Задержание на 48 часов основания коап

КС: Административное задержание должно обосновываться

Задержание на 48 часов основания коап
Проект Комитета гражданских инициатив «Открытая полиция» продолжает серию публикаций на сайте «АГ», посвященных судебным актам, связанным с деятельностью правоохранительных органов в России и призванным защитить права граждан при взаимодействии с полицией.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 16 июня 2009 г.

№ 9-П рассмотрел вопрос о соответствии сразу нескольких положений закона Конституции РФ.

Предметом рассмотрения стали нормы, регулирующие применение одной из мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении – административного задержания, а также последующее возмещение вреда, в том числе морального, причиненного незаконными действиями органов публичной власти и их должностными лицами.

КС РФ разъяснил, что задержание не может применяться автоматически при наличии оснований полагать, что гражданин совершил правонарушение, а вред в случае незаконного задержания подлежит взысканию независимо от вины органов власти и должностных лиц.

Кодекс РФ об административных правонарушениях предполагает различные меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (ст. 27.

1), среди которых одной из наиболее посягающих на права и свободы человека является административное задержание – кратковременное ограничение свободы, максимальный срок которого составляет 48 часов (ст. 27.3, ч. 3 ст. 27.5).

Вместе с тем даже незначительное по времени ограничение свободы является вмешательством в свободу и личную неприкосновенность, охраняемые положениями Конституции РФ (ст. 22). Этому корреспондирует и ст. 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее – Европейская Конвенция).

В первую очередь КС РФ рассмотрел вопрос о возможных ограничениях упомянутого конституционного права – учитывая его исключительную ценность. Суд обратил внимание на то, что оно может быть ограничено лишь при соблюдении общеправовых принципов и на основе конституционных критериев необходимости, разумности и соразмерности, дабы не допустить утраты самого существа данного права.

Признавая необходимость повышенного уровня защиты прав и свобод граждан в сфере правоотношений, связанных с публичной, в том числе административной, ответственностью, КС РФ вновь подчеркнул, что законодательные механизмы, действующие в этой сфере, должны соответствовать вытекающим из Конституции РФ и общих принципов права критериям справедливости, соразмерности и правовой безопасности, с тем чтобы гарантировать эффективную защиту прав и свобод человека.

Для начала Суд обратил внимание на автономность значения термина «лишение свободы» в его конституционно-правовом смысле и признал, что административное задержание представляет собой, по сути, лишение свободы, хотя и носящее кратковременный характер.

Опираясь на прецедентную практику Европейского Суда по правам человека, КС РФ пришел к выводу, что законность применения задержания должна оцениваться не только с точки зрения соблюдения формальных правил, но и с учетом целей применения этой меры. Он признал, что любые меры, если они фактически влекут лишение свободы, должны отвечать критериям правомерности именно в контексте ст. 22 Конституции РФ и ст. 5 Европейской Конвенции.

Во-первых, любое административное задержание должно отвечать требованию законности, в частности, быть обусловлено как минимум одной из следующих целей: (1) производиться с тем, чтобы задержанное лицо предстало перед компетентным органом по обоснованному подозрению в совершении правонарушения, либо в связи с (2) необходимостью предотвратить совершение задерживаемым лицом правонарушения или (3) помешать ему скрыться после его совершения.

Во-вторых, лишение свободы должно быть необходимым, а именно применяться исключительно с целью защиты конституционных интересов, быть способным обеспечить социально необходимый результат. Полиция не может ограничиться одним лишь упоминанием легитимной цели задержания в протоколе об административном задержании.

В-третьих, задержание должно быть соразмерным (пропорциональным) преследуемым законным (формальным) целям – задача судов общей юрисдикции проверять, было ли задержание единственной разумной мерой в конкретных обстоятельствах и не имелось ли альтернативных средств, позволяющих достичь того же результата, но с меньшей степенью вмешательства в права гражданина.

Для оценки законности задержания судам надлежит выяснять, располагает ли должностное лицо, осуществляющее задержание, фактами и сведениями, достаточными для объективно обоснованного подозрения в том, что задерживаемый мог совершить соответствующее правонарушение. КС РФ особо акцентировал внимание на том, что задержание во всяком случае не может быть признано обоснованным, если вменяемые задержанному действия в момент их совершения не могли расцениваться как правонарушение.

Иными словами, ошибочно полагать, что сотрудники полиции могут автоматически задерживать граждан и держать их взаперти несколько часов, даже если они совершили правонарушение.

Справедливо и обратное – само по себе то обстоятельство, что задержанный впоследствии не был привлечен к административной ответственности или вовсе не предстал перед судом, не обязательно означает, что его задержание было незаконным, поскольку, как пояснил КС РФ, «целью задержания является создание условий для проведения производства по делу об административном правонарушении, с тем чтобы были проверены факты, подтверждены или устранены конкретные подозрения, обосновывающие задержание, подготовлены необходимые документы для передачи дела на рассмотрение суда».

Срок применения административного задержания также не может быть произвольным, и, хотя Основной закон позволяет лишать свободы без вынесения судебного решения в течение 48 часов, правоохранители обязаны каждый раз объяснять, почему длительность конкретного административного задержания была именно такой, а не иной.

Что же касается доставления в полицейский участок – требования к этой процедуре абсолютно аналогичны. Так, закон позволяет доставлять гражданина для составления протокола об административном правонарушении только лишь при невозможности его составления на месте (ст. 27.2 КоАП РФ).

Это означает, что полицейские должны объяснить, какие конкретно обстоятельства помешали составлению процессуального документа без поездки в отдел. Это объяснение должно быть адекватным образом мотивировано – к примеру, отсутствием у сотрудника «бланка» протокола вряд ли можно аргументировать правомерность доставления.

Для иллюстрации – в подавляющем большинстве случаев сотрудники ДПС ГИБДД не везут автолюбителей в участок, так почему же патрульно-постовая служба часто поступает иначе?

Особого внимания заслуживает правовая позиция КС РФ относительно возможности обжалования принудительной меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении – Суд указал, что прекращение производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием события или состава административного правонарушения, а также по каким-либо иным основаниям не может служить препятствием для этого. Таким образом, гражданин, чье дело прекратили в связи с истечением срока давности привлечения к ответственности, тем не менее вправе отдельно потребовать признать незаконным, к примеру, доставление в отдел полиции.

  Крайне важен и вывод КС РФ о компенсаторном механизме в случае незаконного административного задержания.

 Суд отметил прямое указание закона на то, что возмещение вреда в случае незаконного применения наказания в виде административного ареста производится независимо от вины органов государственной власти и их должностных лиц (ст. 1070 и 1100 ГК РФ), то есть с исключением из общего правила.

Однако тот факт, что административное задержание не является арестом как мерой административного наказания, еще не означает, что в случае незаконного задержания должен применяться иной механизм компенсации вреда, нежели при незаконном аресте.

Так, задержание связано с принудительным пребыванием гражданина в ограниченном пространстве, временной изоляцией от общества, прекращением выполнения служебных обязанностей, с невозможностью свободного передвижения и общения с другими лицами, поэтому представляет собой лишение свободы в смысле ст. 22 Конституции РФ и ст.

5 § 1 (с) Европейской Конвенции. Следовательно, учитывая природу ограничений и последствий, не существует каких-либо причин, которые могли бы оправдать применение различающихся компенсаторных механизмов в случае административного задержания и административного ареста.

Иное не соответствовало бы ни Конституции РФ, ни Европейской Конвенции.

Таким образом, нормы п. 1 ст. 1070 и абз. 3 ст. 1100 ГК РФ не могут рассматриваться как исключающие возможность возмещения гражданину имущественного ущерба и компенсации морального вреда независимо от вины должностных лиц, являющихся причинителями вреда, в случае признания административного задержания на срок не более 48 часов незаконным, – резюмировал КС РФ.

Наконец, КС РФ разъяснил, что отказ от административного преследования в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности не может препятствовать реализации права на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями должностных лиц, совершенными при производстве по делу об административном правонарушении. По мнению Суда, в случае прекращения дела об административном правонарушении гражданин вправе инициировать гражданский спор и при причинении ему вреда получить соответствующую компенсацию.

Источник: https://www.advgazeta.ru/mneniya/ks-administrativnoe-zaderzhanie-dolzhno-obosnovyvatsya/

Квалификация и ответственность за незаконное задержание в Российской Федерации

Задержание на 48 часов основания коап

Россия относится к государствам, где установлено равенство свобод и прав граждан. Одним из гарантированных прав является право на свободу, введено в действие Международной декларацией прав человека в 1948 году.

Ограничивать свободу людей допустимо в случае нарушение последними норм законов страны, в которой они пребывают. Но на практике нередки случаи злоупотребления этой возможностью среди сотрудников правоохранительных органов.

Об ответственности за незаконное задержание человека пойдет речь в статье далее.

Форма ответственности за незаконное задержание.

Признаки незаконного задержания

Пакт о гражданских правах 1966 году поддержан Россией, поэтому в РФ запрещено содержание под стражей без наличия законного основания и соблюдения процессуального порядка задержания. В Российской Федерации существует два вида задержания: административное и уголовное. Они различаются сроками ареста, основанием и методикой проведения операции.

Внимание! Если произошло незаконное задержание сотрудниками полиции, важно установить основание и тип ареста.

Применение административного задержания

При административном задержании человек может быть помещен под стражу на срок до 3 часов. В исключительных случаях допустимо продление ареста задержанного до 48 часов. Правовое определение длительности содержания указано в статье 27.5 КоАП РФ:

Срок административного задержания не должен превышать три часа, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.

К исключительным случаям относят ситуации:

  • нарушение целостности государственных границ, незаконного пересечения границы;
  • если административной мерой наказания является выдворение за пределы РФ;
  • неисполнение таможенных правил и предписаний;
  • необходимость установить личность лица, которое задержали.

Срок пребывания под стражей исчисляется не с момента составления протокола, а со времени, когда человек был доставлен в правоохранительный орган. Судебная практика имеет примеры, когда незаконные действия полицейского отражались в затягивании оформления административного протокола происшествия и непосредственного помещения под стражу.

Исключением из этого правила является ситуация, описанная в п. 4 статьи 27.5 КоАП РФ:

Срок административного задержания лица исчисляется с момента его доставления в соответствии со статьей 27.2 настоящего Кодекса. Срок административного задержания лица, находящегося в состоянии опьянения, исчисляется с момента его вытрезвления.

При этом общий срок времени вытрезвления лица, находящегося в состоянии опьянения, с момента его доставления в соответствии со статьей 27.

2 настоящего Кодекса и административного задержания такого лица на основании части 2 или 3 настоящей статьи не может превышать 48 часов.

При отсутствии оснований или устранении препятствий (установление личности) гражданин должен быть освобожден, если против него не выдвинуто обвинение.

Помещение под стражу по УК РФ

Реализация уголовного права в Российской Федерации возложена на органы правопорядка. Процессуальный порядок применения норм УК РФ отражен в Уголовно-процессуальном Кодексе. Статьёй 91 УПК РФ выделен перечень лиц, обладающих правом помещения лиц под стражу:

Орган дознания, дознаватель, следователь вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы.

ВАЖНО! В отношении несовершеннолетних граждан помещение под стражу разрешено только если им инкриминируется особо тяжкое преступление.

Решение о содержании под стражей принимается ответственным лицом и отражается в процессуальном документе. Обычно это Постановление.

Как вы уже поняла, для статьи 91 УПК РФ ключевое условие – подозрение в совершении тяжкого преступления. Если Уголовный Кодекс не устанавливается одной из возможных санкций – лишение свободы, то действия следователя будут признаны незаконными. Исключением из общего права считаются случаи, описанные в ч. 2 ст. 91 УПК РФ:

При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

Неправомерные действия, совершённые полицией при незаконном задержании могут быть впоследствии оспорены. Основанием для возбуждения дела будет являться жалоба.

Можно ли обжаловать?

Право на подачу жалобы возникает у гражданина, который был подвергнут незаконному задержанию. Основанием для обращения с заявлением является личная оценка ситуации пострадавшим.

Пример незаконных действий. Гражданин Петров перед задержанием назвал полицейскому свои данные, однако сотрудник полиции проигнорировал эту информацию и указал в протоколе, что лицо скрыло свою личность.

На основании необходимости установки личности Петров был помещён под стражу на 48 часов. После освобождения Петров подал жалобу на незаконное административное задержание.

По решению суда за незаконный арест ему была выплачена компенсация.

Жаловаться можно и тогда, когда уже вынесены судебные решения. В таком случае заявление направляется в кассационную инстанцию. Период для обращения – 3 дня.

Компенсацию выплачивают за моральный вред, обусловленный содержанием под стражей без законных оснований. Размер компенсации судьи назначают в зависимости от обстоятельств.

Анализ судебной практики подтверждает, что выплаты за моральный вред редко превышают 10 тысяч рублей.

Наказание за незаконное задержание

УК РФ устанавливает уголовную ответственность в отношении нарушения гражданского права на свободу. Статья 301 УК РФ определяет санкции за помещение лица под стражу без наличия законных оснований. Однако наказания за его дальнейшее незаконное пребывание там нет. Санкционная составляющая ст. 301 УК РФ звучит так:

  1. Заведомо незаконное задержание — наказывается ограничением свободы на срок до трёх лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового, либо арестом на срок от четырёх до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового.
  1. Заведомо незаконные заключение под стражу или содержание под стражей — наказываются принудительными работами на срок до четырёх лет либо лишением свободы на тот же срок.

При наступлении тяжких последствий санкция повышается:

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок от трех до восьми лет.

Для возникновения уголовной ответственности необходимо, чтобы деяние было осознанным и виновным.

Статья 301 УК РФ не определяет напрямую перечень лиц, в отношении которых применяется уголовное преследование. Этот момент разъясняется на основании практики Судебной коллегии Верховного Суда РФ. Нормы ст. 301 УК РФ применяются в отношении:

  • дознавателя;
  • следователя;
  • прокурора;
  • судьи.

К судьям дополнительно в соответствии с нормами ст. 17 УК РФ применяются санкции ст. 305 УК РФ.

Источник: https://ugolovnyiexpert.ru/gosudarstvo/otvetstvennost-za-nezakonnoe-zaderzhanie.html

Каков порядок применения административного задержания?

Задержание на 48 часов основания коап

Административное задержание – это мера процессуального обеспечения, которая направлена на содействие расследованию административного правонарушения. О порядке применения задержания узнаете из статьи.

Что такое административное задержание?

Под административным задержанием КоАП РФ понимает временное ограничение свободы гражданина.

Кто может осуществлять административное задержание?

  1. Сотрудники полиции.
  2. Сотрудники таможни.
  3. Сотрудники УИС.
  4. Пограничники.
  5. Должностные лица ВАИ.
  6. Сотрудники вневедомственной охраны МВД.
  7. Должностные лица, которые осуществляют контртеррористическую операцию.
  8. Сотрудники органов, отвечающие за контроль за оборотом наркотиков и психотропных веществ.

Список должностных лиц установлен в статье 27.3 КоАП и не может толковаться расширительно. Служащие иных органов таким правом не обладают.

По просьбе гражданина о мере пресечения уведомляются его родственники и защитник. Но если гражданин не достиг 18 лет, родителям должны сообщить о его задержании обязательно.

Если гражданин является сотрудником органов внутренних дел, УИС и иных государственных служб, о применении к нему административного задержания докладывается по месту работы.

Обращаем ваше внимание на то, что разъяснение задержанному его прав – это обязанность должностного лица. В случае ее неисполнения административное задержание может быть признано незаконным.

Гражданину должны быть разъяснены следующие права:

  • воспользоваться помощью защитника;
  • знать, почему его задержали;
  • давать показания по факту задержания или отказаться от дачи пояснений и т. д.

Срок административного задержания

Срок административного задержания не должен длиться более 3 часов подряд.

Однако законодатель предусмотрел несколько случаев, когда данная мера пресечения может осуществляться на 48 часов. К таковым относятся ситуации, когда дело об административном проступке возбуждено по следующим фактам:

  • посягательство на границу РФ или нарушение порядка пребывания в РФ;
  • совершение правонарушения во внутренних водах или территориальном море и иных особых международных зонах;
  • нарушение таможенных правил;
  • применение к лицу наказания в виде административного ареста.

Срок административного задержания начинает течь с момента привода лица в уполномоченный на задержание орган; а если гражданин находится в состоянии алкогольного опьянения – с момента его вытрезвления.

Административное задержание: основания и порядок применения

Задержание может быть использовано с целью обеспечить расследование в рамках возбужденного административного производства или исполнение уже вынесенного постановления по делу.

То есть административное задержание может быть применено только к лицу, в отношении которого возбуждено административное производство, то есть к тому, которое совершило проступок. Никакие иные доводы основаниями для этой меры быть не могут.

После того как лицо, подвергшееся административному задержанию, доставляется в уполномоченный орган, в течение не более 3 часов должен быть составлен протокол, который заполняется должностным лицом и подписывается задержанным.

В документе указываются:

  • время составления;
  • данные о должностном лице, которое заполняет документ;
  • информация о гражданине;
  • данные об административном задержании;
  • причины задержания.

Если гражданин отказывается ставить подпись в протоколе, об этом должна быть сделана запись.

По просьбе задержанного ему может быть выдан экземпляр документа.

Задержание в уголовном праве

Административное задержание отличается от задержания лица при подозрении в совершении преступления.

Последнее возможно при следующих обстоятельствах:

  • лицо застигнуто на месте правонарушения;
  • на личных вещах обнаружены следы преступления;
  • на гражданина указали свидетели, видевшие, как он совершил преступление;
  • при наличии иных сведений, которые позволяют подозревать лицо в совершении преступления.

Такое задержание допускается на срок до 2 суток с возможностью дальнейшего продления на 72 часа по решению суда.

Как защитить свои права при административном задержании

Одной из самых распространенных ситуаций, связанных с превышением полномочий должностными лицами при осуществлении административного задержания, является нанесение телесных повреждений гражданину.

В этом случае задержанному после того, как его отпустили, необходимо обратиться в учреждение здравоохранения и снять побои.

Составляется акт медицинского освидетельствования, в котором отражается информация о наличии телесных повреждений и предполагаемых способах их получения.

Желательно, чтобы физическое состояние до административного задержания смогли подтвердить свидетели. Это необходимо для доказательства факта нанесения побоев непосредственно в ходе осуществления процессуальных действий.

Далее с заявлением можно обратиться в прокуратуру или в суд.

Что еще нужно знать?

Административное задержание ни в коем случае не может применяться, если за данный состав правонарушения можно применить в качестве наказания штраф или предупреждение.

Кроме того, в случае когда личность гражданина можно установить на месте (например, он предоставил паспорт), задержание также применять нецелесообразно.

Если сотрудник полиции, например, просит пройти вас в отделение, не соглашайтесь сразу. Сначала выясните причины и основания задержания и сообщите об этом родственникам.

Обращаем ваше внимание на то, что при административном задержании лицо может быть подвергнуто досмотру. Данные следственные действия проводятся с участием понятых. О результатах составляется протокол или информация вписывается в протокол о задержании.

А вот снимать отпечатки пальцев и регистрировать задержанных сотрудники полиции не имеют права. Такая процедура в административном законодательстве предусмотрена только для случаев ареста или при установлении личности.

И, наконец, лицо, подвергшееся административному задержанию, вправе обжаловать действия уполномоченных лиц в прокуратуру или суд.

Источник: https://pravobez.ru/articles/kakov-poryadok-primeneniya-administrativnogo-zaderzhaniya-9746.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.