Задержанному лицу сотрудником полиции вручается

Что делать, если вас задержал полицейский? Возможные причины и варианты действий

Задержанному лицу сотрудником полиции вручается

“Я вышел вечером в магазин за хлебом, а оказался — в полицейском участке”. “Мой муж возвращался домой после новогоднего корпоратива, его задержали стражи порядка. Знаете за что? За нетрезвое состояние!” В редакцию YK-news.kz поступает много самых разных звонков-историй.

Некоторым нашим читателям действия полицейских кажутся неправомерными.

Мы попытались разобраться, в каких же ситуациях стражи порядка имеют полное право задержать человека, доставить его в участок, снять отпечатки пальцев? В каких случаях это незаконно? И как все эти действия комментирует юрист?

Предлагаем вашему вниманию краткие истории устькаменогорцев. Под каждой ситуацией — разъяснение сотрудников правоохранительных органов и мнение редактора Агентства правовой информации и журналистских расследований “Витязь” Алексея Божкова.

Нурлан, 20 лет:

Однажды поздним вечером я вышел из дома и отправился в магазин. В ближайший, который расположен в соседнем доме. Однако до торговой точки я не дошел. Меня остановил полицейский патруль. Попросили предъявить удостоверение личности.

Но у меня документа с собой не оказалось: я ведь просто пошел в магазин за хлебом! Стражи порядка сказали, что в этом случае я обязан проехать с ними в участок для выяснения личности. Вместо магазина пришлось ехать в отделение полиции.

Провел там полтора часа! Вышел из участка, стою и думаю: “Какого черта?! Неужели я обязан всегда носить при себе удостоверение личности?”

Департамент полиции ВКО:

“В соответствии со статьей 9 Закона РК “О документах, удостоверяющих личность”, граждане Республики Казахстан, постоянно проживающие на ее территории, обязаны иметь удостоверение личности”.

В управлении полиции Усть-Каменогорска добавили, что “ношение при себе документа, удостоверяющего личность, не является обязательным.

Однако необходимо отметить, что в соответствии с частью 1 статьи 786 Кодекса РК “Об административных правонарушениях” для установления личности правонарушителя может осуществляться доставление, то есть принудительное препровождение физического лица в отдел полиции”.

Редактор Агентства правовой информации и журналистских расследований “Витязь” Алексей Божков:

— Законодательство действительно обязывает граждан с 16 лет иметь удостоверение личности. Однако указанная статья не обязывает никого из нас постоянно носить удостоверение с собой.

При этом, согласно статье 6 Закона “Об органах внутренних дел РК”, полицейские имеют право проверять у физических лиц документы, удостоверяющие их личность, а также другие документы.

Но — речь идет только о документах, необходимых для проверки соблюдения установленных правил, контроль за выполнением которых возложен на органы внутренних дел. Другими словами, полицейским никто не давал права просто так подойти и потребовать документы.

Сделать это можно лишь для проверки соблюдения установленных правил. К примеру, стражи порядка в ночное время могут попросить предъявить документы молодого человека, который внешне похож на несовершеннолетнего. В этом случае будет проводиться проверка соблюдения правил нахождения несовершеннолетних в ночное время без сопровождения взрослых.

Теперь немного о той ситуации, когда человек оказался в полицейском участке. Это является доставлением в отдел полиции.

Согласно статьям 785, 786 Кодекса Республики Казахстан “Об административных правонарушениях”, доставление — принудительное препровождение физического лица в целях пресечения правонарушения, установления личности правонарушителя, а также составления протокола об административном правонарушении либо вынесения защитного предписания при невозможности составить их на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным. То есть доставление — это одна из мер обеспечения производства по делу. Если человек не является правонарушителем и (или) не требуется составления протокола в отделе полиции — доставление является незаконным.

И еще такой нюанс. При доставлении гражданина в отдел полиции должен составляться протокол (либо должна производиться соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или административном задержании).

Если протокол задержания или о правонарушении не составлялся — необходимо требовать составления протокола доставления, чтобы в дальнейшем обжаловать незаконные действия полицейских.

Естественно, человеку должна быть выдана копия протокола.

Владимир, 33 года:

В каких случаях у человека в отделении полиции могут снять отпечатки пальцев (дактилоскопировать)? Имеет ли право человек отказаться от данной процедуры?

Управление полиции Усть-Каменогорска:

“Согласно статье 6 Закона РК “Об органах внутренних дел Республики Казахстан”, сотрудник правопорядка в пределах своей компетенции имеет право для постановки на криминалистические учеты подозреваемых, обвиняемых, лиц, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы, содержащихся в специальных учреждениях органов внутренних дел, поставленных на профилактический учет, фотографировать, дактилоскопировать, производить звукозапись, кино- и видеосъемку, отбирать биологические, одорологические и другие образцы.

При вышеуказанных обстоятельствах гражданин не может отказаться от данной процедуры”.

Алексей Божков:

— Давайте для начала разберемся, что такое задержание. Это кратковременное ограничение личной свободы лица с целью пресечения правонарушения или обеспечения производства (согласно статьям 785 и 787 Кодекса РК “Об административных правонарушениях”).

Если лицо не совершало административное правонарушение, то его задержание, а тем более дактилоскопирование — незаконны.

Следует помнить, что лицо считается задержанным с момента (с точностью до минуты), когда ограничение его свободы стало реально, независимо от придания задержанному какого-либо процессуального статуса или выполнения иных формальных процедур (статья 789 Кодекса РК “Об административных правонарушениях”).

Давайте разберем пример. Сотрудник правоохранительных органов удерживает человека в отделении полиции, то есть человек считается задержанным. Если он удерживается без оснований — значит, задержание было незаконным.

В отношении задержанного в обязательном порядке оформляется протокол (статья 788 Кодекса РК “Об административных правонарушениях”). При незаконном задержании требуйте его оформления и выдачи копии протокола. Во-первых, копия поможет обжаловать действия должностных лиц, во-вторых, защитит от повторных задержаний в тот же день (бывали в юридической практике такие случаи).

Другими словами, если вас привезли в отдел полиции, первичным является протокол задержания. Если стражи порядка отказываются его оформлять — значит, вы не задержаны. Соответственно, не имеют законного права вас дактилоскопировать.

Соответственно, вы вправе позвонить по телефонам доверия и обратиться с жалобой на действия должностных лиц прямо на месте происходящих событий. Либо обжаловать действия в будущем.

При НЕЗАКОННОМ задержании требуйте официальных извинений и доставки вас туда, откуда привезли, хотя это законом и не предусмотрено.

Юлия, 38 лет:

Я курильщица со стажем и не скрываю этого. Однако никогда не курю в общественных местах. Знаю, что за это предусмотрено наказание.

Но имею ли я право закурить на автобусной остановке? Да, рядом ждут общественный транспорт другие люди. Но ведь это открытая местность, я могу отойти в сторону и никому не буду мешать.

Придется ли мне потом оправдываться перед полицейскими? Могут ли меня задержать за это, наложить штраф?

Департамент полиции ВКО:

“В соответствии со статьей 441 Кодекса РК “Об административных правонарушениях”, предусмотрена административная ответственность за курение в неустановленных местах. Перечень общественных мест, где запрещается потребление табачных изделий, перечислен в пункте 5 статьи 159 Кодекса РК “О здоровье народа и системе здравоохранения”.

Алексей Божков:

— Данной статьей действительно определен перечень мест, в которых запрещено потребление табачных изделий. Остановочные пункты автобусов в этот перечень не входят. Соответственно, курение на остановке не является правонарушением, в отличие от факта, к примеру, бросания окурка, спичек, упаковок, пепла или сплевывания, которые являются мелким хулиганством.

Андрей, 45 лет:

У меня лично на тему брошенного окурка был конфликтный случай с полицейскими. Я курил возле своей машины. Когда сигарета закончилась, нагнулся и положил окурок в пепельницу, которая стояла в салоне автомобиля. Буквально через минуту ко мне подошел полицейский патруль.

Меня обвинили в мелком хулиганстве и начали составлять протокол за брошенный на улице окурок. Но я-то его не выкидывал на землю! регистрации моего мнимого нарушения, конечно, не было. Однако даже не знаю, чем бы закончилось дело, если б я не смог предъявить полицейским свой окурок, еще теплый, лежащий в пепельнице.

Наверное, мне бы выписали штраф? Можно ли было бы впоследствии его оспорить, ведь у полицейских не было видеофиксации нарушения?

Департамент полиции ВКО:

“Факт брошенного на улице окурка законодательством определен как “мелкое хулиганство” (статья 434 Кодекса РК “Об административных правонарушениях”). Законом четко дано определение данного деяния и обозначены меры административного взыскания.

В подобных случаях сотрудники полиции возбуждают дело об административном правонарушении и производят сбор необходимых доказательств. Лицо считается невиновным, пока его виновность не будет доказана.

К мелкому хулиганству относятся также нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к физическим лицам, осквернение жилых помещений, загрязнение мест общего пользования, парков, скверов, в том числе выброс коммунальных отходов в неустановленных местах, и другие подобные действия, выражающие неуважение к окружающим, нарушающие общественный порядок и спокойствие физических лиц”.

Алексей Божков:

— Всё верно, бросание окурка является мелким хулиганством. Соответственно, сотрудник полиции вправе задержать человека. Доказать факт административного правонарушения — это обязанность полицейского. На человека распространяется презумпция невиновности, о чем говорят и сотрудники департамента полиции ВКО.

Елена, 40 лет:

Какое административное наказание предусмотрено за выброшенный на улице мусор, окурок?

Управление полиции Усть-Каменогор­ска:

“Совершение данного правонарушения влечет штраф в размере пяти месячных расчетных показателей либо административный арест на срок до десяти суток, рассмотрение которого подведомственно суду”.

В 2020 году 1 МРП равен 2 651 тенге. Соответственно, штраф в пять МРП будет составлять 13 255 тенге.

Ирина Краскова

Источник: https://yk-news.kz/news/%D1%87%D1%82%D0%BE-%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D0%B5%D1%81%D0%BB%D0%B8-%D0%B2%D0%B0%D1%81-%D0%B7%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B6%D0%B0%D0%BB-%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B5%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%BC%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B8%D0%BD%D1%8B-%D0%B8-%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D1%82%D1%8B-%D0%B4%D0%B5%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D0%B9

Статья 14. Задержание

Задержанному лицу сотрудником полиции вручается

1. Полиция защищает право каждого на свободу и личную неприкосновенность. До судебного решения в случаях, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

2. Полиция имеет право задерживать:

1) лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, – по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

2) лиц, совершивших побег из-под стражи, лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания либо не прибывших к месту отбывания наказания в установленный в указанном предписании срок, – до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений;

3) лиц, уклоняющихся от исполнения административного наказания в виде административного ареста, – до передачи их в места отбывания административного ареста;

4) лиц, находящихся в розыске, – до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений;

5) лиц, в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях, – по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством об административных правонарушениях;

6) военнослужащих и граждан Российской Федерации, призванных на военные сборы, подозреваемых в совершении преступления, – до передачи их военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командирам воинских частей или военным комиссарам;

7) лиц, уклоняющихся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия, – до передачи их в учреждения, обеспечивающие исполнение таких мер;

8) лиц, уклоняющихся от следования в специализированные лечебные учреждения для исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера, – по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены федеральным законом;

9) лиц, допустивших нарушение правил комендантского часа, – по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены федеральным конституционным законом;

10) лиц, незаконно проникших либо пытавшихся проникнуть на охраняемые объекты, – до выяснения личности, но на срок не более трех часов;

11) лиц, предпринявших попытку самоубийства либо имеющих признаки выраженного психического расстройства и создающих своими действиями опасность для себя и окружающих, – до передачи их в лечебные учреждения либо по месту жительства;

12) лиц, совершивших побег из психиатрического лечебного учреждения или скрывающихся от назначенной судом недобровольной госпитализации в такое учреждение, – до передачи их в психиатрическое лечебное учреждение;

13) лиц, в отношении которых поступило требование о выдаче, – до передачи их иностранному государству по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации.

3.

В каждом случае задержания сотрудник полиции обязан выполнить действия, предусмотренные частью 4 статьи 5 настоящего Федерального закона, а также разъяснить лицу, подвергнутому задержанию (далее – задержанное лицо), его право на юридическую помощь, право на услуги переводчика, право на уведомление близкого родственника (родственника) или близкого лица о факте его задержания, право на отказ от дачи объяснения.

4. Срок задержания исчисляется с момента фактического ограничения свободы передвижения лица. Срок административного задержания исчисляется в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.

5. Задержанное лицо вправе пользоваться в соответствии с федеральным законом услугами адвоката (защитника) и переводчика с момента задержания.

6. Задержанные лица, находящиеся при них вещи и документы, а также их транспортные средства подвергаются досмотру в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, если иной порядок не установлен федеральным законом.

7.

Задержанное лицо в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания, если иное не установлено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации или настоящей статьей, имеет право на один телефонный разговор в присутствии сотрудника полиции в целях уведомления близкого родственника (родственника) или близкого лица о своем задержании и месте нахождения. Такое уведомление по просьбе задержанного лица может сделать сотрудник полиции.

8. О каждом случае задержания несовершеннолетнего полиция незамедлительно уведомляет его родителей или иных законных представителей.

9. О задержании военнослужащего полиция уведомляет командование воинской части, в которой он проходит военную службу.

10. О задержании иностранного гражданина или подданного иностранного государства полиция уведомляет посольство (консульство) соответствующего государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

11. Право на телефонный разговор не предоставляется и уведомление не осуществляется в случаях, если задержанными лицами являются лица, указанные в пунктах 2, 3, 4, 7, 8, 12 части 2 настоящей статьи.

12. Полиция принимает при необходимости меры по оказанию задержанному лицу первой помощи, а также меры по устранению возникшей при задержании угрозы жизни и здоровью граждан или объектам собственности.

13. В полиции в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, ведется реестр лиц, подвергнутых задержанию. Сведения, содержащиеся в реестре, не могут быть переданы третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

14. О задержании составляется протокол, в котором указываются дата, время и место его составления, должность, фамилия и инициалы сотрудника полиции, составившего протокол, сведения о задержанном лице, дата, время, место, основания и мотивы задержания, а также факт уведомления близкого родственника (родственника) или близкого лица задержанного лица.

15. Протокол о задержании подписывается составившим его сотрудником полиции и задержанным лицом. В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе о задержании делается соответствующая запись. Копия протокола вручается задержанному лицу.

16. Задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях под охраной в условиях, исключающих угрозу их жизни и здоровью.

Условия содержания, нормы питания и порядок медицинского обслуживания задержанных лиц определяются Правительством Российской Федерации.

Задержанные лица перед водворением в специально отведенные для этого помещения и после окончания срока задержания подвергаются осмотру, результаты которого заносятся в протокол о задержании.

Источник: http://ZakonOPolitsii.ru/glava-4/statya-14

друзья 185 регламент МВД (Административное задержание) — DRIVE2

Задержанному лицу сотрудником полиции вручается

Административное задержание :

192.п.

Основанием для административного задержания, то есть кратковременного ограничения свободы физического лица, является необходимость обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания в виде административного ареста Часть 1 статьи 27.3 Кодекса.Задержание физического лица осуществляется по основаниям и в порядке, установленном Федеральным законом “О полиции”.

Часть 2 статьи 14 Федерального закона “О полиции”.

193.п. Для осуществления административного задержания, задержания лицо доставляется в дежурную часть подразделения или органа внутренних дел, на стационарный пост ДПС, при которых имеется специально отведенное помещение для содержания задержанных лиц.

194.п. Задержанному лицу в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания, предоставляется возможность совершить один телефонный разговор в целях уведомления близких родственников или близких лиц о своем задержании и месте нахождения. По просьбе задержанного лица такое уведомление может сделать сотрудник.

Право на телефонный разговор не предоставляется и уведомление не осуществляется в случаях, указанных в части 11 статьи 14 Федерального закона “О полиции”.

195.п Об административном задержании, задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке незамедлительно уведомляются его родители или иные законные представители.

196.п. Об административном задержании, задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляется военная комендатура или воинская часть, в которой задержанный проходит военную службу (военные сборы), а об административном задержании иного лица, указанного в части 1 статьи 2.

5 Кодекса (имеющие специальные звания сотрудники органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов), — орган или учреждение, в котором задержанный проходит службу.

196.1. В случае задержания иностранного гражданина или подданного иностранного государства сотрудником принимаются меры по уведомлению посольства (консульства) соответствующего государства.

197.п.Лицу, задержанному по основаниям, предусмотренным Кодексом, разъясняются его права и обязанности, предусмотренные Кодексом, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.

Лицу, задержанному по основаниям, предусмотренным Федеральным законом “О полиции”, разъясняются причина и основания задержания, а также его право на юридическую помощь, право на услуги переводчика, право на уведомление близких родственников или близких лиц о факте его задержания, право на отказ от дачи объяснения.

198.п.

Об административном задержании, задержании составляется соответствующий протокол , в котором указываются дата, время и место его составления, должность, специальное звание, фамилия и инициалы сотрудника, составившего протокол, сведения о задержанном лице, дата, время, место, основания и мотивы задержания, а также факт уведомления близких родственников или близких лиц задержанного лица.

Протокол о задержании по основаниям, предусмотренным Федеральным законом “О полиции”, оформляется в порядке, установленном приказом МВД России от 30 апреля 2012 г. N 389 “Об утверждении Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан”.

199.п. Протокол об административном задержании, задержании подписывается сотрудником, его составившим, и задержанным лицом.

В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе об административном задержании делается соответствующая запись.

Копия протокола об административном задержании вручается задержанному лицу, а также направляется в подразделение информационного обеспечения территориального органа МВД России на региональном уровне для формирования реестра лиц, подвергнутых задержанию.

200.п. Перед отправлением задержанного лица в специальное помещение дежурный или сотрудник, уполномоченный осуществлять административное задержание, организует (проводит) личный досмотр и досмотр вещей задержанного лица в соответствии с пунктами 165 — 172 настоящего Административного регламента.

Перед водворением в специально отведенное для этого помещение лицо, задержанное по основаниям, предусмотренным Федеральным законом “О полиции”, а после окончания срока задержания любое задержанное лицо, подвергается осмотру, результаты которого заносятся в протокол об административном задержании, задержании.

201.п. Срок административного задержания лица исчисляется с момента доставления, а лица, находящегося в состоянии опьянения, со времени его вытрезвления.

Срок административного задержания не должен превышать три часа, за исключением случая осуществления производства по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест, когда лицо, в отношении которого ведется производство по делу, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.

Срок задержания лица исчисляется с момента фактического ограничения свободы его передвижения и не может быть более 48 часов.
Всем удачи)))))

Источник: https://www.drive2.ru/b/1490465/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.