Захват заложников меры предупреждения

Предотвращение террористических актов (памятка)

Захват заложников меры предупреждения

  • ужесточение пропускного режима при входе и въезде на территорию объекта, установку систем сигнализации, аудио- и видеозаписи
  • ежедневные обходы помещений и осмотр мест сосредоточения опасных веществ на предмет своевременного выявления взрывных устройств или подозрительных предметов
  • тщательный подбор и проверка кадров
  • периодическая комиссионная проверка складских помещений
  • организация и проведение совместно с сотрудниками правоохранительных органов инструктажей и практических занятий по действиям в чрезвычайных ситуациях
  • при заключении договоров аренды помещений, в обязательном порядке включать пункты, дающие право администрации, при необходимости осуществлять проверку сдаваемых помещений по своему усмотрению
  • Незамедлительно сообщите о случившемся в правоохранительные органы по телефонам территориальных управлений ФСБ 32-48-84 и МВД 32-52-22, 37-43-08 и МЧС 32-65-40, 32-24-69 или 02. До прибытия оперативно следственной группы дать указание персоналу объекта находится на безопасном расстоянии от обнаруженного объекта.

При необходимости провести эвакуацию людей, согласно плана эвакуации.

Помните: в соответствии с законодательством руководитель несет ответственность за жизнь и здоровье своих сотрудников.

  • Обеспечьте возможность беспрепятственного подъезда к месту обнаружения подозрительного предмета автомашин правоохранительных органов, скорой медицинской помощи, пожарной охраны, сотрудников МЧС
  • Обеспечьте присутствие лиц, обнаруживших находку, до прибытия оперативно-следственной группы и зафиксируйте их установочные данные
  • Во всех случаях, дайте указание не приближаться, не трогать, не вскрывать и не перемещать находку. Зафиксируйте время ее обнаружения.

Помните: внешний вид предмета может скрывать его настоящее назначение. В качестве камуфляжа для взрывных устройств используются обычные бытовые предметы: сумки, пакеты, коробки, игрушки и т.п.

Не предпринимайте самостоятельно никаких действий с взрывными устройствами или подозрительными предметами – это может привести к взрыву, многочисленным жертвам и разрушениям.

II. Поступление угрозы по телефону

В настоящее время телефон является основным каналом поступления информации о заложенных взрывных устройствах, о захвате людей в заложники, вымогательстве и шантаже.

Не оставляйте без внимания ни одного подобного сигнала. Обеспечьте своевременную передачу полученной информации в правоохранительные органы.

Проводите инструктажи с персоналом о порядке действий при приеме телефонных сообщений с угрозами террористического характера.

Проведите оснащение телефонов объекта, указанных в официальных справочниках автоматическими определителями номера и звукозаписывающей аппаратурой

III. Поступление угрозы в письменной форме

Угрозы в письменной форме могут поступать на объект как по почте, так и в результате обнаружения различного рода анонимных материалов (записок, надписей, информации на дискете и т.д.)

Обеспечьте четкое соблюдение персоналом объекта правил обращения с анонимными материалами

Примите меры к сохранности и своевременной передаче в правоохранительные органы полученных материалов

IV. Захват заложников

Любой объект может стать местом захвата или удержания заложников. При этом преступники могут добиваться достижения своих политических целей или получения выкупа. В подобных ситуациях в качестве посредника при переговорах террористы обычно используют руководителей объектов.

Во всех случаях жизнь людей становится предметом торга и находится в постоянной опасности.

Захват всегда происходит неожиданно.

Вместе с тем выполнение мер предупредительного характера (ужесточение пропускного режима при входе и въезде на территорию объекта; установка систем сигнализации, аудио- и видеозаписи; ежедневные обходы здания и осмотр мест сосредоточения опасных веществ на предмет своевременного выявления взрывных устройств или подозрительных предметов; периодическая комиссионная проверка складских помещений; тщательный подбор и проверка кадров, организация и проведение совместно с сотрудниками правоохранительных органов инструктажей и практических занятий по действиям в чрезвычайных ситуациях) поможет снизить вероятность захвата людей на объекте.

При захвате людей в заложники необходимо:

  • о сложившейся обстановке незамедлительно сообщить в правоохранительные органы
  • не вступать в переговоры с террористами по собственной инициативе
  • обеспечить возможность беспрепятственного подъезда к месту обнаружения подозрительного предмета автомашин правоохранительных органов, скорой медицинской помощи, пожарной охраны, сотрудников МЧС
  • по прибытии сотрудников спецподразделений, МВД и ФСБ оказать им помощь в получении интересующей их информации
  • при необходимости выполнять требования преступников, если это не связанно с причинением ущерба жизни и здоровью людей, не противоречить преступникам, не рисковать жизнью окружающих и своей собственной
  • не допускать действий, которые могут спровоцировать нападающих к применению оружия и привести к человеческим жертвам

Если вам стало известно о готовящемся или совершенном преступлении, немедленно сообщите об этом в территориальные органы ФСБ или МВД по месту жительства

Действия граждан в экстремальных ситуациях

I. Обнаружение подозрительного предмета, который может оказаться взрывным устройством

Если обнаруженный предмет не должен, как вам кажется, находиться «в этом месте и в это время», не оставляйте этот факт без внимания.

Если вы обнаружили забытую или бесхозную вещь в общественном транспорте, опросите людей, находящихся рядом, постарайтесь установить, чья она или кто мог ее оставить. Если хозяин не установлен, немедленно сообщите о находке водителю (машинисту)

Если вы обнаружили забытую или бесхозную вещь в подъезде своего дома, опросите соседей, возможно, она принадлежит им. Если владелец не найден – немедленно сообщите о находке в ваше отделение милиции.

Если вы обнаружили подозрительный предмет в учреждении, немедленно сообщите о находке администрации.

Во всех перечисленных случаях:

  • не трогайте, не вскрывайте и не передвигайте находку
  • зафиксируйте время ее обнаружения
  • постарайтесь сделать так, чтобы люди отошли как можно дальше от опасной находки
  • обязательно дождитесь прибытия оперативно-следственной группы
  • не забывайте, что вы являетесь самым важным очевидцем

Помните: внешний вид предмета может скрывать его настоящее назначение. В качестве камуфляжа для взрывных устройств используются обычные бытовые предметы: сумки, пакеты, коробки, игрушки и т.п.

Разъясните детям, что любой предмет, найденный на улице или в подъезде, может представлять опасность

Не предпринимайте самостоятельно никаких действий с взрывными устройствами или подозрительными предметами – это может привести к взрыву, многочисленным жертвам и разрушениям.

II. Получение информации об эвакуации

  • возьмите личные документы, деньги, ценности
  • отключите электричество, воду, газ
  • окажите помощь в эвакуации пожилых и тяжело больных людей
  • обязательно закройте входную дверь на замок

Не допускайте паники, истерик и спешки. Помещение покидайте организованно. Возвращайтесь в покинутое помещение только после разрешения ответственных лиц

III. Поступление угрозы по телефону

В настоящее время телефон является основным каналом поступления информации о заложенных взрывных устройствах, о захвате людей в заложники, вымогательстве и шантаже.

Как правило, фактор внезапности, паническое, а порой шоковое состояние, да и сама полученная информация приводят к тому, что человек оказывается не в состоянии правильно отреагировать на звонок, оценить реальность угрозы и получить максимум сведений из разговора.

При отсутствии АОНа и звукозаписывающей аппаратуры:

  • постарайтесь дословно запомнить разговор и записать его на бумаге
  • по ходу разговора отметьте пол и возраст звонившего, особенности его речи
  • голос (громкий или тихий, низкий или высокий)
  • темп речи (быстрый или медленный)
  • произношение (отчетливое, искаженное, с заиканием, дефекты речи, акцент, диалект)
  • манера речи (развязная, нецензурная и т.д.)
  • обязательно отметьте звуковой фон разговора
  • характер звонка (городской или междугородный)
  • зафиксируйте точное время звонка и его продолжительность

Постарайтесь получить ответы на следующие вопросы:

  • куда, кому и по какому телефону звонит этот человек
  • какие конкретно требования он (она) выдвигает
  • действует самостоятельно или в роли посредника
  • на каких условиях звонивший откажется от задуманного
  • как и когда с ним можно встретиться
  • кому вы можете или должны сообщить о звонке

НЕ БОЙТЕСЬ ЗАПУГИВАНИЙ ПРЕСТУПНИКОВ

По окончании разговора – немедленно сообщите о нем в правоохранительные органы.

IV. Поступление угрозы в письменной форме

Угрозы в письменной форме могут поступать к вам как по почте, так и в результате обнаружения различного рода анонимных материалов (записок, надписей, информации на дискете и т.д.) Обращайтесь с документов максимально осторожно. Постарайтесь не оставлять на нем своих отпечатков пальцев. Не мните документ, не делайте на нем пометок, уберите его в чистый, плотно закрываемый полиэтиленовый пакет и поместите в отдельную жесткую папку. Если документ поступил в конверте – его вскрытие производите только с левой или правой стороны, аккуратно отрезая кромки ножницами. Сохраняйте все: сам документ с текстом, любые вложения, конверт и упаковку – ничего не выбрасывайте. Не расширяйте круг лиц, знакомых с содержимым документа.

V. Захват в заложники

Если вы оказались заложником

  • не допускайте действий, которые могут спровоцировать нападающих к применению оружия и привести к человеческим жертвам
  • переносите лишения, оскорбления и унижения, не смотрите в глаза преступником, не ведите себя вызывающе
  • при необходимости выполняйте требования преступников, не противоречьте им, не рискуйте жизнью окружающих и своей собственной, старайтесь не допускать истерик и паники
  • на совершение любых действий спрашивайте разрешение
  • если вы ранены, постарайтесь не двигаться, этим вы сохраните потерю крови

ПОМНИТЕ: ВАША ЦЕЛЬ – ОСТАТЬСЯ В ЖИВЫХ
Будьте внимательны, постарайтесь запомнить приметы преступников.

Во время проведения операции по освобождению:

  • лежите на полу, лицом вниз, голову закройте руками и не двигайтесь
  • ни в коем случае не бегите навстречу сотрудникам спецслужб
  • держитесь подальше от проемов дверей и окон

Чтобы выжить в завале зданий:

  • наберитесь мужества, не тратьте силы на панику. Без воды и пищи вы можете продержаться более 7 дней
  • постарайтесь определить, где вы находитесь, нет ли рядом возможного выхода
  • дышите глубоко и ровно, осмотрите и осторожно ощупайте себя. При получении травмы окажите себе посильную помощь
  • прислушайтесь к окружающим звукам. Определите, нет ли рядом с вами живых людей. Постарайтесь их подбодрить
  • при возможности расчистите вокруг себя пространство. Отодвиньте твердые и колющие предметы. Если тяжелым предметом придавило какую-либо часть тела, массируйте ее для поддержания циркуляции крови
  • периодически подавайте сигналы о себе голосом, стучите по металлическим предметам, перекрытиям, чтобы вас услышали и обнаружили. Делайте это при остановке работы спасательного оборудования (в «минуты тишины»).
  • надейтесь на помощь и боритесь за свою жизнь всеми возможными способами

Рекомендуемые зоны эвакуации и оцепления при обнаружении взрывного устройства или подозрительного предмета, который может оказаться взрывным устройством

1. Граната РГД-5не менее 50 метров
2. Граната Ф-1не менее 200 метров
3. Тротиловая шашка (200 г)45 метров
4. Тротиловая шашка (200 г)45 метров
5. Пивная банка 0,33 л60 метров
6. Мина МОН-5085 метров
7. Чемодан (кейс)230 метров
8. Дорожный чемодан350 метров
9. Автомобиль типа «Жигули»460 метров
10. Автомобиль типа «Волга»580 метров
11. Микроавтобус920 метров
12. Грузовая машина (фургон)1240 метров

Источник: http://sh1yalutorovsk.ru/index.php/informatsiya/profilaktika-ekstremizma/258-predotvrashchenie-terroristicheskikh-aktov-pamyatka

Правила поведения при террористическом акте

Захват заложников меры предупреждения

К террористическому акту невозможно подготовиться заранее, поэтому следует всегда быть настороже.

Главное правило: избегайте без необходимости посещения регионов, городов, мест и мероприятий, которые могут привлечь внимание террористов.

Общие рекомендации:

– обращайте внимание на подозрительных людей, предметы, на любые подозрительные мелочи. Сообщайте обо всем подозрительном сотрудникам правоохранительных органов;

– никогда не принимайте от незнакомцев пакеты и сумки, не оставляйте свой багаж без присмотра;

– у семьи должен план действий в чрезвычайных обстоятельствах, у всех членов семьи должны быть номера телефонов, адреса электронной почты.

– необходимо назначить место встречи, где вы сможете встретиться с членами вашей семьи в экстренной ситуации;

– в случае эвакуации, возьмите с собой набор предметов первой необходимости и документы;

– всегда узнавайте, где находятся резервные выходы из помещения;

– в доме надо укрепить и опечатать входы в подвалы и на чердаки, установить домофон, освободить лестничные клетки и коридоры от загромождающих предметов;

– организовать дежурство жильцов вашего дома, которые будут регулярно обходить здание, наблюдая, все ли в порядке, обращая особое внимание на появление незнакомых лиц и автомобилей, разгрузку мешков и ящиков;

– если произошел взрыв, пожар, землетрясение, никогда не пользуйтесь лифтом;

– старайтесь не поддаваться панике, что бы ни произошло.

Поведение в толпе:

Террористы часто выбирают для атак места массового скопления народа. Помимо собственно поражающего фактора террористического акта, люди гибнут и получают травмы еще и в результате давки, возникшей вследствие паники. Поэтому необходимо помнить следующие правила поведения в толпе:

– Избегайте больших скоплений людей.

– Не присоединяйтесь к толпе, как бы ни хотелось посмотреть на происходящие события.

– Если оказались в толпе, позвольте ей нести Вас, но попытайтесь выбраться из неё.

– Глубоко вдохните и разведите согнутые в локтях руки чуть в стороны, чтобы грудная клетка не была сдавлена.

– Стремитесь оказаться подальше от высоких и крупных людей, людей с громоздкими предметами и большими сумками.

– Любыми способами старайтесь удержаться на ногах.

– Не держите руки в карманах.

– Двигаясь, поднимайте ноги как можно выше, ставьте ногу на полную стопу, не семените, не поднимайтесь на цыпочки.

– Если давка приняла угрожающий характер, немедленно, не раздумывая, освободитесь от любой ноши, прежде всего от сумки на длинном ремне и шарфа.

– Если что-то уронили, ни в коем случае не наклоняйтесь, чтобы поднять.

– Если Вы упали, постарайтесь как можно быстрее подняться на ноги. При этом не опирайтесь на руки (их отдавят либо сломают). Старайтесь хоть на мгновение встать на подошвы или на носки. Обретя опору, “выныривайте”, резко оттолкнувшись от земли ногами.

– Если встать не удается, свернитесь клубком, защитите голову предплечьями, а ладонями прикройте затылок.

Попав в переполненное людьми помещение, заранее определите, какие места при возникновении экстремальной ситуации наиболее опасны (проходы между секторами на стадионе, стеклянные двери и перегородки в концертных залах и т.п.), обратите внимание на запасные и аварийные выходы, мысленно проделайте путь к ним.

Легче всего укрыться от толпы в углах зала или вблизи стен, но сложнее оттуда добираться до выхода.

При возникновении паники старайтесь сохранить спокойствие и способность трезво оценивать ситуацию.

Не присоединяйтесь к митингующим “ради интереса”. Сначала узнайте, санкционирован ли митинг, за что агитируют выступающие люди.

Не вступайте в незарегистрированные организации. Участие в мероприятиях таких организаций может повлечь уголовное наказание.

Во время массовых беспорядков постарайтесь не попасть в толпу, как участников, так и зрителей. Вы можете попасть под действия бойцов спецподразделений.

При захвате в заложники:

Любой человек по стечению обстоятельств может оказаться в качестве заложника у преступников. При этом они могут добиваться достижения политических целей, получения выкупа и т.п.

Во всех случаях, Ваша жизнь становиться предметом торга для террористов. Захват может произойти в транспорте, в учреждении, на улице, в квартире.

Если Вы оказались в заложниках, рекомендуем придерживаться следующих правил поведения:

– основное правило – не допускайте действия, которые могут спровоцировать нападающих к применению оружия и привести к человеческим жертвам;

– переносите лишения, оскорбления и унижения. Не смотрите в глаза преступникам, не ведите себя вызывающе;

– при необходимости выполняйте требования преступников, не противоречьте им, не рискуйте жизнью окружающих и своей собственной. Старайтесь не допускать истерик и паники;

– на совершение любых действий (сесть, встать, попить, сходить в туалет) спрашивайте разрешение;

– если Вы ранены, постарайтесь не двигаться, этим Вы сократите потерю крови.

Помните – Ваша цель остаться в живых. Будьте внимательны, постарайтесь запомнить приметы преступников, отличительные черты их лиц, одежду, имена, клички, возможные шрамы и татуировки, особенности речи и манеры поведения, тематику разговоров и т.д.

Помните, что получив сообщение о Вашем захвате, спецслужбы уже начали действовать и предпримут все необходимые действия по Вашему освобождению.

Во время проведения спецслужбами операции по Вашему освобождению неукоснительно соблюдайте следующие требования:

– лежите по полу лицом вниз, голову закройте руками и не двигайтесь;

– ни в коем случае не бегите навстречу сотрудникам спецслужб или от них, так как они могут принять Вас за преступника;

– если есть возможность, держитесь подальше от проемов дверей и окон.

Вы можете оказаться в ситуации, когда Вам станет известно о готовящемся или совершенном преступлении, возможно, кто-то знает о готовящемся преступлении против Вас. Как поведете Вы, так, возможно, поведут себя и другие.

При угрозе теракта:

– Всегда контролируйте ситуацию вокруг себя, особенно когда находитесь на объектах транспорта, культурно – развлекательных, спортивных и торговых центрах.

– При обнаружении забытых вещей, не трогая их, сообщите об этом водителю, сотрудникам объекта, службы безопасности, органов милиции. Не пытайтесь заглянуть внутрь подозрительного пакета, коробки, иного предмета.

– Не подбирайте бесхозных вещей, как бы привлекательно они не выглядели.

– В них могут быть закамуфлированы взрывные устройства (в банках из-под пива, сотовых телефонах и т.п.). Не пинайте на улице предметы, лежащие на земле.

– Если вдруг началась активизация сил безопасности и правоохранительных органов, не проявляйте любопытства, идите в другую сторону, но не бегом, чтобы Вас не приняли за противника.

– При взрыве или начале стрельбы немедленно падайте на землю, лучше под прикрытие (бордюр, торговую палатку, машину и т.п.). Для большей безопасности накройте голову руками.

– Случайно узнав о готовящемся теракте, немедленно сообщите об этом в правоохранительные органы.

Если вам стало известно о готовящемся или совершенном преступлении, немедленно сообщите об этом в органы ФСБ или МВД.

Источник: https://78.mchs.gov.ru/deyatelnost/propaganda/propaganda-sredi-naseleniya/polezno-znat/pravila-povedeniya-pri-terroristicheskom-akte

Уголовно-правовые меры пресечения захватов заложника

Захват заложников меры предупреждения

доцент кафедры уголовного

права ВИУ к. ю.н.,

УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ МЕРЫ ПРЕСЕЧЕНИЯ ЗАХВАТОВ ЗАЛОЖНИКА

Борьба с захватом заложников представляет собой осуществление значительного комплекса мер воздействия государственных и иных организаций, должностных лиц на причины и условия захватов заложников, захватчиков и иных членов общества с целью сдерживания и вытеснения этого преступления из жизни общества. И если указанное воздействие осуществляется с применением или использованием уголовно-правовых институтов и норм, то имеет место уголовно-правовая борьба с захватом заложников или воздействие на захват заложников уголовно-правовыми мерами.

В механизме уголовно-правовой борьбы с захватом заложников уголовно-правовые нормы и институты, содержащиеся в уголовном законодательстве, представляют собой уголовно-правовые средства борьбы с захватом заложников. В борьбе с захватом заложников необходимо применять методы профилактики захватов заложников и методы реализации уголовной ответственности лиц, совершивших захваты заложников.

Профилактику захватов заложников можно подразделить на предупреждение захватов заложников и пресечение таких захватов. В отечественном уголовном законодательстве можно выделить ряд правовых норм, чаще всего применяемых и используемых для пресечения захватов заложников – это такие институты Общей части УК РФ, как обстоятельства, исключающие преступность деяния, т. е.

имеется достаточно широкий спектр уголовно-правовых средств, реализация которых способна существенным образом влиять на преступность при захвате заложников путём пресечения противоправного посягательства, снижая уровень и тяжесть последствий захвата заложников.

Но указанные уголовно-правовые нормы на практике применяются не всегда или очень часто с опозданием, когда уже наступают неотвратимые тяжкие последствия.

Механизм уголовно-правового воздействия на захват заложника состоит из взаимодействующих элементов: уголовно-правовых норм, которые могут быть использованы для предупреждения и пресечения захватов заложников и актов реализации (в форме применения, использования, исполнения) соответствующих прав и обязанностей субъектов правоотношений, например сотрудниками правоохранительных органов[1] или гражданами права на необходимую оборону, крайнюю необходимость, задержание преступника. При этом особенностью механизма реализации уголовно-правовых средств воздействия на захват заложника является способность сотрудников правоохранительных органов или граждан мгновенно выбирать оптимальный вариант поведения, а также быстрого анализа и выбора, максимально подходящих для данной ситуации правовых средств. Умение незамедлительно оценить ситуацию потребует от указанных лиц чёткого понимания институтов Общей части уголовного права, а для сотрудников ещё и знания ведомственных нормативных актов. От выбора соответствующего обстановке варианта поведения зависит как правомерность и обоснованность правоприменительного акта, так и степень обеспечения защиты законных прав и интересов личности, общества и государства, общественной безопасности и общественного порядка. При этом ситуациям с захватом заложника присуща конкуренция охраняемых интересов, которые в той или иной мере подвергаются негативному воздействию, и в этой связи возникает необходимость выбора соответствующих норм права для принятия правильного уголовно-правового решения. Выбор таких норм обусловлен характером и стадией противоправного посягательства, физическим состоянием, профессиональной подготовкой сотрудников правоохранительных органов.

Комплексный характер уголовно-правового воздействия на захват заложника обуславливает необходимость рассмотрения вопросов реализации уголовно-правовых норм, содержащих меры пресечения данного вида преступления, и, прежде всего обстоятельств, исключающих преступность деяния.

Решение же вопросов об уголовной ответственности и наказании предполагает совместное применение норм и институтов Общей и Особенной УК РФ. Некоторые институты Общей части влияют на констатацию наличия признаков преступления. К их числу принадлежат институты необходимой обороны, крайней необходимости, причинения вреда при задержании, обоснованного риска, исполнения приказа или распоряжения.

Их применение позволяет оценить законность действий: а) лиц, которые пресекали захват заложников, или защищались от преступников; б) преступников, захвативших заложников. Своевременное и полное использование уголовно-правовых мер, содержащихся в этих нормах сотрудниками правоохранительных органов, а также гражданами, является надежным средством обеспечения защиты охраняемых законом интересов.

К уголовно-правовым мерам пресечения захвата заложника можно с уверенностью отнести пресечение преступлений путем необходимой обороны, причинения вреда при задержании лица, совершившего захват заложника, а также пресечение преступлений при крайней необходимости и обоснованном риске, исполнении приказа или распоряжения, а также привлечением к уголовной ответственности за приготовление или покушение на захват заложников, т. е. на ранних стадиях его совершения.

Следует отметить, что на практике существует проблема реализации института необходимой обороны, крайней необходимости, причинения вреда при задержании преступника, обоснованного риска, которая объясняется тем обстоятельством, что многие сотрудники правоохранительных органов, не считая уже граждан, искренне считают, что в уголовном законодательстве отсутствуют надежные правовые средства борьбы с захватом заложника, правовая защищенность как самих сотрудников, противостоящих преступникам, так и других граждан.

Существуют различные ситуации, очень часто встречающиеся в практической деятельности и связанные с реализацией уголовно-правовых норм, а значит и содержащихся в них уголовно-правовых мер.

1)  соотношение институтов необходимой обороны, крайней необходимости, обоснованного риска, причинение вреда при задержании преступника, исполнение приказа или распоряжения и правового положения сотрудников органов внутренних дел, задействованных при освобождении заложников;

2)  соотношение условий правомерности использования институтов, исключающих преступность деяния, которые относятся к захвату заложников и действий лиц, пресекающих захват или обороняющихся от захвата;

3)  возможности упреждающего применения институтов необходимой обороны, крайней необходимости, обоснованного риска, причинение вреда при задержании преступника, исполнение приказа или распоряжения при совершении вооруженного захвата заложников;

4)  влияние экстремальных условий при захвате заложников на использование норм о необходимой обороне и задержании преступника;

5)  повышение эффективности использования институтов Общей части уголовного законодательства в деятельности лиц, пресекающих захват заложников.

Сотрудники правоохранительных органов в силу служебного и должностного положения обязаны выполнять функции по охране граждан, общества, государства от преступных посягательств, в том числе при захвате заложников.

Для них пресечение захватов заложников путем необходимой обороны, причинение вреда, при задержании лица, совершившего преступление, исполнения приказа или распоряжения является их непосредственной обязанностью. Отказ от обороны в подобных случаях сам может заключать в себе состав преступления (например, должностной халатности) или дисциплинарного проступка[2].

В этой связи важное значение приобретает решение вопроса об условиях правомерности действий сотрудников правоохранительных органов при пресечении захватов заложников или их освобождении, т. к.

захват заложников является экстремальной ситуацией и сотрудникам правоохранительных органов для пресечения захвата или освобождения заложников приходится действовать жестко. В результате таких экстренных действий вероятность причинения вреда охраняемым уголовным законом интересам очень высока.

Последствия таких действий могут быть ужасающими от нанесения огромного имущественного ущерба до гибели большого количества заложников, а также самих преступников. Вспомним освобождение заложников в г. Беслане – погибло 335 заложников, 30 боевиков, 10 сотрудников силовых ведомств.

Но если бы не была проведена силовая операция по освобождению заложников, то жертв могло бы быть еще больше.

Напомним, что деяние признается преступным, если оно обладает признаками противоправности общественной опасности, виновности и наказуемости. Отсутствие хотя бы одного из этих признаков означает отсутствие преступности в деянии.

При освобождении заложников или пресечении захвата заложников, сотрудниками правоохранительных органов совершаются действия внешне схожие с преступлениями, не исключающие причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам личности, общества и государства. Но при таких обстоятельствах, деяние, совершенное сотрудниками правоохранительных органов, а также любыми другими лицами, в том числе самими заложниками, может быть лишено сразу всех 4-х признаков преступления и не является преступлением.

В главе 8 УК РФ предусмотрены эти обстоятельства, исключающие преступность деяния.

При этом чаще всего при пресечении захватов заложников, освобождении заложников и нейтрализации преступников, применяются уголовно-правовые меры, предусмотренные ст.37 «Необходимая оборона», ст.

38 «Причинение вреда при задержании лица, совершившего захват заложников»; ст.39 «Крайняя необходимость» и ст.41 «Обоснованный риск» и ст.42 «Исполнение приказа или распоряжения».

Из сказанного следует, что деяния, совершенные при этих обстоятельствах, не содержат в себе состава преступления, в связи с этим отсутствует основание уголовной ответственности лиц, совершивших эти деяния при пресечении захватов заложников и освобождении заложников.

По этому поводу верно подмечено , что «при уяснении юридической природы обстоятельств, исключающих преступность деяния, исходная позиция заключается в том, что поведение, совершенное при наличии любого из этих обстоятельств, является правомерным»[3].

Социальная природа вышеперечисленных обстоятельств такова, что соответствующее деяние является общественно полезным.

Причинение вреда сотрудниками правоохранительных органов при пресечении захватов заложников или их освобождении бывает неизмеримо меньше полезных последствий для интересов личности, общества и государства.

Уголовный закон, формулирующий обстоятельства, исключающие преступность деяния, основан на конституционных правах и свободах человека и гражданина: право на жизнь, на достоинство личности, на свободу и личную неприкосновенность и др.

Далее, необходимо различать захват заложника как общеуголовное преступление и захват заложника как преступление террористического характера, характеризующийся большей степенью общественной опасности.

По Европейской Конвенции по борьбе с терроризмом, принятой в 1977 году, к террористическим актам относятся: акты насилия на воздушном транспорте; преступления, совершенные с использованием взрывчатых веществ, бомб, огнестрельного оружия; захваты заложников[4].

В ст.

22 Федерального закона Российской Федерации №35-ФЗ от 6 марта 2006 года «О противодействии терроризму»[5] указывается, что «лишение жизни лица, совершающего террористический акт, а также причинение вреда здоровью или имуществу такого лица либо иным охраняемым законом интересам личности, общества или государства при пресечении террористического акта либо осуществление иных мероприятий по борьбе с террористическими действиями, предписываемыми или разрешенными законодательством Российской Федерации, являются правомерными». Так, например, Ст. 15 Закона РФ «О милиции»[6] закрепляет положения, когда применение оружия считается правомерным[7], здесь же согласно ст. 24 на деятельность сотрудника милиции распространяются положения главы 8 Уголовного кодекса РФ[8].

Осуществление сотрудниками правоохранительных органов общественно полезных профессиональных функций, осуществление гражданами своих конституционных прав и свобод, прямо не предусмотрены законом в качестве обстоятельств, исключающих преступность деяния, но они не могут не иметь уголовно-правого значения в случаях, когда речь идёт о решении вопроса об основаниях уголовной ответственности либо освобождении от неё. Так как эти обстоятельства не указаны в уголовном законе, правоприменитель не прямо ссылается на них, а анализируя их содержание, приходит к выводу об отсутствии вины в действиях субъекта, а следовательно и на отсутствие преступления.

Таким образом, в процессе пресечения захватов заложников и их освобождении сотрудники правоохранительных органов могут руководствоваться нормами о необходимой обороне, причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление, крайней необходимости, обоснованного риска, исполнение приказа или распоряжения.

При этом верно подмечено , что «… захват заложников как основание применения обстоятельств, исключающих преступность деяния, может рассматриваться как общественно опасное посягательство (при применении ст. ст.37, 38 УК); как источник грозящей опасности (при применении ст.

39 УК) и как основание применения нормы об обоснованном риске (ст.41 УК)»[9].

[1] МВД, ФСБ, УФСИН РФ и др.

[2] , Ревин оборона и задержание преступника. Академия МВД СССР. – М., 1987. С.6.

[3] Баулин -правовые проблемы учения об обстоятельствах, исключающих преступность (общественную опасность и противоправность) деяния: автореф. дисс. д. ю.н. – Харьков, 1991. – С. 25.

[4] Европейская Конвенция о пресечении терроризма. Подписана в Страсбурге 27 января 1977года // Собрание законодательства РФ№3. – Ст. 202.

[5] См.: Собрание законодательства РФ. – 2006. – №11. – Ст.1146.

[6] См.: , , Черников к Закону РФ «О милиции». – 5 изд. – М.: Проспект, 2006. С.295-313.

[7] Следует напомнить, что в УК РСФСР 1960 года были предусмотрены только два вида обстоятельств, исключающих преступность деяния: необходимая оборона и крайняя необходимость.

Однако в УК РФ 1996 года были включены четыре новых обстоятельства, исключающих преступность деяния: причинение вреда при удержании лица, совершившего преступление; обоснованный риск, исполнение приказа, физическое или психическое принуждение.

Из этих обстоятельств, при пресечении захватов заложников и их освобождении только физическое и психическое принуждение практически никак не используется, а все остальные находят своё практическое воплощение.

[8] См.: , , Черников к Закону РФ «О милиции». – С.360-366.

[9] Гафурова крайней необходимости и иных обстоятельств, исключающих преступность деяния, при освобождении заложников: дисс. к. ю.н. – Москва: Академия управления МВД России, 2006. – С.37.

Источник: https://pandia.ru/text/78/365/1919.php

Терроризм: меры по предупреждению

Захват заложников меры предупреждения

В последние годы терроризм стал особенно изощренным, кровавым и безжалостным: это взрывы в публичных местах, поездах, на вокзалах, захват государственных учреждений, посольств, самолетов.

Возникают новые невиданные прежде направления терроризма: ядерный, биологический, экологический и информационный. Все они носят явные черты политического терроризма.

Сегодня Россия входит в первую десятку стран с самым высоким уровнем террористической угрозы.

В качестве субъектов терроризма могут выступать: государство, его специальные службы, международные или национальные террористические центры и организации, политические течения и партии экстремистского толка, группы граждан и даже отдельные лица, стремящиеся достичь своих целей. В настоящее время произошла трансформация тактики терроризма.

Раньше он существовал в основном в форме единичных покушений на руководителей государств, правительств и высокопоставленных чиновников. Сейчас ситуация кардинально изменилась.

Современный терроризм – это уже не разрозненные индивидуальные действия, а серии разнообразных террористических акций, направленных против широкого круга лиц и объектов, тщательно подготовленные и осуществляемые квалифицированными кадрами и хорошо организованными группировками.

При этом наблюдается резкий количественный рост террористических актов с многочисленными жертвами и значительными материальными потерями, а также объединение усилий отдельных экстремистских формирований и криминальных структур на международном уровне для достижения своих политических целей.

Усовершенствовалась структура террористических группировок и усилилась конспиративность их деятельности.

Террористы стали во многих случаях действовать малочисленными подразделениями, ужесточили проверку новых членов.

В рамках террористических организаций практикуется специализация подразделений по их предназначению: финансирование, разведка и контрразведка, поставка оружия и спецсредств, исполнение террористических актов.

Современный терроризм, опирающийся на достижения научно-технической революции, вырос до масштабов, угрожающих мировому сообществу в целом, в связи с чем задача борьбы с ним превратилась в межнациональную проблему.

Терроризм – это насилие или угроза его применения в отношении физических лиц или организаций, а также уничтожение (повреждение) или угроза уничтожения (повреждения) имущества и других материальных объектов, создающие опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, осуществляемые в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения, или оказания воздействия на принятие органами власти решений, выгодных террористам, или удовлетворения их неправомерных имущественных и (или) иных интересов; посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность; нападение на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующихся международной защитой, а равно на служебные помещения либо транспортные средства лиц, пользующихся международной защитой, если это деяние совершено в целях провокации войны или осложнения международных отношений.

Террористическая деятельность включает в себя:

1) организацию, планирование, подготовку и реализацию террористической акции;

2) подстрекательство к террористической акции, насилию над физическими лицами или организациями, уничтожению материальных объектов в террористических целях;

3) организацию незаконного вооружённого формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для совершения террористической акции, а равно участие в такой акции;

4) вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;

5) финансирование заведомо террористической организации или террористической группы или иное содействие им.

Террористическая акция – это непосредственное совершение преступления террористического характера в форме взрыва, поджога, применения или угрозы применения ядерных взрывных устройств, радиоактивных, химических, биологических, взрывчатых, токсических, отравляющих, сильнодействующих, ядовитых веществ; уничтожения, повреждения или захвата транспортных средств или других объектов; посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля, пред-ставителя национальных, этнических, религиозных или иных групп населения; захвата заложников, похищения человека; создания опасности причинения вреда жизни, здоровью или имуществу неопределённого круга лиц путём создания условий для аварий и катастроф техногенного характера либо реальной угрозы создания такой опасности; распространения угроз в любой форме и любыми средствами; иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий; преступления террористического характера — преступления, предусмотренные статьями 205-208, 277 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации. Акты террора, сеющие среди населения страх, неуверенность в завтрашнем дне, безынициативность, подавленность и т.п. должны, по замыслу их организаторов, вынуждать органы власти или отдельных руководителей выполнять определённые требования террористов. В большей части это политические, реже – экономические требования.

Основные цели террористических акций: дестабилизация государственной власти; вымогательство; нанесение экономического ущерба; устранение соперников; религиозный фанатизм.

Борьба с терроризмом в Российской Федерации основывается на следующих принципах:

1) законность;

2) приоритет мер предупреждения Терроризма;

3) неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности;

4) сочетание гласных и негласных методов борьбы с терроризмом;

5) комплексное использование профилактических, правовых, политических, социально-экономических, пропагандистских мер;

6) приоритет защиты прав лиц, подвергающихся опасности в результате террористической акции;

7) минимальные уступки террористу;

8) единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций;

9) минимальная огласка технических приёмов и тактики проведения контртеррористических операций, а также состава участников указанных операций.

Борьба с терроризмом в Российской Федерации осуществляется в целях:

1) защиты личности, общества и государства от терроризма;

2) предупреждения, выявления, пресечения террористической деятельности и минимизации её последствий;

3) выявления и устранения причин и условий, способствующих осуществлению террористической деятельности.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные объединения и организации независимо от форм собственности, должностные лица должны оказывать содействие органам, осуществляющим борьбу с терроризмом.

Сообщение граждан правоохранительным органам о ставших известными им сведениях о террористической деятельности и о любых других обстоятельствах, информация о которых может способствовать предупреждению, выявлению и пресечению террористической деятельности, а также минимизации её последствий, является гражданским долгом каждого.

КОМПЕНСАЦИОННЫЕ ВЫПЛАТЫ ГРАЖДАНАМ, КОТОРЫМ БЫЛ ПРИЧИНЕН УЩЕРБ В РЕЗУЛЬТАТЕ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО АКТА И ЛИЦАМ, УЧАСТВУЮЩИМ В БОРЬБЕ С ТЕРРОРИЗМОМ

Источник: https://www.mibs-vlz.ru/pravovoy-ugolok/terrorizm-meri-po-preduprezhdeniiu

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.