Жалоба на незаконное административное задержание

Содержание

КС: Административное задержание должно обосновываться

Жалоба на незаконное административное задержание
Проект Комитета гражданских инициатив «Открытая полиция» продолжает серию публикаций на сайте «АГ», посвященных судебным актам, связанным с деятельностью правоохранительных органов в России и призванным защитить права граждан при взаимодействии с полицией.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 16 июня 2009 г.

№ 9-П рассмотрел вопрос о соответствии сразу нескольких положений закона Конституции РФ.

Предметом рассмотрения стали нормы, регулирующие применение одной из мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении – административного задержания, а также последующее возмещение вреда, в том числе морального, причиненного незаконными действиями органов публичной власти и их должностными лицами.

КС РФ разъяснил, что задержание не может применяться автоматически при наличии оснований полагать, что гражданин совершил правонарушение, а вред в случае незаконного задержания подлежит взысканию независимо от вины органов власти и должностных лиц.

Кодекс РФ об административных правонарушениях предполагает различные меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (ст. 27.

1), среди которых одной из наиболее посягающих на права и свободы человека является административное задержание – кратковременное ограничение свободы, максимальный срок которого составляет 48 часов (ст. 27.3, ч. 3 ст. 27.5).

Вместе с тем даже незначительное по времени ограничение свободы является вмешательством в свободу и личную неприкосновенность, охраняемые положениями Конституции РФ (ст. 22). Этому корреспондирует и ст. 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее – Европейская Конвенция).

В первую очередь КС РФ рассмотрел вопрос о возможных ограничениях упомянутого конституционного права – учитывая его исключительную ценность. Суд обратил внимание на то, что оно может быть ограничено лишь при соблюдении общеправовых принципов и на основе конституционных критериев необходимости, разумности и соразмерности, дабы не допустить утраты самого существа данного права.

Признавая необходимость повышенного уровня защиты прав и свобод граждан в сфере правоотношений, связанных с публичной, в том числе административной, ответственностью, КС РФ вновь подчеркнул, что законодательные механизмы, действующие в этой сфере, должны соответствовать вытекающим из Конституции РФ и общих принципов права критериям справедливости, соразмерности и правовой безопасности, с тем чтобы гарантировать эффективную защиту прав и свобод человека.

Для начала Суд обратил внимание на автономность значения термина «лишение свободы» в его конституционно-правовом смысле и признал, что административное задержание представляет собой, по сути, лишение свободы, хотя и носящее кратковременный характер.

Опираясь на прецедентную практику Европейского Суда по правам человека, КС РФ пришел к выводу, что законность применения задержания должна оцениваться не только с точки зрения соблюдения формальных правил, но и с учетом целей применения этой меры. Он признал, что любые меры, если они фактически влекут лишение свободы, должны отвечать критериям правомерности именно в контексте ст. 22 Конституции РФ и ст. 5 Европейской Конвенции.

Во-первых, любое административное задержание должно отвечать требованию законности, в частности, быть обусловлено как минимум одной из следующих целей: (1) производиться с тем, чтобы задержанное лицо предстало перед компетентным органом по обоснованному подозрению в совершении правонарушения, либо в связи с (2) необходимостью предотвратить совершение задерживаемым лицом правонарушения или (3) помешать ему скрыться после его совершения.

Во-вторых, лишение свободы должно быть необходимым, а именно применяться исключительно с целью защиты конституционных интересов, быть способным обеспечить социально необходимый результат. Полиция не может ограничиться одним лишь упоминанием легитимной цели задержания в протоколе об административном задержании.

В-третьих, задержание должно быть соразмерным (пропорциональным) преследуемым законным (формальным) целям – задача судов общей юрисдикции проверять, было ли задержание единственной разумной мерой в конкретных обстоятельствах и не имелось ли альтернативных средств, позволяющих достичь того же результата, но с меньшей степенью вмешательства в права гражданина.

Для оценки законности задержания судам надлежит выяснять, располагает ли должностное лицо, осуществляющее задержание, фактами и сведениями, достаточными для объективно обоснованного подозрения в том, что задерживаемый мог совершить соответствующее правонарушение. КС РФ особо акцентировал внимание на том, что задержание во всяком случае не может быть признано обоснованным, если вменяемые задержанному действия в момент их совершения не могли расцениваться как правонарушение.

Иными словами, ошибочно полагать, что сотрудники полиции могут автоматически задерживать граждан и держать их взаперти несколько часов, даже если они совершили правонарушение.

Справедливо и обратное – само по себе то обстоятельство, что задержанный впоследствии не был привлечен к административной ответственности или вовсе не предстал перед судом, не обязательно означает, что его задержание было незаконным, поскольку, как пояснил КС РФ, «целью задержания является создание условий для проведения производства по делу об административном правонарушении, с тем чтобы были проверены факты, подтверждены или устранены конкретные подозрения, обосновывающие задержание, подготовлены необходимые документы для передачи дела на рассмотрение суда».

Срок применения административного задержания также не может быть произвольным, и, хотя Основной закон позволяет лишать свободы без вынесения судебного решения в течение 48 часов, правоохранители обязаны каждый раз объяснять, почему длительность конкретного административного задержания была именно такой, а не иной.

Что же касается доставления в полицейский участок – требования к этой процедуре абсолютно аналогичны. Так, закон позволяет доставлять гражданина для составления протокола об административном правонарушении только лишь при невозможности его составления на месте (ст. 27.2 КоАП РФ).

Это означает, что полицейские должны объяснить, какие конкретно обстоятельства помешали составлению процессуального документа без поездки в отдел. Это объяснение должно быть адекватным образом мотивировано – к примеру, отсутствием у сотрудника «бланка» протокола вряд ли можно аргументировать правомерность доставления.

Для иллюстрации – в подавляющем большинстве случаев сотрудники ДПС ГИБДД не везут автолюбителей в участок, так почему же патрульно-постовая служба часто поступает иначе?

Особого внимания заслуживает правовая позиция КС РФ относительно возможности обжалования принудительной меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении – Суд указал, что прекращение производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием события или состава административного правонарушения, а также по каким-либо иным основаниям не может служить препятствием для этого. Таким образом, гражданин, чье дело прекратили в связи с истечением срока давности привлечения к ответственности, тем не менее вправе отдельно потребовать признать незаконным, к примеру, доставление в отдел полиции.

  Крайне важен и вывод КС РФ о компенсаторном механизме в случае незаконного административного задержания.

 Суд отметил прямое указание закона на то, что возмещение вреда в случае незаконного применения наказания в виде административного ареста производится независимо от вины органов государственной власти и их должностных лиц (ст. 1070 и 1100 ГК РФ), то есть с исключением из общего правила.

Однако тот факт, что административное задержание не является арестом как мерой административного наказания, еще не означает, что в случае незаконного задержания должен применяться иной механизм компенсации вреда, нежели при незаконном аресте.

Так, задержание связано с принудительным пребыванием гражданина в ограниченном пространстве, временной изоляцией от общества, прекращением выполнения служебных обязанностей, с невозможностью свободного передвижения и общения с другими лицами, поэтому представляет собой лишение свободы в смысле ст. 22 Конституции РФ и ст.

5 § 1 (с) Европейской Конвенции. Следовательно, учитывая природу ограничений и последствий, не существует каких-либо причин, которые могли бы оправдать применение различающихся компенсаторных механизмов в случае административного задержания и административного ареста.

Иное не соответствовало бы ни Конституции РФ, ни Европейской Конвенции.

Таким образом, нормы п. 1 ст. 1070 и абз. 3 ст. 1100 ГК РФ не могут рассматриваться как исключающие возможность возмещения гражданину имущественного ущерба и компенсации морального вреда независимо от вины должностных лиц, являющихся причинителями вреда, в случае признания административного задержания на срок не более 48 часов незаконным, – резюмировал КС РФ.

Наконец, КС РФ разъяснил, что отказ от административного преследования в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности не может препятствовать реализации права на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями должностных лиц, совершенными при производстве по делу об административном правонарушении. По мнению Суда, в случае прекращения дела об административном правонарушении гражданин вправе инициировать гражданский спор и при причинении ему вреда получить соответствующую компенсацию.

Источник: https://www.advgazeta.ru/mneniya/ks-administrativnoe-zaderzhanie-dolzhno-obosnovyvatsya/

Порядок административного задержания: помощь адвоката

Жалоба на незаконное административное задержание

   Административное задержание РФ требует разъяснения и помощи нашего адвоката по административным делам.

ВНИМАНИЕ: при совершении административного правонарушения влекущего задержание звоните нашему адвокату.

Основания административного задержания

   Такое действие, как задержание может быть спровоцировано соответственными, действиями со стороны гражданина, которые рассматриваются как незаконные, такая мера может также подразумеваться ходом производства по делам об административных правонарушениях по тому, или иному делу.

   Простыми словами нахулиганил – отвечай. Но бывают случаи гораздо серьезнее хулиганства. Так или иначе, а каждому человеку важно помнить, что подобные действия со стороны, охраняющих порядок, органов, а именно такие как задержание, досмотр, всевозможные изъятия вещей и т. д. допускается лишь в случае существования должных на то причин, которые прописаны в законе:

  • необходимость остановить внеправовое поведение гражданина;
  • неэффективность в конкретном случае иных способов воздействия;
  • необходимость определения личных данных правонарушающей особы;
  • невозможность составить протокол об административном задержании непосредственно на месте где были осуществлено противозаконное действие (в том случае если данный документ обязателен);
  • наличие соответствующего постановления, подразумевающего административное задержание лица.

Порядок административного задержания

   Важно заметить, что производить административное задержание могут только специальные органы и особы, наделенные соответствующими полномочиями – ОВД, пограничная стража, военизированная охрана и если не произошло истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.

   Во время разбирательства в действиях гражданина, может произойти не только процедура подробного досмотра гражданина и его вещей, но возможно также и административное задержание транспортного средства.

Все зависит от того, что именно совершил гражданин, и каким образом, если возникли подозрения о том, что транспортное средство было непосредственной частью злодеяния, оно будет так же задержано.

Важно помнить, что досматривать нарушителя может только сотрудник, одного пола с нарушителем, и исключительно в присутствии посторонних, незаинтересованных граждан.

   Составляется протокол административного задержания: в данной форме указываются дата и время, место, где были произведены, правонарушающие действия, кем составлялась документация, необходимые данные правонарушителя, причины по которым гражданина привлекают к ответственности.

Срок административного задержания

   Сколько же придется провести времени «за решеткой»? В отдельных случаях срок административного задержания, время, на которое нарушитель будет, так сказать, лишен свободы, может составить и трое суток.

Но, только в случае, когда, к примеру, имел место факт незаконного распространения чего либо, или же было осуществлено несанкционированное пересечение границы, а так же при необходимости установления дополнительных сведений и подробностей нарушения, личности гражданина и т. д.

   Но во всех стандартных случаях (мелкое хулиганство, неподчинение законным распоряжениям госслужащих и т. д.) продолжительность задержания составляет трехчасовой интервал. Отсчет времени начинается с момента, когда нарушитель был представлен органам для составления соответствующей документации — протокола задержания по административному правонарушению.

ВНИМАНИЕ: если имеет место незаконное административное задержание и последующее несправедливое решение суда, то жалоба на постановление по административному делу поможет отстоять Ваши права

Обжалование незаконного административного задержания

   В случае принятия решения об обжаловании незаконного административного задержания следует руководствоваться нижеприведенной инструкцией:

  • Получить копию протокола об административном задержании. Протокол об административном задержании является основным документом, обосновывающим задержание гражданина. Должностные лица обязаны вручить его копию гражданину, но не редки случаи, когда этого не происходит, в связи с чем, требуется напомнить должностным лицам об этой обязанности.
  • Изучить имеющиеся документы.В зависимости от нарушения, в связи с которым гражданин был задержан, пакет документом для подачи жалобы может быть обширен. Это могут быть и письменные свидетельские показания, записи с камер видеонаблюдения, фотоматериалы и иные сведения, подтверждающие необоснованность задержания. Важно особое внимание обратить на протокол административного задержания. В нем должны содержаться следующие сведения:
  1. дата и место его составления;
  2. должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;
  3. сведения о задержанном лице;
  4. время, место и мотивы задержания;
  5. подпись должностного лица и задержанного.

    Отсутствие перечисленных сведений будет свидетельствовать об отсутствии легитимности при самой процедуре задержания. Изучая документы, следует принять окончательное решение о подаче жалобы. В зависимости от имеющегося материала должно сформироваться представление об итоге процедуры обжалования.

  • Составление жалобы. Жалоба составляется в простой письменной форме. Среди основных требований к ее содержанию следующие:
  1. наименование органа, в который она подается;
  2. сведения о задержанном лице;
  3. доводы лица, подавшего жалобу, предложения о решении вопроса;
  4. приложение всех документов в копиях;
  5. подпись лица, подавшего жалобу и указание даты подачи.
  • Подача жалобы. Жалоба на незаконное административное задержание подается в вышестоящий орган должностного лица, принявшего решение о задержании, или вышестоящему должностному лицу. Она может быть подана, минуя органы исполнительной власти, в мировой суд. Не следует затягивать с подачей жалобы, желательно направить ее до рассмотрения дела об административном правонарушении. В случае, если дело рассматривает орган или должностное лицо, то оно будет рассмотрено в течение пятнадцати дней с момента получения всех материалов дела, если суд – в течение двух месяцев.
  • Рассмотрение и принятие решения по жалобе. По результатам рассмотрения жалобы может быть принято решение об отсутствии нарушений при административном задержании или о наличии таковых. При выявлении нарушений административное задержание признается незаконным, задержанный восстанавливается в правах (возникает право на компенсацию морального вреда и возмещение понесенных убытков), должностные лица привлекаются к дисциплинарной ответственности.

Адвокат по административному задержанию в Екатеринбурге

   Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации не предусматривает специальный порядок обжалования административного задержания, но право на обжалование является важной гарантией законности. Конституцией РФ закреплены права и свободы человека как высшая ценность (ст.

2), которые признаются и гарантируются в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права (ч. 1 ст. 17), поэтому, в случае незаконного административного задержания, его необходимо обжаловать.

Результатом положительного решения по обжалованию действий должностных лиц станет восстановление нарушенного права задержанного, а властные структуры обяжет в дальнейшем действовать в рамках закона.

   При неуверенности в положительном исходе подаваемой жалобы, возможно, следует обратиться за юридической помощью адвоката. Адвокат объективно оценит ситуацию и сделает вывод о перспективах обжалования, а также поможет в иных вопросах административного обжалования.

Читайте еще о помощи нашего административного адвоката:

Все про рассмотрение надзорная жалобы по административному делу по ссылке

© адвокат, управляющий партнер АБ “Кацайлиди и партнеры” А.В. Кацайлиди

Оставьте заявку на бесплатную консультацию юриста прямо сейчас

Записаться на БЕСПЛАТНУЮ консультацию юриста

Источник: https://katsaylidi.ru/article/administrativnoe-zaderzhanie

Образец жалобы на незаконное задержание

Жалоба на незаконное административное задержание

В __________________ районный суд

города __________________________

в защиту подозреваемой

Ж. ___________________

 (ордер адвоката в деле)

ЖАЛОБА

(в порядке ст. 125 УПК РФ)

на незаконное задержание

В производстве следователя ___________________ Н. находится уголовное дело по обвинению Ж.___________ в совершении преступления, предусмотренного п. «б», ч.3, ст.291.1 УК РФ (копия постановления о возбуждении уголовного дела от «____» ______ 20__ г. прилагается).

В настоящее время, защита Ж._______. осуществляется мной, адвокатом Ю. (реестровый № __/____ в реестре адвокатов г.________) на основании соглашения и ордера № ____ от _________, выданного коллегией адвокатов _________ г. _________ (копия ордера на осуществление защиты обвиняемой Ж._________ прилагается).

«____» _______ 20___ г., в рамках вышеуказанного уголовного дела обвиняемая Ж._______ была задержана в порядке ст.ст.91,92 УПК РФ, о чем следователем составлен протокол задержания подозреваемого от «___» ______ 20__ г. (копия протокола задержания Ж.________ прилагается).

Полагаю, что задержание обвиняемой Ж.____________ является незаконным и необоснованным по следующим основаниям:

В протоколе задержания, в качестве основания и мотивов задержания Ж._______, следователем сделана ссылка на ч.ч.1-2 ст. 91 УПК РФ.

При этом, в обжалуемом протоколе отсутствуют сведения о разъяснении следователем положений вышеуказанных норм уголовно-процессуального закона.

Поскольку, обвиняемой Ж.__________ не были разъяснены положения указанных правовых норм, это лишило ее возможности понимать, по каким именно основаниям и мотивам следователем принято решение о ее задержании. Данное обстоятельство не позволило обвиняемой Ж.________ в полной мере изложить свои доводы и возражения в отношении такого процессуального решения следователя.

Таким образом, следователем было незаконно и существенно ограничено право Ж._________ на защиту.

Кроме того, ссылки следователя  на положения ч.1, ст.91 УПК РФ в качестве основания для задержания Ж.________ неправомерны, поскольку:

В силу положений ч.1, ст.91 УПК РФ следователь вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, при наличии одного из следующих оснований:

  • когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения,
  • когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление,
  • когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

Однако, ни одно из вышеперечисленных условий не имело места.

Во-первых, из постановления о возбуждении уголовного дела от «__» __20_ г. следует, что Ж.________ не задерживалась в момент совершения инкриминируемого ей деяния, т.е. не была застигнута при совершении преступления или непосредственно после его совершения.

Во-вторых, не имеется указаний потерпевших или очевидцев на Ж.________, как на лицо, совершившее преступление.

Из буквального толкования данной нормы закона следует, что под указаниями потерпевшего (его представителя) или очевидцев имеются в виду их объяснения, в которых они указывают на конкретное лицо, как совершившее преступление.

При этом они должны наблюдать совершение преступления непосредственно.

Какие-либо предположения, догадки, сведения, полученные из иных источников (в том числе, полученные в ходе ОРМ), не относятся к фактическим данным, образующим данное основание.

На момент задержания Ж.________ в порядке ст.ст.91, 92 УПК РФ, по данному уголовному делу не проводилось ее опознание в порядке ст. 193 УПК РФ.

В-третьих, с момента возбуждения уголовного дела в отношении Ж.______ («___» _____ 20___ г) до настоящего времени с ней не проводились какие-либо следственные действия по обнаружению следов преступления на теле Ж._________, ее одежде, а также в ее жилище.

При этом, «____» _______ 20___ года, в жилище Ж._______ по адресу: город ________, ул. _________, д.__, кв.____ был проведен обыск. Однако, это происходило в рамках другого уголовного дела. Обыск результатов не дал.

Кроме того, считаю, что при задержании Ж._________ и оформления соответствующего протокола задержания следователем нарушены положения ч.2, ст.91 УПК РФ.

Так, данной уголовно-процессуальной нормой установлено, что «при наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу».

Все вышеперечисленные обстоятельства на момент фактического задержания Ж.___________ отсутствовали.

На момент оформления протокола задержания Ж._________ у следствия не было оснований подтверждающих, что Ж.__________ пыталась скрыться.

Наоборот, следствие обладало информацией о том, что Ж.________ скрываться не намерена, имеет постоянное место жительства и выполняет все требования следователя.

Так, «____» _______ 20____ года Ж.________ самостоятельно явилась в следственный орган, поскольку накануне следователь Н.

________, в производстве которого находится указанное уголовное дело,  не направляя каких-либо повесток в адрес Ж._________, позвонил ее защитнику и попросил сообщить  Ж.

_________ о необходимости явиться к следователю (по адресу: г. ______, ул.________ д. ___) для участия в следственных действиях.

При этом, следователь сообщил о своем намерении задержать Ж._________ в порядке ст. 91 УПК РФ. Однако, зная об этом предупреждении, Ж.__________ добровольно явилась в следственный орган.

В период с «___» _____ 20___ года по настоящее время, Ж.________ неоднократно добровольно  являлась в следственный орган, при том, что следствием в ее адрес не было направлено ни одной повестки. Вызовы осуществлялись по телефону через адвоката.

С «____» ______ 20___ года по «____» _______ 20____ года, Ж._______ была дважды допрошена («___»______20____г. и «___» ______ 20___ г) в качестве свидетеля, хотя в реальности на тот момент она уже являлась заподозренным лицом.

«___»_____ 20___ г. она допрошена в качестве подозреваемой.

При этом, в ходе допроса в качестве подозреваемой, Ж._______ письменно заявила о том, что не намерена скрываться от следствия.

Вышеуказанное заявления Ж.__________ не было опровергнуто следствием.

Также, Ж.___________ добровольно заявила письменное ходатайство о передаче ею своего заграничного паспорта в следственный орган для хранения на период расследования вышеуказанного уголовного дела (при этом, следователем Н.__________  был принят заграничный паспорт Ж._________ и в настоящее время он хранится при уголовном деле).

Также, Ж.__________ предоставила в следственный орган копии документов, подтверждающих совместное с ней проживание ее несовершеннолетних детей (20__ г.р. и 20__ г.р.), а также медицинские документы, подтверждающие наличие ряда тяжелых заболеваний у ее детей, требующих постоянного присутствия Ж.______ рядом с ними.

У следствия не имеется сомнений в личности Ж.________, поскольку она установлена в ходе расследования уголовного дела. По запросам следователя получены положительные характеристики. Положительные характеристики на Ж.________ также предоставлены адвокатом.

Следствию известно, что Ж._______ не относится к лицам, не имеющим постоянного места жительства, поскольку она постоянно зарегистрирована по адресу: город_______, ул.__________, д._____, кв.______, где постоянно проживает совместно с членами ее семьи: супругом и двумя несовершеннолетними детьми (копия Выписки из домовой книги №_______ от «___» _____ 20___ г. прилагается).

Также следует отметить, что на момент фактического задержания Ж.________, следователем не направлялось в суд согласованное с руководителем следственного органа ходатайство об избрании в отношении неё меры пресечения в виде заключения под стражу.

Таким образом, основания,  предусмотренные ч.ч.1-2, ст.91 УПК РФ для задержания Ж._________ на момент ей задержания отсутствовали.

Кроме того, при оформлении протокола задержания Ж.________ следователем были допущены нарушения положений ч.2, ст.92 УПК РФ.

Так, в нарушение вышеуказанной уголовно-процессуальной нормы, следователем неверно указано время фактического задержания Ж._________, якобы – 17 часов 45 минут «____» _______ 20___ года, в то время, как фактическое задержание Ж.

_________ было осуществлено следователем Н._______ с 12 часов 15 минут «_____» ________ 20__ года, то есть, на 5 часов раньше указанного в протоколе времени. По этому поводу в протоколе задержания имеются рукописные замечания адвоката.

В силу положений п.11, ст.5 УПК РФ, задержание подозреваемого – это  мера процессуального принуждения, применяемая следователем на срок не более 48 ч с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления.

При этом, п.15, ст.5 УПК РФ определяет момент фактического задержания, как «момент производимого в порядке, установленном УПК РФ, фактического лишения свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении преступления».

Именно с 12 час. 15 минут «____» ________ 20___ г. Ж._______, находясь в помещении кабинета №____ в здании следственного органа (по адресу: г._______, ул.________, д._____) была лишена следователем Н.______  возможности свободно, по своему усмотрению, передвигаться.

С указанного времени следователем, наделенным властными процессуальными полномочиями проводить оформление задержания подозреваемого, осуществлялись следственные и иные процессуальные действия в отношении Ж._________.

Кроме того, в нарушение требований ч.2, ст.92 УПК РФ, в протоколе задержания Ж.________ от «___» _______ 20___ г. следователем не приведены мотивы и другие обстоятельства ее задержания, что нарушило конституционные права Ж.________, предусмотренные ст.22 Конституции РФ, а также Положений Статьи 5 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Таким образом, никаких законных оснований для задержания Ж._____ и её содержания в ИВС в течение 48 часов не имелось, поскольку такие основания не зафиксированы следователем в протоколе задержания Ж.__________.

В силу предписаний ч.1, ст.92 УПК РФ, протокол задержания должен быть составлен не позднее 3 часов с момента фактического задержания подозреваемого.

В то же время, протокол задержания Ж._______ от «___» _____ 20___ г. был составлен по истечении допустимого по закону времени, так как фактически задержание Ж,______ осуществлено следователем в 12 час. 15 мин. «___» _______ 20____ г, а в 17 час. 45 мин. «____» _______ 20__ г составлен протокол  ее задержания без указания времени фактического нахождения Ж._______ в кабинете следователя.

В соответствии с ч.4, ст.7 УПК РФ постановления следователя должны быть законными, обоснованными и мотивированными.

При отсутствии указаний на реальные и наличествующие мотивы задержания, а также без учета данных о личности задерживаемого лица, в нарушение ч.4, ст.7 УПК РФ, задержание Ж.________ является незаконным и необоснованным.

Принимая во внимание, что при задержании лица, его право на свободу и личную неприкосновенность ограничено и способно причинить ущерб конституционным правам и свободам участника уголовного производства, действия следователя при задержании Ж.________ подлежат судебному обжалованию в соответствии со ст.125 УПК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 5, 7, 91, 92, 125 УПК РФ, —

ПРОШУ:

Признать незаконными действия следователя Н._______ по задержанию Ж.________ «___» _____ ______ г.р., в порядке ст. ст. 91, 92 УПК РФ, согласно протокола задержания Ж._____ от «____ _____ 20___ г., оформленного следователем Н.______ по уголовному делу № ____________.

Обязать следователя устранить допущенные нарушения закона.

Уведомить меня о месте, дате и времени рассмотрения жалобы по телефону.

Приложение:

  1. Копия протокола задержания подозреваемого от «___» ___ 20___ г.
  2. Копия Постановления о возбуждении уголовного дела от «___» _____ 20__ г.
  3. Копия Протокола допроса Ж._______ в качестве подозреваемой от «___» ___ 20__ г;
  4. Копия Выписки из домовой книги №7647270 от 14.08.2018г.
  5. Копия свидетельства о рождении несовершеннолетнего ребенка Ж. ____., 2010 г.р.
  6. Копия свидетельства о рождении несовершеннолетнего ребенка Ж. ____., 2012 г.р.
  7. Копия ордера защитника Ю. № _____ от «___» ______ 20___г. (оригинал в деле).

Защитник: _____________________________  /адвокат _________________/

«_____» ____________ 20_____ года

С уважением, адвокат Захар Лебедев, партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры».

Остались вопросы к адвокату?
Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71  (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!

Источник: https://pravo163.ru/obrazec-zhaloby-na-nezakonnoe-zaderzhanie/

Что делать и как действовать, если незаконно задержали правоохранительные органы

Жалоба на незаконное административное задержание

Правоохранителям законодательство Российской Федерации дает право производить задержание определенных лиц при определенных обстоятельствах.

Основания для ограничения свободы перечислены в статье 91 Уголовно-процессуального кодекса (УПК), а также в статье 14 ФЗ-3 от 07.02.11.

Незаконное задержание сотрудниками полиции — это отступление от процедурных норм. Таковой акт может быть обжалован, а исполнители наказаны.

Однако нарушение законодательных норм гражданину следует доказать. А во время проведения задержания действовать в рамках правового поля с тем, чтобы не быть обвиненным в иных проступках. Разберем, что делать и как бороться с произволом правоохранителей.

Скачать для просмотра и печати:

Статья 91 Уголовно-процессуального кодекса РФ «Основания задержания подозреваемого»

Статья 14 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «Задержание»

Законодательство

Задерживаемый гражданин обязан исходить из нормативов, заложенных законами РФ. А таковые позволяют ограничивать на некоторое время свободу людей только в определенных случаях. Так, в статье 91 УПК перечислены следующие:

  • подозрение в совершении преступного деяния, которое подтверждается:
    • выполнением незаконных действий в присутствии полиции (застигли на месте);
    • показаниями свидетелей;
    • наличием следов преступного деяния на теле или одежде;
  • попытка убежать от сотрудника;
  • отсутствие постоянного места жительства (прописки);
  • неподтверждение личности документами;
  • наличие готового или готовящегося судебного решения об аресте.

Статья 14 закона № 3-ФЗ дополняет перечень специальными ситуациями. Так, задержанию на правовых основаниям могут подвергаться лица:

  • уклоняющиеся от:
    • исполнения наказания;
    • следственных мероприятий;
  • находящиеся в розыске;
  • сбежавшие из:
    • тюрьмы;
    • психиатрической больницы;
  • некоторые другие.

Ограничить свободу на несколько часов могут людям, нарушающим действующее законодательство. Например, выпивающим спиртное в общественных местах.

Ограничение в сроках задержаний

Полиция действует строго в рамках установленных правил. А они таковы:

  1. через три часа после ограничения в свободе передвижений задержанному должен быть предъявлен протокол с причиной таковых действий;
  2. удерживать гражданина без судебного вердикта разрешено не более 48 часов;
  3. если суд решил, что основания существенны, то срок продлевается на:
    • 72 часа;
    • 120 часов при необходимости сбора доказательной базы.

Внимание: пьяного задержанного освобождают в течение трех часов с момента диагностирования протрезвления.

Процедурные моменты

Закон обязывает правоохранителей документировать свои действия. Процедура включает следующие моменты:

  • сообщение подозреваемому должности, фамилии, имени и отчества полицейского;
  • подтверждение прав документом по запросу подозреваемого;
  • оповещение о законной причине удержания;
  • подготовка протокола;
  • ознакомление человека с документом под подпись;
  • информирование органов прокуратуры о произведенных действиях (после 12 часов нахождения подозреваемого в участке);
  • организация встречи гражданина с защитником (свидание длится не более 2 часов).

Для сведения: задержанного могут подвергнуть обыску. Действия полиции протоколируются.

Какое удержание полицией признается незаконным

Любое отклонение в процедуре от нормативных требований признается неправомерным. Таким образом, нарушение может быть связано:

  • с отказом полицейского представиться;
  • с несоставлением протокола;
  • с ошибками в заполнении документа;
  • с запретом известить защитника о нахождении в участке.

Пожаловаться на незаконность действий правоохранителей можно по телефонам Главного управления собственной безопасности МВД:

Алгоритм действий при неправомерных действиях полиции

В процессе общения с полицией гражданину следует строго придерживаться норм законодательства. Ведь любая ошибка может снизить шанс признания работы правоохранителей неправомерной. Кроме того, необходимо сразу включиться в ситуацию. А это означает следующее:

  • отслеживание тонкостей процедуры;
  • требование соблюдения своих прав;
  • спокойное реагирование на действия правоохранителей;
  • подготовка к составлению жалобы.

Подсказка: следует запоминать последовательность общения и засекать время, чтобы иметь факты для обжалования работы органов правопорядка.

Шаг 1: выяснение информации

В первую минуту неприятного общения нужно требовать демонстрацию удостоверения. Документом полицейский обязан подтвердить свои права. Дальнейшее поведение зависит от ответа:

  1. Если документ показан, то нужно запомнить или записать данные о должностном лице;
  2. Если последовал отказ, то нужно сразу звонить по 02. Это серьезное нарушение процедуры;
  3. Если офицер не дает записать свои данные, то необходимо спросить у него номер дежурной части. Далее делается следующее:
    1. совершается звонок в дежурку;
    2. сообщается о неправомерных действиях их сотрудника.

Подсказка: в любом случае нужно записать данные задерживающего:

  • должность;
  • звание;
  • Ф. И. О..

Если начальство подтвердило, что такового полицейского в отделении не значится, то реагировать следует незамедлительно. Нужно набрать 02 и сообщить о ситуации. Она состоит в том, что гражданина желает похитить человек в форме.

Важно: все входящие звонки на 02 фиксируются и записываются. А это потребуется для дальнейшего разбирательства.

Если правоохранители используют транспорт для перевозки задержанного, необходимо записать (сфотографировать) номер машины. Нелишним будет зафиксировать свидетелей происшествия. Они потом подтвердят неправомерность активности полиции.

Шаг 2: держаться спокойно и уверенно

Разговаривать с офицерами следует подчеркнуто спокойно. Запрещается оказывать им активное сопротивление. Требования на повышенных тонах также не помогут. Нужно спокойно реагировать на поведение нарушителей закона. Тем более что они обязаны сообщить причину удержания. Придется немного подождать.

Сопротивление правоохранителям признается преступным деянием. Потом трудно будет доказать, что человека спровоцировали на таковое сами офицеры.

Разговаривать следует:

  • уверенно;
  • подчеркнуто вежливо;
  • без применения нецензурных выражений;
  • спокойно, четко и недвусмысленно.

Шаг 3: использование законных прав задерживаемого

Гражданин может требовать у полиции следующего:

  • оповещения о произошедшем в течение трех часов:
    • близких родственников;
    • адвоката;
  • совершения одного звонка по телефону;
  • объяснения причины удержания;
  • ознакомления с протоколом (после 3 часов);
  • предоставления государственного защитника (если своего адвоката не имеется).

Кроме того, человек не обязан свидетельствовать против себя. То есть можно отказаться от дачи показаний без присутствия адвоката. Полицейским можно прямо сообщить о намерении обжаловать неправомерное задержание. Если задержанному стало плохо, то ему обязаны предоставить помощь медика.

Подсказка: адвоката правомерно требовать с момента представления протокола.

Шаг 4: изучение протокола

Составные части документа имеют важнейшее значение в определении правомерности процесса. По закону в нем обязаны указывать:

  • дату;
  • время;
  • персональные данные;
  • причину.

Документ следует внимательно прочесть, акцентируя внимание на нюансы. Кроме того, задержанному должны выдать копию. Нужно потребовать свой экземпляр. Также можно делать следующее:

  • попросить внести поправки в текст — замечания пишутся в специальной графе;
  • комментировать содержание;
  • не соглашаться с содержанием, о чем ставится отметка внизу листа;
  • вносить в текст изменения собственноручно — в отведенной для этого графе.

Отказ подписывать бумагу ничего не дает задержанному. Лучше внести собственное мнение в соответствующий раздел. Кроме того, потребуется зафиксировать выдачу копии. Если такового не произошло, то так и указывается: «Копию не получил».

Шаг 5: составление жалобы

Неправомерные решения полицейских можно обжаловать в орган, осуществляющий надзор. Жалоба адресуется прокурору. Текст ее довольно прост. Он включает такие части:

  1. Шапку (справа вверху):
    1. наименование органа-адресата;
    2. персональные сведения о заявителе, в том числе:
      1. Ф. И. О.;
      2. адрес фактического проживания;
      3. контактный телефон;
  2. В «теле» описывается ситуация:
    1. время начала общения с полицией;
    2. причины удержания;
    3. процессуальные подробности;
    4. обоснование неправомерности задержания;
  3. Дата и подпись.

Образец жалобы на незаконное задержание сотрудниками полиции

Подсказка: данные каждого человека, которого привозят в отделение полиции, вносят в специальный журнал. Запись поможет доказать факт нахождения в участке.

Жалоба в прокуратуру пишется в двух экземплярах (при желании).

Один остается в госоргане, на втором ставят дату и номер регистрации. Ответ прокурор обязан направить в письменной форме в течение одного месяца.

Рассмотрение может быть продлено еще на 30 дней, если требуется дополнительное расследование.

Внимание: заявителя вызовут для дачи показаний и подробного обсуждения случившегося. Как правило, работник прокуратуры использует для контактов предоставленный телефонный номер.

Если решение прокурора не удовлетворит заявителя, то можно обратиться в суд. В иске излагаются обстоятельства дела и приводится просьба о возмещении ущерба в порядке пункта 1 статьи 1070 Гражданского кодекса.

А статьи 1100 и 151 закона позволяют истребовать компенсации морального вреда.

Статья 1070 Гражданского кодекса РФ «Ответственность за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда»

Статья 1100 Гражданского кодекса РФ «Основания компенсации морального вреда»

Статья 151 Гражданского кодекса РФ «Компенсация морального вреда»

Внимание: размер компенсации определяется персонально. Но чаще всего суммы взыскиваются в пределах 5-15 тыс. руб.

Ответственность за неправомерное ограничение свободы

Прокуратура проводит следующие мероприятия:

  • запрашивает в полиции материалы;
  • отбирает объяснения у задействованных в операции сотрудников;
  • принимает решение о законности действий.

Подсказка: обо всех этапах проверки заявителя информируют.

Если выяснится, что правоохранители нарушили закон, то материалы направляются в Следственный комитет для возбуждения уголовного производства. Таковое производится в рамках статьи 301 Уголовного кодекса. После расследования дело передается в суд. В статье 301 приведены такие максимальные наказания:

  • лишение свободы на срок до 2 лет или ограничение до 3;
  • принудительные работы до 2 лет;
  • арест на период от 4 до 6 месяцев;
  • запрет на занятие профессиональной деятельностью до 3 лет.

Статья 301 Уголовного кодекса РФ «Незаконные задержание, заключение под стражу или содержание под стражей»

Уголовному преследованию дознаватели подвергаются редко. Как правило, дело ограничивается дисциплинарным взысканием. О серьезном нарушении закона речь может идти, если с задержанным не проводились следственные мероприятия. Лишить человека свободы без объяснений не могут даже люди в погонах — это запрещено.

Заключение

Неправомерным удержание в участке признается, если полицейские нарушают процедуру и суть закона. Таковое поведение обжалуется в прокуратуре. Работники указанного органа обязаны защитить права потерпевшего. Но и сам задержанный должен выполнять требования закона:

  • вести себя спокойно;
  • не оказывать сопротивления;
  • предоставлять объяснения и иное.

Подсказка: если расследование прокурора не удовлетворило гражданина с нарушенными правами, то можно написать жалобу в региональную или Генеральную прокуратуру. Сделать это можно через интернет путем посещения официального сайта органа.

Посмотрите видео о том, что делать при задержании сотрудниками полиции 19 июля 2018, 16:22 Июл 19, 2018 16:22 Защита прав потребителей Ссылка на текущую статью

Источник: https://potrebitel.guru/obshee/nezakonno-zaderzhali-pravoohranitelnye-organy.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.