала о том, что семейные правила, даже в случае следования им детьми (как в описанном примере), — не всегда гарантия того, что поведение, которого хотят добиться родители, приживется и станет частью взрослой личности.

Оригинал

Источник: https://soznatelno.ru/kak-zastavit-podrostka-soblyudat-vashi-pravila/

Ответственность родителей за правонарушения несовершеннолетних детей: как могут наказать?

За что могут наказать родители подростка

Воспитание и забота о детях — ваша обязанность, как родителя. Когда малолетний или подросток совершает проступок, наказание неминуемо затронет членов семьи, которые несут за него первоочередную ответственность. В подавляющем большинстве случаев родители оплачивают административные штрафы, так как несовершеннолетний не обладает соответствующими финансовыми возможностями.

В каких случаях и до какого возраста детей ответственность переходит на родителей

Ответственность родителей за проступки несовершеннолетних детей возникает до достижения последними 18 лет.

К ответственным лицам также относятся опекуны, усыновители, попечители и иные граждане, осуществляющие уход за ребенком в соответствии с законом.

Здесь важно отметить, что члены семьи (бабушки, дедушки, братья, сестры), у которых дети остались на временном попечении или под присмотром, не отвечают за их проступки.

Существует три формы ответственности, а также предельные возрастные отметки, достигая которых, граждане отвечают за свои противоправные деяния самостоятельно:

  • административная — за правонарушение вопреки Административному кодексу начиная с 16 лет (ст. 2.3 КоАП РФ);
  • уголовная — за преступление вопреки особенной части Уголовного кодекса начиная с 16 лет (ст. 20 УК РФ);
  • гражданско-правовая — за причинение имущественного и материального вреда вопреки Гражданскому кодексу начиная с 14 лет (ст. 1074 ГК РФ).

Начиная с указанного возраста и до 18 лет родители и законные представители ребенка берут на себя частичную ответственность. Следует отметить, что существует перечень преступлений, по которым уголовное наказание возможно и ранее — после 14 лет. Среди них (ч. 2 ст. 20 УК РФ):

  • физическое насилие, приведшее к тяжким последствиям;
  • предумышленное убийство;
  • насильственные действия сексуального характера;
  • разбой, грабеж, угон;
  • участие в террористической деятельности;
  • хищение наркотических, взрывоопасных веществ, оружия;
  • уничтожение или повреждение имущества с отягчающими последствиями;
  • другие тяжкие и особо тяжкие преступления.

От уголовной ответственности несовершеннолетнего могут освободить, если установлено отставание в психическом развитии. Наказание же для родителей будет соответствовать тяжести деяния с учетом отягчающих обстоятельств и других факторов.

Если действия ребенка несут в себе след жестокого обращения, законных представителей могут лишить свободы на срок до трех лет (ст. 156 УК РФ).

Административная ответственность

Административную ответственность родители несовершеннолетних несут до достижения последними 16 лет и частично после.

В юрисдикцию КоАП РФ входят мелкое хищение, хулиганство, хранение или употребление наркотических веществ в небольших дозах, оскорбления, распитие алкогольных напитков, курение и т. д. За соответствующие деяния применяются штрафные санкции по статьям Кодекса, а также в соответствии со ст.

5.35 КоАП РФ. Она предполагает материальное обременение родителей в размере от 100 до 500 рублей за ненадлежащее исполнение своих обязанностей по воспитанию детей.

Распространенные проступки и меры наказания по КоАП РФ:

  • алкогольное или наркотическое опьянение — 1,5-2 тыс. рублей (ст. 20.22);
  • мелкое хулиганство — штраф от 500 до 300 тыс. рублей в зависимости от обстоятельств правонарушения (ст. 20.1);
  • оскорбление — штраф в пределах 1-5 тыс. рублей для физических лиц (ст. 5.61);
  • мелкое хищение — штраф в размере пятикратной стоимости похищенного имущества (ст. 7.27).

Оплатить штраф полагается взрослым, если несовершеннолетний не имеет собственных средств для погашения задолженности перед государством, согласно п. 2 ст. 32.2 КоАП.

Если нарушитель не достиг предела административной ответственности, то с ним и его родителями проводят воспитательно–предупредительную беседу. Родителям также полагается штраф по ст. 5.35.

Гражданско-правовая ответственность

Существенное отличие в наказании по Гражданскому кодексу заключается в том, что компенсации подлежит вред, который причинен в том числе детьми до 14 лет (ст. 1073 ГК РФ).

Материальную и имущественную ответственность здесь полностью несут взрослые, если не докажут, что он причинен не по их вине.

На практике такое практически не случается, так как виновное участие (недосмотр) родителей подразумевается само собой.

Тут важно обратить внимание на несколько моментов. Во-первых, если ребенок временно находился под присмотром профильных организаций (в образовательном, медицинском, социальном учреждении), то вред возмещают не родители, а руководство этих организаций. Во-вторых, их обязанности не прекращаются даже после достижения ребенком 14 или 18 лет.

Противоположная ситуация наблюдается по деяниям, которые совершены лицами после 14 лет (ст. 1074 ГК РФ). Виновный здесь несет самостоятельную ответственность, а родители возмещают лишь ту часть компенсации, которую не удается покрыть нарушителю ввиду отсутствия финансовой возможности. При этом обязательства взрослых прекращаются в связи с достижением ребенком совершеннолетия. Таким образом, административная и уголовная ответственность наступает с 16 лет за исключением нескольких случаев.

До достижения нарушителем 18 лет родители оплачивают часть или полную сумму административного штрафа. Причинение материального и имущественного вреда наказывается независимо от возраста несовершеннолетнего.

Если ребенок не достиг предела ответственности, то к нему не могут применяться санкции.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/semejnoje/nakazat-roditelej.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.