Задержание более 3 часов

Содержание

Порядок проведения административного задержания

Задержание более 3 часов

Статья 27.

3 КоАП РФ определяет административное задержание как временное ограничение свободы гражданина, применяемое либо для обеспечения надлежащего рассмотрения дела по совершенному правонарушению, либо во исполнение постановления по уже рассмотренному делу. Хотя такая мера влечет за собой менее тяжкие последствия, чем уголовное задержание, требования по соблюдению процедуры достаточно жесткие.

Административное задержание по решению суда.

Основания для административного задержания

Существующие основания для проведения
административного задержания.

Административное задержание представляет собой ограничение закрепленных в Конституции РФ прав гражданина на личную свободу и свободу передвижения.

Поэтому эта мера применяется в отдельных случаях:

  • с целью предотвращения возможного преступления;
  • для возможности рассмотрения дела в установленный срок;
  • для составления административного протокола;
  • с целью исполнения вынесенного решения суда.

По закону нельзя задержать гражданина, совершившего правонарушение, если наказанием за деяние являются штраф или устное предупреждение. Полицейский может ограничить свободу гражданина для оформления протокола, если это невозможно сделать на месте совершения проступка.

Кто имеет право задерживать?

Должностное лицо, имеющее право на осуществление административного задержания, определяется характером совершенного правонарушения. Например, если гражданин уличен в мелком хулиганстве или в нетрезвом состоянии появился в общественном месте, задержать нарушителя должен сотрудник полиции.

Если было установлено хищение имущества с ведомственного склада, задержание осуществляет руководитель специального охранного отряда или подразделения национальной гвардии. Закон разрешает задержать гражданина, проникшего на охраняемую зону, без необходимых на это прав и полномочий.

Среди наиболее распространенных административных правонарушений — незаконное пересечение границы Российской Федерации и нарушение таможенных процедур. В первом случае задержание выполняют должностные лица пограничной службы, а во втором — таможенной.

Особая ситуация — административный арест за нарушение судебного порядка. Осуществляя контроль над исполнением постановления судьи, приставы имеют право задержать осужденного. Происходит это в отношении тех лиц, которые уклоняются от исполнения постановления или препятствуют проведению необходимых процедур.

Закон не устанавливает строгого соответствия между должностными лицами того или иного ведомства и областью правонарушений, где они могут применять административный арест. Имеют место отсылки к другим нормативным актам, в частности, к приказу МВД “О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов и административному задержанию”.

Срок административного задержания

Таблица сроков административного задержания.

Гражданина можно лишить свободы на срок от 3 до 48 часов. Верхний предел превышать нельзя. Столь длительное удерживание человека применяется при особо тяжких правонарушениях.

К таковым, например, относится нарушение государственной границы или режима пребывания в РФ.

Представители соответствующих органов могут задерживать граждан за нарушение закона в особых зонах страны, например, во внутренних водах или на континентальном шельфе.

Лишиться свободы на 2 суток могут также лица, в отношении которых составлен протокол об административном правонарушении. Задержание осуществляется, если судья вынес постановление, предусматривающее в качестве наказания лишение свободы.

К числу спорных вопросов законодательства относится проблема определения выхода из наркотического или алкогольного опьянения.

По закону срок задержания начинается с момента вытрезвления, но при этом не указаны критерии такого состояния и способы определения.

На практике сотрудники полиции выжидают 6 часов, пока задержанный придет в состояние адекватно воспринимать происходящее. Но порядок применения этого принципа никак не регламентируется, что вызывает сомнения в его законности.

Порядок проведения задержания

Формально нарушение порядка при задержании является основанием для освобождения гражданина, поэтому важно тщательно следить за действиями сотрудника органа правопорядка. Ситуация осложняется тем, что процессуального единства в проведении задержания нет. Каждое ведомство руководствуется собственными нормативными актами.

Однако можно выделить обязательные процедурные элементы, которые должны соблюдаться при применении данной меры. Во-первых, сотрудник правоохранительного органа обязан представиться и разъяснить, в силу каких обстоятельств он производит задержание. После этого происходит доставление лица в полицию. При необходимости может быть произведен осмотр личных вещей гражданина.

По результатам допроса и обыска составляется протокол. Задержанный направляется в камеру предварительного заключения, после чего препровождается в суд, где рассматривается его дело. Следующий этап зависит от принятого судьей решения. Если оно было обвинительным, осужденный может в десятидневный срок с момента получения копии постановления обжаловать его в вышестоящей инстанции.

Внимательно читайте протокол об административном задержании прежде чем его подписать.

Составление протокола

В основе законности дальнейших процедур лежит правильно составленный протокол об административном задержании. Во многих случаях на основании сведений, зафиксированных в этом документе, судья выносит решение. Поэтому содержащаяся в нем информация должна быть точной, полной и достоверной.

Стандартные формы протокола разработаны ведомствами, сотрудники которых могут проводить задержание. Следует различать протокол об административном задержании и протокол об административном правонарушении.

В последнем фиксируется информация о совершенном деянии и его обстоятельствах. В протоколе о задержании эти сведения не дублируются. Полицейский указывает статью КоАП, согласно которой задерживает гражданина.

Протокол об административном задержании считается действительным, если в нем указаны:

  • место составления документа и точная дата;
  • ФИО сотрудника ведомства, составившего документ, а также его должность;
  • имя задержанного и адрес его проживания (в некоторых случаях в документе фиксируют место работы и должность гражданина на основании документальных подтверждений);
  • обоснование мотивов ограничения свободы гражданина;
  • время проведения задержания с точностью до минут;
  • отметка об уведомлении родственников о задержании;
  • пояснения задерживаемого о совершенном им правонарушении;
  • сведения о психологическом и физическом состоянии гражданина на момент задержания;
  • замечания задержанного о содержании протокола (может удостоверить правильность внесенных в него сведений или выразить протест, а также указать свидетелей, которых можно опросить в ходе судебного разбирательства);
  • подписи составителя протокола и задержанного (только добровольная; принуждение к подписанию документа не допускается).

При отсутствии одного из этих элементов судья может признать незаконным факт задержания гражданина. Исключение — отказ лица подписать документ. Об этом делается отметка в протоколе.

Особенно внимательно суд относится к указанию точного времени ареста, так как без этой информации невозможно установить верхний предел пребывания задержанного в камере.

Основанием для признания протокола недействительным может стать отсутствие сообщения о случившемся родственникам или адвокату и разъяснения причин ограничения свободы гражданина.

В этих случаях речь идет о нарушении конституционного права человека на свободу, и к сотруднику полиции могут быть применены санкции.

Если Вас задержали старайтесь сохранять спокойствие.

Кого не имеют право задерживать?

Административное задержание не может быть применено к отдельным категориям лиц. В первую очередь, это высшие должностные лица РФ: президент и члены правительства. Представители органов законодательной власти (депутаты Государственной думы и сенаторы Совета Федерации) и судьи всех уровней тоже обладают неприкосновенностью.

Меры по ограничению свободы не подлежат применению в отношении прокуроров и уполномоченных по правам человека. Иностранцы — обладатели дипломатического паспорта — не могут быть арестованы. При этом полной неприкосновенностью обладает лишь президент. К остальным перечисленным категориям данная административная мера может быть применена при выполнении некоторых условий.

Во-первых, такое лицо нужно застать на месте преступления. Во-вторых, уполномоченный орган должен дать письменное разрешение на задержание. Например, если речь идет о нарушении закона омбудсменом, то необходимый документ может выдать Госдума.

Права задержанного лица

Права гражданина, задержанного в административном порядке, определяются Конституцией РФ. Так как никто не может лишиться свободы в произвольном порядке, гражданин вправе требовать от сотрудника полиции разъяснения, на основании чего к нему применяется такая мера. Сообщения о номере статьи кодекса будет недостаточно: гражданин имеет право знать содержание обвинения.

https://www.youtube.com/watch?v=SS9_VQXudDY

Гражданин может потребовать от полицейского сообщить о произошедшем его родственникам и адвокату (при наличии). Задержанному следует воспользоваться законным правом на получение копии протокола: сотрудники правоохранительных органов не обязаны предоставлять этот документ, если гражданин сам не потребовал.

Важным правом гражданина является требование о проведении прокурорской проверки. Оно заявляется во время задержания в устной или письменной форме. По закону полицейский не может проигнорировать такое требование и должен незамедлительно сообщить в прокуратуру. Поскольку это соблюдается далеко не всегда, лучше подстраховаться и направить письменное прошение.

Все действия полиции в момент задержания и препровождения в камеру предварительного заключения при наличии достаточных оснований могут быть обжалованы. Особенно это касается случаев, когда сотрудники полиции не предоставляют задержанному возможность пользоваться телефоном. В законе нет запрета на применение мобильной связи.

Источник: https://policii.net/sovety/poryadok-provedeniya-administrativnogo-zaderzhaniya

Какой срок административного задержания?

Задержание более 3 часов

Административное задержание — это связанное с правонарушением ограничение свободы на срок от 3 часов до 2 суток. Оно описано Кодексом об административных правонарушениях (КоАП).

Там сказано, что применять эту меру можно в виде исключения и только если это необходимо для рассмотрения дела о правонарушении или исполнения постановления по нему. То есть когда вы совершили правонарушение. Но такой вид задержания упоминается и в Законе «О полиции». И по нему полицейский имеет право задерживать человека просто по подозрению в правонарушении.

Если вы ничего не нарушали или проступок малозначительный, то в большинстве случаев все решается на месте, но при наличии у вас паспорта. А если документа с собой нет и рядом нет троих знакомых, которые смогут подтвердить, что вы — это вы, то вас могут задержать.

Человек имеет право сообщить о своем задержании близким людям. Если такой звонок поступил вам, то лучшее, что можно сделать — нанять специалиста, который разбирается в КоАП.

А если это вы попали в такую ситуацию и считаете действия полиции незаконными, юрист поможет обжаловать ограничение свободы в суде.

Получи первичную консультацию от нескольких компаний бесплатно:
оформи заявку и система подберет подходящие компании!

По этой услуге подключено 95 компаний

Начать подбор в несколько кликов >

Кто и за что может задержать по КоАП

Статья 27.3 КоАП РФ очень подробно описывает, кто и в каких ситуациях имеет право на задержание. Но про мотивы сказано лишь: «в исключительных случаях».

Списка этих случаев не существует. Правозащитники ориентируются в основном на судебную практику, когда граждане жалуются на ограничение свободы, а суд признаёт или нет задержание обоснованным. Вас имеют право задержать, если это необходимо для:

  • предотвращения или пресечения правонарушения;
  • составления протокола, если это невозможно сделать на месте;
  • рассмотрения дела о правонарушении в положенный срок;
  • исполнения уже принятого в отношении вас постановления.

Если за совершённое вами правонарушение в КоАП предусмотрены лишь предупреждение или штраф, а не административный арест, задержание не применяют. Но если вас подозревают в более серьезном нарушении, а свою личность вы не можете подтвердить на месте, то можете оказаться задержанным.

Обычно своим правом полицейские стараются не злоупотреблять, потому что за признанное судом незаконное ограничение свободы сами могут понести ответственность — вплоть до уголовной.

Административное задержание разрешено проводить не только сотрудникам правоохранительных органов. Это могут быть в том числе представители структур:

  • ведомственной и вневедомственной охраны;
  • Росгвардии и внутренних войск;
  • автоинспекции,
  • таможни и пограничных служб.

Но сотрудники каждого ведомства имеют право на административное задержание лишь за правонарушение, совершенное на «их территории». А полицейские обладают такими полномочиями всегда и везде. Но без серьезных оснований задерживать не имеют права и они.

Сроки административного задержания

В отношении сроков кодекс описывает все достаточно подробно. «По административке» могут задержать не более чем на три часа. Но это кроме тех случаев, когда административное задержание допускается на максимальный срок 48 часов:

  • за нарушение госграницы и порядка пребывания в России;
  • за нарушение таможенных правил;
  • за правонарушение во внутренних и территориальных морях и на шельфе, а также в исключительной экономической зоне (на островах).

Задержание на 48 часов разрешено и в том случае, если в отношении человека уже ведется административное дело. Но только такое, где в качестве наказания предусмотрены арест или выдворение из страны.

Срок начинает считаться с момента доставления вас в помещение для составления протокола или установления личности, а не с той минуты, когда вам предложили «проехать». Если человек пьян или под действием наркотиков, его фактическое задержание начнется с того момента, как он протрезвеет.

Продлевать задержание нельзя ни при каких обстоятельствах. Но задержанного могут отпустить раньше, если цель ограничения свободы достигнута: личность установили, протокол составили, наказание назначили.

Или если, наоборот, выявили такие обстоятельства, при которых дело не заводят: правонарушения не было, или вы действовали в ситуации крайней необходимости и т. д.

Пока не истек максимально разрешенный срок задержания, полицейские обязаны оформить все положенные протоколы.

А если факт установлен, выносится постановление по делу об административном правонарушении.

Если же проступок серьезный и за него положены арест или выдворение, то за это время дело должно быть рассмотрено судьей.

Источники:

Административное задержание

Сроки административного задержания

Источник: https://rtiger.com/ru/journal/kakim-mojet-byt-srok-administrativnogo-zaderjaniya/

На сколько имеют право задержать в полиции

Задержание более 3 часов

При наличии оснований для задержания гражданина и препровождения его в отделение полиции необходимо учитывать, что закон содержит строгие ограничения сроков задержания. Превышение этих сроков без соблюдения правовых процедур считается нарушением закона и основанием для обжалования действий полицейских

Срок задержания в полиции

Задержанием считается кратковременное ограничение свободы полицейскими. Первый пункт 14-й статьи ФЗ №3 «О полиции» гласит, что максимальный срок ограничения свободы при задержании не может превышать 48 часов. Для дальнейшего удержания гражданина под стражей необходимо получить судебное постановление.

Основания для задержания в полиции

Перечень причин, по которым полицейские могут задержать гражданина, указан во 2 пункте 14 статьи ФЗ «О полиции». К ним относится:

  • Подозрение о совершении данным гражданином преступления.
  • Заключения под стражу в качестве меры пресечения по решению суда.
  • Уклонение от наказания. То есть для принудительного исполнения назначенного наказания полицейские могут задержать виновного.
  • Задержанный находится в розыске.
  • Наличие административного производства в отношении задержанного.
  • Введение комендантского часа. Нарушителей вправе задержать.
  • При попытках проникнуть на охраняемые объекты.
  • При совершении (попытке совершения) гражданином самоубийства.
  • Признаки выраженного расстройства психики.
  • В отношении иностранного гражданина есть требование о его выдаче.
  • При создании гражданином опасности для окружающих.

В зависимости от основания задержания может различаться и срок задержания человека.

Задержание на 3 часа

Наименьший срок задержания равен 3 часам. Это ограничение установлено КоАП РФ в статьях 27.3-27.5. Такое кратковременное задержание применяется для пресечения противоправных действий, при необходимости установить личность задержанного или составить протокол за совершение административного правонарушения, если это невозможно сделать на месте его совершения.

Если же на месте нарушения закона сотрудники полиции могут выписать штраф или вынести предупреждение, то согласно КоАП виновного задерживать нельзя.

Отсчёт срок задержания начинается с момента ограничения свободы. На практике, с момента доставления задержанного в отделение полиции.

Однако в случае нахождения задержанного в состоянии алкогольного опьянения срок отсчитывается с момента его полного отрезвления. Срок отрезвления не может превышать двух суток.

Задержание для выяснения личности

Для выяснения личности задержать могут, если полицейские не смогли проверить документы гражданина на месте. Для удостоверения личности достаточно представить один из следующих документов:

  • Паспорт гражданина РФ.
  • Удостоверение личности, которое временно выдают при прохождении процедуры замены паспорта.
  • Для несовершеннолетних, не имеющих, паспорта – свидетельство о рождении.
  • Паспорт иностранного гражданина.
  • Документ апатрида, разрешающий пребывание на территории РФ.
  • Военный билет.

При отсутствии этих документов необходимо проехать с полицейскими в отделение, где личность смогут проверить с помощью электронной базы данных.

Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.

Телефон в Москве и Московской области:
+7 (495) 266-02-45

Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области:
+7 (812) 603-78-25

Бесплатная горячая линия по всей России:
8 (800) 301-39-20

Задержание на 48 часов

Срок задержания двое суток (48 часов) предусмотрен статьёй 91 УПК РФ, а также вторым и третьим пунктами статьи 27.5 КоАП РФ. Задержанному гарантировано право обратиться к сотрудникам полиции с просьбой уведомить о факте задержания родственников, адвоката и руководство по месту работы или учёбы задержанного.

Уведомить этих лиц должны в течение 3 часов после задержания, а при задержании несовершеннолетнего родителей обязаны уведомить незамедлительно.

Основанием задержания на 48 часов является необходимость проверить обстоятельства при делах:

  • О нарушении режима пересечения государственной границы РФ и нарушении порядка пребывания на территории страны.
  • О нарушении таможенных правил, а также совершении преступления в территориальных водах, континентальном шельфе или исключительной экономической зоне РФ.

При необходимости применить к человеку административный арест или депортировать его, полицейские также вправе задержать на 48 часов.

Задержание при подозрении в совершении уголовного преступления

Подозрение в причастности к преступлению является основанием для задержания на 48 часов, если установлено одно из следующих обстоятельств:

  • Человека поймали в процессе совершения преступления или сразу после этого.
  • Есть свидетельские показания относительно того, что именно этот человек совершил преступление.
  • При нём, в его доме или на его одежде обнаружены следы совершения преступления.

При наличии хотя бы одного из этих фактов сотрудники полиции вправе задержать гражданина на 48 часов и инициировать его дальнейшее задержание. Но решение о продлении срока задержания должен принимать суд.

Задержание на 72 часа

Полицейские вправе задержать гражданина не более, чем на 48 часов. Если обстоятельства дела и основания задержания требуют продления содержания гражданина под стражей, необходимо обращаться в суд. На основании статьи 108 УПК РФ (третий пункт шестой части) суд может продлить срок задержания до 72 часов.

Именно судебное решение будет основанием для задержания на трое суток. Нужно учитывать, что суд может назначить 72 часа дополнительно к уже отбытым 48. В постановлении укажут время и дату окончания срока задержания.

Инициатором судебного рассмотрения вопроса о продлении срока ограничения свободы может быть любая сторона дела, которой необходимо время для сбора дополнительных доказательств. В этом случае она подаёт в суд ходатайство о продлении срока задержания под стражей. Пожать такое ходатайство нужно не позднее, чем за 8 часов до окончания первоначального срока задержания (48 часов).

Справка о задержании полицией

Задержание на двое и более суток нередко влечёт проблемы на работе. Чтобы избежать взыскания за прогул задержанный должен доказать, что отсутствовал не по собственной вине. Поэтому закон обязывает полицейских выдавать справку о задержании. В этом документе указывают точное время нахождения в отделении полиции.

В случае невыдачи такой справки, необходимо сделать запрос в отделение полиции. Лучше, если запрос будет официальным от работодателя. При отказе выдать справку, действия полицейских являются нарушением закона и могут быть обжалованы в прокуратуре.

Источник: https://ruadvocate.ru/sledstvie/na-skolko-imeyut-pravo-zaderzhat-v-policii/

����: �������������������������������� �� ������������ ���������� �������������������� ������������ �� �������������� ��������������

Задержание более 3 часов

���������� �������� ���� ��������������, ������ ������������ ������������������ ������������������������ ���� �������� �������������� ���������� ������������������ �� ������������������ �������� ������������������������, �� ������������������, ��������������������������.

�������� �� ������, ������ �������������������� ���������� �������� �������������� ���������� ������������������������ ������ ������ �������������������� ���������������� ���������������������� �� �������� ���������������������������� ����������������, �������������������� ���������������� ��������������������, ������������ �������������� ���������� �� ����������������������. ���� �������� ���� ������������������ �������������� – �� ������������������ ��������������, �� ������������������, ���������������� �������������� ������ �� ������������ – �������������������� �������������� �� ������������������ ������������ ������������������.

������������ ���� �������������� �������������� �� �������������� ������������������ ������ ������������������ ���������������������� ������������������ ������ ����������, ������������ �������� ������������ ����������-��������������������, ������������������������ �� ������������������ �������������� ���������� �������������� �������������� ���� ����������. �������������������� ������ �������������������� ���������������� ���� ���������� �������������������� ����������������. �� ���������� �� �������������� �������������������� ����������������, ������������������ ����, ���� ������������ �������������� ������������������������, �������������������� �������������������������� ���� ����������������. �� ������������������ ���������������������� �������� ������������������ ������������������ ������ �� ������������. �� ���������� ������ ������ ����������, ������ ���������������������� ���� ������������������ ������������ ����������, ������ ���������������� ������ ����������������������������.

�� �������������������� ���� �������������� ������������ �������� �� ������������ ����������������������, ���� ������ ������������������ ������ ����-���� �������������������� �������������� ����������������������������.

�� �������������� ��������������������, ������ �������� ������������������ ���������������� ���� ��������������, ������ ������ ���������������������� ���� ���������� �������������������� ���������������������� ����-���� ��������, ������ ���������������� ������������������ ������������ �������������� �� ���� ���������� ������������ ���� �������� ����������������. �������� ���������������������� – ������ ����������������, �������������������� �������������������� �� ����������������. �� �������� ������������ ���� ��������, ���� �� ������������������, ������ ���������������������� ������������������ ������������������������.

������������������������ ���������������� ���������� ���������������������� �������� ���������� ������ �� ���������������������� �������������������� ������ ������������������ �������� �� �������������� 300 ���������� ������������ ���� �������������������� �������������������� �� �������������������� ����������������������.

������������ ������������������ ���������������� ������ ����������-�������������������� �� ������ ���������������������� ������������������ �� �������������� ����������������, ��������������, ������ ������ �� �������� ���������������� ���� ������ ���������������������������������� �������� ���������������� �������������� ���� �������� ���������������� ����������������������, ���� �� ���������������������� ���� ����������������.

������������������ ������ �� ���������� �������������������� �������������� ���� ��������������������. ���� ������������ ��������������, �������������������� ����������������������������, ���� �������������� ������������������������ ��������������������, ������������ ����������.

������������ ������ ���� ������������������ ���������������������� ���������������������� ������ ���������������� �������������������� �� �������������������������� ���������������������������������� �������������������� ��������, �������������������� �� �������� �������������������� �������� �� ����������������������, �� ���������� ���� �������������������������� �������������������� �� ������������ �������������������� �������������������������� ��������, �������������������� ����.

������������������ ������ ������������������, ������ ���������� ���������������������� �������������������������� �������������������� �� �������������������� ���������������������� �� �������������������� �������������� ������������ ���� ������������������������������������ ������������.

������������������ �� ������������������ ������������ �������������������� ������������������������������ �������������������� ������������ �� ������, ������ ������������������ ������������ �������������������� �������� ��������������.

������ �������� �������� ���� ������������ ���������������������� ���� ������������������������, �������������������������� ���������������� ��������������������������������, “�������������������� �� �������������������� ���������� ����������������������” ������������������������ ���������������� ��������������.

���� ���������������������� ������������ ���������� ������������������ ���������������� ���������������� ���������������� ������������ �� ���������������� ���������� �� ������������ �� ��������������.

“������ ���������������������� ������, ������ ������ �������������������� ������������, ������������������ �� ���������������������� �������������������� ������������������������ �������������� �� ���������������������� ������ �� ���������������������� ��������������������, ������������������ ������������������ �� ���������������������� ���������������� �������������� �� �������������������������� �������������������������� �� ������������ ������������������������������, �� ���� ���������� ������ ���������������������� �������� ������������������������������������ �������������� ������������ �������������������������� ����������������������. ���������� ��������, ���� ������ ������������������ ���������������������� ���������������� �� ���������������������� �������������������� �������������������� �� �������������������� �������������������� ���������������������������� �� �������������������� ���������������������� �� ������ ������ ����������������������”, – ���������������� ����.

������������������ ������ ���������� ����������������, ������ ������������������������������ ���������������������� �������������� ������������������������������ ���������� ���������������������� ������������ �� ���������������������������� �������������� (���������� 1 ������������ 27.3 ��������).

������ �������� �������� ���������������������������������� �������������������� ���� ������������ ������������������ 3 �������� (���������� 1 �� 3 ������������ 27.5 ��������). ���������� ������ ���������� ���������� ������������������ �������������� �� ������������������ ���������� ���� 7 ����������.

���������� �������� ���������������������� ���� �������� ���������� 3 ���������� �������� ������������ �������� �������������������� ����������������.

���� ���������� �������������� – ���� ����������, ������ ������������������������ �� �������������������������������� ������������������������������ �������� ������������������������ �� ���������� �������������� ������������ �� ��������������, ���������� ���������������� �� ���������������������������� �������������������� ������������������ ���� ����������. ������ �������������� ���������������������� ������������������������ ���������������� ��������������������, �������������� ���������������������� ��������������������, �������������������� �������������������� ���� ���������� �������������������� ���������������������������� (�������������� ������������) ���������������� ���� �������������������������������� ���������������������������� ������������������������ ���� ���������� ������ ��������������������. �� �������� ������������������ �������������������� ���������� ����������-�������� ���������������������� ������������ ������ ���������������������� ���������������� �� ������������������ �������� ���� ��������������������.

���������������������� ������������������������ �� ����������, ������������ �������� ���������������� �������������������� ������������������ ���� ����������

������ ���������������� �������������������� ����������������������, ���� ���������� �������� �������������� ���������� ������������������������ ������ ������ �������������������� ���������������� ���������������������� �� �������� ���������������������������� ����������������, �������������������� ���������������� ��������������������, ������������ �������������� ���������� �� ����������������������. �� �������������� ������������������ ������������������������ ������������������ ��������������, ������ ������������������������ �� ������������������ ���������� ������������������ ������ ���������������������� �������������� �� ���������������� ����������. “������������ ������������������ ������ �������������������� ������������������������������ �������������������� ���������� �� �������������� ���� ����������������”, – ������������������ ����.

�� ���������� ���������������� ���������������� ���� ���������������������� ���������� ���� ���� ���������������� ������������������������ ���� �������� �������������� ������������������ �� ���������������� ����. �������� �������������������� ���� ���������� ������������������������ �� ������ ������������ ������������������.

������ ������ ������?

���������� ��������������, ������������������������ ������������������������������ ���������������� “�������������� ������������”:

– ������������������������ ������������ ���������������������� ���������������������� �������������� ������ ������������ ������������ �� ������ ������������ �������������� ���� ������������������ ������ ���������������������������� ���������������� ��������������������������������, ���� �������� ������������������ ����������������, ������ ������ ���� ���������������� �������������������� ������ ������������������ ������������������������������. ���������� ������������������ ������������������������ �������� �� ���������� �������� ������������ ������ ����������������. ���������� ���������� ������������������������ ������, ����������, ����������������, �������������� ������ ������������������������ ������ ������������, ���� �������� ���������������������� �������������������� ���������������������� �������������������������� ����������������, �� ���� �������������������������� ��������������. ���� ��������, �������������������� ������������ �������������������� ���������� ���������������� ������������������, ������ �������������������� ������������, �������� ������ �������������� �� ���� ������������������������ ������ ��������������������������.

�� �������� ���������� ��������������������, ���������������������� �������������������������� ������������ �� ������������������������ �� ��������������, �������������� ���������� ���������� ������������������ ���������������� �� ������������ ������ �������������� ������������������ ��������. ������������ ������ ������������ ���������������������� ������������������ ������������, ������ ������ ���� ������ ������������ ���������� ����������. �������������������� �������������������������� �� �������� ���������������� – ���������� ���������������������� ��������������. ���� �������� ���� �������������� �������������� ���������� ���������������� ���������������� �� �������������� �������������� ���������������������������� ������������������ �������������������������� �� ���������������������������� ������������.

�������� ������������, ��������������-������������������ ������, ������������������������ �������������������� ������������ �������������������������� ���������������������� ��������������������, ������������ ���������������������� ��������, ������������������,:

– ���������������������� ���������� ���������� ���������������� ���������������� �������������������� �������������������� ����������������������. ����, ������������������������, �������������������� �������������������� ������������������ ������ ������������������ ������������ ��������������������.

�������������� ������ �������������� �������������� �������������������� ������������ ������ ���������������������� �������������� ������������ ���������������� �� ������������ ���� ����������������, �������� �������������������������� ������������.

�� ���������� ��������������, ���������� ���������������������� �� ���������������� ���� ���� ������������������������������ ������ ������ �������������������� ���������������������������� �� �������������������������� �������������������������� ������������������ �������������������������� �������������� ���������� ������ ������������������, �� ������������ ��������������, ������ �������������������� �������������� ���� �������������� ������, ���������������� �� �������� ������������ ���������� �� ���������������� �������������� �������� ������������������ ������������ ������������, �� ���� ��������������������������. �������������������� ���������� ������������ ����������, �� �������� ���������������� ���������������������������� �� �������������������� �� �������������� ������������������ ��������, �� ���������������� �������������������� �������������� ���� ������������������������ �������������� ��������������������.

Источник: https://rg.ru/2020/11/15/vs-pravonarushitelej-v-otdely-nuzhno-dostavliat-tolko-v-krajnih-sluchaiah.html

Вс не разрешил полиции беспричинно применять электрошокеры

Задержание более 3 часов

Доставка правонарушителя в отделение полиции является исключительной мерой, а буйное поведение задержанного не даёт сотрудникам силовых структур права применять к нему спецсредства, отмечает Верховный суд РФ. 

ВС также поясняет, что бремя доказывания правомерности задержания и применения спецсредств к гражданину ложится именно на правоохранительные органы, а в противном случае нарушается фундаментальное требование закона, что обвинение должно доказывать свою правоту. При этом суды не должны накладывать на обвиняемого «чрезмерное и непомерное бремя доказывания» незаконности действий полиции, а обязаны всеми способами помочь ему добиться правды, указывает высшая инстанция. 

Суть дела 

Высшая инстанция изучила дело жителя Санкт-Петербурга, который неудачно проехался на такси: полиция остановила водителя якобы за отказ пропустить пешехода, а самого пассажира вообще увезли в ОВД, так как тот якобы нецензурно комментировал действия сотрудников правоохранительных органов. Более того, в отделении заявителя морили голодом и применили к нему электрошокер. 

В результате на истца завели дело о мелком хулиганстве, которое суд прекратил из-за отсутствия состава правонарушения. При этом в решении суда уточнялось, что вину пассажира доказать не удалось, так как полицейские не смогли найти свидетелей его хулиганства из-за того, что инцидент происходил поздно вечером и на улице совсем не было прохожих. 

Тем не менее, пассажир после прекращения дела подал иск с требованием возместить ему моральный вред в 300 тысяч рублей за незаконное задержание и применение спецсредств. 

Однако Ленинский районный суд Санкт-Петербурга и две последующие инстанции в выплате отказали, пояснив, что раз в ходе процесса по его административному делу действия полиции не признали незаконными, то значит они работали в рамках своих полномочий, следовательно, и компенсировать ему нечего.

ВС с такой трактовкой событий не согласился.

Позиция ВС

По общему правилу, доказать обстоятельства, на которых основываются требования, должен истец, признает высшая инстанция. 

Однако это не исключает обязанности должностных лиц доказать законность и необходимость административного задержания лица, применения к нему физической силы и спецсредств, а также их соразмерность содеянному с учётом конкретных обстоятельств дела, подчеркивает ВС.

«Это обусловлено тем, что при разрешении споров, связанных с задержанием гражданина сотрудниками полиции и содержанием его в специальных помещениях, гражданин ограничен в возможности фиксации событий и представлении доказательств о данных обстоятельствах, в то время как должностные лица правоохранительных органов такими возможностями располагают. Более того, на них возложена обязанность фиксации и надлежащего оформления документов о совершении гражданами правонарушений и законности применяемых к ним мер воздействия», – поясняет ВС.

Компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях незаконного осуждения, привлечения к уголовной ответственности, применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ (статья 1100 ГК), напоминает высшая инстанция. 

«При рассмотрении гражданско-правового спора, вытекающего из административного дела, не подлежат доказыванию лишь два факта: имело ли место определенное действие (правонарушение) и совершено ли оно конкретным лицом», – объясняет ВС 

Он не согласился с мнением, что решение суда о прекращении дела свидетельствуют о законности действий сотрудников полиции и имеет преюдициальное значение для спора о компенсации. 

«Преюдициальность означает лишь предрешённость определённых фактов; правовая квалификация действий сотрудников полиции как законных не имела преюдициального значения для суда, рассматривающего спор о признании действий (бездействий) должностных лиц незаконными», – отмечает высшая инстанция.

Задержание и питание 

ВС также отмечает, что привлекаемые к административной ответственности лица доставляются в отдел полиции только в случае, если протокол о правонарушении невозможно составить на месте (пункт 274 Устава патрульно-постовой службы полиции, утверждённого приказом МВД России от 29 января 2008 года №80).

На эту деталь российского законодательства обращал внимание и Европейский суд по правам человека: сотрудник полиции может принудительно доставить лицо в отдел полиции для составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным. Лицо должно быть освобождено при первой возможности (постановление от 7 февраля 2017 года по делу «Лашманкин и другие»).

При наличии возможности установления личности нарушителя, наличии необходимых документов, подходящей обстановки на месте совершения правонарушения (включая погоду) протокол об административном правонарушении составляется на месте его совершения без применения доставления. 

«Таким образом, правонарушитель может быть доставлен в отдел полиции только если эта мера является необходимой при данных обстоятельствах и оправданной», – указывает ВС.

Однако в данном деле каких-либо объективных причин для доставки пассажира в отделение судами не установлено.

ВС также напоминает, что кратковременное ограничение свободы правонарушителя может применяться только в исключительных случаях (часть 1 статьи 27.3 КоАП), при этом срок административного задержания не должен превышать три часа (части 1 и 3 статьи 27.5 КоАП).

Однако заявителя держали в отделении почти 7 часов, а суды никаких конкретных причин обосновывающих такое длительное задержания пассажира не указали, удивился ВС.

Он также отмечает, что задержанные на срок более 3 часов лица обеспечиваются питанием по норме питания для подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений (пункт 4 постановления правительства от 15 октября 2003 года №627).

Отказываясь признать действия сотрудников полиции незаконными, суды сослались на акт об отказе в получении питания задержанных, но подпись заявителя в этом документе отсутствует.

Применение спецсредств

Что касается применения спецсредств, то закон даёт полиции право пользоваться ими для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций (пункт 8 части 1 статьи 21 ФЗ от 7 февраля 2011 года №3 «О полиции»).

В рапорте помощника оперативного дежурного указано, что электрошокер к пассажиру такси применили для прекращения буйства в дежурной части.

«Вместе с тем такого основания для применения электрошокового устройства Закон о полиции не содержит», – подчеркивает ВС.

Истец пояснил, что его ударили током после того, как он стучал в дверь и просил вывести его в туалет, а в результате применения электрошокера произошло непроизвольное мочеиспускание. 

Каких-либо видеозаписей или иных средств объективной фиксации причин применения к истцу специального средства сотрудники полиции не представили, в то время как дежурная часть полиции и место для задержания оборудованы видеокамерами, указывает высшая инстанция.

Представитель истца неоднократно заявлял ходатайства об истребовании записей с камер видеонаблюдения, однако они предоставлены не были, в том числе со ссылкой на то, что записи ведутся для служебного пользования.

«Между тем согласно практике ЕСПЧ в споре по ключевым фактам, лежащим в основе обвинений, когда единственными свидетелями обвинения являлись сотрудники полиции, сыгравшие активную роль в оспариваемых событиях, судам необходимо использовать все разумные возможности для проверки их инкриминирующих показаний. В противном случае суды возлагают на обвиняемого чрезмерное и непомерное бремя доказывания незаконности действий полиции вопреки фундаментальному требованию о том, что обвинение должно доказывать свою правоту», – подчеркивает ВС.

При таких обстоятельствах Судебная коллегия по гражданским делам ВС не может признать состоявшиеся по делу решения законными и полагает необходимым их отменить. Дело передано на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Алиса Фокс 

Источник: http://rapsinews.ru/judicial_analyst/20201113/306494957.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.