Задержание для выяснения обстоятельств

Порядок и основания задержания подозреваемого

Задержание для выяснения обстоятельств

В рамках уголовного процесса органы дознания и следствия имеют право осуществлять задержание лица, подозреваемого в совершении преступных действий.

В связи с тем, что процедура задержания фактически ограничивает свободу и неприкосновенность гражданина, который в будущем может быть признанным абсолютно не имеющим отношения к преступлению, данное процессуальное действие строго регламентировано законодательством.

Любое нарушение свободы человека, не имеющее веских законных оснований, должно быть признано противоправным.

Рассмотрим в данной статье, что представляет собой задержание подозреваемого, какие права имеет задержанный и без каких элементов данная процедура будет являться незаконной.

Что такое задержание?

Задержание – это процессуальная процедура, предполагающая кратковременное ограничение свободы в отношении субъекта, подозреваемого в преступлении, за которое предусмотрено наказание в виде лишения его свободы.

Процессу задержания в УПК РФ отведена целая глава 12, представленная несколькими статьями. В ней четко прописаны основания задержания, права подозреваемого и ключевые этапы самого процесса.

Задержание может быть применено только при наличии возбужденного уголовного дела.

В некоторых случаях, предусмотренных законом, задержание может быть осуществлено без официального постановления суда, содержащего данное предписание.

Осуществлять задержание подозреваемого могут следующие уполномоченные лица:

  • Прокурор;
  • Дознаватель и орган дознания;
  • Следователь и начальник следственного отдела.

Другие сотрудники не имеют права проводить данную меру принуждения.

Главный Закон РФ – Конституция в 2020 году не допускает безосновательного ограничения свободы любого человека.

Конституция РФ допускает задержание лица до судебного решения на срок до 48 часов. В течение этого времени, как правило, судом избирается мера пресечения в отношении подозреваемого субъекта.

Процедура задержания

Порядок задержания гражданина прописан в главе 12 УПК РФ. В ней кроме порядка содержатся нормы, регламентирующие освобождение подозреваемого, правила обыска и ареста, условия правомерности при задержании лица, совершившего преступление.

В рамках данной процессуальной процедуры подозреваемый имеет следующие права:

  • На защитника;
  • На свидание с защитником перед проведением допроса;
  • На получение копии постановления о задержании и протокола допроса;
  • На получение сведений о причинах задержания;
  • На предоставление доказательств, ходатайств, прошений и отводов;
  • На бесплатного переводчика;
  • На дачу показаний на любом известном ему языке;
  • На обжалование действий сотрудников власти.

По инициативе подозреваемого ему может быть предоставлен другой защитник, если ранее явившийся его не устраивает.

Что может быть причиной задержания?

Итак, основания для задержания гражданина сотрудниками полиции представлены в ст. 91 УПК РФ. Среди них представлены:

  • Нахождение лица на месте преступления или сразу после него;
  • Признание лица очевидцами или потерпевшей стороной;
  • Обнаружение следов преступления на самом подозреваемом, в его доме или на его одежде;
  • Лицо пыталось скрыться;
  • Не установлена личность лица, и оно не имеет постоянного места жительства;
  • При направлении ходатайства в суд следственных органов об избрании меры пресечения в отношении данного субъекта в виде заключения под стражу.

Ключевые этапы процедуры

В обязательном порядке о задержании должны быть уведомлены все лица, имеющие отношение к делу. Законом дается 12 часов на предупреждение близких родственников о задержании подозреваемого, а также тех структур, в которых он работал или служил, если это предусмотрено законом.

Если это важно для следствия и после получения разрешения от прокурора, дознаватель может не предупреждать о задержании субъекта. Это возможно в отношении любых лиц, кроме несовершеннолетних.

Итак, порядок задержания подозреваемого в преступлении лица, выглядит следующим образом:

  1. В течение 3 часов с того момента, как лицо доставлено в орган следствия, должен быть составлен протокол задержания. В нем отражается вся важная информация по уголовному делу: основания задержания и место, права подозреваемого, сведения об обыске и подписи лица, составившего протокол, и подозреваемого.
  2. В течение 12 часов следственные органы должны уведомить прокурора о факте задержания.
  3. Перед допросом подозреваемый имеет право провести личную встречу с защитником продолжительностью минимум 2 часа.
  4. Осуществляется допрос.

Если защитник по делу участвует с момента задержания правонарушителя, он обязан присутствовать при составлении протокола задержания.

Если подозреваемым лицом будет оказано сопротивление задержанию, это может быть квалифицировано как отдельное правонарушение административного характера.

Сотрудниками будет составлен материал, по которому судья может избрать наказание в виде штрафа или административного ареста.

Незаконное задержание также может быть обжаловано при содействии защитника, в результате чего субъект неправомерных действий будет освобожден.

Особенности допроса

Главными процедурами в процессе задержания подозреваемого являются допрос и обыск. Допрос регламентирован гл. 26 УПК РФ.

Как правило, допрос осуществляется в органах следственных действий. Однако, в исключительных случаях, может быть фиксирован по месту нахождения подозреваемого субъекта.

После задержания подозреваемый должен быть допрошен в течение 24 часов.

Итак, допрос проводится в рамках следующих законодательных ограничений:

  • Подозреваемый и его родственники должны быть предупреждены о допросе заранее;
  • Непрерывный допрос не может превышать 4 часов;
  • В день допрос не может быть более 8 часов;
  • После 4 часов возможен часовой перерыв на отдых и питание;
  • При наличии болезни у подозреваемого лица время допроса устанавливается врачом;
  • В ходе допроса могут проводиться фотографирование или видео- , аудиозапись;
  • Следователь не имеет права задавать наводящие вопросы и др.

Порядок допроса несовершеннолетнего подозреваемого имеет свои особенности и требования. В частности, допрос несовершеннолетнего лица может осуществляться только в присутствии законных представителей (родителей или опекунов).

По окончании допроса должен быть составлен протокол, который подписывается всеми участниками процедуры. Подозреваемый имеет право отказаться от подписи в документе, указав причину. Соответствующая запись должна быть обязательно отражена в протоколе.

К протоколу приобщаются все документы, используемые при проведении допроса (аудио- , видео-записи, рисунки и схемы подозреваемого).

Правила обыска

Обыск предполагает поиск и изъятие важных, относящихся к делу, документов, улик и иных ценностей. Осуществляется данная процедура в соответствии со ст. 184 УПК РФ.

Обыск проводится на основании постановления следователя или решения суда об обыске. Данные документы должны быть представлены подозреваемому лицу для ознакомления.

В ситуации, когда существуют основания полагать, что необходимые для следствия предметы или документы, находятся в определенном месте, допустим обыск без соответствующих документальных оснований.

Первым делом следователь обязан предложить подозреваемому добровольно выдать все необходимые ценности. Если он отказывается это сделать, можно приступать к обыску.

Обыск осуществляется сотрудниками и в присутствии понятых одного пола с подозреваемым.

По окончании обыска должен быть составлен протокол, копия которого обязательно вручается лицу, в доме которого он осуществлялся.

Порядок содержания под стражей

После того, как подозреваемый задержан, он находится в соответствующем месте до тех пор, пока не будет освобожден или в отношении него судом не будет избрана мера пресечения.

Многих интересует вопрос, в чем разница: задержание и арест? Задержание происходит по факту совершения преступления на срок до 48 часов. Арест же – это один из вариантов меры пресечения, которая может быть вынесена судом в течение 48 часов после задержания.

Под стражей подозреваемый имеет следующий набор прав:

  • Получать все необходимые сведения о правах и обязанностях;
  • Ежедневно гулять не менее 1 часа;
  • Получать бесплатное питание;
  • Спать не менее 8 часов ночью;
  • Не участвовать в ночных допросах;
  • Иметь спальное место с бельем, столовые приборы и туалетную бумагу;
  • Находиться в безопасности и, в случае угрозы, быть переведенным в другую камеру и др.

На одного задержанного должно быть выделено не менее 4 квадратных метров в камере содержания.

В рамках оперативно-розыскных мероприятий могут быть разрешены встречи сотрудников дознания с подозреваемым.

Основания освобождения

Подозреваемый подлежит немедленному освобождению в ряде случаев:

  • Подтвердились сведения, что подозреваемый не имеет отношения к преступлению;
  • К подозреваемому не может быть применена следующая мера пресечения;
  • Процедура задержания проведена с нарушениями.

В качестве веских оснований нарушения могут быть:

  • Действия подозреваемого неверно квалифицированы;
  • Отсутствуют основания для задержания;
  • Задержание проведено без возбуждения уголовного дела;
  • Задержание проводилось лицом, не имеющим данных полномочий.

Чтобы не просидеть в камере лишнее время, нужно точно знать, на какой срок имеют право задержать человека, и с какого момента исчисляется срок данного задержания.

Итак, срок берет начало с того момента, как задержанного доставили в органы следствия или дознания. По общему правилу срок ограничен двумя сутками, но есть исключения. Судья может увеличить данный срок не более чем на 72 часа.

Инициировать продление задержания могут сотрудники следственных органов, если докажут, что это время необходимо для представления дополнительных доказательств обоснованности задержания.

За 8 часов до окончания срока задержания дознаватель должен ходатайствовать о возможности применения меры наказания в виде заключения под стражу.

После освобождения ранее подозреваемое лицо получает на руки соответствующую справку, в которой отражены сведения о дате, времени и основании нахождения под стражей.

Также ему возвращаются все его вещи, документы и выдается копия постановления об отказе в удовлетворении ходатайства о заключении под стражу. Если необходимо, сотрудники обязаны предоставить Вам деньги на общественный транспорт.

Задержание подозреваемого – это неоднозначная процессуальная процедура.

С одной стороны, оперативное предупреждение побега подозреваемого или сокрытия им улик незаконного деяния, безусловно, помогает повысить раскрываемость преступлений.

С другой же стороны, нередко под горячую руку правоохранительных органов попадают непричастные лица, которым приходится доказывать свою невиновность в стенах тесных и душных камер.

Чтобы не попасть в такую ситуацию, нужно быть осмотрительным и осторожным, и хоть немного осведомленным об особенностях задержания подозреваемых в преступлении лиц.

Источник: http://ugolovnyi-expert.com/zaderzhanie-podozrevaemogo/

Порядок проведения административного задержания

Задержание для выяснения обстоятельств

Статья 27.

3 КоАП РФ определяет административное задержание как временное ограничение свободы гражданина, применяемое либо для обеспечения надлежащего рассмотрения дела по совершенному правонарушению, либо во исполнение постановления по уже рассмотренному делу. Хотя такая мера влечет за собой менее тяжкие последствия, чем уголовное задержание, требования по соблюдению процедуры достаточно жесткие.

Административное задержание по решению суда.

Основания для административного задержания

Существующие основания для проведения
административного задержания.

Административное задержание представляет собой ограничение закрепленных в Конституции РФ прав гражданина на личную свободу и свободу передвижения.

Поэтому эта мера применяется в отдельных случаях:

  • с целью предотвращения возможного преступления;
  • для возможности рассмотрения дела в установленный срок;
  • для составления административного протокола;
  • с целью исполнения вынесенного решения суда.

По закону нельзя задержать гражданина, совершившего правонарушение, если наказанием за деяние являются штраф или устное предупреждение. Полицейский может ограничить свободу гражданина для оформления протокола, если это невозможно сделать на месте совершения проступка.

Кто имеет право задерживать?

Должностное лицо, имеющее право на осуществление административного задержания, определяется характером совершенного правонарушения. Например, если гражданин уличен в мелком хулиганстве или в нетрезвом состоянии появился в общественном месте, задержать нарушителя должен сотрудник полиции.

Если было установлено хищение имущества с ведомственного склада, задержание осуществляет руководитель специального охранного отряда или подразделения национальной гвардии. Закон разрешает задержать гражданина, проникшего на охраняемую зону, без необходимых на это прав и полномочий.

Среди наиболее распространенных административных правонарушений — незаконное пересечение границы Российской Федерации и нарушение таможенных процедур. В первом случае задержание выполняют должностные лица пограничной службы, а во втором — таможенной.

Особая ситуация — административный арест за нарушение судебного порядка. Осуществляя контроль над исполнением постановления судьи, приставы имеют право задержать осужденного. Происходит это в отношении тех лиц, которые уклоняются от исполнения постановления или препятствуют проведению необходимых процедур.

Закон не устанавливает строгого соответствия между должностными лицами того или иного ведомства и областью правонарушений, где они могут применять административный арест. Имеют место отсылки к другим нормативным актам, в частности, к приказу МВД “О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов и административному задержанию”.

Срок административного задержания

Таблица сроков административного задержания.

Гражданина можно лишить свободы на срок от 3 до 48 часов. Верхний предел превышать нельзя. Столь длительное удерживание человека применяется при особо тяжких правонарушениях.

К таковым, например, относится нарушение государственной границы или режима пребывания в РФ.

Представители соответствующих органов могут задерживать граждан за нарушение закона в особых зонах страны, например, во внутренних водах или на континентальном шельфе.

Лишиться свободы на 2 суток могут также лица, в отношении которых составлен протокол об административном правонарушении. Задержание осуществляется, если судья вынес постановление, предусматривающее в качестве наказания лишение свободы.

К числу спорных вопросов законодательства относится проблема определения выхода из наркотического или алкогольного опьянения.

По закону срок задержания начинается с момента вытрезвления, но при этом не указаны критерии такого состояния и способы определения.

На практике сотрудники полиции выжидают 6 часов, пока задержанный придет в состояние адекватно воспринимать происходящее. Но порядок применения этого принципа никак не регламентируется, что вызывает сомнения в его законности.

Порядок проведения задержания

Формально нарушение порядка при задержании является основанием для освобождения гражданина, поэтому важно тщательно следить за действиями сотрудника органа правопорядка. Ситуация осложняется тем, что процессуального единства в проведении задержания нет. Каждое ведомство руководствуется собственными нормативными актами.

Однако можно выделить обязательные процедурные элементы, которые должны соблюдаться при применении данной меры. Во-первых, сотрудник правоохранительного органа обязан представиться и разъяснить, в силу каких обстоятельств он производит задержание. После этого происходит доставление лица в полицию. При необходимости может быть произведен осмотр личных вещей гражданина.

По результатам допроса и обыска составляется протокол. Задержанный направляется в камеру предварительного заключения, после чего препровождается в суд, где рассматривается его дело. Следующий этап зависит от принятого судьей решения. Если оно было обвинительным, осужденный может в десятидневный срок с момента получения копии постановления обжаловать его в вышестоящей инстанции.

Внимательно читайте протокол об административном задержании прежде чем его подписать.

Составление протокола

В основе законности дальнейших процедур лежит правильно составленный протокол об административном задержании. Во многих случаях на основании сведений, зафиксированных в этом документе, судья выносит решение. Поэтому содержащаяся в нем информация должна быть точной, полной и достоверной.

https://www.youtube.com/watch?v=SS9_VQXudDY

Стандартные формы протокола разработаны ведомствами, сотрудники которых могут проводить задержание. Следует различать протокол об административном задержании и протокол об административном правонарушении.

В последнем фиксируется информация о совершенном деянии и его обстоятельствах. В протоколе о задержании эти сведения не дублируются. Полицейский указывает статью КоАП, согласно которой задерживает гражданина.

Протокол об административном задержании считается действительным, если в нем указаны:

  • место составления документа и точная дата;
  • ФИО сотрудника ведомства, составившего документ, а также его должность;
  • имя задержанного и адрес его проживания (в некоторых случаях в документе фиксируют место работы и должность гражданина на основании документальных подтверждений);
  • обоснование мотивов ограничения свободы гражданина;
  • время проведения задержания с точностью до минут;
  • отметка об уведомлении родственников о задержании;
  • пояснения задерживаемого о совершенном им правонарушении;
  • сведения о психологическом и физическом состоянии гражданина на момент задержания;
  • замечания задержанного о содержании протокола (может удостоверить правильность внесенных в него сведений или выразить протест, а также указать свидетелей, которых можно опросить в ходе судебного разбирательства);
  • подписи составителя протокола и задержанного (только добровольная; принуждение к подписанию документа не допускается).

При отсутствии одного из этих элементов судья может признать незаконным факт задержания гражданина. Исключение — отказ лица подписать документ. Об этом делается отметка в протоколе.

Особенно внимательно суд относится к указанию точного времени ареста, так как без этой информации невозможно установить верхний предел пребывания задержанного в камере.

Основанием для признания протокола недействительным может стать отсутствие сообщения о случившемся родственникам или адвокату и разъяснения причин ограничения свободы гражданина.

В этих случаях речь идет о нарушении конституционного права человека на свободу, и к сотруднику полиции могут быть применены санкции.

Если Вас задержали старайтесь сохранять спокойствие.

Кого не имеют право задерживать?

Административное задержание не может быть применено к отдельным категориям лиц. В первую очередь, это высшие должностные лица РФ: президент и члены правительства. Представители органов законодательной власти (депутаты Государственной думы и сенаторы Совета Федерации) и судьи всех уровней тоже обладают неприкосновенностью.

Меры по ограничению свободы не подлежат применению в отношении прокуроров и уполномоченных по правам человека. Иностранцы — обладатели дипломатического паспорта — не могут быть арестованы. При этом полной неприкосновенностью обладает лишь президент. К остальным перечисленным категориям данная административная мера может быть применена при выполнении некоторых условий.

Во-первых, такое лицо нужно застать на месте преступления. Во-вторых, уполномоченный орган должен дать письменное разрешение на задержание. Например, если речь идет о нарушении закона омбудсменом, то необходимый документ может выдать Госдума.

Права задержанного лица

Права гражданина, задержанного в административном порядке, определяются Конституцией РФ. Так как никто не может лишиться свободы в произвольном порядке, гражданин вправе требовать от сотрудника полиции разъяснения, на основании чего к нему применяется такая мера. Сообщения о номере статьи кодекса будет недостаточно: гражданин имеет право знать содержание обвинения.

Гражданин может потребовать от полицейского сообщить о произошедшем его родственникам и адвокату (при наличии). Задержанному следует воспользоваться законным правом на получение копии протокола: сотрудники правоохранительных органов не обязаны предоставлять этот документ, если гражданин сам не потребовал.

Важным правом гражданина является требование о проведении прокурорской проверки. Оно заявляется во время задержания в устной или письменной форме. По закону полицейский не может проигнорировать такое требование и должен незамедлительно сообщить в прокуратуру. Поскольку это соблюдается далеко не всегда, лучше подстраховаться и направить письменное прошение.

Все действия полиции в момент задержания и препровождения в камеру предварительного заключения при наличии достаточных оснований могут быть обжалованы. Особенно это касается случаев, когда сотрудники полиции не предоставляют задержанному возможность пользоваться телефоном. В законе нет запрета на применение мобильной связи.

Источник: https://policii.net/sovety/poryadok-provedeniya-administrativnogo-zaderzhaniya

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.