За предложение взятки должностному лицу

Содержание

Наказание за взятку

За предложение взятки должностному лицу

3 способа получить бесплатную консультацию юриста

01

Консультация юриста по взяткам бесплатно, жми

Задать вопрос юристу

02

Звонок по бесплатной линии
(Москва и регионы РФ)

8 800 350 14 85

03

Задать вопрос юристу в онлайн чате, ответ через 10 минут

Узнать цены на услуги юриста по взяткам

Дача и получение взяток – это одно из наиболее опасных социальных явлений нашего общество. Взяточничество приравнивается к коррупции и существенно подрывает устои государственности, равных прав и справедливости в обществе. Вот уже долгое время государство активно борется с проявлениями коррупции, применяя для этого различные механизмы контроля.

Неудивительно, что за дачу взятки должностному лицу предусмотрена не административная, а уголовная ответственность по статьям 290-291 УК РФ.

Взяточничеством считаются три проявления коррупции: получение, дача и посредничество во взяточничестве. Ответственность за нарушение социальных норм грозит как тому лицу, кто даёт мзду, так и должностному правонарушителю.

Объективная сторона преступления

Предметом вопроса о взяточничестве считается получение материального или иного вознаграждения за действие либо бездействие на должностном посту.
Согласно ч. 1 ст. 290 УК РФ, чиновник (полицейский, врач, работник образования, судебный пристав и т.д.) может получать деньги за следующие проявления в своём поведении:

  1. Применение служебных полномочий в части оказания действия либо бездействия в пользу взяткодателя или его представителей (например, судебный пристав «закрывает глаза» на взыскание имущества должника в счёт уплаты долга).
  2. Обращение к другим должностным лицам с целью оказания ими действия либо бездействия в пользу взяткодателя или его представителей (например, сотрудник ГИБДД обращается к своему начальству и ускоряет процедуру выдачи номерных знаков для взяткодателя).
  3. Оказание покровительства на служебном месте (например, начальник заминает административное дело в отношение одного из сотрудников).
  4. Попустительство по службе.

3 способа получить бесплатную консультацию юриста 01

Консультация юриста по взяткам бесплатно, жми

Задать вопрос юристу 02

Звонок по бесплатной линии
(Москва и регионы РФ)

8 800 350 14 85 03

Задать вопрос юристу в онлайн чате, ответ через 10 минут

Узнать цены на услуги юриста по взяткам

Таким образом, коррупцией считаются должностные действия/бездействия за определенную материальную поддержку. Взятка может быть передана как самим взяткодателем, так и через представителей.

Способы дачи подкупа

Раскрытие преступлений, связанных с дачей взяток, имеет под собой достаточно серьезные особенности.

Способы подкупа постоянно усовершенствуются, что создает определенные сложности с привлечением виновных к ответственности по ст. 291 УК РФ. Мелкие и средние виды дачи «вознаграждений» часто спускаются на тормозах, что также не способствует раскрываемости фактов коррупции.

Взятки могут передаваться следующими способами:

  1. Пополнение банковского счёта или электронного кошелька.
  2. Взяткодатель сообщает должностному лицу о поступлении денег на счёт и передаёт код доступа к кошельку (пин-код либо логин и пароль). Такие случаи коррупции очень сложны для распознавания. Особенно если в деле фигурируют огромные суммы денег.
  3. Контракт с фирмой
  4. Подкупы также крутятся вокруг выгодных тендеров или прочих спонсорских конкурсов. Чаще всего коррупционеры договариваются о создании «подставной» фирмы, после чего передают ей выгодный контракт или сумму денег.
  5. Преференции родственникам.
  6. Получатель может и вовсе не быть объектом получения взятки. Например, если взяткодатель передает «благодарность» не самому должностному лицу, а через его родственников или знакомых.
  7. Конверт или пакет с вознаграждением.Такой способ передачи является наиболее распространенным. Нечестные на руку граждане могут передавать любые суммы в обмен на оказание должностных услуг в обход системы.

Признаки вымогательства взятки

Заподозрив факт взяточничества или столкнувшись с коррупцией на службе потребуется выяснить, действительно ли речь идёт о даче мзды? Для распознавания мошеннических схем следует руководствоваться следующими признаками взятки:

  1. Чиновник увиливает от прямого сообщения необходимости дачи денег, а лишь «намекает» на это действие. Как правило, это выражается в односложных предложениях со скрытым, но в целом понятным другому субъекту смыслом;
  2. Должностное лицо всячески намекает, что разговор о «поощрении» может состояться во внерабочее время;
  3. Размер побора может и не озвучиваться, но цифры фигурируют в разговоре с чиновником, набираются на телефоне, компьютере или пишутся на бумаге;
  4. Должностное лицо покидает свое рабочее место, оставляя посетителя одного в кабинете с открытой дверью. В помещении могут находиться места, которые предусмотрены для передачи взятки (открытая папка, портфель, ящик стола, коробка и т.д.);
  5. Требующий взятку может переадресовать вопрос другому должностному лицу или своему знакомому.

Почему о подкупе не говорят в открытую и не вымогают его прямым подтекстом? Всё дело в уголовной наказуемости подобных деяний, о чем злоумышленники прекрасно осведомлены.

Ответственность за дачу и получение взятки

Наказания за дачу и получения взятки распространяются на всех участников коррупционной схемы, включая посредников и подстрекателей. Наиболее частым проявлением взяточничества считаются ситуации на дорогах при участии водителей и сотрудников ДПС.

https://www.youtube.com/watch?v=ULj7X6uxEXI

Уголовная ответственность:

  1. До 25 тысяч рублей – наложение штрафа, превышающего размер мзды в 15-30 раз; 3 года принудительных работ; тюремное заключение до 2 лет с наложением штрафа, в 10 раз превышающего размер взятки.
  2. Дача мзды от 25 до 150 тысяч рублей – взыскание суммы до 40 раз больше размера «благодарности»; тюремное заключение на срок до 3 лет + обязательная уплата штрафа, в 15 раз больше суммы мзды.
  3. Свыше 150 тысяч рублей – снятие с текущей должности на срок в 3 года с наказанием в виде штрафа до 80 раз больше размера взятки; тюремное заключение на срок до 10 лет с обязательной уплатой штрафа 80 размеров данной мзды.
  4. Дача взятки более 1 млн рублей – снятие взяткодателя с текущей должности на срок не менее 3 лет, а также уплата штрафа суммой 90 размеров переданной взятки; лишение свободы на срок до 12 лет + штраф, превышающий размер мзды в 70 раз.

Таким образом, взяточничество является значимым социальным пороком, который наказывается уголовной ответственностью. Поэтому, столкнувшись с фактом коррупции следует немедленно сообщить об этом в правоохранительные органы.

Петр Романовский, юрист Стаж работы 15 лет, специализация – жилищные, семейные, наследство, земельные, уголовные дела.

Источник: https://advocate-service.ru/bribe/nakazanie-za-vzyatku.html

Уголовная ответственность за дачу взятки

За предложение взятки должностному лицу

Подкуп должностного лица (ст. 291 УК РФ) – уголовное преступление, его совершение способствует процветанию коррупции и оказывает негативное влияние на демократические устои: подрывается авторитет государственных и других публичных институтов и снижается значение официального статуса лиц, уполномоченных выполнять публично значимые функции.

Многоканальная бесплатная горячая линияЮридические консультации по уголовному праву. Ежедневно с 9.00 до 21.00Москва и область: +7 (495) 662-44-36Санкт-Петербург: +7 (812) 449-43-40

Статья 291 УК РФ («Дача взятки»)

Взятка – это передача лицу, обладающему властными полномочиями, вознаграждения за то, что оно предпримет какие-либо действия или, наоборот, не станет их предпринимать по просьбе лица, выплачивающего незаконный гонорар.

Например, когда студент платит преподавателю вуза за успешную сдачу курсового проекта, автомобилист предлагает сотруднику ГИБДД деньги за несоставление протокола или врач получает дорогой подарок за фальшивый больничный.

Взяткой признаётся как явное вручение денежных знаков (российских и иностранных), банковских чеков, платёжных карт и иных материальных благ, так и завуалированное вознаграждение, например, снижение процентной ставки по договору займа, выигрыш в лотерее.

Наказывать за данное деяние будут в соответствии с общими принципами юридической ответственности. Если нарушитель – юридическое лицо, то применяются нормы КоАП (Кодекса об административных правонарушениях), в остальных случаях лица, способствующие коррупции, попадают под юрисдикцию уголовного права.

Нормативно-правовые нормы, содержащие перечень запрещённых поведенческих актов, включают в себя несколько положений, посвящённых непосредственно взяточничеству. Это её вручение, получение, посредничество и мелкое взяточничество.

Статья «Дача взятки» УК РФ состоит из 5 разделов с примечанием.

Диспозиционная часть выглядит следующим образом:

  1. Первый и второй разделы запрещают давать взятку лично или опосредованно должностным лицам РФ, лицам, занимающим должность в иностранных компаниях и организациях межгосударственного или негосударственного характера в обычном (ч. 1) и значительном размере (ч. 2).
  2. Третий пункт, в отличие от первых двух, предполагает, что оговариваемые действия(бездействия) будут иметь явную криминальную природу.
  3. Четвёртая часть перечисляет возможные взыскания за деяния, перечисленные в предыдущих частях, совершённые групповым способом (несколькими лицами, имеющие общую преступную цель, криминальной группировкой) или в крупном размере.
  4. Последний пункт содержит меры государственного принуждения, которые применяются за вышеперечисленные действия, совершённые в особо крупном размере.

В примечании законодатель предусмотрел условия, при которых лицо хоть и принимало участие в криминальном акте, номерам государственного принуждения подвергаться не будет.

Во-первых, это ситуации, когда лицо подверглось давлению со стороны госслужащего.

Во-вторых, освобождает от судимости сообщение в компетентные органы о факте подкупа, сделанное по собственной воле, и активное содействие следствию.

К нарушителю могут применить 4 вида санкций.Самым незначительным наказанием считается денежное взыскание, которое могут назначить за нарушение каждого из пяти предусмотренных пунктов. Оно может иметь фиксированный размер, то есть не зависеть от суммы, которая была передана в качестве незаконного вознаграждения.

Нарушителя обяжут заплатить от нескольких тысяч до четырёх миллионов. Более конкретную сумму рассчитают только в ходе судебного заседания.

Предельные значения выглядят следующим образом:

  • до 500 000 (ч. 1);
  • до 1 000 000 (ч. 2);
  • до 1 500 000 (ч. 3);
  • до 3 000 000 (ч. 4);
  • до 4 000 000 (ч. 5).

Второй вариант, предусматривает, что штраф будет зависеть от финансового положения нарушителя. Отдать придётся доход (зарплата или поступления из других источников) за период до 4 лет.

Третий вариант предусматривает, что штраф назначат исходя из переданной суммы. В таком случае он варьируется от пятикратного до девяностократного её размера.

Следующий вариант наказания – исправительные работы. Ввиду серьёзности проступка за деяния, предусмотренные частями 3–5, назначение данного вида наказания не происходит. Принудительный труд продлится до 2 лет (ч. 1, 2).

Самое суровое наказание – заключение в исправительном учреждении. Изоляция продлится от нескольких месяцев до 15 лет. В качестве альтернативы за нарушение части 1 виновному могут назначить 2 года принудительных работ вместо тюрьмы.

На усмотрение судьи вместе с тюремным заключением нарушитель может дополнительно наказываться и финансовыми санкциями. Штраф будет равен сумме, переданной в качестве оплаты, увеличенной в несколько раз (от 5 до 30).

В качестве дополнительной меры на осуждённого может налагаться ограничение в виде временного запрета заниматься профессиональной деятельностью.

Нарушив положения 1-го и 2-го пунктов, виновный вместе с направлением на исправительные работы, возможно, лишится работы по профессии на 3 года. Если проступок более серьёзный, запрет могут наложить одновременно со штрафом (ч. 3 – до 5 лет, ч. 4 – до 7) или с заключением в исправительном учреждении (будет действителен в течение 7 или 10 лет).

В рамках борьбы с коррупцией идёт постепенное ужесточение наказания не только для госслужащих и сотрудников властных структур, получающих дополнительные гонорары от граждан. Каждая новая редакция Уголовного кодекса (УК РФ)вводит более суровое наказание для граждан, пытающихся незаконно решить свои личные проблемы.

Изменения касаются увеличения сроков заключения в исправительных учреждениях и размеров штрафов, которые полагается заплатить в государственный бюджет.

Источник: https://ugolovnoe.com/pravo/kodeks/st-291-uk-rf

Покушение на дачу взятки должностному лицу

За предложение взятки должностному лицу

Для того чтобы найти определение покушения на взятку в УК РФ, нужно начать с понятия дачи взятки как таковой. УК РФ в профильной ст. 291 его не дает, однако сформулировать такое определение исходя из норм о получении взятки не составит труда.

Итак, дача взятки представляет собой действия по личной или через посредника передаче материальных благ, имущественных прав или оказанию услуг должностному лицу с целью получения его покровительства, попустительства по службе, а равно осуществления определенных действий или бездействия в интересах взяткодателя (подробнее о составе такого преступления как взятка – в статье Получение взятки – каковы виды и состав преступления?)

Преступление считается оконченным в тот момент, когда получатель принял хотя бы часть благ или услуг.

Если же говорить о покушении, то в соответствии со ст. 30 и 291 УК РФ это любые действия, направленные на такую передачу, но не завершившиеся по причинам, не зависящим от взяткодателя. Постановление Пленума ВС от 09.07.2013 № 24 (далее — постановление № 24) позволяет сформулировать перечень возможных ситуаций, когда можно говорить о покушении на такие преступления:

  • отказ должностного лица от предложенной взятки;
  • задержание дающего в момент передачи, но до получения благ получателем;
  • задержание посредника при передаче взятки до ее получения должностным лицом. 

В “КонсультантПлюс” есть множество полезной информации по теме, в том числе экспертная статья, посвящанная вопросам квалификации покушения на дачу взятки в случае пресечения взяточничества в ходе оперативно-розыскных мероприятий. Если у вас еще нет доступа к системе, вы можете получить его пробную версию бесплатно или скачать прайс-лист для приобретения постоянного доступа. 

Предложение взятки равно покушению? 

Исходя из разъяснений из п. 12 постановления № 24, можно сделать вывод, что в качестве покушения могут квалифицироваться любые действия, направленные на непосредственную передачу взятки, в том числе и ее предложение. 

ВАЖНО! Для квалификации ситуации как покушения на взятку лицо должно не просто предложить ее, а совершить активные действия. То есть УК РФ попытку дачи взятки должностному лицу напрямую связывает с установлением фактической возможности и намерения совершить преступление. 

В качестве примеров можно представить 2 варианта развития событий:

  1. Предприниматель в ходе проведения обыска в офисе предлагает сотруднику правоохранительных органов договориться за взятку в размере 10 000 руб. При этом денег он не демонстрирует и иных действий, свидетельствующих о намерении передать средства, не совершает. Следователь отказывается. В таком случае говорить о преступлении нельзя.
  2. Остановленный инспектором ГИБДД водитель вкладывает 5-тысячную купюру в водительское удостоверение и предлагает инспектору взять деньги и закрыть глаза на нарушение правил дорожного движения. Инспектор отказывается. В таком случае имеет место попытка дачи взятки, то есть покушение налицо. 

Итак, предложение взятки, не подкрепленное действиями, покушением не является. 

Покушение на дачу взятки при посредничестве 

Еще одним важным моментом при квалификации такого рода преступлений является попытка дать взятку через третье лицо — посредника.

Как и в случае с личной передачей денежных средств, иных благ, прав или оказания услуг, преступление считается оконченным с момента принятия хотя бы части из них. Но говорить о покушении можно и в тот момент, когда взяткодатель передал предмет посреднику.

При этом не имеет значения, намеревался ли посредник в итоге передать взятку получателю. Даже если он планировал обмануть взяткодателя и оставить ценности себе, совершив тем самым мошенничество в отношении лица, передавшего средства, речь будет идти о попытке дачи взятки должностному лицу — покушении на взятку.

Такой подход представляется верным уже потому, что умысел взяткодателя был направлен именно на дачу взятки, возможно, уже даже имело место предложение взятки, но передача не состоялась в связи с обстоятельствами, не зависящими от фигуранта. 

Как квалифицируется покушение на дачу взятки и когда возможно наступление уголовной ответственности 

В ст. 29 УК РФ определено, какие преступления считать неоконченными. В их список включено покушение на совершение преступления, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части УК РФ, наравне с приготовлением к нему.

Ст. 30 УК РФ установлено, что применять меры уголовно-правовой ответственности за приготовление к преступлению можно только в том случае, если речь идет о потенциальном совершении тяжкого или особо тяжкого уголовно наказуемого деяния, а вот покушение, как более опасная стадия преступления, карается независимо от степени тяжести задуманного.

Правила квалификации неоконченных преступлений, в том числе покушений, определены в ч. 3 ст. 29 УК РФ. Действия лица, виновного в покушении на дачу взятки, должны быть квалифицированы по соответствующему пункту и части ст. 291 со ссылкой на ч. 3 ст. 30 УК РФ. Таким образом, итоговая квалификация может выглядеть, например, так: ч. 3 ст. 30, п. «б» ч. 4 ст. 291 УК РФ. 

Правила назначения наказания за попытку дать взятку 

Мера наказания за покушение на дачу взятки устанавливается исходя из правил ст. 66 УК РФ. К покушению на дачу взятки применимы пп. 1 и 3 ст. 66 УК РФ. В частности, речь идет:

  • об обязанности судей учитывать обстоятельства и причины, по которым дача взятки не была завершена;
  • ограничении верхнего порога наказания 3/4 от самого длительного периода лишения свободы, допускаемого соответствующей частью ст. 291 УК РФ. 

Эти правила достаточно прозрачны, но в своем постановлении от 22.12.2015 № 58 Пленум ВС дал дополнительные важные разъяснения. Применяя их к рассматриваемому преступлению, можно сказать, что:

  • при определении меры уголовной ответственности за такие деяния должен приниматься в расчет рецидив преступлений (п. 46 постановления № 58);
  • если речь идет о совокупности преступлений, то максимально возможный период лишения свободы не может превышать предельный срок, предусмотренный санкцией за самое тяжкое из неоконченных преступлений, с учетом норм ст. 66 УК РФ, более чем на 50% (п. 50 постановления № 58). 

Если с учетом всех правил назначения наказания и обстоятельств дела наказание окажется ниже минимальной границы в рамках санкции статьи, то оно применятся без увеличения до минимальных границ (п. 34 постановления № 58).

При определении срока лишения права вести отдельные виды деятельности и занимать определенные должности для лиц, осужденных за покушение на дачу взятки, не учитываются правила снижения максимального порога наказания, так как эта мера не относится к наиболее строгому виду наказания. 

Учет смягчающих обстоятельств при назначении наказания за покушение на дачу взятки 

Сам факт покушения не отменяет необходимости дополнительно учитывать наличие смягчающих обстоятельств, перечисленных в ст. 61 УК РФ, если они будут усмотрены в деле. Говорить о смягчении вины с точки зрения УК РФ можно, если:

  • осужденный не достиг совершеннолетия;
  • преступление совершено беременной женщиной;
  • установлено, что на иждивении виновного есть малолетние дети;
  • виновный активно способствовал следствию и т. д. 

Ч. 1 ст. 62 УК РФ определено, что при отсутствии отягчающих обстоятельств и наличии явки с повинной, активном способствовании расследованию максимальный срок наказания не может превышать 2/3 от максимально строгой меры по санкции соответствующей части ст. 291 УК. При этом максимум следует отсчитывать от 3/4 срока, установленного санкцией соответствующей части ст. 291 УК РФ. 

Правила определения наказания при особом порядке рассмотрения дела 

На основании ст. 62 УК РФ и статей гл. 40 УПК РФ в случае, когда обвиняемый осознает и признает виновность своих действий по покушению на дачу взятки, он может ходатайствовать о рассмотрении дела судом в особом порядке. Важное ограничение особого порядка в том, что оно возможно, только когда максимальный срок наказания, грозящего осужденному, не превышает 10 лет лишения свободы. 

ВАЖНО! При расчете наказания за покушение на взятку нужно учитывать правила ст. 66 УК РФ о верхнем пределе наказания, который составляет 3/4 от максимального срока лишения свободы. Это значит, что дела по ч. 3 ст. 30, ч. 4 и 5 ст. 291 УК РФ рассматриваются только в общем порядке, поскольку максимум лишения свободы по ч.

5  — 11 лет 3 месяца (3/4 от 15 лет, предусмотренных санкцией нормы). За покушение на ч. 4 ст. 291 УК РФ максимум — 9 лет лишения свободы, но Пленум ВС в п. 6 Постановления от 05.12.

2006 № 60 разъяснил, что при определении возможности рассмотрения дела в особом порядке следует отталкиваться от максимального наказания, предусмотренного за оконченное преступление. 

Особый же порядок актуален для разбирательства дел о покушениях на преступления, квалифицируемых первыми тремя частями ст. 291 УК РФ: начиная с части 4, норма предусматривает наказание свыше 10 лет лишения свободы. 

*** 

Итак, покушение на взятку должностному лицу выражается в действиях лица, направленных на передачу взятки любым способом. При этом ее словесное и даже письменное предложение преступлением с точки зрения УК не является. 

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Источник: https://rusjurist.ru/ugolovnye_dela/prestupleniya/pokushenie_na_dachu_vzyatki_dolzhnostnomu_licu/

Все об административной ответственности за … «взятку»!

За предложение взятки должностному лицу

Если к понятию «взяточничество» мы все привыкли, и понимаем, что в случае выявления такой ситуации виновное лицо будет привлечено к уголовной ответственности со всеми вытекающими отсюда последствиями, то мало кому известно, какие угрозы для бизнеса несет, на первый взгляд, безобидная административная ответственность за «незаконное вознаграждение» от имени юридического лица.

(ЧТО) Незаконные передача, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица(КОМУ) должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации…(ЧЕГО) денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав(ЗА ЧТО) за совершение в интересах данного юридического лица… действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением(ВЛЕКУТ) наложение административного штрафа… размер которого исчисляется миллионами рублей.Ст.19.28 КоАП РФ

Ответственность за «незаконное вознаграждение» будет нести юридическое лицо.

Попытаемся разобраться в вопросах, связанных с такой ответственностью более подробно. 

Виды ответственности за «взятку»

Существует два вида ответственности за дачу взятки – административная и уголовная. Субъектами (привлекаемыми лицами) являются:

  • в рамках административной ответственности – юридические лица;
  • в рамках уголовной ответственности – физические лица.

Важный момент! индивидуальные предприниматели не являются на сегодняшний день субъектами административной ответственности за незаконное вознаграждение. 

Итак, в чем же разница? 

1) Взятка.

Такого термина официально в законе не существует.  

Исходя из смысла статьи 290 Уголовного кодекса РФ взятка – это материальные ценности (деньги, ценные бумаги, имущество и др.), а также услуги имущественного характера и имущественные права.

Проще говоря, взятка — это какое-либо благо как в материальном виде, так и в виде услуг, которое направлено на улучшение положения должностного лица, которое получает взятку и может распорядиться предметом взятки как своим собственным. 

Преступными деяниями, согласно Уголовному кодексу РФ, являются получение взятки, дача взятки и посредничество во взяточничестве. 

При этом лица, которые дают взятку или являются посредниками во взяточничестве, освобождаются от уголовной ответственности в случае, если они после совершения преступления активно способствовали раскрытию и пресечению преступления и добровольно сообщили в правоохранительные органы, имеющие право возбудить уголовное дело, об имевшем место инциденте. 

Главное, что следует запомнить, – взятку получает всегда должностное лицо. 

2) Коммерческий подкуп.

По сути, коммерческий подкуп – это также взятка, только получатель не должностное лицо, а лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации.

Говоря о взятках, мы будем иметь ввиду и коммерческий подкуп тоже.

Ответственность и за дачу, и за получение коммерческого подкупа прописана в ст. 204 УК РФ и ст. 204.2 УК РФ (мелкий коммерческий подкуп). Условия освобождения от ответственности за передачу коммерческого подкупа аналогичны взяточничеству – добровольная явка с повинной и содействие в следствии по делу.

За посредничество в коммерческом подкупе также предусмотрена уголовная ответственность по статье 204.1 Уголовного кодекса РФ.

3) «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица» (ст. 19.28 КоАП РФ)

Данная статья в Кодексе РФ об административных правонарушениях появилась в далеком 2008 году. Однако широкое применение эта статья получила лишь недавно, в тренде борьбы с коррупцией.

По этой статье КоАП привлекаются к ответственности те юридического лица, в интересах которых были переданы «взятка» или «коммерческий подкуп». Очевидно, государство обратило взгляд на более платежеспособных субъектов для пополнения бюджета.

Размеры штрафов действительно поражают:

  • не менее миллиона при незначительном вознаграждении, например, 10 000 руб.;
  • за «взятку» в миллион рублей организация уплатит штраф от 20 до 30 млн.руб.;
  • ну а если вознаграждение за отстаивание ее интересов составило, допустим, 20 млн.руб., то придется раскошелиться на сумму от 100 млн. до 2 млрд. на усмотрение суда.

Ответственность наступает не только за передачу, но и за обещание вознаграждения.

Правда, для этого лицо, действующее в интересах компании, должно быть на это уполномочено. Однако каких-то специальных требований Закон не называет. Судебная практика показывает, что обычно такими лицами становятся руководители организаций. Но в интересах организации может действовать и главный бухгалтер, и начальник коммерческого отдела… и даже водитель.

Так, в одном из Постановлений Верховный суд РФ оставил в силе решение районного суда о привлечении юридического лица к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ в виде штрафа 1 млн. руб. за действия водителя данной организации, который предложил инспектору ГИБДД взятку в размере 9 800 руб.

, чтобы избежать составления протокола за перевозку опасных грузов. Оценивая заинтересованность организации в передаче такого вознаграждения Верховный Суд указал, что размер взятки водителя значительно превышал размер грозящего самому водителю штрафа (3000 руб.

) за нарушение правил перевозки грузов, что свидетельствует, что действовал он в интересах юридического лица, потенциальный штраф для которого выше.

В другой ситуации коммерческую организацию оштрафовали на 1 млн руб. за то, что ее директор в интересах предприятия незаконно перевел на банковский счет лица, занимающего должность начальника отдела снабжения другой организации денежные средства в размере 8000 рублей (коммерческий подкуп) за продолжение договорных отношений между этими организациями. Типичный «откат».

Как видим, действия разных сотрудников могут привести предприятие к серьезной ответственности в виде миллионных штрафов. 

Какие неприятности влечет для юридического лица факт привлечения его по ст. 19.28 КоАП РФ помимо высоких штрафов?

Компания в течение двух лет не сможет участвовать в государственных закупках.

На сайте Генеральной прокуратуры размещен Реестр юридических лиц, привлеченных к административной ответственности по этой статье КоАП РФ. Проверить, нет ли там вашей организации или вашего контрагента, можно по ссылке https://genproc.gov.ru/anticor/register-of-illegal-remuneration/.

За 2017 год к ответственности было привлечено 363 юридических лица.

Очевидно, что нахождение юридического лица в подобном реестре может пагубно сказаться на его деловой репутации при последующих попытках заключения контрактов с потенциальными контрагентами и вне сферы гос.закупок.   

Кто и как обычно привлекает по ст. 19.28 КоАП РФ?

В подавляющем большинстве случаев такие административные дела возбуждаются по результатам изучения прокуратурой уголовных дел о взятках и коммерческом подкупе и большей частью на основе обвинительных приговоров суда.

Решение о привлечении организации к ответственности выносит суд.

Помимо обстоятельств, зафиксированных в приговоре в отношении конкретного физического лица, необходимо доказать:

  • физическое лицо передавало вознаграждение в интересах организации;
  • источники для такого вознаграждения;
  • была ли у организации заинтересованность в получении преференций за это вознаграждение или физическое лицо преследовало только личный интерес.

Однако наличие обвинительного приговора совсем не обязательно. Прокурор вполне может ссылаться на материалы уголовного дела, например, на текст обвинительного заключения.

Еще раз подчеркнем: привлечение физического лица к уголовной ответственности не исключает, а наоборот, дает «зеленый свет» привлечению организации, в интересах которой он действовал (взяткодатель) или которой обещал какие-то преференции (взяткополучатель), к административной ответственности.

«Платите это немедленно». Сроки уплаты штрафа по ст. 19.28 КоАП РФ

Серьезные намерения государства по усилению наказания за коррупцию видны на примере «безобидного» КоАП РФ.

Не прошло и недели после оглашения итогов выборов, как появился «президентский» законопроект № 430595-7 о введении возможности накладывать арест на имущество организации, в отношении которой ведется расследование по ст. 19.28 КоАП РФ, чтобы обеспечить в будущем реальную оплату наложенного штрафа.

К слову, деньги тоже относятся к имуществу. Поэтому если иных активов нет, арест будет наложен на остатки на банковских счетах. Самое время напомнить, что за вознаграждение свыше 1 млн.руб., штраф составит минимум 20 млн. руб.

А еще штраф нужно будет уплатить не позднее 7 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу. Читаем, что это немедленно необходимо найти 1, 20 и более миллионов рублей, иначе денежные средства будут принудительно списаны с расчетного счета или судебный пристав начнет процедуру взыскания за счет иного имущества. Приятного мало…

Ложку меда никто не отменял. Что может спасти от статьи 19.28 КоАП РФ?

Уже упомянутый законопроект № 430595-7 дает теперь возможность избежать наказания по ст. 19.28 КоАП РФ. Предлагается освобождать организацию от ответственности, если она помогла выявить, раскрыть и расследовать такое правонарушение.

Во что это может вылиться на практике?

Если в интересах юридического лица дано вознаграждение какому-либо должностному лицу, но до того, как об этом стало известно правоохранительным органам, представитель организации сообщил об этом, такое юридическое лицо не будут привлекать к ответственности и организации удастся избежать многомиллионных штрафов.

Любопытно, что в ст. 13.1 Закона № 273-ФЗ от 25.12.2008 г. «О противодействии коррупции» приведен специальный перечень мер, которые должна выполнять организация в рамках предупреждения коррупции, например:

  • определить подразделение или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупции;
  • разработать и внедрить стандарты добросовестной работы предприятия;
  • принять кодекс этики и служебного поведения работников.

Подобный перечень мероприятий содержится и в Методических рекомендациях Минтруда по разработке и принятию мер по предупреждению и противодействию коррупции от 08.11.2013 г., где, в частности, даны рекомендации по проверке контрагентов на предмет их добропорядочности.

Мало кто поверит, что подобные внутренние документы организации реально уберегут от коррупционной составляющей при ведении бизнеса, однако вполне могут быть расценены в качестве смягчающих ответственность обстоятельств, перечень которых открытый.

Что ж, сложно назвать тему сегодняшней статьи позитивной. Высокие штрафы, арест имущества, объективная невозможность уследить за всеми сотрудниками с «добрыми» намерениями. Однако, кто предупрежден, тот вооружен!

Автор Центр taxCOACH

Источник: https://zen.yandex.ru/media/taxcoach/vse-ob-administrativnoi-otvetstvennosti-za--vziatku-5ae03b714bf1617dbec055ad

Что делать, если вы столкнулись с коррупцией, и как законы борются с ней?

За предложение взятки должностному лицу

Вопросысовершенствования борьбы с коррупцией находятся в сфере пристального вниманияГосударственной Думы.

Работа в этом направлении из созыва в созыв растет:если за прошлый созыв по линии Комитета по безопасности и противодействию коррупции было принято только 10 федеральныхзаконов в этой области, то за два с половиной года седьмого созыва 7 антикоррупционных законовуже принято и столько же находятся на рассмотрении парламентариев.

Основныеположения антикоррупционного законодательства разъясняем вместе с ПредседателемКомитета по безопасности и противодействию коррупции Василием Пискаревым.

Мнепредлагают дать взятку – что мне делать? Куда я могу обратиться? Как законзащищает мои права?

Если вам предлагают дать взятку или,тем более, у вас ее вымогают, необходимо обратиться на горячую линию Министерства внутренних дел или горячую линию Федеральной службы безопасности.

Именно МВД и ФСБ осуществляют оперативно-розыскную деятельность, направленную на выявлениепреступлений коррупционной направленности.

В свою очередь, уголовные дела о получении или даче взятки подследственны Следственному комитету России.

Важно помнить, что закон всегдана стороне того, кто отказывается от дачи взятки.

И если ее от гражданина вымогают, то коррупционер понесет еще более серьезное наказание. Вымогательство взяткиявляется отдельным отягчающим обстоятельством – за это может грозить до 12 летлишения свободы со штрафом до шестидесятикратной суммы взятки.

Ответственностьгрозит только тому, кто взятку получил? Или того, кто ее дал, тоже накажут?

Да, дача взятки – точно такое женарушение закона, как и ее получение.

За дачу взятки должностному лицуст. 291 Уголовного кодекса РФ в том числе предусматривает от 2 до 15лет лишения свободы (если взятка была в особо крупном размере – это более 1 млнрублей), а также значительные штрафы.

Освобождение от уголовной ответственностиза дачу взятки возможно только в том случае, если гражданин активно способствовал раскрытию и (или) расследованию преступления, либо в отношении него имело местовымогательство взятки со стороны должностного лица, либо если он самдобровольно сообщил в правоохранительные органы о факте дачи взятки. Во всехостальных случаях тот, кто дает взятку – точно такой же коррупционер.

А какие вообще наказания российский закон предусматривает для коррупционеров?

В России для лиц, совершающих коррупционныепреступления, предусмотрены жесткие наказания, вплоть до 15 лет лишения свободы.

При этом введена система дополнительных санкций,таких, как штрафы, кратные сумме взятки или коммерческого подкупа, конфискацииимущества, лишения права занимать определенные должности или заниматьсяопределенной деятельностью. Штрафы могут достигать нескольких миллионов рублейили быть, например, кратными всей – также многомиллионной — сумме взятки.

Кроме ст. 290 УК РФ (Получение взятки), отдельная ответственность предусмотрена за посредничество во взяточничестве –до 12 лет лишения свободы, а также за обещание или предложение такогопосредничества. В последнем случае наказание может составить до 7 лет лишениясвободы.

И даже за мелкое взяточничество – до 10 тыс.рублей – наказанием станет штраф в размере до 200 тыс. рублей или в размере заработнойплаты или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо исправительныеработы на срок до одного года, либо ограничение свободы на срок до двух лет, либолишение свободы — до одного года.

И уголовной ответственности за получение взяткиможно избежать только одним способом – никогда взяток не брать.

Взятка – это только конверт с деньгами? А коробка конфет или бутылка шампанского можетсчитаться взяткой? Какие ограничения по подаркам предусмотрены законом?

Нет, по российскому уголовномузаконодательству взятка – это не только деньги, но и любые ценности, ценныебумаги, имущество – скажем, машина или квартира, или, как у классика, борзыещенки, а также имущественные права и незаконное оказание услуг имущественногохарактера.

Например, если должностное лицо оказало какую‑то протекцию главномуврачу платной, коммерческой клиники, а тот «отблагодарил» его бесплатным лечением – это и есть оказание услуг имущественного характера, а следовательно, – нарушение антикоррупционногозаконодательства.

Государственным и муниципальнымслужащим в связи с выполнением своих служебных обязанностей законом запрещенополучать подарки и вознаграждения – как деньги, так и, например, оплату поездокили развлечений, или того же лечения.

Все подарки, полученные на протокольных,официальных мероприятиях или в служебных командировках должны передаваться в соответствующие государственные и муниципальные органы.

Они признаютсягосударственной или муниципальной собственностью.

И даже подарки, которые, на первыйвзгляд, кажутся кому‑то незначительными, но которые должностное лицо получает за действияв интересах дающего, — это тоже коррупционное преступление. Об этом необходимопомнить. Были случаи, когда за бутылку коньяка, которую сотрудник ФСИН получалза право свидания родственника с заключенным, он привлекался к ответственностиза получение взятки.

Какконтролируются доходы государственных и муниципальных служащих? Что им грозитза сокрытие информации?

По закону контролируются доходы и расходы, имущество граждан, замещающих государственные и муниципальныедолжности, должности в правоохранительных органах и силовых структурах, а также, например, в Банке России, госкорпорациях и внебюджетных фондах. Подлежатконтролю сведения о доходах и имуществе их супругов и несовершеннолетнихдетей.

За непредоставление такой информацииили сообщение заведомо ложных сведений о доходах и имуществе по законудолжностному лицу грозит увольнение. А доход и имущество (объекты недвижимости,транспортные средства, акции, ценные бумаги, доли и паи), законность происхождениякоторых должностное лицо не сможет доказать, могут быть обращены в доход государства.

Но в минувшем году мыусовершенствовали ответственность за совершение коррупционных правонарушений, в частности, в доход государства теперь может быть обращено не только имущество,законность приобретения которого должностное лицо не сможет доказать, но и денежнаясумма, эквивалентная его стоимости, если обращение самого имущества по каким‑то причинам невозможно.

Кроме того, состояние должностных лиц теперьконтролируют и после их увольнения или ухода с государственной службы. Контрольза их доходами и расходами осуществляется прокуратурой.

Наконец, на минувшей неделе мыприняли закон Президента РФ, который наделяет Генеральную прокуратуру полномочиямипо эффективному поиску зарубежных счетов должностных лиц – напомню, им запрещено ихиметь.

Комитет по безопасности и противодействию коррупции продолжает последовательную работу надсовершенствованием антикоррупционного законодательства.

Она носит уже скорееточечный характер, потому что в нашей стране было сформировано современное,устойчивое, а главное, эффективное законодательство и его правоприменение –чему примером служат громкие антикоррупционные дела последних лет, когда к ответственностипривлекались должностные лица самого высокого ранга.

Но одним из важнейших вопросовостается формирование антикоррупционного правосознания в обществе, четкогопонимания у каждого гражданина, что ни давать, ни брать взятки нельзя никогда и ни при каких условиях. И формироваться оно должно еще со школы.

Источник: http://duma.gov.ru/news/29636/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.