Задержан на 48 часов упк
Задержание подозреваемого в совершении преступления, основания, причины
В ходе уголовного процесса следственные органы и органы дознания вправе задерживать людей, которые подозреваются в совершении преступления. Основания и порядок задержания установлены законодательством, поскольку данная процедура предполагает ограничение свободы и неприкосновенности человека – который, как еще может оказаться, не имел к совершению преступления никакого отношения.
Если человека безосновательно лишают свободы, то это противоправное деяние.
Основные положения
Задержание – особая процессуальная процедура: в соответствии с ней подозреваемый в преступлении (за которое устанавливается тюремное заключение) сталкивается с коротким ограничением свободы.
Процесс задержания рассмотрен в главе 12 УПК РФ. Она содержит основания для задержания человека, права и обязательства задержанного, а также основные этапы проведения процедуры.
Задержание проводится после возбуждения уголовного дела. Иногда его можно провести без официального судебного постановления с предписанием о задержании.
Задерживать подозреваемого вправе только:
- прокурор;
- дознаватель, орган дознания;
- следователь, начальник следственного отдела.
Это исчерпывающий перечень лиц.
В соответствии с российской Конституцией, безосновательно нельзя лишить человека его свободы. Задержать подозреваемого можно на срок до 2 суток до получения судебного постановления. За это время суд устанавливает меру пресечения в отношении задержанного.
Основания для задержания человека
Ст. 91 УКП РФ содержит исчерпывающий перечень обстоятельств, при которых человека могут задержать сотрудники полиции.
К подобным основаниям относятся следующие:
- человек находится на месте преступления или после него;
- человека признал виновным пострадавший или свидетель преступления;
- на подозреваемом, на его одежде или в жилье выявлены следы преступления;
- человек предпринимал попытки сбежать;
- человек не имеет постоянного места проживания, его личность установить не удается;
- следственные органы направили в суд ходатайство о том, чтобы человека заключили под стражу.
Порядок действий
Причисляемые к делу лица должны быть проинформированы о задержании человека. Так, его близкие родственники оповещаются в течение 12 часов. Тот же самый срок устанавливается для предупреждения структур, в которых задержанный служил или работал, если данные требования установлены законодательством.
В то же время дознаватель вправе не информировать о задержании субъекта, если это имеет значение для следствия, а прокурор вынес свое разрешение. Однако не информировать о задержании ребенка до 18 лет не допускается.
Таким образом, при задержании подозреваемого уполномоченные лица выполняют следующие действия.
- В течение 3 часов с момента доставления человека в следственные органы сотрудники составляют протокол задержания. Данный документ включает в себя основные сведения по уголовному делу: причины для задержания человека, дата и место задержания, права подозреваемого, информация об обыске, а также подписи задержанного и сотрудника, составившего протокол.
- В течение 12 часов сотрудники следственных органов информируют прокурора о задержании человека.
- Подозреваемый при желании проводит встречу с защитником. Минимальная длительность их общения – 2 часа.
- После этого уполномоченные лица организуют допрос задержанного человека.
В случае если защитник принимает участие в деле с момента задержания человека, то ему необходимо присутствовать и при оформлении протокола задержания.
Если задерживаемый оказывал сопротивление уполномоченным органам, то он рискует столкнуться с дополнительным административным наказанием. Сотрудники полиции в такой ситуации составляют документ, в соответствии с которым сопротивлявшийся человек получит штраф. Также его могут арестовать.
https://www.youtube.com/watch?v=EoYvkW0Z7Gk
Если задерживаемый обжаловал незаконное задержание, то его освобождают. В обжаловании действий уполномоченных органов должен принимать участие защитник.
Как проводится допрос
В ходе задержания сотрудники правоохранительных органов проводят допрос и обыск. Особенности проведения допроса установлены в гл. 26 УПК РФ. Он проводится в следственных органах, но в редких обстоятельствах его могут организовать по адресу нахождения подозреваемого.
После того как подозреваемого задержали, у уполномоченных лиц есть ровно сутки на проведение допроса.
Правила допроса следующие:
- подозреваемый и его близкие заблаговременно предупреждаются о грядущем допросе;
- максимальная продолжительность допроса без перерывов – 4 часа;
- максимальная продолжительность допроса в день – 8 часов;
- по истечении 4 часов допроса подозреваемый вправе запросить перерыв и питание;
- если подозреваемый страдает от заболеваний, хронических недугов, то подходящий для него срок допроса определяет врач;
- в процессе допроса уполномоченные лица вправе фиксировать процедуру на видео или аудио;
- наводящие вопросы находятся под запретом.
Выше указаны правила допроса взрослого человека. В случае с несовершеннолетним допрос проводится исключительно в присутствии его родителей или опекунов.
В конце уполномоченные органы составляют протокол, содержащий подписи всех участников опроса. Подозреваемый вправе не расписываться в протоколе – но ему необходимо указать, по какой причине он отказывается это делать.
К протоколу прикладываются все относящиеся к допросу материалы – схемы и рисунки, видео, аудиозаписи, фотографии.
Правила обыска
Порядок обыска устанавливает ст. 184 УПК РФ. Обыск – это поиск и изъятие документов и улик, которые относятся к расследуемому делу. Он проводится в соответствии с постановлением следователя или судебным постановлением об обыске. Указанные документы необходимо предъявить подозреваемому, чтобы он ознакомился с их содержанием.
Если предполагается, что предметы и документы, требуемые для следствия, находятся в определенном месте, то можно провести обыск без судебных или следственных постановлений.
Сначала следователь предлагает подозреваемому самостоятельно предоставить сотрудникам правоохранительных органов документы и доказательства преступления. При его отказе специалисты начинают обыск. Процедура проводится сотрудниками в присутствии понятых, которые должны быть одного пола с подозреваемым.После того как обыск завершен, специалисты составляют протокол. Копия документа передается владельцу квартиры, в которой проводились обыскные мероприятия.
Права задержанного человека
Глава 12 УКП РФ устанавливает процедуру задержания человека, а также определяет нормы его освобождения, порядок обыска и ареста, условия правомерности при задержании преступника.
Человек, которого подозревают в совершении преступления, вправе претендовать:
- на помощь защитника, на встречу с ним перед допросом;
- один телефонный звонок близким не позднее 3 часов после задержания;
- молчание, включая отказ свидетельствовать против себя и близких;
- получение копии постановления о задержании, копии протокола допроса;
- информирование о том, почему его задержали;
- предоставление просьб, отводов, ходатайств, доказательственных материалов;
- бесплатные переводческие услуги;
- предоставление доказательств на том языке, который приходится ему родным, известным;
- обжалование действий, совершенных представителями правоохранительных органов.
Если текущий защитник по каким-либо причинам подозреваемого не устраивает, то он вправе запросить помощь иного защитника.
Особенности содержания человека под стражей
После задержания человека приводят в специальное место, в котором он находится до того момента, как его признают невиновным или суд вынесет постановление о наказании.
Задержание проводится по факту совершения преступления.
Сроки устанавливаются следующим образом.
Срок | Основание | |
Административное задержание | 3 часа | Срок отсчитывается с момента доставления в ОВД или вытрезвления |
48 часов | Действует для тех, кто совершил правонарушение, которое посягает на режим государственной границы РФ, порядок нахождения в РФ, в территориальных и внутренних морских водах, а также то, которое привело к несоблюдению таможенных правил. Также этот срок действует, если в отношении задержанного ведется дело об административном правонарушении с наказанием в виде ареста | |
Задержание по причине подозрения в совершении преступления | 48 часов | С момента фактического ограничения свободы передвижения |
72 часа | С момента вынесения судебного постановления о продлении срока | |
120 часов | Максимальный общий срок задержания |
Права подозреваемого под стражей следующие:
- получать информацию о законных правах и обязательствах;
- выходить на прогулку минимум на 1 час;
- бесплатно питаться;
- спать ночью минимум 8 часов;
- отказываться принимать участие в допросах в ночное время суток;
- иметь спальное место, белье, столовые приборы, туалетную бумагу.
Подозреваемый вправе претендовать на безопасные условия содержания. Если возникнет риск его здоровью и жизни, он может попросить другую камеру.
Подозреваемый должен получить минимум 4 м2 пространства в камере.
В ходе оперативно-розыскных мероприятий дознаватели могут запрашивать встречи с задержанным.
Основания для освобождения подозреваемого
Законодательство устанавливает обстоятельства, при наступлении которых подозреваемого необходимо сразу же отпустить домой:
- информация о том, что задержанный не является преступником, получила подтверждение;
- к подозреваемому нельзя применить следующую меру пресечения;
- сотрудники правоохранительных органов провели процедуру задержания с нарушением норм и требований.
К подобным нарушениям относятся следующие: нет оснований для задержания, уголовное дело не было возбуждено, действия человека получили некорректную квалификацию. Также к нарушению законодательства относится обстоятельство, при котором специалист, не имеющий на то полномочий и прав, провел задержание подозреваемого.
Задержанному необходимо знать, на какой срок его вправе задержать, с какого момента начинает он исчисляться. Начало исчисления – прибытие подозреваемого в следственные или дознавательные органы. Стандартный срок составляет 2 суток. Но если у суда есть веские основания для его продления, то данный период может составить 3 суток.
Также претендовать на продление срока могут и сотрудники следственных органов. В этом случае им необходимо указать, что продление задержания требуется для сбора дополнительных доказательств основания для задержания подозреваемого.
За 8 часов до завершения периода задержания дознаватель направляет в соответствующие органы ходатайство о том, чтобы подозреваемого заключили под стражу.
После того как человека отпустили, ему выдают специальную справку: документ содержит информацию о дате, времени и причине его нахождения под стражей. Дополнительно ему возвращают его вещи, документы, копию постановления об отказе в заключении под стражу. При необходимости бывший подозреваемый вправе запросить у сотрудников денежные средства на проезд в городском транспорте.
Заключение
Задержание подозреваемого позволяет предотвратить побег преступника, его сокрытие улик преступления. В связи с этим проведенное в соответствии со всеми нормами и требованиями задержание способствует увеличению количества раскрытых преступлений.
В то же время практика показывает, что уполномоченные органы по ошибке могут задержать невиновного человека. Им приходится доказывать свою непричастность к преступлению, находясь в камерах.
Для того чтобы предотвратить безосновательное задержание и быстро выйти на свободу, необходимо знать, как проводится данная процедура и каков ее максимальный срок. Также нужно быть осведомленным о своих правах и обязательствах, которые есть у задержанного лица.
Источник: https://advokati-moscow.ru/info/zaderzhanie-podozrevaemogo/
Порядок и сроки административного задержания, задержания подозреваемого в порядке УПК
Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.
Административное задержание вправе осуществлять:
должностные лица органов внутренних дел (полиции) – при выявлении административных правонарушений, дела о которых рассматривают органы внутренних дел (полиции), либо административных правонарушений, по делам о которых органы внутренних дел (полиция) составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях;
старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо ведомственной охраны или вневедомственной охраны при органах внутренних дел, военнослужащие внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации – при выявлении административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;
должностные лица военной автомобильной инспекции – при выявлении нарушений Правил дорожного движения водителем транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти или спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны;
должностные лица пограничных органов, должностные лица органов внутренних дел (полиции) – при выявлении административных правонарушений в области защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, а также при выявлении административных правонарушений во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации;
должностные лица таможенных органов – при выявлении нарушений таможенных правил;
военнослужащие и должностные лица органов и учреждений уголовно-исполнительной системы – при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 19.
3 КоАП (неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудника органов федеральной службы безопасности, сотрудника органов государственной охраны, сотрудника органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы), КоАП (передача либо попытка передачи запрещенных предметов лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, следственных изоляторах или изоляторах временного содержания), а также административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;должностные лица органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ – при выявлении административных правонарушений, дела о которых рассматривают эти органы, либо административных правонарушений, по делам о которых указанные органы составляют протоколы об административных правонарушениях;
должностные лица, осуществляющие контртеррористическую операцию, – при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.27 КоАП (нарушение правового режима контртеррористической операции);
судебные приставы – при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 13.26 (нарушение сроков и (или) порядка доставки (вручения) адресату судебных извещений), 17.3 (неисполнение распоряжения судьи или судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов), 17.8 (воспрепятствование законной деятельности судебного пристава), 17.8.
1 (незаконное использование слов «судебный пристав», «пристав» и образованных на их основе словосочетаний), 17.9 (заведомо ложные показание свидетеля, пояснение специалиста, заключение эксперта или заведомо неправильный перевод), 17.14 (нарушение законодательства об исполнительном производстве), 17.
15 (неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера), 17.16 (клевета в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава), частями 1 (неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП) и 4 (уклонение от отбывания обязательных работ) статьи 20.
25 КоАП, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных в здании суда (помещении суда).
Перечень лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание, устанавливается соответствующим федеральным органом исполнительной власти.
По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник.
Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители.
Об административном задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляется военная комендатура или воинская часть, в которой задержанный проходит военную службу (военные сборы), а об административном задержании военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и имеющих специальные звания сотрудников органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов – орган или учреждение, в котором задержанный проходит службу.
Об административном задержании члена общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации, незамедлительно уведомляются секретарь Общественной палаты Российской Федерации и соответствующая общественная наблюдательная комиссия.Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные КоАП, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.
Порядок задержания подозреваемого в соответствии с УПК следующий.
После доставления подозреваемого в орган дознания или к следователю в срок не более 3 часов должен быть составлен протокол задержания, в котором делается отметка о том, что подозреваемому разъяснены следующие права:
знать, в чем он подозревается, и получить копию постановления о возбуждении против него уголовного дела, либо копию протокола задержания, либо копию постановления о применении к нему меры пресечения;
давать объяснения и показания по поводу имеющегося в отношении его подозрения либо отказаться от дачи объяснений и показаний.
При согласии подозреваемого дать показания он должен быть предупрежден о том, что его показания могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу, в том числе и при его последующем отказе от этих показаний, за исключением случая, предусмотренного пунктом 1 части второй статьи 75 УПК (показания подозреваемого, обвиняемого, данные в ходе досудебного производства по уголовному делу в отсутствие защитника, включая случаи отказа от защитника, и не подтвержденные подозреваемым, обвиняемым в суде);
пользоваться помощью защитника с момента возбуждения уголовного дела в отношении конкретного лица, с момента фактического задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, в случаях, предусмотренных статьями 91 (основания задержания подозреваемого) и 92 (порядок задержания подозреваемого) УПК, применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу, с момента вручения уведомления о подозрении в совершении преступления, и иметь свидание с ним наедине и конфиденциально до первого допроса подозреваемого;
представлять доказательства;
заявлять ходатайства и отводы;
давать показания и объяснения на родном языке или языке, которым он владеет;
пользоваться помощью переводчика бесплатно;
знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с его участием, и подавать на них замечания;
участвовать с разрешения следователя или дознавателя в следственных действиях, производимых по его ходатайству, ходатайству его защитника либо законного представителя;приносить жалобы на действия (бездействие) и решения суда, прокурора, следователя и дознавателя;
защищаться иными средствами и способами, не запрещенными УПК.
В протоколе указываются дата и время составления протокола, дата, время, место, основания и мотивы задержания подозреваемого, результаты его личного обыска и другие обстоятельства его задержания. Протокол задержания подписывается лицом, его составившим, и подозреваемым.
О произведенном задержании орган дознания, дознаватель или следователь обязан сообщить прокурору в письменном виде в течение 12 часов с момента задержания подозреваемого.
Подозреваемый должен быть допрошен не позднее 24 часов с момента его фактического задержания, а также в соответствии с требованиями статей 189 (общие правила проведения допроса) и 190 (протокол допроса) УПК. До начала допроса подозреваемому по его просьбе обеспечивается свидание с защитником наедине и конфиденциально.
В случае необходимости производства процессуальных действий с участием подозреваемого продолжительность свидания свыше 2 часов может быть ограничена дознавателем, следователем с обязательным предварительным уведомлением об этом подозреваемого и его защитника.
В любом случае продолжительность свидания не может быть менее 2 часов.
При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу (часть 2 статьи 91 УПК).
Согласно части 2 статьи 94 УПК по истечении 48 часов с момента задержания подозреваемый подлежит освобождению, если в отношении его не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу либо суд не продлил срок задержания.
Источник: https://53.xn--b1aew.xn--p1ai/document/1426850
Задержание подозреваемого
Задержание подозреваемого — мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления (п. 11 ст. 5 УПК).
Сущность задержания состоит в кратковременном лишении подозреваемого в совершении преступления лица свободы, которое, в силу своей неотложности не требует для его применения судебного решения.
Закон устанавливает целый ряд гарантий законности и обоснованности задержания, четко регламентируя условия, основания, мотивы, сроки и порядок задержания (ст. 91-96 УПК).
Основания задержания:
Лицо может быть задержано только по подозрению в совершении такого преступления, за которое предусматривается наказание в виде лишения свободы (ч. 1 ст. 91 УПК), при наличии одного из следующих оснований:
- когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;
- когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;
- когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.
При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо
- пыталось скрыться, либо
- не имеет постоянного места жительства, либо
- не установлена его личность, либо
- если следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.
“Иные данные” – фактические данные (доказательства), косвенно указывающие на причастность лица к преступлению. К ним могут относиться:
- показания свидетелей и потерпевших, не являвшихся очевидцами преступления, из содержания которых следует, что это лицо причастно к совершению преступления;
- показания обвиняемых, подозреваемых о соучастниках;
- результаты следственных действий, указывающие на причастность к совершению преступления конкретных лиц;
- материалы ревизий, инвентаризаций;
- сходство по приметам, указанным потерпевшим, свидетелем и т. д.
Поскольку «иные данные» менее определенны, чем основания для задержания, закон связывает задержание при наличии этих данных с определенными условиями (попыткой лица скрыться, отсутствием у него постоянного места жительства, отсутствием документов, устанавливающих личность подозреваемого). Наличие этих условий делает необходимым задержание, так как придает ему неотложный характер и повышает обоснованность предположения о причастности лица к преступлению.
Следует обратить внимание на то, что если же существует одно из условий (например, лицо не имеет постоянного места жительства), но отсутствуют «иные данные», дающие основания подозревать лицо в совершении преступления, то уголовно-процессуальное задержание недопустимо.
Следует различать фактическое задержание и задержание по правилам, установленным уголовно-процессуальным законом.
Фактическое задержание означает захват лица и принудительное доставление его в органы дознания или к следователю.
Право уголовно-процессуального задержания в порядке, установленном УПК, принадлежит только должностному лицу или органу, наделенному данными полномочиями в соответствии с законом.Если лицо было задержано непосредственно при совершении преступления (т. е.
до возбуждения уголовного дела), то фактический захват определяется моментом фактического ограничения свободы передвижения (с этого момента начинается течение сроков задержания), но в течение трех часов после доставления такого подозреваемого в орган дознания или к следователю должны быть вынесены постановление о возбуждении уголовного дела (при наличии соответствующих оснований) и составлен протокол задержания. С момента составления протокола задержания лицо следует считать подвергнутым уголовно-процессуальному задержанию.
Избрание меры процессуального принуждения и выбор ее вида — это право, а не обязанность лиц, ведущих судопроизводство.
Закон устанавливает, что соответствующее должностное лицо вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления при наличии установленных законом условий и оснований.
Право превращается в обязанность лишь тогда, когда появляются мотивы, обусловливающие необходимость задержания в данном конкретном случае.
Мотивами задержания могут быть:
- пресечение преступного деяния;
- предотвращение совершения новых преступлений;
- лишение возможности скрыться, уничтожить доказательства или иным образом воспрепятствовать установлению обстоятельств уголовного дела;
- установление причастности (непричастности) задержанного к совершению преступления;
- своевременное решение вопроса об избрании в отношении задержанного меры пресечения в виде заключения под стражу.
Не допускается использование задержания как средства получения от подозреваемого признания вины в совершении преступления.
Срок задержания
Согласно ст. 94 УПК РФ срок задержания не может превышать 48 часов до судебного решения о применении судьей меры пресечения в виде заключения под стражу либо продления срока задержания в порядке п. 3 ч. 7 ст. 108 УПК.
В соответствии с ч. 3 ст. 128 УПК при задержании срок исчисляется с момента фактического задержания, т.е. момента производимого в порядке, установленном УПК, фактического лишения свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении преступления (п. 15 ст. 5 УПК).
Важность четкого определения момента фактического задержания состоит не только в том, что с его наличием связывается начало течения 48-часового срока задержания, но и в том, что в силу сформулированной Конституционным Судом РФ конституционно-правовой позиции с этого момента задержанный имеет право на пользование услугами защитника и на реализацию прав, предусмотренных ст. 46 УПК. В момент фактического задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, ему должно быть разъяснено право иметь защитника (п. 3 ч. 4 ст. 46 УПК).
Все сроки уголовно-процессуального задержания, за исключением срока составления протокола задержания, исчисляются с момента фактического задержания. Для правильного исчисления сроков требуется учитывать день, час и минуту фактического задержания.УПК детально регламентирует порядок задержания подозреваемого, что является важной гарантией законности и обоснованности задержания и обеспечения прав задержанного.
Лицо считается подозреваемым с момента фактического его задержания.
Закон не регламентирует срок, в течение которого лицо должно быть доставлено в орган дознания или к следователю. Представляется, что географические особенности и транспортная инфраструктура России не позволяют установить какой-либо пресекательный срок для этого действия.
Но несмотря на это, задержанный по подозрению в совершении преступления должен быть доставлен в орган дознания или к следователю в течение разумного срока, но не более 48 часов. Истечение 48-часового срока является основанием для освобождения подозреваемого (ч. 2 ст. 94 УПК).
После доставления подозреваемого в орган дознания или к следователю в срок не более трех часов должен быть составлен протокол задержания (ч. 1 ст. 92 УПК).
В течение этого време ни должны быть собраны необходимые данные о задержанном (установлена его личность и т. п.
) и оформлены сведения об основаниях задержания (если ранее они не оформлялись, например, в случае задержания лица при совершении преступления).
В протоколе задержания указывается как дата и время составления протокола, так и дата, время, исчисляемое в часах и минутах, место, основания и мотивы фактического задержания подозреваемого, результаты его личного обыска и другие обстоятельства (ч. 2 ст. 92 УПК).
По смыслу этой уголовно-процессуальной нормы под другими обстоятельствами задержания подозреваемого следует понимать, в частности, сведения о применении физической силы, специальных средств, об оказании медицинской помощи задержанному, о наличии у него каких-либо телесных повреждений и тому подобное. В протоколе задержания должны быть указаны все имевшие место такие обстоятельства.В протоколе делается отметка о разъяснении подозреваемому его прав. Протокол подписывается подозреваемым и лицом, его составившим.
https://www.youtube.com/watch?v=SS9_VQXudDY
В случае необходимости подозреваемый может быть подвергнут личному обыску в порядке, установленном ст. 184 УПК (ст. 93 УПК). В отличие от установленной для производства обыска традиционной процедуры (п. 6 ч. 2 ст.
29 УПК, ст. 182 УПК) подозреваемый может быть подвергнут личному обыску без вынесения соответствующего постановления, но лицом одного с ним пола и при участии понятых одного и того же пола с обыскиваемым (ч. 2 и 3 ст.
184 УПК).
В течение 12 часов с момента фактического задержания дознаватель или следователь обязаны уведомить (ст. 96 УПК РФ):
- прокурора (в письменном виде, ст. 92 УПК РФ);
- кого-либо из близких родственников, а при их отсутствии – других родственников (предоставить возможность такого уведомления самому подозреваемому);
- командование воинской части (при задержании подозреваемого, являющегося военнослужащим); в случае задержания сотрудника органа внутренних дел – начальник органа, в котором проходит службу указанный сотрудник;
- секретаря Общественной палаты Российской Федерации и соответствующую общественную наблюдательную комиссию – при задержании подозреваемого, являющегося членом общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- посольство или консульство иностранного государства, если подозреваемый является гражданином или подданным другого государства.
При необходимости сохранения в интересах предварительного расследования в тайне факта задержания уведомление с согласия прокурора может не производиться, за исключением случаев, когда подозреваемый является несовершеннолетним.
Порядок и условия содержания подозреваемых определяются Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
Основания и порядок освобождения задержанного
Основания и порядок освобождения задержанного установлены в ст. 94УПК. По постановлению дознавателя или следователя подозреваемый подлежит освобождению, если:
- не подтвердилось подозрение в совершении преступления;
- отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу;
- задержание было произведено с нарушением требований статьи 91 Кодекса.
По истечении 48 часов с момента задержания подозреваемый подлежит освобождению, если
- в отношении его не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу либо
- суд не продлил срок задержания в порядке, установленном п. 3 ч. седьмой ст. 108 УПК РФ.
Если постановление судьи о применении к подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу либо продлении срока задержания не поступит в течение 48 часов с момента задержания, то подозреваемый немедленно освобождается, о чем начальник места содержания подозреваемого уведомляет орган дознания или следователя, в производстве которого находится уголовное дело, и прокурора.
Если имеется определение или постановление суда об отказе в удовлетворении ходатайства дознавателя, следователя об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу, то копия этого определения или постановления выдается подозреваемому при его освобождении.
При освобождении подозреваемого из-под стражи ему выдается справка, в которой указываются, кем он был задержан, дата, время, место и основания задержания, дата, время и основания освобождения.
Подозреваемый подлежит освобождению по истечении 48 часов с момента задержания, если в отношении него не была избрана судом мера пресечения в виде заключения под стражу.
Исключение составляют случаи, когда судья по ходатайству одной из сторон откладывает окончательное принятие решения об избрании в качестве меры пресечения в виде заключения под стражу на срок не более чем 72 часа для представления заявившей такое ходатайство стороной дополнительных доказательств обоснованности или необоснованности избрания меры пресечения в виде заключения под стражу. Судья указывает в постановлении дату и время, до которых он продлевает задержание, которое признано судом законным (п. 3 ч. 7 ст. 108 УПК).
Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/zaderzhanie-podozrevaemogo
Ст 91 УПК РФ задержание подозреваемого в уголовном процессе и основания, комментарии и порядок
Леонид Маляров
сколько могут держать под арестом по91ст для выяснения
Ответ на вопрос дан по телефону
Зоя Панина
Задержан по подазрению в совершении преступления.оно не подтвердилось,сколько времени меня имеют права держать?
Ответ на вопрос дан по телефону
Ирина Калинина
про ментов.
меня вызвали давать показания при чем я как потерпевший, не веря в мои показания удерживали меня в отделе пытаясь заставить вспомнить детали события, на какое время они могут меня удерживать в отделе, если вообще имеют право, и что можно им предъявить в таких ситуациях- Ответ юриста:
1. Процессуальное задержание в порядке ст. 91 УПК РФ здесь не применимо, поскольку задержан может быть лишь подозреваемый в совершении преступления. Поправляю предыдущих — срок процессуального задержания 48 часов или 2-е суток (ну, никак не трое) . 2.
Срок административного задержания — до 3-х часов. В соответствии с ст. 189 УПК РФ — если допрашиваемое лицо явилось с адвокатом, для оказания юридической помощи, то тот присутствует при допросе. Если есть опасения незаконного удержания, давления — легко подстраховаться. 3.
Задерживать Вас не имеют право. При таком случае, фиксируйте время прибытия в отдел и убытия (фото, телефон, свидетели) и жалуйтесь прокурору.
Можно иметь телефончик надзирающего прокурора и чуть задержали — на телефон прокурору инфу сразу, с требованием немедленно разобраться. Отпустят.
- Ответ юриста:
Борис Свистун
Мою знакомую задержали в 11 Она побывала в трех ОВД и только в 3 ночи определили в ИВС Законно ли это?
- Ответ юриста:
Задержание по уголовному делу регулируется ст. ст. 91, 92 УПК РФ. Согласно ч. 1 ст.
92 УПК РФ После доставления подозреваемого в орган дознания или к следователю в срок не более 3 часов должен быть составлен протокол задержания, в котором делается отметка о том, что подозреваемому разъяснены права, предусмотренные статьей 46 настоящего Кодекса.
Поэтому необходимо выяснить когда был составлен протокол задержания. в порядке ст. 91 УПК РФ и если этот срок не соблюден, обращайтесь с жалобой в прокуратуру. Если административное задержания, то согласно ст. 27.5 КОАП РФ общий срок административного задержания 3 часа.
Если в отношении вашей знакомой ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов. Также срок задержания на 48 часов возможен в случае, предусмотренном ст. 27.5 ч. 2 КОАП РФ.
- Ответ юриста:
Наталья Борисова
Скажите пожалуйста, по какой причине человека могут задержать в милиции с утра и до вечера!!!!
Административное задержание
(для установления личности, например) , не может превышать 3-х часов. Задержание по подозрению в совершению преступления может продлиться до 48 часов по основаниям. предусмотренным ст. 91 УПК РФ
Максим Кряквин
Оснований для проверки документов всегда можно придумать сколько угодно (похож на лицо, указанное в ориентировке) . Что же касается «задержания», этот термин имеет в законе строго определенный смысл. Так, например, для задержания по…
Юрий Кемарский
Задержание в порядке статьи 91 УПК РФ всегда заканчивается отсидкой в СИЗО до суда?
Решение принимает следователь, если у него есть основания полагать, что подозреваемый скроется. Если, например, он гражданин другого государства—почти на 100% Задержанные в порядке ст. 91 УПК РФ, содержатся в ИВС, но не в СИЗО можно и в…
Задержание этого лица осуществляется для кратковременного помещения его под стражу с целью незамедлительного доставления субъекта в суд. В инстанции рассматривается ходатайство о реализации меры пресечения в отношении к гражданину.
Задержание обвиняемого направлено на предотвращение заочного помещения субъекта под стражу. В этом случае процессуальное действие имеет специфические цели, основания, условия и мотив. В качестве последнего выступает опасение, что гражданин может уклониться от явки в заседание.
Условием является вынесение мотивированного постановления о привлечении лица в статусе обвиняемого. В исключительных случаях оформляется акт, поскольку при осуществлении дознания, в соответствии с общими правилами, заключение под стражу не может применяться.Целью выступает немедленное доставление гражданина в суд. Основанием задержания обвиняемого служит необходимость рассмотрения ходатайства.
Источник: https://mup-info.com/st-91-upk-rf/