Задержан на 48 часов упк

Задержание подозреваемого в совершении преступления, основания, причины

Задержан на 48 часов упк

В ходе уголовного процесса следственные органы и органы дознания вправе задерживать людей, которые подозреваются в совершении преступления. Основания и порядок задержания установлены законодательством, поскольку данная процедура предполагает ограничение свободы и неприкосновенности человека – который, как еще может оказаться, не имел к совершению преступления никакого отношения.

Если человека безосновательно лишают свободы, то это противоправное деяние.

Основные положения

Задержание – особая процессуальная процедура: в соответствии с ней подозреваемый в преступлении (за которое устанавливается тюремное заключение) сталкивается с коротким ограничением свободы.

Процесс задержания рассмотрен в главе 12 УПК РФ. Она содержит основания для задержания человека, права и  обязательства задержанного, а также основные этапы проведения процедуры.

Задержание проводится после возбуждения уголовного дела. Иногда его можно  провести без официального судебного постановления с предписанием о задержании.

Задерживать подозреваемого вправе только:

  • прокурор;
  • дознаватель, орган дознания;
  • следователь, начальник следственного отдела.

Это исчерпывающий перечень лиц.

В соответствии с российской Конституцией, безосновательно нельзя лишить человека его свободы. Задержать подозреваемого можно на срок до 2 суток до получения судебного постановления. За это время суд устанавливает меру пресечения в отношении задержанного.

Основания для задержания человека

Ст. 91 УКП РФ содержит исчерпывающий перечень обстоятельств, при которых человека могут задержать сотрудники полиции.

К подобным основаниям относятся следующие:

  • человек находится на месте преступления или после него;
  • человека признал виновным пострадавший или свидетель преступления;
  • на подозреваемом, на его одежде или в жилье выявлены следы преступления;
  • человек предпринимал попытки сбежать;
  • человек не имеет постоянного места проживания, его личность установить не удается;
  • следственные органы направили в суд ходатайство о том, чтобы человека заключили под стражу.

Порядок действий

Причисляемые к делу лица должны быть проинформированы о задержании человека. Так, его близкие родственники оповещаются в течение 12 часов. Тот же самый срок устанавливается для предупреждения структур, в которых задержанный служил или работал, если данные требования установлены законодательством.

В то же время дознаватель вправе не информировать о задержании субъекта, если это имеет значение для следствия, а прокурор вынес свое разрешение. Однако не информировать о задержании ребенка до 18 лет не допускается.

Таким образом, при задержании подозреваемого уполномоченные лица выполняют следующие действия.

  1. В течение 3 часов с момента доставления человека в следственные органы сотрудники составляют протокол задержания. Данный документ включает в себя основные сведения по уголовному делу: причины для задержания человека, дата и место задержания, права подозреваемого, информация об обыске, а также подписи задержанного и сотрудника, составившего протокол.
  2. В течение 12 часов сотрудники следственных органов информируют прокурора о задержании человека.
  3. Подозреваемый при желании проводит встречу с защитником. Минимальная длительность их общения – 2 часа.
  4. После этого уполномоченные лица организуют допрос задержанного человека.

В случае если защитник принимает участие в деле с момента задержания человека, то ему необходимо присутствовать и при оформлении протокола задержания.

Если задерживаемый оказывал сопротивление уполномоченным органам, то он рискует столкнуться с дополнительным административным наказанием. Сотрудники полиции в такой ситуации составляют документ, в соответствии с которым сопротивлявшийся человек получит штраф. Также его могут арестовать.

https://www.youtube.com/watch?v=EoYvkW0Z7Gk

Если задерживаемый обжаловал незаконное задержание, то его освобождают. В обжаловании действий уполномоченных органов должен принимать участие защитник.

Как проводится допрос

В ходе задержания сотрудники правоохранительных органов проводят допрос и обыск. Особенности проведения допроса установлены в гл. 26 УПК РФ. Он проводится в следственных органах, но в редких обстоятельствах его могут организовать по адресу нахождения подозреваемого.

После того как подозреваемого задержали, у уполномоченных лиц есть ровно сутки на проведение допроса.

Правила допроса следующие:

  • подозреваемый и его близкие заблаговременно предупреждаются о грядущем допросе;
  • максимальная продолжительность допроса без перерывов – 4 часа;
  • максимальная продолжительность допроса в день – 8 часов;
  • по истечении 4 часов допроса подозреваемый вправе запросить перерыв и питание;
  • если подозреваемый страдает от заболеваний, хронических недугов, то подходящий для него срок допроса определяет врач;
  • в процессе допроса уполномоченные лица вправе фиксировать процедуру на видео или аудио;
  • наводящие вопросы находятся под запретом.

Выше указаны правила допроса взрослого человека. В случае с несовершеннолетним допрос проводится исключительно в присутствии его родителей или опекунов.

В конце уполномоченные органы составляют протокол, содержащий подписи всех участников опроса. Подозреваемый вправе не расписываться в протоколе – но ему необходимо указать, по какой причине он отказывается это делать.

К протоколу прикладываются все относящиеся к допросу материалы – схемы и рисунки, видео, аудиозаписи, фотографии.

Правила обыска

Порядок обыска устанавливает ст. 184 УПК РФ. Обыск – это поиск и изъятие документов и улик, которые относятся к расследуемому делу. Он проводится в соответствии с постановлением следователя или судебным постановлением об обыске. Указанные документы необходимо предъявить подозреваемому, чтобы он ознакомился с их содержанием.

Если предполагается, что предметы и документы, требуемые для следствия, находятся в определенном месте, то можно провести обыск без судебных или следственных постановлений.

Сначала следователь предлагает подозреваемому самостоятельно предоставить сотрудникам правоохранительных органов документы и доказательства преступления. При его отказе специалисты начинают обыск. Процедура проводится сотрудниками в присутствии понятых, которые должны быть одного пола с подозреваемым.

После того как обыск завершен, специалисты составляют протокол. Копия документа передается владельцу квартиры, в которой проводились обыскные мероприятия.

Права задержанного человека

Глава 12 УКП РФ устанавливает процедуру задержания человека, а также определяет нормы его освобождения, порядок обыска и ареста, условия правомерности при задержании преступника.

Человек, которого подозревают в совершении преступления, вправе претендовать:

  • на помощь защитника, на встречу с ним перед допросом;
  • один телефонный звонок близким не позднее 3 часов после задержания;
  • молчание, включая отказ свидетельствовать против себя и близких;
  • получение копии постановления о задержании, копии протокола допроса;
  • информирование о том, почему его задержали;
  • предоставление просьб, отводов, ходатайств, доказательственных материалов;
  • бесплатные переводческие услуги;
  • предоставление доказательств на том языке, который приходится ему родным, известным;
  • обжалование действий, совершенных представителями правоохранительных органов.

Если текущий защитник по каким-либо причинам подозреваемого не устраивает, то он вправе запросить помощь иного защитника.

Особенности содержания человека под стражей

После задержания человека приводят в специальное место, в котором он находится до того момента, как его признают невиновным или суд вынесет постановление о наказании.

Задержание проводится по факту совершения преступления.

Сроки устанавливаются следующим образом.

Срок Основание
Административное задержание3 часаСрок отсчитывается с момента доставления в ОВД или вытрезвления
48 часовДействует для тех, кто совершил правонарушение, которое посягает на режим государственной границы РФ, порядок нахождения в РФ, в территориальных и внутренних морских водах, а также то, которое привело к несоблюдению таможенных правил. Также этот срок действует, если в отношении задержанного ведется дело об административном правонарушении с наказанием в виде ареста
Задержание по причине подозрения в совершении преступления 48 часовС момента фактического ограничения свободы передвижения
72 часаС момента вынесения судебного постановления о продлении срока
120 часовМаксимальный общий срок задержания

Права подозреваемого под стражей следующие:

  • получать информацию о законных правах и обязательствах;
  • выходить на прогулку минимум на 1 час;
  • бесплатно питаться;
  • спать ночью минимум 8 часов;
  • отказываться принимать участие в допросах в ночное время суток;
  • иметь спальное место, белье, столовые приборы, туалетную бумагу.

Подозреваемый вправе претендовать на безопасные условия содержания. Если возникнет риск его здоровью и жизни, он может попросить другую камеру.

Подозреваемый должен получить минимум 4 м2 пространства в камере.

В ходе оперативно-розыскных мероприятий дознаватели могут запрашивать встречи с задержанным.

Основания для освобождения подозреваемого

Законодательство устанавливает обстоятельства, при наступлении которых подозреваемого необходимо сразу же отпустить домой:

  • информация о том, что задержанный не является преступником, получила подтверждение;
  • к подозреваемому нельзя применить следующую меру пресечения;
  • сотрудники правоохранительных органов провели процедуру задержания с нарушением норм и требований.

К подобным нарушениям относятся следующие: нет оснований для задержания, уголовное дело не было возбуждено, действия человека получили некорректную квалификацию. Также к нарушению законодательства относится обстоятельство, при котором специалист, не имеющий на то полномочий и прав, провел задержание подозреваемого.

Задержанному необходимо знать, на какой срок его вправе задержать, с какого момента начинает он исчисляться. Начало исчисления – прибытие подозреваемого в следственные или дознавательные органы. Стандартный срок составляет 2 суток. Но если у суда есть веские основания для его продления, то данный период может составить 3 суток.

Также претендовать на продление срока могут и сотрудники следственных органов. В этом случае им необходимо указать, что продление задержания требуется для сбора дополнительных доказательств основания для задержания подозреваемого.

За 8 часов до завершения периода задержания дознаватель направляет в соответствующие органы ходатайство о том, чтобы подозреваемого заключили под стражу.

После того как человека отпустили, ему выдают специальную справку: документ содержит информацию о дате, времени и причине его нахождения под стражей. Дополнительно ему возвращают его вещи, документы, копию постановления об отказе в заключении под стражу. При необходимости бывший подозреваемый вправе запросить у сотрудников денежные средства на проезд в городском транспорте.

Заключение

Задержание подозреваемого позволяет предотвратить побег преступника, его сокрытие улик преступления. В связи с этим проведенное в соответствии со всеми нормами и требованиями задержание способствует увеличению количества раскрытых преступлений.

В то же время практика показывает, что уполномоченные органы по ошибке могут задержать невиновного человека. Им приходится доказывать свою непричастность к преступлению, находясь в камерах.

Для того чтобы предотвратить безосновательное задержание и быстро выйти на свободу, необходимо знать, как проводится данная процедура и каков ее максимальный срок. Также нужно быть осведомленным о своих правах и обязательствах, которые есть у задержанного лица.

Источник: https://advokati-moscow.ru/info/zaderzhanie-podozrevaemogo/

Порядок и сроки административного задержания, задержания подозреваемого в порядке УПК

Задержан на 48 часов упк

Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

Административное задержание вправе осуществлять:

должностные лица органов внутренних дел (полиции) – при выявлении административных правонарушений, дела о которых рассматривают органы внутренних дел (полиции), либо административных правонарушений, по делам о которых органы внутренних дел (полиция) составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях;

старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо ведомственной охраны или вневедомственной охраны при органах внутренних дел, военнослужащие внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации – при выявлении административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;

должностные лица военной автомобильной инспекции – при выявлении нарушений Правил дорожного движения водителем транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти или спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны;

должностные лица пограничных органов, должностные лица органов внутренних дел (полиции) – при выявлении административных правонарушений в области защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, а также при выявлении административных правонарушений во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

должностные лица таможенных органов – при выявлении нарушений таможенных правил;

военнослужащие и должностные лица органов и учреждений уголовно-исполнительной системы – при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 19.

3 КоАП (неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудника органов федеральной службы безопасности, сотрудника органов государственной охраны, сотрудника органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы), КоАП (передача либо попытка передачи запрещенных предметов лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, следственных изоляторах или изоляторах временного содержания), а также административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;

должностные лица органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ – при выявлении административных правонарушений, дела о которых рассматривают эти органы, либо административных правонарушений, по делам о которых указанные органы составляют протоколы об административных правонарушениях;

должностные лица, осуществляющие контртеррористическую операцию, – при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.27 КоАП (нарушение правового режима контртеррористической операции);

судебные приставы – при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 13.26 (нарушение сроков и (или) порядка доставки (вручения) адресату судебных извещений), 17.3 (неисполнение распоряжения судьи или судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов), 17.8 (воспрепятствование законной деятельности судебного пристава), 17.8.

1 (незаконное использование слов «судебный пристав», «пристав» и образованных на их основе словосочетаний), 17.9 (заведомо ложные показание свидетеля, пояснение специалиста, заключение эксперта или заведомо неправильный перевод), 17.14 (нарушение законодательства об исполнительном производстве), 17.

15 (неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера), 17.16 (клевета в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава), частями 1 (неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП) и 4 (уклонение от отбывания обязательных работ) статьи 20.

25 КоАП, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных в здании суда (помещении суда).

Перечень лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание, устанавливается соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник.

Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители.

Об административном задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляется военная комендатура или воинская часть, в которой задержанный проходит военную службу (военные сборы), а об административном задержании военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и имеющих специальные звания сотрудников органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов – орган или учреждение, в котором задержанный проходит службу.

Об административном задержании члена общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации, незамедлительно уведомляются секретарь Общественной палаты Российской Федерации и соответствующая общественная наблюдательная комиссия.

Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные КоАП, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.

Порядок задержания подозреваемого в соответствии с УПК следующий.

После доставления подозреваемого в орган дознания или к следователю в срок не более 3 часов должен быть составлен протокол задержания, в котором делается отметка о том, что подозреваемому разъяснены следующие права:

знать, в чем он подозревается, и получить копию постановления о возбуждении против него уголовного дела, либо копию протокола задержания, либо копию постановления о применении к нему меры пресечения;

давать объяснения и показания по поводу имеющегося в отношении его подозрения либо отказаться от дачи объяснений и показаний.

При согласии подозреваемого дать показания он должен быть предупрежден о том, что его показания могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу, в том числе и при его последующем отказе от этих показаний, за исключением случая, предусмотренного пунктом 1 части второй статьи 75 УПК (показания подозреваемого, обвиняемого, данные в ходе досудебного производства по уголовному делу в отсутствие защитника, включая случаи отказа от защитника, и не подтвержденные подозреваемым, обвиняемым в суде);

пользоваться помощью защитника с момента возбуждения уголовного дела в отношении конкретного лица, с момента фактического задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, в случаях, предусмотренных статьями 91 (основания задержания подозреваемого) и 92 (порядок задержания подозреваемого) УПК, применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу, с момента вручения уведомления о подозрении в совершении преступления, и иметь свидание с ним наедине и конфиденциально до первого допроса подозреваемого;

представлять доказательства;

заявлять ходатайства и отводы;

давать показания и объяснения на родном языке или языке, которым он владеет;

пользоваться помощью переводчика бесплатно;

знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с его участием, и подавать на них замечания;

участвовать с разрешения следователя или дознавателя в следственных действиях, производимых по его ходатайству, ходатайству его защитника либо законного представителя;

приносить жалобы на действия (бездействие) и решения суда, прокурора, следователя и дознавателя;

защищаться иными средствами и способами, не запрещенными УПК.

В протоколе указываются дата и время составления протокола, дата, время, место, основания и мотивы задержания подозреваемого, результаты его личного обыска и другие обстоятельства его задержания. Протокол задержания подписывается лицом, его составившим, и подозреваемым.

О произведенном задержании орган дознания, дознаватель или следователь обязан сообщить прокурору в письменном виде в течение 12 часов с момента задержания подозреваемого.

Подозреваемый должен быть допрошен не позднее 24 часов с момента его фактического задержания, а также в соответствии с требованиями статей 189 (общие правила проведения допроса) и 190 (протокол допроса) УПК. До начала допроса подозреваемому по его просьбе обеспечивается свидание с защитником наедине и конфиденциально.

В случае необходимости производства процессуальных действий с участием подозреваемого продолжительность свидания свыше 2 часов может быть ограничена дознавателем, следователем с обязательным предварительным уведомлением об этом подозреваемого и его защитника.

В любом случае продолжительность свидания не может быть менее 2 часов.

При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу (часть 2 статьи 91 УПК).

Согласно части 2 статьи 94 УПК по истечении 48 часов с момента задержания подозреваемый подлежит освобождению, если в отношении его не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу либо суд не продлил срок задержания.

Источник: https://53.xn--b1aew.xn--p1ai/document/1426850

Задержание подозреваемого

Задержан на 48 часов упк

Задержание подозреваемого — мера процессуального принуж­дения, применяемая органом дознания, дознавателем, следова­телем на срок не более 48 часов с момента фактического задер­жания лица по подозрению в совершении преступления (п. 11 ст. 5 УПК).

Сущность задержания состоит в кратковременном лишении подозреваемого в совершении преступления лица свободы, ко­торое, в силу своей неотложности не требует для его примене­ния судебного решения.

Закон устанавливает целый ряд гарантий законности и обос­нованности задержания, четко регламентируя условия, основа­ния, мотивы, сроки и порядок задержания (ст. 91-96 УПК).

Основания задержания:

Лицо может быть за­держано только по подозрению в совершении такого преступ­ления, за которое предусматривается наказание в виде лишения свободы (ч. 1 ст. 91 УПК), при наличии одного из следующих оснований:

    1. когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;
    2. когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;
    3. когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо

    • пыталось скрыться, либо
    • не имеет постоянного места жительства, либо
    • не установлена его личность, либо
    • если следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

“Иные данные” – фактические дан­ные (доказательства), косвенно указывающие на причастность лица к преступлению. К ним могут относиться:

    1. показания сви­детелей и потерпевших, не являвшихся очевидцами преступле­ния, из содержания которых следует, что это лицо причастно к совершению преступления;
    2. показания обвиняемых, подозре­ваемых о соучастниках;
    3. результаты следственных действий, указывающие на причастность к совершению преступления конкретных лиц;
    4. материалы ревизий, инвентаризаций;
    5. сходст­во по приметам, указанным потерпевшим, свидетелем и т. д.

Поскольку «иные данные» менее определенны, чем основа­ния для задержания, закон связывает задержание при наличии этих данных с определенными условиями (попыткой лица скрыть­ся, отсутствием у него постоянного места жительства, отсутст­вием документов, устанавливающих личность подозреваемого). Наличие этих условий делает необходимым задержание, так как придает ему неотложный характер и повышает обоснованность предположения о причастности лица к преступлению.

Следует обратить внимание на то, что если же существует одно из ус­ловий (например, лицо не имеет постоянного места жительст­ва), но отсутствуют «иные данные», дающие основания подоз­ревать лицо в совершении преступления, то уголовно-процес­суальное задержание недопустимо.

Следует различать фактическое задержание и задержание по правилам, установленным уголовно-процессуальным законом.

Фактическое задержание означает захват лица и принудитель­ное доставление его в органы дознания или к следователю.

Право уголовно-процессуального задержания в порядке, уста­новленном УПК, принадлежит только должностному лицу или органу, наделенному данными полномочиями в соответствии с законом.

Если лицо было задержано непосредственно при соверше­нии преступления (т. е.

до возбуждения уголовного дела), то фактический захват определяется моментом фактического ограничения свободы передвижения (с этого момента начинается течение сроков задержания), но в течение трех часов после до­ставления такого подозреваемого в орган дознания или к сле­дователю должны быть вынесены постановление о возбужде­нии уголовного дела (при наличии соответствующих основа­ний) и составлен протокол задержания. С момента составления протокола задержания лицо следует считать подвергнутым уго­ловно-процессуальному задержанию.

Избрание меры процессуального принуждения и выбор ее вида — это право, а не обязанность лиц, ведущих судопроиз­водство.

Закон устанавливает, что соответствующее должност­ное лицо вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления при наличии установленных законом условий и оснований.

Право превращается в обязанность лишь тогда, ко­гда появляются мотивы, обусловливающие необходимость за­держания в данном конкретном случае.

Мотивами задержания могут быть:

    1. пресечение преступно­го деяния;
    2. предотвращение совершения новых преступле­ний;
    3. лишение возможности скрыться, уничтожить доказа­тельства или иным образом воспрепятствовать установлению обстоятельств уголовного дела;
    4. установление причастности (непричастности) задержанного к совершению преступления;
    5. своевременное решение вопроса об избрании в отношении задержанного меры пресечения в виде заключения под стражу.

Не допускается использование задержания как средства по­лучения от подозреваемого признания вины в совершении пре­ступления.

Срок задержания

Согласно ст. 94 УПК РФ срок задержания не мо­жет превышать 48 часов до судебного решения о применении судьей меры пресечения в виде заключения под стражу либо продления срока задержания в порядке п. 3 ч. 7 ст. 108 УПК.

В соответствии с ч. 3 ст. 128 УПК при задержании срок исчисляется с момента фактического задержания, т.е. момента производимого в порядке, установленном УПК, фактического лишения свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении преступле­ния (п. 15 ст. 5 УПК).

Важность четкого определения момента фактического задер­жания состоит не только в том, что с его наличием связывается начало течения 48-часового срока задержания, но и в том, что в силу сформулированной Конституционным Судом РФ консти­туционно-правовой позиции с этого момента задержанный имеет право на пользование услугами защитника и на реализа­цию прав, предусмотренных ст. 46 УПК. В момент фактиче­ского задержания лица, подозреваемого в совершении преступ­ления, ему должно быть разъяснено право иметь защитника (п. 3 ч. 4 ст. 46 УПК).

Все сроки уголовно-процессуального задержания, за исклю­чением срока составления протокола задержания, исчисляются с момента фактического задержания. Для правильного исчисле­ния сроков требуется учитывать день, час и минуту фактиче­ского задержания.

УПК детально регламентирует порядок задержания подозреваемого, что является важной гарантией законности и обосно­ванности задержания и обеспечения прав задержанного.

Лицо считается подозреваемым с момента фактического его задержа­ния.

Закон не регламентирует срок, в течение которого лицо долж­но быть доставлено в орган дознания или к следователю. Пред­ставляется, что географические особенности и транспортная инфраструктура России не позволяют установить какой-либо пресекательный срок для этого действия.

Но несмотря на это, задержанный по подозрению в совершении преступления дол­жен быть доставлен в орган дознания или к следователю в тече­ние разумного срока, но не более 48 часов. Истечение 48-часо­вого срока является основанием для освобождения подозревае­мого (ч. 2 ст. 94 УПК).

После доставления подозреваемого в орган дознания или к следователю в срок не более трех часов должен быть составлен протокол задержания (ч. 1 ст. 92 УПК).

В течение этого време ни должны быть собраны необходимые данные о задержанном (установлена его личность и т. п.

) и оформлены сведения об основаниях задержания (если ранее они не оформлялись, на­пример, в случае задержания лица при совершении преступле­ния).

В протоколе задержания указывается как дата и время со­ставления протокола, так и дата, время, исчисляемое в часах и минутах, место, основания и мотивы фактического задержания подозреваемого, результаты его личного обыска и другие об­стоятельства (ч. 2 ст. 92 УПК).

По смыслу этой уголовно-про­цессуальной нормы под другими обстоятельствами задержания подозреваемого следует понимать, в частности, сведения о при­менении физической силы, специальных средств, об оказании медицинской помощи задержанному, о наличии у него каких-либо телесных повреждений и тому подобное. В протоколе за­держания должны быть указаны все имевшие место такие об­стоятельства.

В протоколе делается отметка о разъяснении подозреваемому его прав. Протокол подписывается подозревае­мым и лицом, его составившим.

https://www.youtube.com/watch?v=SS9_VQXudDY

В случае необходимости подозреваемый может быть подвергнут личному обыску в порядке, установленном ст. 184 УПК (ст. 93 УПК). В отличие от установленной для производ­ства обыска традиционной процедуры (п. 6 ч. 2 ст.

29 УПК, ст. 182 УПК) подозреваемый может быть подвергнут личному обыску без вынесения соответствующего постановления, но лицом одного с ним пола и при участии понятых одного и того же пола с обыскиваемым (ч. 2 и 3 ст.

184 УПК).

В течение 12 часов с момента фактического задержания до­знаватель или следователь обязаны уведомить (ст. 96 УПК РФ):

  • прокурора (в письменном виде, ст. 92 УПК РФ);
  • кого-либо из близких родственников, а при их отсутствии – других родственников (предоставить возможность такого уведомления самому подозреваемому);
  • командование воинской части (при задержании подозреваемого, являющегося военнослужащим); в случае задержания сотрудника органа внутренних дел – начальник органа, в котором проходит службу указанный сотрудник;
  • секретаря Общественной палаты Российской Федерации и соответствующую общественную наблюдательную комиссию – при задержании подозреваемого, являющегося членом общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • посольство или консульство иностранного государства, если подозреваемый является гражданином или подданным другого государства.

При необходимости сохранения в интересах предварительного расследования в тайне факта задержания уведомление с согласия прокурора может не производиться, за исключением случаев, когда подозреваемый является несовершеннолетним.

Порядок и условия содержания подозреваемых определяются Федеральным законом «О содержании под стражей подозревае­мых и обвиняемых в совершении преступлений».

Основания и порядок освобождения задержанного

Основания и порядок освобождения задержанного установле­ны в ст. 94УПК. По постановлению дознавателя или следова­теля подозреваемый подлежит освобождению, если:

    1. не подтвердилось подозрение в совершении преступления;
    2. отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу;
    3. задержание было произведено с нарушением требований статьи 91 Кодекса.

По истечении 48 часов с момента задержания подозреваемый подлежит освобождению, если

    • в отношении его не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу либо
    • суд не продлил срок задержания в порядке, установленном п. 3 ч. седьмой ст. 108 УПК РФ.

Если постановление судьи о применении к подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу либо продлении срока задержания не поступит в течение 48 часов с момента задержания, то подозреваемый немедленно освобождается, о чем начальник места содержания подозреваемого уведомляет орган дознания или следователя, в производстве которого находится уголовное дело, и прокурора.

Если имеется определение или постановление суда об отказе в удовлетворении ходатайства дознавателя, следователя об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу, то копия этого определения или постановления выдается подозреваемому при его освобождении.

При освобождении подозреваемого из-под стражи ему выдается справка, в которой указываются, кем он был задержан, дата, время, место и основания задержания, дата, время и основания освобождения.

Подозреваемый подлежит освобождению по истечении 48 часов с момента задержания, если в отношении него не была избрана судом мера пресечения в виде заключения под стражу.

Исключение составляют случаи, когда судья по ходатайству од­ной из сторон откладывает окончательное принятие решения об избрании в качестве меры пресечения в виде заключения под стражу на срок не более чем 72 часа для представления зая­вившей такое ходатайство стороной дополнительных доказа­тельств обоснованности или необоснованности избрания меры пресечения в виде заключения под стражу. Судья указывает в постановлении дату и время, до которых он продлевает задер­жание, которое признано судом законным (п. 3 ч. 7 ст. 108 УПК).

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/zaderzhanie-podozrevaemogo

Ст 91 УПК РФ задержание подозреваемого в уголовном процессе и основания, комментарии и порядок

Задержан на 48 часов упк

  • Леонид Маляров

    сколько могут держать под арестом по91ст для выяснения

    • Ответ на вопрос дан по телефону

  • Зоя Панина

    Задержан по подазрению в совершении преступления.оно не подтвердилось,сколько времени меня имеют права держать?

    • Ответ на вопрос дан по телефону

  • Ирина Калинина

    про ментов.
    меня вызвали давать показания при чем я как потерпевший, не веря в мои показания удерживали меня в отделе пытаясь заставить вспомнить детали события, на какое время они могут меня удерживать в отделе, если вообще имеют право, и что можно им предъявить в таких ситуациях

    • Ответ юриста:

      1. Процессуальное задержание в порядке ст. 91 УПК РФ здесь не применимо, поскольку задержан может быть лишь подозреваемый в совершении преступления. Поправляю предыдущих — срок процессуального задержания 48 часов или 2-е суток (ну, никак не трое) . 2.

      Срок административного задержания — до 3-х часов. В соответствии с ст. 189 УПК РФ — если допрашиваемое лицо явилось с адвокатом, для оказания юридической помощи, то тот присутствует при допросе. Если есть опасения незаконного удержания, давления — легко подстраховаться. 3.

      Задерживать Вас не имеют право. При таком случае, фиксируйте время прибытия в отдел и убытия (фото, телефон, свидетели) и жалуйтесь прокурору.

      Можно иметь телефончик надзирающего прокурора и чуть задержали — на телефон прокурору инфу сразу, с требованием немедленно разобраться. Отпустят.

  • Борис Свистун

    Мою знакомую задержали в 11 Она побывала в трех ОВД и только в 3 ночи определили в ИВС Законно ли это?

    • Ответ юриста:

      Задержание по уголовному делу регулируется ст. ст. 91, 92 УПК РФ. Согласно ч. 1 ст.

      92 УПК РФ После доставления подозреваемого в орган дознания или к следователю в срок не более 3 часов должен быть составлен протокол задержания, в котором делается отметка о том, что подозреваемому разъяснены права, предусмотренные статьей 46 настоящего Кодекса.

      Поэтому необходимо выяснить когда был составлен протокол задержания. в порядке ст. 91 УПК РФ и если этот срок не соблюден, обращайтесь с жалобой в прокуратуру. Если административное задержания, то согласно ст. 27.5 КОАП РФ общий срок административного задержания 3 часа.

      Если в отношении вашей знакомой ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов. Также срок задержания на 48 часов возможен в случае, предусмотренном ст. 27.5 ч. 2 КОАП РФ.

  • Наталья Борисова

    Скажите пожалуйста, по какой причине человека могут задержать в милиции с утра и до вечера!!!!

    • Административное задержание
      (для установления личности, например) , не может превышать 3-х часов. Задержание по подозрению в совершению преступления может продлиться до 48 часов по основаниям. предусмотренным ст. 91 УПК РФ

  • Максим Кряквин

    • Оснований для проверки документов всегда можно придумать сколько угодно (похож на лицо, указанное в ориентировке) . Что же касается «задержания», этот термин имеет в законе строго определенный смысл. Так, например, для задержания по…

  • Юрий Кемарский

    Задержание в порядке статьи 91 УПК РФ всегда заканчивается отсидкой в СИЗО до суда?

    • Решение принимает следователь, если у него есть основания полагать, что подозреваемый скроется. Если, например, он гражданин другого государства—почти на 100% Задержанные в порядке ст. 91 УПК РФ, содержатся в ИВС, но не в СИЗО можно и в…

Задержание этого лица осуществляется для кратковременного помещения его под стражу с целью незамедлительного доставления субъекта в суд. В инстанции рассматривается ходатайство о реализации меры пресечения в отношении к гражданину.

Задержание обвиняемого направлено на предотвращение заочного помещения субъекта под стражу. В этом случае процессуальное действие имеет специфические цели, основания, условия и мотив. В качестве последнего выступает опасение, что гражданин может уклониться от явки в заседание.

Условием является вынесение мотивированного постановления о привлечении лица в статусе обвиняемого. В исключительных случаях оформляется акт, поскольку при осуществлении дознания, в соответствии с общими правилами, заключение под стражу не может применяться.

Целью выступает немедленное доставление гражданина в суд. Основанием задержания обвиняемого служит необходимость рассмотрения ходатайства.

Источник: https://mup-info.com/st-91-upk-rf/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.